Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Беломорско-Онежское пароходство Министерства речного флота РСФСР (1940-1991)

Свернуть
X
 
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Vitalis Merta
    Участник ответил
    Беломорско-Онежское пароходство



    Год основания

    1940
    Расположение

    Флаг России Флаг Карелии Петрозаводск, Республика Карелия, Россия
    Отрасль

    перевозки водным транспортом
    Веб-сайт

    [1]

    Беломорско-Онежское пароходство (БОП) — российская судоходная компания. Создана постановлением Совета Народных Комиссаров ССР от 01 июня 1940 года в результате выделения из состава Северо-Западного пароходства. В задачи БОПа входила транспортировка грузов и пассажирские перевозки в районе Белого моря, Беломорско-Балтийского канала и Онежского озера. Управление БОПа находится в городе Петрозаводске (в годы оккупации Петрозаводска пароходство находилось в Архангельске (с 1941 по 1942 годы) и Беломорске (с 1942 по 1944 годы). Первым начальником Беломорско-Онежского пароходства был А.В.Тимофеев.
    Содержание

    1 История
    2 Список руководителей Беломорско-Онежского пароходства
    3 Пассажирские линии и флот
    4 Скоростные линии и флот
    5 Литература
    6 Ссылки

    История

    В 1940 г. флот БОПа состоял из 70 буксиров, 265 единиц несамоходного флота, грузопассажирских пароходов и паротеплоходов - "Роза Люксембург" (старейший, построен в 1897 г., бывший "Святой Николай"), "Карл Маркс" (1909 года постройки), "Петрозаводск" (1899 года постройки), "Онежец" (1888 года постройки), "Безбожник"(1914 года постройки, бывший "Ямбург"), "Трамвай №1" и "Трамвай №2" (1936 года постройки), "Ямбург", "Акула", "Интер № 205", также с 1941 г. - "Урицкий" (бывший "Иван Сусанин" 1912 года постройки), "А. Жданов", с 1944 г. - "Вересаев".

    В годы Великой Отечественной войны суда БОПа участвовали в эвакуации населения и ценностей, обеспечивали нужды фронта и тыла. Суда "Огюст Бланки", "Ижорец-18", "Мартиец-89", "Видлица", "Шуя", "Бакунин" и другие участвовали в боевых действиях в составе Онежской военной флотилии.

    С 1965 года пароходство осуществляет перевозки экспортно-импортных грузов в смешанных «река-море» плаваниях за границу. 16 марта 1993 года пароходство акционировано, официальное название — АООТ (с середины 1990-х годов — ОАО) «Беломорско-Онежское пароходство».
    Грузовые теплоходы "Невский-10" и "Невский-12" - в составе БОПа с сер. 1980-х гг. по сер. 2000-х гг.. В настоящее время в составе Петрозаводской Судоходной Компании

    В состав пароходства входили Петрозаводский порт (в том числе - приписной пункт Вознесенье) пристани Шала, Надвоицы, Медвежьегорский порт, Медвежьегорская ремонтно-эксплуатационная база флота флота (Медвежьегорский судоремонтно-судостроительный завод, Пиндушская РЭБ флота, (после выведения из состава ОАО БОП предана как структурное подразделение ООО ОСЗ под названием ООО МСБ)(ликвидирована в2010-м году), Беломорский эксплуатационный участок (Беломорский морской порт, в том числе - приписные пункты Кандалакша и Архангельск), Петрозаводская ремонтно-эксплуатационная база флота (Петрозаводский судоремонтный судостроительный завод).

    В 1991-1992 гг. при участии Беломорско-Онежского пароходства создаются совместные (с германской стороной) предприятия "Совбоптранс" (судоходное) и «Onega Arminius Shipbuilders» (судостроительное). В 2002 году на базе ранее действующих подразделений ОАО «БОП» созданы два дочерних предприятия: ООО «Онежская Стивидорная компания» (Позднее — ТК «Корвет», затем ТК «БОП») и ООО «Онежский Судостроительный завод». Также в 2002-2007 гг. из ОАО "БОП" были выделены различные структурные подразделения - ООО «Судоходная компания Орион», ООО «Беломорско-Онежское пароходство» и ООО «Беломорско-Онежская круинговая компания».

    В 2007 г. ОАО "БОП" реорганизовано в форме присоединения к ЗАО «Невская судоходная компания». ООО "Беломорско-Онежское пароходство" ликвидировано в 2009-м году.


    В разное время пароходством эксплуатировались самоходные грузовые суда типа «Волго-Дон», «Волжский», «Волго-Балт», «Балтийский», «Невский», «Сормовский», «Морской», «Беломорский», «Волга», «Онежский», «Амур», СТК, «Выг», суда проекта 10523. Также в составе пароходства находились буксирные суда, несамоходные лихтеры, вспомогательные суда «Онего» проекта 873 (1960-е годы), «Капитан Заонегин» проекта 1462, «Капитан Вознесенский» (до 1978 г. - «Теплотехник») проекта 873а, «Водолаз», «Капитан Глебов» и «Навага» проекта 376У, «В. Щеплинцев» проекта 1710, рефрижератор "Север" проекта 7 БК, ледокол «Нева» проекта 16, спасательное судно «Инженер Нарин» (до 1981 г. - "Днепро-Буг") -проекта 623 и другие. Беломорско-Онежское пароходство имело также агитационные пароходы «Керчь» (1940-е гг.), «Мариуполь» (1950-е гг.), агиттеплоход «Спутник» проекта 1162 (нач. 1960-х гг. - конец 2000-х гг.).
    Список руководителей Беломорско-Онежского пароходства

    Начальники пароходства

    1940-1946 гг. - А.В. Тимофеев
    1946-1951 гг. - А.Н. Новоселов
    1951—1954 гг. - С.В. Сысоев
    1954-1958 гг. - А. Данилов
    1958-1959 гг. - В.А. Сабуров
    1960-1970 гг. - В. Успенский
    1970-1987 гг. - Е.О. Васильев
    1988-1993 гг.- О.С. Бачинский

    Генеральные директора

    1993-1997 гг.- О.С. Бачинский
    1998-2001 гг. - Н.В. Грачев
    2001 г. - А.В. Нелидов
    2002 г. - Е.В. Корюшкин
    2002-2005 гг. - А.В. Ларшин
    2006-2007 гг. - С.И. Розолинский (в настоящее время директор ООО "БОП")

    Пассажирские линии и флот

    Беломорско-Онежское пароходство обслуживало пассажирские водные линии с момента создания в 1940 г. Это были как линии, перешедшие в его ведение от Северо-Западного речного пароходства, так и новые. На Онежском озере функционировали линии Вознесенье-Петрозаводск-Медвежьегорск, Петрозаводск-Шала, Медвежьегорск-Беломорск, Петрозаводск-Ламбасручей, на реке Водле - Пудож(Подпорожье)-Стеклянное, на Выгозере - Медвежьегорск-Надвоицы. На линии Ленинград-Петрозаводск-Медвежьегорск работали пароходы "Урицкий" и "А. Жданов".

    БОП обслуживало линии на Онежском озере Петрозаводск-Песчаное-Шуньга-Медвежья Гора, Петрозаводск–Кижи-Великая Губа, Петрозаводск-Ламбасручей, Петрозаводск-Коной губа-Типиницы, Петрозаводск-Подпорожье, Петрозаводск-Зимник-Бараний Берег, Петрозаводск-Кузаранда, Петрозаводск-Ялгуба-Суйсарь-Кулмукса-Узкие Салми (до 1962 г.), Петрозаводск-Соломенное-Шликин Наволок (до 1962 г.) Линдозере и Выгозере (линии Надвоицы-Сегежа-Валдай-Вожмозеро, Полга), р. Водле (линии Стеклянное-Пудож–Подпорожье, переправа Стеклянное-Лесозавод), Чупинской губе Белого моря, Пяозере, озерах Верхнее, Среднее и Нижнее Куйто (линии на Войницу, Калевала-Луусалми, Софпорог-Зашеек), Сандал (линии Кондопога-Ерши-о. Лычный), Топозеро (Кестеньга-Кизрека). С 1965 г. были введены рейсы теплоходов «Окунь» и «Лермонтов» на Белом море на линиях Кемь – Соловецкие острова, Беломорск – Соловецкие острова (закрыта в 1973 г., возобновлена из Беломорска в 2004 г. СПК "Комета-12", закрыта с 2009 г.). Также БОП обслуживало ряд паромных переправ.

    С 1960 по 1963 гг. БОП оказывало услуги прогулочных катеров-такси – имелись 4 катера-такси на линиях Петрозаводск-Ивановские острова, Петрозаводск-Чертов Стул, Петрозаводск-Соломенное, Петрозаводск - аэропорт.
    Судно на подводных крыльях "Комета-5" Беломорско-Онежского пароходства


    В 1960-1980 г. Беломорско-Онежское пароходство обслуживало туристические линии – Петрозаводск-Кижи, Кондопога – Кижи, Петрозаводск-Шала-Медвежьегорск-Повенец-Кондопога-Кижи-Валаам-Ленинград-Петрозаводск; Петрозаводск-Астрахань, а также организовывало прогулочные рейсы по Петрозаводской губе Онежского озера, акватории Онежского озера для жителей Медвежьегорска, акваториях озера Сандал и Онежского озера для жителей Кондопоги, рейсы для населения по сбору грибов и ягод в Кулмуксу, Суйсарь, Шокшу.

    Пассажирские линии обслуживали суда Беломорско-Онежского пароходства: пароходы «Урицкий» (эксплуатировался на пассажирских линиях БОПа 1941-1959), «А. Жданов» (1941, 1946-1947), «Володарский» (1940-1945, 1955-1958), «Карл Маркс» (1940-1947), «Онежец» (1940-1947), «Роза Люксембург» (1940-1955, списана в 1956), Трамвай №1 и №2 (1940-1946), «Джамбул» (1940-1958), «Вересаев» (1944-1956, в 1957 переоборудован в грузовой), «Безбожник» (1940-1941), «Лесной» (1945-1954), «Нарва» (1945), теплоходы «Лермонтов» проекта 623 (1954-1979, списан в 1987), Ом-337 (1959-1988), Ом-344 (1964-1987), Ом-357 (1970-1973) проекта 780; «Москвич-171» (1955–1977), «Москвич-172» (1955–1980) проекта 544, Мо-94 839 проекта (1964 – 1970); «Беломорье» проекта 1430 (1972-2007, в 2008 г. эксплуатировался компанией «ТК БОП»), «Ладога» проект 646 (1959–1997); «Московский-2» (1984- в 2008 г. эксплуатировался компанией «ТК БОП» под именем "Онежская жемчужина"), «Московский-23» (1987- в 2008 г. эксплуатировался компанией «ТК БОП» под именем "Кижское ожерелье", в 2009 г. эксплуатировался ООО "Скат") проекта 81080; «Днепро-Буг» проекта 623 (1955-сер.1980-х гг.), "К.Э. Циолковский" проекта 588 (1964-1980), "Михаил Ломоносов" (1979-2000-е гг.) проекта 301, «Серго Орджоникидзе» (1960-1961 г.) проекта 588, «Мезень», «Спутник» проекта 1152, "Капитан Заонегин" проекта 1462 (1981-1990-е гг.).

    Также на пассажирских линиях работали катера МК-14 (1957-1963), МК-24 (1956-1957), «Навага» (1960-е-1970-е гг.), «Лосось» (1960-е-1980-е гг.), «Судак» (с 25 апреля 1969 г. - «Калевала», 1960-е-1980-е гг.), «А. Перттунен» (1960-е гг.), «Лещ» (до 1967 г.), «Окунь» (1960-е гг.), «Сиг» (1960-е гг.), проекта 376У (1960-е – 1990-е гг.), «Заря», «Сампо», «Сандал» проекта 371бис (1970-1990-е гг.), суда МРБ 20/1, МРБ20/2, МРБ20/3, МРБ 20/4, МРБ 20/5, МРБ 20/6, МРБ-40 "Волна" проекта 921 (1960-е-1980-е гг.), переправа СП-41.
    Скоростные линии и флот

    Скоростной флот обслуживал в 1960-х-2000-х гг. линии Петрозаводск-Вознесенье, Петрозаводск-Шала, Петрозаводск-Кижи, Петрозаводск-Кижи–Великая Губа, Петрозаводск-Медвежьегорск, Петрозаводск-Пиньгуба-Ялгуба, Петрозаводск-Суйсарь, Петрозаводск-Вытегра, Петрозаводск-Шала.

    Состав скоростного флота пароходства и годы эксплуатации в БОПе:

    Суда на подводных крыльях

    «Ракета-10» (1960 - 1964)
    «Метеор-23» (1964 - 1976)
    «Метеор-60» проекта 342 (1968 - 1977)
    «Метеор-90» (1972 - 1978)
    «Комета-1» проект 342М (1966 - 1977)
    «Комета-3» проект 342МС (1969 - 1989)
    «Комета-5» проект 342МТ (1978 – в 2008 г. эксплуатировалась «ТК БОП»)
    «Комета-6» проект 342МТ (1977- в 2008 г. эксплуатировалась «ТК БОП»)
    «Комета-7» проект 342МТ (1974 - в 2008 г. эксплуатировалась «ТК БОП»)
    «Комета-9» проект 342МТ (1976 - в 2008 г. эксплуатировалась «ТК БОП»)
    «Комета-11» проект 342МТ (1977 - в 2008 г. эксплуатировалась «ТК БОП»)
    «Комета-12» проект 342Э (1978 - в 2008 г. эксплуатировалась «ТК БОП»)
    «Комета-17» проект 342НЭ (1982 - в 2008 г. эксплуатировалась «ТК БОП»)
    «Колхида-1» проект 10391 (1986 - эксплуатировалась до сер. 1990-х гг, в 1997 г. продана, переименована новым собственником в "Delfin IV", затем в "Триаду")
    «Колхида-2» проект 10391 (1987 - эксплуатировалась до сер. 1990-х гг, в 1997 г. продана, переименована новым собственником в "Delfin I")

    Скоростные теплоходы типа "Заря"

    «Заря-123» проекта 946а (1971-1984). Обслуживала линию Шала - Подпорожье на р. Водла.
    «Заря-366Р» проекта Р83. (1984 - эксплуатировалась по 1997 г., списана в 2007 г.). обслуживала линию Кондопога - остров Лычный - Тивдия на озере Сандал.

    Беломорско-Онежское пароходство выпускало газеты — в 1944—1956 гг. «Сталинский путь», 1956—1970 гг., 1972—2005 гг. — «Водник Карелии».
    Литература

    Кузнецов Н.Н. Навигация длиною в полвека - Петрозаводск, 1989.
    Речной транспорт за 50 лет Советской власти - М., 1967.
    Титаренко Г.А. Голубые дороги Карелии - Петрозаводск, 1974.

    Ссылки

    Сайт Беломорско-Онежского пароходства
    Сайт Онежского судостроительного завода
    Сайт «ТК БОП»

    В этой статье указано: "Вересаев" 1944 -56, в 1957 году переоборудован в грузовой.
    Возможно, так и было.

    Прокомментировать:


  • Vitalis Merta
    Участник ответил
    http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&...b9DRrw&cad=rjt

    О пассажирском флоте БОПа можно посмотреть здесь.

    Прокомментировать:


  • Vitalis Merta
    Участник ответил
    Информация, вероятно, КОРТИКА, тема "На речном фарватере"

    Рамзес: 1940 г. список пароходства на момент создания. 1. Андрей Жданов . грузопассажирский пароход, передан БОПу в 1941 году линия Ленинград-Петрозаводск-Медвежьегорск. 1950-е гг. другой "А.Жданов"-буксир финской постройки. 2. пароход Анохин., на котором И.Сталин из Ленинграда прибыл на ББК в 1933 году. 3. пароход Баян 4. пароход Винница. 5. пароход Видлица .буксир 6. пароход Вересаев 23 января 1953 г 7. пароход Гарибальди 8. пароход Герцен 9. пароход Грузия (приписан к пристани Шала, восточный берег Онежского озера) 10. БП Ижорец - 20 11. БП Ижорец - 30 12. БП Ижорец - 38 13. БП Ижорец - 48 14. БП Ижорец - 53 15. БП Ижорец - 65 16. БП Ижорец – 82 17. пароход Кингисепп. Этот буксир во время войны работал на Белом море. 18. пароход Камбала 19. пароход Карл Маркс. На нем делегаты сессии Карельского ЦИК прошли Повенецкую лестницу. 20. пароход Красная Армия 21. пароход Медвежьегорск 22. пароход Металлист 23. пароход Молоков 24. пароход Нева 25. пароход Огюст Бланки 26. пароход Олонка 27. пароход Осетр 28. пароход № 12 29. пароход № 50 30. пароход № 52 31. пароход Паша 32. пароход Пролетарий 33. пароход Пролетарский мир 34. пароход Пятилетка 35. пароход Рабочая надежда 36. пароход Роза Люксембург (потоплен в войну, поднят в 1945 г.) 37. пароход Рошаль 38. пароход Сакко и Ванцетти. буксир 39. пароход Сиговец 40. пароход Северная Коммуна (затонул в Выгозере зимой 1942 г. от сжатия льдов) 41. пароход Семга 42. пароход Суна 43. пароход Ударник 44. пароход Урицкий. - до национализации "Сусанин" линии Петроград Повенец. Грузопассажирский, 1912 г.С началом боев летом 1941 г. госпитальное судно на Ладоге, затем ушел на Волгу. 45. пароход Фурманов. буксирный. 46. пароход Чекист 47. пароход Эскспортлес-12, буксирный 48. пароход Экспортлес -14, буксирный 49. пароход Ижорец-18 (период войны- канонерская лодка № 13 ;.) 50. пароход Мартиец-89 (период войны-кан.лодка № 14) 51. пароход Каляев (период войны-канонерская лодка № 12 52."Дзержинский"- буксир - затем ТЩ-34 (номера менялись). Воевал в БФ, после войны БОПу.В 1960-х годах буксирное и обстановочное судно Онежского технического участка Управления Беломорско-Балтийского канала 53."Менжинский" - буксир 54."Сергей Киров" - буксир 55."Орджоникидзе"- буксир Продолжения извини - не будет. Как ты хотел так и продолжим.

    Здесь тоже упоминается "Вересаев" с привязкой к 1953 году. Дата его получения пароходством ?

    Тот "Вересаев", что с грузовой мачтой и стрелами датирован 1957 годом ("Водник Карелии") и назван грузовым.
    Пассажирский "Вересаев" построен в 1915 году ( там, где на его фоне капитан Ф.Манасеев и стармех Д.Чукарин).

    "Водник Карелии" в 1946 году писал: " Пассажирский пароход "Вересаев" открыл линию Петрозаводск - Пудож."

    Прокомментировать:


  • Vitalis Merta
    Участник ответил
    Сообщение от Bull Посмотреть сообщение
    Если так, то как быть с моим БАРЁ, версия идентичности рушится.
    Остается ждать, возможно всплывет еще какая-нибудь информация. Вряд ли в 1950-е годы "Вересаева" так досконально перестроили. Тем более, что вскоре его все же списали.

    Прокомментировать:


  • Bull
    Участник ответил
    Присмотрелся, мне кажется все-таки это один и тот же Вересаев. Просто позже основательно переделанный. Рубка одна и та же, просто перенесеная вперед, но конструкция идентичная, насколько позволяет рассмотреть газетное фото. Грузовые колонки со стрелами в походном положении крест накрест. Носовая часть очень похожа. Если так, то как быть с моим БАРЁ, версия идентичности рушится.

    Прокомментировать:


  • Леонид Белкин
    Участник ответил
    Сообщение от Ptzwc Посмотреть сообщение
    Онежский-9 из книги "Карелия. История и современность"
    А это что за гидросооружение на фото - если шлюз то какой номер или название ?

    Прокомментировать:


  • Ptzwc
    Участник ответил
    Сообщение от Vitalis Merta Посмотреть сообщение
    Катера эти, т.н. "ярославцы" по-моему.
    По-идее, это "ярославцы" "Окунь"(1958 года постройки) - место "работы" Петрозаводская губа

    "Судак" (1958 года постройки)- оз. Сандал.

    "Лещ" (1958 года постройки)- Выгозеро.

    "Щука" (1958 года постройки) - Петрозаводская губа.

    "Навага" (1958 года постройки) - Чупинский залив.

    "Лосось" (1958 года постройки) - Пяозеро.

    "Сиг" (1958 года постройки) - Среднее Куйто.

    До этого там работали мотокатера, полученные БОПом после ликвидации Межрайонной эксплуатационной конторы Управления по транспортному освоению малых рек и озер, после наркомата транспорта, а также от Министерства коммунального хозяйства, которые владели флотом малых рек и озер в 1950-х годах. те были номерными, еще у БОПа были м/б "Суна", "Буря", "Полга" и другие, непонятно, пассажирские или для других целей (хотя, может некоторые и морскими буксирами, а не мотоботами - сокращение одинаковое).
    Последний раз редактировалось Ptzwc; 17-03-2012, 16:42.

    Прокомментировать:


  • Ptzwc
    Участник ответил


    Онежский-9 из книги "Карелия. История и современность"


    "Онежское озеро" - иллюстрация к БСЭ на Яндексе.

    Последний раз редактировалось Ptzwc; 15-03-2012, 19:02.

    Прокомментировать:


  • Vitalis Merta
    Участник ответил
    Сообщение от Ptzwc Посмотреть сообщение
    Статья в газете 1958 года о ледоколе "Нева".
    Спасибо, Ptzwc ! Катера эти, т.н. "ярославцы" по-моему. А ледокол "Нева" долго в печати обозначали как "Ледокол Нева". У него так и на борту одно время значилось...Чтобы не перепутали с чем-нибудь...

    Прокомментировать:


  • Ptzwc
    Участник ответил


    Статья в газете 1958 года о ледоколе "Нева".



    Малый флот БОПа 1961 года

    Прокомментировать:


  • Vitalis Merta
    Участник ответил
    Сообщение от Bull Посмотреть сообщение
    Нет стал, мой снимок BARO абсолютно точно повторяет формы пассажирского ВЕРЕСАЕВА
    Значит Ваш ВАРЁ и мой ВАРЁ - разные пароходы, хоть и похожие. Мой - то не стал все же...

    Прокомментировать:


  • Bull
    Участник ответил
    Нет стал, мой снимок BARO абсолютно точно повторяет формы пассажирского ВЕРЕСАЕВА

    Прокомментировать:


  • Vitalis Merta
    Участник ответил






    Вопрос по пароходу БОПа "Вересаев". На первых двух снимках из газеты "Водник Карелии" - два разных парохода "Вересаев".
    А финляндский пароход БАРЁ все же не стал пароходом "Вересаев". Это другое судно.

    Прокомментировать:


  • Vitalis Merta
    Участник ответил


    Аналогичный теплоходу "Иловля" сибирский СТ проекта 2760.

    Теплоход БОПа "Иловля" относился к типу СТ-700.

    Серия однопалубных винтовых сухогрузных теплоходов с люковыми закрытиями, полу-утопленной надстройкой на носу и двухярусной надстройкой в кормовой части. Предназначенные для перевозки генеральных грузов. Первоначально строились суда проекта 276, затем на их основе были построены суда проекта 2760. На основе судов проекта 2760 были созданы суда-плавмагазины типа ПМ проекта 2766.

    БОПовский теплоходик -СТ-шка "Иловля" бегал по Онежскому озеру и по шлюзам Мариинской системы. И вошел в историю тем, что утром 2 ноября 1963 года прошел по старой Мариинке последним. Через два часа началось перекрытие реки Вытегры. Мариинская система перестала существовать в своем начальном виде.
    А в июне 1964 года по новой трассе Волго - Балта прошли первые речные суда: пассажирский пароход "Красногвардеец" СЗРП открыл новую пассажирскую линию Ленинград-Ярославль.
    Об этом писала газета "Водный транспорт" 2 августа 1990 года.

    Проект 276, 2760
    Класс речного регистра: О

    Судостроительное предприятие: Elbewerft Boizenburg GmbH (Германия, Бойценбург)
    Длина, м: 67,3
    Ширина, м: 8,48
    Высота габаритная, м: 8,48
    Высота борта, м: 2,6
    Осадка, м: 2,14
    Водоизмещение, т: 1000
    Грузоподъемность, т: 700
    Кол-во трюмов: 4
    Марга ГД: 8NVD36
    Мощность ГД, кВт: 2x300
    Скорость с грузом, км/ч: 16,5
    Мест для экипажа, чел.: 14 (изначально)
    Автономность, сут.: 7,5-10
    Последний раз редактировалось Vitalis Merta; 05-03-2012, 00:19.

    Прокомментировать:


  • Vitalis Merta
    Участник ответил


    Швартовка в Красноводске. Теплоход "Балтийский -16" БОПа. 1970-е годы.

    Прокомментировать:

Обработка...
X