Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Военная ветка

Свернуть
X
 
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • alecs
    Участник ответил
    Некоторые фото "малюток" военных времен.
    м-111

    м-32

    м-171

    м-172

    м-174- на фото оторван нос взрывом мины.

    М-174 (до 16.06.1939 г. “М-91”)
    Заложена 29.05.1937 г. ("Новое Адмиралтейство", Ленинград), спущена 12.10.1937 г., вст. в строй 24.10.1938 г. и вошла в состав КБФ. 19.05.1939 г. ушла по Беломорско-Балтийскому каналу на Север и 21.06.1939 г. вошла в состав СФ. Потопила 21.12.1941 г. германский транспорт "Emshorn" (4301 брт). 3.07.1942 г. удостоена гвардейского звания. Тяжело повреждена 24.03.1943 г. при подрыве на мине в Варангер-фьорде (оторвана носовая часть до 9 шпангоута), но самостоятельно вернулась в базу. Погибла 14 - 17.10.1943 г. предположительно от подрыва на мине в Варангер-фьорде.

    Прокомментировать:


  • Dr_AVI
    Участник ответил
    Сообщение от alecs Посмотреть сообщение
    Приветствую Дмитрий.

    Что то тему "малюток" еще не поднимали.

    Основной отличительной особенностью лодок этого проекта было наличие единой для надводного и подводного хода энергетической установки (дизельной), работающей на принципе химического поглощения углекислоты выхлопных газов. Главный конструктор А. С. Кассациер (ЦКБ-18).
    Вообще-то двигательная установка на "малютке" была классического типа для ПЛ Второй мировой.
    На Вашей схеме это прекрасно видно.
    Дизель для надводного надводного движения, электродвигатель и аккумуляторы подводного хода.
    Малютки строились в модификациях VI, VI бис, XII, XV серий. Ниболее совершенная XV серия имела следующие характеристики:
    Водоизмещение нормальное: 281 т (надводное); 351 т (подводное).
    Длина 50,5 м ; Ширина 4,4 м ; Осадка 2,81 м
    Мощность:
    дизелей 2х600 л.с.
    электромоторов 2х218 (по другим данным 2х230) л.с.
    Запас топлива (полный) 28,2 (92) т.
    Две группы аккамуляторных батарей по 60 элементов типа "МС" в каждой.
    Скорость хода максимальная:
    15,5 узлов (надводная)
    7,9 узлов (подводная)
    Дальность плавания экономическим ходом:
    4.500 миль 8 узлов (над водой)
    85 миль 2,9 узла (под водой)
    Глубина погружения:
    60 м рабочая; 70 м предельная.
    Время погружения 35 секунд.
    Автономность 15 суток (максимальная 22 суток).
    Время непрерывного пребывания под водой прои использовании всех средств регенерации 48 часов.
    Вооружение:
    4-533мм носовых торпедных аппарата. 4 торпеды.
    1-45мм (21-К) орудие (200 выстрелов).
    Экипаж 32 (по другим данным 24) человека.
    Часть лодок этой серии приняла участие в боевых действиях.
    № ПЛ Заводской № Завод -
    строитель Заложена Спущена на воду Введена в строй
    М-200 122 196/638 31.03.1940 17.07.1941 20.03.1943
    М-201 123 196/638 31.03.1940 17.07.1941 29.08.1943
    М-202 138 196/638 15.11.1940 15.07.1941 23.02.1944
    М-203 139 196/638 31.10.1940 07.07.1941 01.11.1944
    М-204 140 196 31.10.1940 17.07.1946 25.06.1947
    М-205 141 196 31.12.1940 10.11.1946 22.07.1947
    М-206 142 196 31.12.1940 26.04.1947 30.09.1947
    М-214 113/306 112/402/196 31.05.1941 24.09.1946 14.08.1947
    М-215 114/307/289 112/196 30.04.1941 22.07.1947 31.10.1947
    М-216 115/308/290 112/196 30.04.1941 26.07.1947 05.11.1947
    М-217 116/309 112/196 30.04.1941 26.07.1947 10.11.1947
    М-218 117/310 112/402/196 30.04.1941 10.09.1947 10.11.1947
    М-219 118/311 112/402 30.04.1941 - - *
    М-234 353 112/196 20.06.1941 25.04.1948 31.07.1948
    М-235 354 112/196 20.06.1941 25.04.1948 25.08.1948
    Последний раз редактировалось Dr_AVI; 20-05-2008, 21:20.

    Прокомментировать:


  • Клепиков Дмитрий
    Участник ответил
    Спасибо, Алекс. Вот немного отойду от бурных майских круизов и путешествий и тоже подключусь. Сил сейчас что-то просто вообще нет))

    Прокомментировать:


  • alecs
    Участник ответил
    Приветствую Дмитрий.

    Что то тему "малюток" еще не поднимали.

    ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
    Во время войны 41-45 г.г. в районе от г. Одесса до румынского г. Сулина находились позиции советских подводных лодок. Немецкие и румынские транспорты с военными грузами, шли, прижимаясь к берегу, чтобы стать незаметными на его фоне. Акватория вдоль караванных путей была густо напичкана минными полями, а сами караваны шли под прикрытием канонерских лодок, но наши подводники все же умудрялись находить проходы в минных полях и топить вражеские конвои.

    Большое количество фашистских транспортов так и не пришли к месту назначения. Не всегда везло и нашим подводникам. В этом районе погибли две подлодки типа «М»: «М-118» (Командир капитан-лейтенант Савин С.С.) и «М-31» (Командир капитан-лейтенант Расточиль Е.Г.).

    Подводные лодки типа «М» - на флоте, по начальной букве называли «Малютками».
    Подводная лодка предназначалась для защиты портов, военно-морских баз и мест рассредоточенного базирования ВМФ СССР от нападения кораблей противника,а также для нанесения торпедных ударов по кораблям и судам противника в условиях узостей и шхер. Основной отличительной особенностью лодок этого проекта было наличие единой для надводного и подводного хода энергетической установки (дизельной), работающей на принципе химического поглощения углекислоты выхлопных газов. Главный конструктор А. С. Кассациер (ЦКБ-18).

    Краткие тактико-технические характеристики
    малых подводных лодок типа «М»
    Водоизмещение:
    Надводное 205т.
    Подводное 240т.
    Длина 42 метра
    Ширина 3.30 метра
    Осадка в надводном положении 2,58 метра
    Мощность двигателей 685 л.с.
    Скорость максимальная:
    - надводная 13,5 уз
    - подводная 8 уз
    Глубина погружения предельная 60 метров
    Вооружение:
    - 2-е торпеды 533 мм
    - 1 пушка 45 мм
    Экипаж 21 человек

    Прокомментировать:


  • a.bukovski
    Участник ответил
    Вот, обнаружил....

    «Адмирал Нахимов» выйдет в море

    Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».


    Вопрос об утилизации тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАРК) «Адмирал Hахимов» командованием Военно-морского флота России не рассматривается, корабль будет возвращен в боевой состав Северного флота. Об этом было заявлено на праздничном построении на палубе корабля, который проходит ремонт на ФГУП «Севмашпредприятие», посвященном очередной годовщине со дня поднятия на ТАРК Военно-морского флага.
    «С 1999 года «Адмирал Hахимов» находится у причала Севмаша, но, несмотря на столь продолжительный срок, силами экипажа и служб предприятия крейсер поддерживается в хорошем состоянии», - сообщила Интерфаксу специалист пресс-службы предприятия Анастасия Hикитинская.
    В настоящее время, отметила она со ссылкой на заявление ответственного сдатчика корабля Бориса Гулина, идет корректировка графика ремонта, в соответствии с которым будут проводиться дальнейшие работы. Так, уже в этом году корабелы готовятся к выгрузке активной зоны реактора.
    Для реализации проекта на заводе проведена большая работа по подготовке производства к ремонту крупных надводных кораблей. Это перспективное направление для Севмашпредприятия. В частности, прорабатывается вопрос о ремонте в Северодвинске аналогичного «Hахимову» ТАРК «Петр Великий» и тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».
    Hа «Hахимове» предполагается провести замену морально устаревшего радиоэлектронного вооружения, демонтаж которого уже завершен, и установку нового компьютерного оборудования. Также планируется заменить находящиеся здесь на вооружении пусковые установки ракетного комплекса «Гранит» на более современные.
    У кораблей этого класса интересная история. Стоит вспомнить о том, что еще в 1961 г. в боевой состав ВМС США вошел первый атомный крейсер УРО «Лонг Бич». Это событие послужило толчком к созданию отечественного боевого атомного надводного корабля. Естественное развитие военно-морской техники также оказалось причиной того, что в 1964 году начались исследования по определению облика первого в нашей стране боевого надводного атомохода.
    Основой исследований явилась объективная потребность флота в океанском надводном корабле, способном действовать в удаленных районах мирового океана в составе группировки и самостоятельно, преимущественно с противолодочными задачами. Исследования завершились тактико-техническим заданием на разработку проекта большого противолодочного корабля с атомной энергетикой водоизмещением 8.000 тонн.
    Новый атомный корабль с самого начала стал любимым детищем главнокомандующего ВМФ С. Горшкова. Тем не менее проектирование шло трудно и довольно медленно. С первых же этапов начало расти водоизмещение, что заставило искать все новые и новые варианты главной энергетической установки, в первую очередь паропроизводящей ее части. В конце концов было принято решение о создании специальной энергетической установки (ЭУ). При этом главком потребовал размещения резервной ЭУ на органическом топливе. Его опасения можно было понять: отечественный опыт эксплуатации атомоходов был сравнительно небольшим, а боевой корабль - это даже не ледокол, да и обеспечение его стоянки при нашей системе базирования всегда было болевой точкой флота.
    При проектировании исходили из того, что решение кораблем главной задачи будет обеспечено только при наличии достаточной боевой устойчивости. Не вызывало сомнений, что наибольшую опасность для него представляет авиация, поэтому предусматривалось эшелонирование средств ПВО корабля по всей ее глубине, элементам, принципам построения, калибрам и т. д.
    Противокорабельные ракеты в проекте появились не сразу. Строившиеся у нас в те годы противолодочные корабли достаточно эффективного ударного оружия не несли, что существенно снижало их боевую устойчивость. Было учтено также то, что надводный флот США начал интенсивно оснащаться противокорабельными ракетами. Таким образом, облик первого отечественного атомного корабля приобрел многоцелевую направленность, и он получил окончательное наименование - атомный ракетный крейсер.
    В 1973 г. его проектирование было завершено, а весной следующего года состоялась закладка. От первого легкого крейсера советской постройки, оставившего заметный след в истории нашего ВМФ, головной крейсер унаследовал наименование «Киров» «(Адмирал Ушаков)». Его постройка велась медленно и не очень ритмично. Головной корабль был спущен на воду в конце 1977 г. и еще два с лишним года достраивался на плаву. «Адмирал Нахимов», первоначально именовавшийся «Калининым», вошел в состав нашего флота в конце восьмидесятых годов.
    Атомные крейсера этого типа вобрали в себя практически всю номенклатуру боевых и технических средств, созданных за последние десятилетия. Без сомнения, в настоящее время эти корабли - одни из лучших в мире.

    Прокомментировать:


  • alecs
    Участник ответил
    Еще один монитор.
    Единственный тип "Краков"



    СМОЛЕНСК
    Водоизмещение 150 т. Размерения 36.6 х 6.2 х 0.7 м. ГЭУ дизельная, 2 х 70 л. с. Скорость 9/6 узлов. Дальность 648 миль. Вооружение: первоначально 1 х 100 мм гаубица, 1 х 2 х 75 мм (по другим данным 3 х 100 мм гаубицы), 4 х 7.9 мм пулемета; после 1939 г. 1 х 2 х 122/12.8 мм гаубица, 1 х 2 х 45 мм, 3 х 7.62 мм пулемета. Экипаж 33 человека.
    Бывший польский монитор "Krakow". Построен в 1925 - 1926 гг. (Краков, Польша) и 31.10.1926 г. вошел в состав Речной флотилии Польши. 21.09.1939 г. затоплен экипажем на р. Пина в связи с приближением советских войск. В конце сентября 1939 г. поднят водолазами ДВФ и отремонтирован в Пинске. 24.10.1939 г. зачислен в состав ДВФ. 17.07.1940 г. зачислен в состав ПВФ. С началом Великой Отечественной войны действовал на Припяти и Березине. Получил повреждения корпуса и машины 26.07.1941 г. у с. Шацилки, 28.07.1941 г. ушел в Киев и стал в ремонт. 7.08.1941 г. вошел в группу огневой поддержки левого фланга Киевского укрепленного района. 25.08.1941 г. получил повреждения от близких разрывов авиабомб в р-не дер. Сухолучье, а 26.08.1941 г. был тяжело поврежден артиллерией противника у с. Паричи при прорыве в Киев. В дальнейшем действовал на Днепре и Десне. 2.09.1941 г. перешел в Чернигов для уничтожения переправы противника. После выполнения задачи ввиду невозможности прорыва в Киев 15.09.1941 г. был взорван экипажем в Ладинском затоне р. Десна и 22.09.1941 г. исключен из списков ВМФ. Корпус монитора с обрезанными палубой и надстройкой, занесенный илом и заросший осокой сохранился в полузатопленном состоянии до настоящего времени. Неподалеку от места гибели монитора - на конечной остановке рейсового автобуса Чернигов - Ладинка - установлен памятный знак.
    остатки монитора

    остатки монитора

    памятный знак места гибели монитора "Смоленск"

    Прокомментировать:


  • alecs
    Участник ответил
    Вольф приветствую.

    В рассказе по монитору есть ошибки.- по названию, и датам.
    ----------------------------------------------------------------
    Водоизмещение 650 т. Размерения 59 х 9.5 х 1.6 м. 2 ПМ, 1400 л.с. Скорость 10 узлов. Бронирование: пояс 40 мм, палуба 25 мм, рубка 75 мм. Вооружение: 3 х 120 мм, 4 х 37 мм и 4 х 20 мм, 2 х 7.92 мм и 1 х 7.62 мм пулемет. Экмпаж 129 чел.
    Первоначальное название "Темеш". Заложен 30.01.1903 г. (Будапешт, Австро-Венгрия), спущен 20.03.1904 г., вст. в строй 15.05.1905 г. и вошел в состав ВМС Австро-Венгрии. С 1918 г. в составе ВМС Румынии под названием "Дрина", с 15.04.1929 г. в составе ВМС Румынии под названием "Ардял". 26.08.1944 г. зазвачен советскими войсками в р-не Измаила. С 10.11.1944 г. в составе Дунайской флотилии. 28.02.1948 г. выведен из боевого состава. В 1951 г. возвращен Румынии. Под наименованием М-207 входил в состав ее ВМС до 1959 - 1960 гг., затем разоружен и сдан на слом.

    "Темеш-Дрина-Ардял-Бердянск-М-207"
    ---------------------------------

    И вообще это тип-"Азов", которые были в количестве 5 единиц. (см. ниже)

    1. АЗОВ
    Водоизмещение 750 т. Размерения 62 х 10.5 х 1.8 м. 2 ПМ, 1800 л.с. Скорость 13 узлов. Вооружение: 3 х 120 мм, 5 х 37 мм, 2 х 20 мм, 4 х 12.7 мм и 2 х 7.92 мм пулемета. Экипаж 119 чел.
    Первоначальное название "Ион К.Братиану". Заложен в 1906 г.(Триест), спущен в 1907 г. (Галац, Румыния), вст. в строй в 1907 г. Прошел кап. ремонт в 1937 г. 26.08.1944 г. захвачен в Кислицах в качестве трофея.С 10.11.1944 г. в составе Дунайской флотилии. Участвовал в Венской наступательной операции. 28.02.1948 г. выведен из боевого состава. В 1951 г. возвращен Румынии. Под наименованием М-202 входил в состав ее ВМС до 1959 - 1960 гг., затем разоружен и сдан на слом.

    2. МАРИУПОЛЬ
    Водоизмещение 750 т. Размерения 62 х 10.5 х 1.8 м. 2 ПМ, 1800 л. с. Скорость 13 узлов. Бронирование: пояс 40 мм, палуба 25 мм, рубка 50 мм. Вооружение: 3 х 120 мм, 5 х 37 мм, 2 х 20 мм, 4 х 12.7 мм и 2 х 7.92 мм пулемета. Экипаж 119 чел.
    Бывший "Александру Лаховари". Заложен в 1907 г. (Триест, Австрия), спущен в 1907 г. (Галац, Румыния), вст. в строй в 1907 г. В 1920 г. по мирному договору передан Румынии. 26.08.1944 г. захвачен в качестве трофея в р-не Измаила. С 10.11.1944 г. в составе Дунайской флотилии.28.02.1948 г. выведен из боевого состава. В 1951 г. возвращен Румынии. Под наименованием М-201 входил в состав ее ВМС до 1959 - 1960 гг., затем разоружен и сдан на слом.

    3. БЕРДЯНСК
    Водоизмещение 650 т. Размерения 59 х 9.5 х 1.6 м. 2 ПМ, 1400 л.с. Скорость 10 узлов. Бронирование: пояс 40 мм, палуба 25 мм, рубка 75 мм. Вооружение: 3 х 120 мм, 4 х 37 мм и 4 х 20 мм, 2 х 7.92 мм и 1 х 7.62 мм пулемет. Экмпаж 129 чел.
    Первоначальное название "Темеш". Заложен 30.01.1903 г. (Будапешт, Австро-Венгрия), спущен 20.03.1904 г., вст. в строй 15.05.1905 г. и вошел в состав ВМС Австро-Венгрии. С 1918 г. в составе ВМС Румынии под названием "Дрина", с 15.04.1929 г. в составе ВМС Румынии под названием "Ардял". 26.08.1944 г. зазвачен советскими войсками в р-не Измаила. С 10.11.1944 г. в составе Дунайской флотилии. 28.02.1948 г. выведен из боевого состава. В 1951 г. возвращен Румынии. Под наименованием М-207 входил в состав ее ВМС до 1959 - 1960 гг., затем разоружен и сдан на слом.

    4. ИЗМАИЛ
    Водоизмещение 550 т. Размерения 62.2 х 10.5 х 1.7 м. 2 ПМ 1500 - 1700 л.с. Скорость 12 узлов. Вооружение: 2 х 2 х 120 мм, 5 х 37 мм, 2 х 20 мм, 4 х 12.7 мм и 6 х 7.71 мм пулеметов.
    Первоначальное название "Сава". Заложен в 1914 г. (Линц, Австро-Венгрия), спущен 31.05.1915 г., вст. в строй 15.09.1915 г. С 31.12.1918 г. в составе ВМС Югославии. С 15.04.1920 г. в составе ВМС Румынии под названием "Буковина". Прошел кап. ремонт в 1935 - 1936 гг. 27.08.1944 г. капитулировал перед советскими войсками в р-не Силистрии. С 10.11.1944 г. в составе Дунайской флотилии. 28.02.1948 г. выведен из боевого состава. В 1951 г. возвращен Румынии. Под наименованием М-205 входил в состав ее ВМС до 1959 - 1960 гг., затем был разоружен и сдан на слом.

    5. КЕРЧЬ
    Водоизмещение 770 т. Размерения 62 х 10.5 х 1.8 м. 2 ПМ, 1600 л.с. Скорость 12 узлов. Вооружение: 2 х 2 х 120 мм, 5 х 30 мм, 2 х 20 мм, 4 х 12.7 мм и 1 х 7.62 мм пулемет.
    Первоначальное название "Инн". Заложен в ноябре 1913 г. (Триест, Австро-Венгрия), спущен 25.02.1915 г., вст. в строй 11.04.1915 г. С 15.04.1920 г. в составе ВМС Румынии под названием "Бессарабия". Капитулировал в 1944 г. С 10.11.1944 г. в составе Дунайской флотилии. Участвовал в Венской наступательной операции. 28.02.1948 г. выведен из боевого состава. В 1951 г. возвращен Румынии. Под наименованием М-206 входил в состав ее ВМС до 1960 г., затем был разоружен и сдан на слом.

    монитор "Керчь"
    Последний раз редактировалось alecs; 11-05-2008, 18:43.

    Прокомментировать:


  • Вольф 334
    Участник ответил
    Спасибо alecs за фото и информацию

    Предлагаю вниманию форумчан статью Черникова из журнала "Судостроение" посвященную монитору "Бердянск", бывший румынский "Ардеал", бывший австро-венгерский "Темеш".







    Последний раз редактировалось Владимир М.; 09-05-2008, 13:15. Причина: заменил ссылки на изображения вставкой самих изображений (кликните для увеличнения)

    Прокомментировать:


  • alecs
    Участник ответил
    Для Вольф334
    -------------

    Тип1124-97ед.
    Водоизмещение 52.2 т. Размерения 25.3 х 4.1 х 0.9 м. ДВС бензиновые, 2 х 900 л.с. Скорость 19.4/11.1 узла, дальность 325 миль. Бронирование цитадели 5-8 мм. Вооружение: 2 х 76.2 мм в башнях танка “Т-34” или “Т-35” (часть катеров вооружалась одной - двумя 76.2 мм пушками Лендера, на некоторых катерах вместо второго орудия устанавливалась 82- или 132-мм РПУ), 2 х 12,7 мм и 2 х 7.62 мм пулемета, 10 мин. Экипаж 17 чел.
    Спроектирован в 1934 г. под руководством Ю.Ю.Бенуа. В 1936 г. головной катер прошел испытания и принят к серийному производству.



    №43(бк221)

    с18.09.1942г№64 с3.02.1942г№221 с22.03.1944г бк221
    Заложен в 1941 г. (Красноармейск), спущен в апреле 1942 г., вст. в строй весной 1943 г. и 14.06.1943 г. вошел в состав Каспийской флотилии. 15.09.1943 г. вошел в состав Азовской флотилии ЧФ. Участвовал в Новороссийско-Таманской 9.09 - 9.0.943 г. наступательной и Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантной операциях. 5.11.1943 г. во время шторма получил повреждения, но был отремонтирован и снова введен в строй. 13.04.1944 г. перечислен в Дунайскую флотилию. Участвовал в Белградской 28.09 - 20.10.1944 г. и Будапештской 29.10.1944 - 13.02.1945 гг. наступательных операциях. 26.05.1945 г. получил повреждения, выскочив на берег во время прохода под разрушенным мостом на Дунае, впоследствии отремонтирован. 7.04.1956 г. исключен из списков ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества
    --------------------------------
    тип "С-40"-7ед.

    Водоизмещение 31.9 т. Размерения 24.7 х 3.9 х 0.5 м. ГЭУ дизельная, 800 л.с. Скорость 19 узлов, дальность 125 миль. Вооружение: 1 х 76.2 мм, 3 х 7.62 мм пулемета. Экипаж 13 чел.
    Спроектированы под руководством Ю.Ю.Бенуа для действий на Сыр-Дарье.
    Последний раз редактировалось alecs; 07-05-2008, 17:47.

    Прокомментировать:


  • alecs
    Участник ответил
    Для Вольф334
    --------------
    Вспоминая наш разговор о Дунайских БК.

    ТИП-1125 было построенно 151ед.
    Все перечислять не буду-выборочно.
    ХАРАКТЕРИСТИКИ.
    Водоизмещение 26.5 т. Размерения 22.65 х 3.55 х 0.56 м. ДВС бензиновый, 720 - 800 л. с. Скорость 19.7/15 узлов, дальность 250 миль. Бронирование цитадели и рубки 4 - 7 мм. Вооружение: 1 х 76.2 мм в башне танка “Т-34”, 1 х 12.7 мм и 2 х 7.62 мм пулемета. Экипаж 13 чел.
    Спроектированы в 1934 г. под руководством Ю.Ю.Бенуа. В 1936 г. головной катер прошел испытания и принят к серийному производству. На некоторых бронекатерах 76.2 мм орудие устанавливалась в башне танка "Т-28". Часть катеров, построенных в годы войны, вооружалась 76.2 мм пушками Лендера. Некоторые бронекатера были вооружены 82-мм реактивной пусковой установкой


    бк134

    бк124 (223)

    бк215

    бк241

    бк302

    бк13

    №65 (бк-92)

    история этих номеров.
    №134 ("Герой Советского Союза Красносельский", с 22.03.1944 г. "БК-134")
    Вооружение: 1 х 76.2 мм, 1 х 82 мм РПУ "М-8-М", 1 х 12.7 мм и 1 х 7.62 мм пулемет.
    Заложен в мае 1942 г., спущен весной 1943 г., вст. в строй в июне 1943 г. и 25.07.1943 г. вошел в состав Азовской флотилии. Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантной операции. 13.04.1944 г. перечислен в Дунайскую флотилию. Участвовал в Ясско-Кишиневской 20 - 29.08.1944 г., Будапештской 29.10.1944 - 13.02.1945 гг. и Венской 16.03 - 15.04.1945 г. наступательных операциях. В 1967 г. установлен в качестве памятника в Измаиле.
    ---------------------------
    №223 ("Герой Советского Союза Голубец", с 13.04.1943 г. №124, с 22.03.1944 г. "БК-124")
    Вооружение: 1 х 76.2 мм, 1 х 82 мм РПУ "М-8-М", 1 х 12.7 мм и 1 х 7.62 мм пулемет.
    Заложен в июне 1942 г., спущен весной 1943 г., вст. в строй в июне 1943 г. и 25.07.1943 г. вошел в состав Азовской флотилии. Участвовал в Новороссийско-Таманской 9.09 - 9.10.1943 г. наступательной и Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантной операциях. 13.04.1944 г. перечислен в Дунайскую флотилию. Участвовал в Будапештской 29.10.1944 - 13.02.1945 гг. и Венской 16.03 - 15.04.1945 г. наступательных операциях. После войны установлен в Приморско-Ахтарске в качестве памятника.
    -------------------
    №215 (до 1941 г. "Б-215", с 20.12.1944 "БК-215")
    Заложен в 1939 г., спущен весной 1940 г., вст. в строй летом 1940 г. и 12.07.1940 г. вошел в состав КБФ. 23.08.1941 г. в Выборгском заливе поврежден артиллерией противника, сел на камни и был взорван экипажем. Обнаружен финскими войсками в р-не Пуккио, отремонтирован и введен в строй в качестве сторожевого катера под обозначением "VTV-1". В 1942 г. переведен на Онежское озеро. После выхода Финляндии из войны возвращен СССР и вновь зачислен в состав КБФ под обозначением "БК-215".
    ---------------
    №241 (с 13.04.1943 г. №223, с 8.02.1944 г. "БК-223")
    Заложен в феврале 1942 г., спущен летом 1943 г., вст. в строй 25.10.1943 г. и вошел в состав Каспийской флотилии. 8.02.1944 г. перечислен в Днепровскую флотилию. Участвовал в Белорусской 23.06 - 29.08.1944 г. и Восточно-Прусской 31.03 - 25.04.1945 г. (в оперативном подчинении КБФ) наступательных операциях.
    -----------------------
    №302 (до 21.06.1941 г. "Б-211", с 17.07.1941 г. №101)
    Заложен в 1939 г., спущен в конце 1939 г., вст. в строй летом 1940 г. и 6.07.1940 г. вошел в состав КБФ. 9.06.1941 г. прибыл в состав Дунайской флотилии. 18.09.1941 г. взорван экипажем в устье р. Конка в связи с невозможностью прорыва в Черное море.
    -------------------------
    №13 (с 12.06.1942 г. №11, с 7.03.1944 г. "БК-11")
    №14 (с 12.06.1942 г. №12, с 7.03.1944 г. "БК-12")
    Заложены в 1941 г., спущены весной 1942 г., вст. в строй в июне 1942 г. и 29.06.1942 г. вошли в состав Онежского отряда кораблей. 18.07.1942 г. перечислены в Волжскую флотилию, а 14.09.1943 г. - в Днепровскую флотилию. Участвовали в обороне Сталинграда, Белорусской 23.06 - 29.08.1944 г. и Восточно-Прусской 31.03 - 25.04.1945 г. (в оперативном подчинении КБФ) наступательных операциях. 8.09.1949 г. исключены из состава ВМФ и сданы в отдел фондового имущества
    -------------------
    №65 (бк92) с 9.10.1942г№92 с7.03.1944г бк92
    Заложен в 1940 г., спущен весной 1942 г., вст. в строй в сентябре 1942 г. и 27.10.1942 г. вошел в состав Волжской флотилии. 14.09.1943 г. перечислен в Днепровскую флотилию. Участвовал в обороне Сталинграда, Белорусской 23.06 - 29.08.1944 г. наступательной операции. 12.07.1944 г. у Пинска тяжело поврежден артиллерией противника и затонул. Поднят 24.07.1944 г. и после заделки пробоин отправлен водным путем в Киев. Вероятно, не восстанавливался. По некоторым данным 30.09.1944 г. исключен из состава ВМФ.
    Последний раз редактировалось alecs; 07-05-2008, 17:37.

    Прокомментировать:


  • Юлий Владимирович
    Участник ответил
    U9 и три английских крейсера.

    Не знаю, обсуждалась ли эта история на данном форуме но меня она впечатлила:
    "Вторник, 22 сентября 1914 года. В Европе бушует война.
    Главные бои в этой войне происходили на суше. На море
    произошло несколько столкновений в добром старом
    викторианском стиле. Было потоплено несколько кораблей, но
    огромные флоты старались держать подальше один от другого,
    чтобы не подвергаться ненужному риску. Воды Северного
    моря, разделившие враждующие нации, спокойно плескались
    о берега. В этот день 3 больших британских корабля патрулировали
    вдоль голландского побережья на Широких Четырнадцатых,
    рассекая невысокие серые гребни волн. Они шли медленно,
    идеально прямой кильватерной колонной, словно на учениях.
    Хотя эти корабли несли боевой дозор, они больше
    напоминали огромных тупых динозавров, медленно бредущих
    сквозь туман по доисторическому болоту, не подозревая, что
    уже появилась сила, которая вскоре отправит их в небытие.
    Броненосные крейсера "Абукир", "Хог" и "Кресси" уже
    давно устарели и не могли действовать вместе с новейшими
    кораблями. Они должны были отправиться на слом, но пока
    что проводили свои последние дни, патрулируя в Северном
    море - подальше от опасных районов. Их экипажи состояли
    из пожилых резервистов и зеленых кадетов Осборнского
    морского колледжа. Война, противник и угроза атаки казались
    чем-то далеким и нереальным. Было утро, и большинство
    моряков думало только о завтраке. И когда случилось
    немыслимое, они успели только удивиться.
    Около 6.00 вахта на мостике "Абукира" услышала взрыв и
    почувствовала, что их корабль накренился. Вскоре старый
    крейсер начал погружаться, выпрямившись на ровный киль. И
    тут из отсеков раздались беспорядочные крики. "Мина! Мы
    подорвались на мине!" "Котел взорвался!" "Взорвался
    артпогреб и мы принимаем воду!" В действительности это была
    торпеда германской подводной лодки U-9, которая скрывалась
    под водой чуть севернее британской эскадры. Ее командир,
    молодой капитан-лейтенант Отто Веддинген, следил за тонущим кораблем в
    перископ. Это был первый поход Веддингена на U-9. Он
    вышел в море через день после своей свадьбы, желая
    "совершить что-нибудь, что позволит Императорскому Флоту
    сравняться со славными достижениями наших армейских
    братьев". Он ждал именно такой возможности.
    "Хог" и "Кресси" приблизились к тонущему "Абукиру". Его
    экипаж покидал крейсер, сотни людей уже плавали в воде,
    ожидая шлюпок, которые подберут их. Веддинген не верил
    собственным глазам. Он позднее писал, что англичане просто
    играли в поддавки, ему даже не пришлось менять свою
    позицию. Веддинген пошел в новую атаку, на сей раз на "Хог".
    Трагедия этих 3 крейсеров заключалась в том, что их
    командиры смотрели на войну, как не некую игру, в которую
    играют по старым правилам. Одно из таких правил гласило,
    что нельзя атаковать корабль противника, занятый
    спасательными работами. "Абукир" тонул, и экипаж не знал
    - от мины или торпеды. Это был прекрасный удар, но, по
    мнению англичан, игра закончилась. Имелся победитель,
    имелся побежденный. "Хог" и "Кресси" как бы находились
    вне игры. Но теперь уже "Хог" получил 2 попадания в среднюю часть
    правого борта. Силой удара его чуть не выбросило из воды,
    экипажу "Кресси" показалось, что он встал на Дыбы, как
    сильно пришпоренная лошадь, или внезапно распрямившаяся
    стальная пружина. На несколько минут крейсер замер
    неподвижно, а потом внезапно перевернулся, раздавив
    шлюпки левого борта и убив сотни моряков. Черный дым
    валил из огромной пробоины в его корпусе.
    К этому времени "Абукир" уже перевернулся вверх дном, и
    голые люди отчаянно карабкались на обшитое красной медью
    днище, сверкающее на солнце. Теперь всем было ясно, что это
    торпедная атака. Однако "Кресси" стоял на месте, его шлюпки
    медленно выгребали, подбирая из воды моряков.
    Экипаж крейсера приготовился к попаданию. Все люки были
    задраены, а водонепроницаемые двери закрыты. За борт были
    выброшены столы и скамейки, чтобы люди в воде могли
    хвататься за них. Экипаж по тогдашнему обычаю начал
    снимать одежду. Людям всюду мерещились перископы, и
    артиллеристы открыли беспорядочный огонь по воде. Один из
    снарядов попал в какой-то обломок, и матросы на палубе
    радостно завопили. Затем кто-то увидел перископ с
    противоположного борта. Позднее моряки утверждали, что
    видели 3 разных перископа, и одна лодка наверняка была
    потоплена. Но на самом деле никто не видел U-9 и никто ее не
    топил. Пока англичане кричали и хлопали, Веддинген начал
    первый заход на "Кресси".
    Корабль получил 2 попадания в носовую часть правого борта.
    Он перевернулся менее чем через 10 минут. Какое-то время
    перевернувшиеся 3 крейсера еще держались на воде, а потом
    медленно, один за другим, затонули. Вскоре от патрульной
    эскадры ничего не осталось - 3 корабля затонули, унеся с
    собой более 1500 моряков и кадетов
    В 1914 году Веддинген, который командовал подводной
    лодкой U-9, в течение 1 часа потопил 3 британских
    броненосных крейсера. Кайзер Вильгельм II наградил его за
    это Железным Крестом, и экипаж нарисовал огромный
    крест на рубке лодки. Веддинген погиб в марте 1915 года,
    превратившись в героя и легенду. Никто, даже Вольфганг
    Лют, не могли с ним соперничать"
    Источник:Воуз Дж. - История Вольфганга Люта. Лиха беда начало

    Прокомментировать:


  • Клепиков Дмитрий
    Участник ответил
    ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ТИПА «Д»




    Эти лодки были первенцами советского подводного кораблестроения. Их конструкция оказалась весьма совершенной для своего времени, и по основным тактико-техническим данным они не уступали зарубежным образцам.

    Огромная роль в разработке проекта «Декабристов» принадлежит талантливому инженеру Б. М. Малинину, в течение ряда лет возглавлявшему конструкторское бюро, а также видным ученым-кораблестроителям А. Н. Крылову, П. Ф. Попковичу и Ю. А. Шимановскому.

    Строительство лодок велось серийно, без предварительной отработки головного образца. Одновременно с постройкой разрабатывались рабочие чертежи.

    Субмарины типа «Д» предназначались для действий на открытых морских театрах, им отводилась активная роль ударных сил флота. Это нашло отражение в конструктивных особенностях подводного корабля.

    Лодки были двухкорпусными, с клепаным корпусом. Одна плоская и пять сферических переборок разделяли прочный корпус на семь отсеков, причем прочность переборок рассчитывалась на максимальную глубину погружения - 90 м. Отсеки сообщались между собой круглыми лазами с быстро-закрывающимися с помощью специального привода дверями. Входные люки имели двойной запор (сверху и снизу) и выступающий внутрь отсека удлиненный комингс (шахту). Когда возникали аварийные ситуации и лодка затоплялась водой, такая шахта позволяла создавать воздушную подушку, облегчавшую выход экипажа через люк.

    Впервые в отечественном подводном кораблестроении была применена централизованная система погружения и управления лодкой. Клапаны вентиляции цистерн с пневматическими приводами, управление рулями и приборы сосредоточивались в центральном посту. Нововведением являлась и установка в средней части легкого корпуса цистерн быстрого погружения. Междубортное пространство разделялось на шесть цистерн главного балласта (ГБ), кингстоны которых располагались в нижней части легкого корпуса по диаметральной плоскости. В систему ГБ входили концевые и палубные цистерны.

    Аккумуляторные ямы выполнялись герметическими, с проходом посередине. Их высота позволяла иметь доступ к крышкам баков аккумуляторов, расположенных по обе стороны от прохода.

    Расположение отсеков было следующее.

    В первом (самом большом), служившем одновременно и кубриком, находились шесть торпедных аппаратов с шестью запасными торпедами на стеллажах, провизионка, электрические приводы шпиля и носовых горизонтальных рулей. В междубортном пространстве - заместительные и дифферентные цистерны, торпедопогрузочный и верхний входной люки.

    Во втором отсеке располагалась первая группа батарей из 60 аккумуляторных баков. Над ней - радиостанция и жилое помещение.

    В третьем - вторая группа батарей, жилые помещения офицерского состава с кают-компанией, электровентиляторы и камбуз. Между прочным и легким корпусом - топливные цистерны.

    В четвертом - центральный пост управления, главный командный пост, станция погружения и всплытия, водоотливной насос, перископы и одна из воздуходувок для продувки ГБ.

    В пятом - группа аккумуляторов, окруженная масляными цистернами, над ней - кубрик старшин с воздуходувкой по бортам.

    Шестой отсек - дизельный. На «Декабристах» 1-й серии использовали двигатели зарубежного производства. При 450 об/мин в течение одного часа они развивали мощность в 1200 л. с., при 425 об/мин - 1100 л. с. На лодках другой серии устанавливались отечественные двигатели, выпуск которых к тому времени наладил один из наших заводов. Помимо дизелей надводного хода, в этом отсеке находились разобщительные муфты гребных валов, цистерны смазочного масла, вспомогательные механизмы и верхний входной люк.

    В последнем, седьмом отсеке сосредоточили главные электромоторы со станциями управления, два торпедных аппарата (без запасных торпед], комбинированный люк, рулевой привод и вспомогательные механизмы. В междубортном пространстве - дифферентная цистерна.

    Основной топливный запас, как и на всех лодках последующих серий, размещался вне прочного корпуса. С одной стороны, это позволило увеличить дальность плавания, с другой, - как показал опыт войны, не обеспечило лодке скрытность в случае нарушения герметичности цистерн, поврежденных глубинными бомбами.

    В 1938-1941 годах все лодки серии «Д» прошли капитальный ремонт и модернизацию. В частности, была изменена конфигурация рубки. 100-мм орудие, затрудняющее обзор, особенно при швартовках, и стесняющее и без того узкий мостик, установили на палубе надстройки. Это несколько уменьшило размах бортовой качки, увеличило остойчивость. Серьезной реконструкции подверглись также корпус и механизмы.

    ОКРАСКА: надводная и подводная части корпуса, оружие, верхняя часть перископов (от конуса включительно и выше) - темно-зеленый цвет; ватерлиния не отбивалась, осадка определялась по бортовым шпигатам; палуба надстройки покрывалась кузбасс-лаком (черный); бортовой номер - белый (в годы войны закрашивался); швартовые устройства - черные.

    На Балтике лодки окрашивались в шаровый цвет, бортовые номера - в желтый; на Черном море' - соответственно в светло-шаровый и белый.

    ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
    Водоизмещение, т:
    надводное - 932,8
    подводное - 1353,8
    Размеры, м:
    длина - 76
    ширина - 6,4
    осадка - 3,81
    Число и мощность двигателей, кол.Хл. с.
    дизели - 2Х1100
    электромоторы - 2X525
    Скорость хода максимальная, узлы:
    надводная - 14,7
    подводная - 8,7 (на два часа)
    Запас соляра, т:
    нормальный - 28,5
    усиленный - 114
    Дальность плавания, миль/узлов:
    надводная - 11450/8,9
    подводная - 150/3
    Автономность, сутки - до 40 (подводная до трех суток)
    Глубина погружения, м:
    рабочая - 75
    предельная - 90
    Вооружение:
    артиллерийское, пушки - 1 100-мм (боезапас 120 снарядов), 1 45-мм (боезапас 500 снарядов)
    торпедное, аппаратов - 6 носовых и 2 кормовых (общий запас торпед 14)
    Экипаж, человек - 53-55

    Автор: Н. ФЕДОРОВ

    Прокомментировать:


  • a.bukovski
    Участник ответил
    Вот нашёл на просторах инета. Мне понравилось. http://www.youtube.com/user/denizztret
    Съёмка сделана в Авачинской бухте на Камчатке. (знакомые места)
    Последний раз редактировалось a.bukovski; 25-04-2008, 22:50.

    Прокомментировать:


  • Клепиков Дмитрий
    Участник ответил
    ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ТИПА АГ


    К весне 1919 года под ударами Красной Армии европейская часть РСФСР была очищена от интервентов. Уходя, они стремились уничтожить все, что только могло быть уничтожено, и особенно — военные корабли.

    26 апреля 1919 года буксир ”Елизавета” вывел на внешний рейд Севастополя оставшиеся русские субмарины бывшей подводной бригады Черного моря. Им пробили борта, предварительно открыв все люки. Одиннадцать подлодок пошли ко дну, среди которых была и АГ-21, одна из новейших на Черном море. Так англичане затопили лодку, в приобретении которой сами же помогали России...

    Эта история восходит к началу первой мировой войны. Уже через несколько месяцев боевых действий Британское адмиралтейство убедилось, что значение подлодок им явно недооценивалось и что их нужно гораздо больше, чем имеется в составе флота. Построить много технически сложных кораблей в очень сжатые сроки не могла даже мощная промышленность этой страны. Помощь пришла со стороны американских бизнесменов, предложивших быстро выполнить заказ на изготовление десяти подлодок, подобных американской субмарине ”Сиволф”. Последняя вошла в строй в 1913 году, но уже успела зарекомендовать себя достаточно удачной по конструкции. Однако по условиям международных договоров того времени ни одно государство, включая США, не имело права строить корабли для стран, находящихся в состоянии войны. Чтобы не нарушать этого положения, американцы решили изготовить дизели, электромоторы, аккумуляторы и т. д., то есть практически всю ”начинку” лодки, а сборку осуществить в Канаде, бывшей тогда доминионом Британии. Весь заказ был выполнен к осени 1915 года.

    России, как и другим воюющим странам, срочно требовались подлодки. Узнав о покупке англичан, морское ведомство обратилось к союзникам за содействием в приобретении нескольких таких же кораблей. И 15 августа 1915 года был заключен договор на поставку одиннадцати субмарин для русского флота. Корабли получили наименование ”Американский Голланд” (так тогда произносили фамилию конструктора лодок Дж. П. Холланда), или сокращенно АГ. Они собирались в Канаде в отдельные секции из американских деталей, доставлялись на пароходах во Владивосток, а окончательно доводились в Николаеве и Петрограде (6 и 5 лодок соответственно).

    Сборка черноморских лодок началась в 1917-м, и первая из них — АГ-21 — была готова к 1918 году. Как уже было сказано, она разделила судьбу большинства захваченных интервентами субмарин. Вторая из вошедших в строй — АГ-22 — закончила свое существование в Бизерте, вместе с эскадрой уведенных Врангелем кораблей. Первой же советской подводной лодкой на Черном море стала АГ-23. Она участвовала в 1920 году в боевых действиях против белогвардейцев, причем внимание к этим походам было так велико, что командующий Южным фронтом М. В. Фрунзе 12 ноября 1920 года лично сообщил

    В. И. Ленину, что отдал приказ ”выйти к Севастополю нашей единственной подлодке”. После гражданской войны были достроены и три последние АГ. Лодки этого типа до появления первых субмарин, построенных при Советской власти, служили костяком подводного дивизиона морских сил Черного моря.

    В 1926 году при поиске затопленных кораблей в районе Севастополя Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН) обнаружила АГ-21. Осмотр показал, что субмарина находится на глубине 50 метров и достаточно хорошо сохранилась. С декабря 1926 года начались работы по ее подъему. Задача по тем временам была крайне сложной. В два этапа, в августе и сентябре 1927 года, АГ-21 перевели на глубину 36 метров и только 21 мая 1928 года подняли на поверхность.

    Капитально отремонтированная подлодка вступила в строй РККФ 30 декабря 1930 года под названием ”Металлист” и получила бортовой номер 16. Однако ее ждало новое испытание. 8 июня 1931 года ”Металлист” столкнулся с эсминцем и затонул на глубине 35 метров. Через два дня лодку подняли плавкранами. К счастью, субмарины этой конструкции имели углубленные внутрь корпуса комингсы люков, что обеспечивало при затоплении сохранение значительной воздушной подушки, поэтому часть экипажа была спасена.

    1 января 1932 года после восстановительного ремонта лодка вновь вошла в состав боевых кораблей, а с 15 сентября 1934 года ее переименовали в А-5. В 1936—1938 годах она прошла капитальный ремонт и к началу Великой Отечественной была хотя и не новой, но достаточно боеспособной единицей флота. В первые месяцы войны А-5, как и остальные лодки этого типа, базировалась на Севастополь, а в ноябре 1941 года все они передислоцировались на Кавказ в Очамчири, откуда продолжали выходить в боевые походы.



    К лету 1942 года лодки начали действовать на коммуникациях противника, преимущественно в районах баз и портов. Одним из таких мест была Одесса. Именно там А-3 (бывшая АГ-25) первой из всех лодок этого типа одержала победу, торпедировав 29 мая 1942 года вражеский транспорт ”Сулина”, груженный боеприпасами.

    Следующий боевой успех выпал в этом же районе на долю А-5. 11 июня 1942 года лодка под командованием капитан-лейтенанта Г. А. Кукуя находилась на боевой позиции у порта, когда заметила выходящий конвой. Выпущенные торпеды поразили эскортируемый пятью боевыми кораблями румынский транспорт ”Ардеал”. Транспорт был вынужден выброситься на мель, а лодка успешно ушла от преследователей.

    Но на войне не бывает одних побед, и через полтора месяца А-5 ожидало труднейшее испытание. В июле она снова вышла на свою позицию у Одессы, но обеспокоенные большими потерями немцы выставили там дополнительные заграждения из специальных противолодочных антенных мин. 25 июля на подходах к городу на траверзе Большого Фонтана раздался мощный взрыв. Лодку сильно тряхнуло, в машинное отделение стала поступать вода через выбитые заклепки, погас свет, деформировался корпус, в кормовой части заклинило горизонтальный и вертикальный рули и правый гребной вал... Пришлось лечь на грунт: всплывать днем вблизи наблюдательных постов врага — означало верную гибель.

    Не теряя времени, экипаж включился в борьбу за жизнь корабля. В темноте сумели заделать отверстия от заклепок, восстановили электроосвещение и, пустив насосы, осушили почти затопленный отсек. С наступлением темноты подлодка смогла всплыть, но ее положение оставалось критическим — тяжело поврежденная субмарина находилась на минном поле у вражеского берега... Надев легководолазные костюмы, подводники осмотрели лодку снаружи и тут же начали ремонт вала и вертикального руля (последний из-за повреждений перекладывался всего на 7°).

    В течение четырех дней продолжалась героическая работа под самым носом у противника, причем ситуация усугублялась тем, что в момент подрыва лодка заканчивала свое патрулирование, оставшейся пресной воды и продовольствия хватало только на переход домой. Тем не менее усилия советских моряков увенчались успехом: повреждения руля были исправлены и вал освобожден. Правда, многие приборы, в частности все навигационные, уже не поддавались ремонту. Поэтому в обратный путь А-5 отправилась даже без магнитного компаса, ориентируясь по солнцу. Прибыла лодка на базу лишь 4 августа. Ее уже перестали ждать, поскольку срок автономности истек 31 июля. Субмарину поставили в док, и в завершающий период войны на Черном море она снова вышла на коммуникации противника.

    За время войны лодка выполнила двадцать походов, но наиболее удачными из них стали два последних. Новый командир А-5 капитан-лейтенант В. И. Матвеев вывел корабль в море 11 апреля 1944 года на перехват уходящих из Крыма оккупантов. Три дня спустя у Севастополя, севернее Херсонеса, субмарина выстрелила двумя торпедами по конвою из пяти быстроходных десантных барж с солдатами. Одна из них затонула. Обозленные потерей немцы бросили против А-5 три находившихся в охранении противолодочных корабля. Преследование длилось 7 часов, была сброшена 61 глубинная бомба, но советским морякам удалось перехитрить врага и благополучно вернуться на базу.

    Через месяц в последнем своем военном походе старейшая подводная лодка нашего флота одержала сразу несколько побед. 11 мая она потопила еще одну десантную баржу с солдатами, а потом, получив сообщение с подлодки М-111 об обнаруженном конвое, вышла на его перехват в район Херсонеса. Конвой ”Швальбе” двигался медленно, так как входящий в его состав транспорт ”Дуростор” был поврежден авиацией. Лодка блестяще выполнила боевую задачу, пустив ко дну транспорт и моторное судно ”Зеепферд” № 27. Два охранявших их тральщика не решились на преследование и занялись спасением экипажей потопленных судов. На этом участие ”Американских Голландов” в Великой Отечественной войне закончилось.

    За боевые заслуги подводная лодка А-5 (единственная из всех типа АГ) 6 марта 1945 года была награждена орденом Красного Знамени.

    После завершения военных действий краснознаменная лодка недолго находилась в строю. Срок ее службы приближался к трем десятилетиям, на смену приходили новые современные корабли. С 27 августа 1945 года А-5 была переклассифицирована в плавучую зарядовую станцию и еще несколько лет служила для зарядки аккумуляторных батарей на подводных лодках. В марте 1947 года ее сдали на разборку.

    Малые подводные лодки АГ были одними из самых массовых субмарин периода первой мировой войны. Они строились сначала в США, затем в Англии, собирались в Канаде и России. Всего изготовили 71 лодку этого типа, из которых 35 служили в английском флоте, 8 — в итальянском, 11 — в русском, 2 — в канадском (переданы англичанами после окончания войны), 6 — в чилийском (поставлялись в качестве компенсации за реквизированные Англией в 1914 году два строившихся дредноута) и 9 — в американском (в том числе 6, не полученных Россией после Октябрьской революции). Одна английская подлодка (Н-41) была повреждена в столкновении еще до сдачи флоту, и вскоре ее отправили на слом, а еще 10 так и остались недостроенными: в ноябре 191 7 года Англия сосредоточила усилия на производстве специальных противолодочных субмарин серии R.

    Судьба пяти лодок АГ, вошедших в 1917 году в состав Балтийского флота, сложилась трагически. В июле не вернулась из боевого похода АГ-16, патрулировавшая в районе Либавы и, вероятно, погибшая на мине. Остальные субмарины зимовали вместе с плавбазой ”Оланд” в Ханко. Там и пришлось их затопить 3 апреля 1918 года, когда возникла реальная угроза захвата русской базы немцами. Ледоколов в Ханко не было, а самостоятельно выйти из замерзшей бухты лодки не могли.

    Черноморским АГ повезло больше. Все они, за исключением угнанной Врангелем АГ-22, служили в составе ВМФ СССР свыше 30 лет, что является своеобразным рекордом для кораблей этого класса.

    Что же представляли собой субмарины типа АГ?

    Лодки были однокорпусные, клепаной конструкции. Четыре плоские переборки делили корпус на пять отсеков. Почти во всех отсеках, кроме второго, были входные люки. В первом, четвертом и пятом люки имели внутренние удлиненные комингсы (шахты), создававшие в случае затопления отсеков воздушные подушки, облегчавшие выход экипажа на поверхность. Все люки могли открываться и закрываться из центрального поста.

    Главные балластные цистерны находились внутри прочного корпуса, что позволяло осушать их помпами на глубине до 50 м. Вода из цистерн отводилась через коробчатый киль, служивший на лодках этого типа главной осушительной магистралью. Вспомогательные цистерны — две дифферентные и средняя — были рассчитаны на продувание их сжатым воздухом на глубине до 100 м. Интересная особенность лодки — наличие специального автоматического клапана продувания цистерн на случай погружения на глубину свыше 50 м.

    Аккумуляторные батареи размещались в герметичных ямах, что в случае попадания забортной воды в аккумуляторы предохраняло команду от отравления хлором.

    В первом отсеке находились казенные части торпедных аппаратов, запасные торпеды, торпедопогрузочный и входной люки, приводы носовых горизонтальных рулей, электромотор шпиля; здесь же размещался офицерский состав. Внизу располагалась топливная цистерна. В носовой части отсека — цистерны главного балласта и дифферентная.

    Во втором отсеке размещалась первая группа батарей и цистерна главного балласта, над ними — кубрик команды.

    Третий отсек — центральный пост управления. Здесь находились станция погружения и всплытия, приводы горизонтальных и вертикального рулей, вспомогательная помпа, перископ, люк в боевую рубку и вентиляторы аккумуляторных ям.

    В четвертом отсеке — вторая группа батарей, цистерна главного балласта. Вверху — кубрик команды, камбуз, радиостанция, аварийный привод вертикального руля и люк в ограждение рубки.

    Пятый отсек — машинный. Здесь располагались главные двигатели для надводного и подводного хода, главные помпы и компрессоры. Внизу — топливная и дифферентная цистерны.

    Накануне Великой Отечественной войны все лодки типа АГ были капитально отремонтированы и модернизированы. На рубке установили жесткое ограждение, убрали надводный якорь, а 47-мм орудие заменили на 45-мм полуавтомат К-21.


    Авторы: П. БОЖЕНКО, Э. ИГНАТЬЕВ

    Прокомментировать:


  • Клепиков Дмитрий
    Участник ответил
    Миноносец типа «Сокол»




    В русском флоте название «Скорый» носили 11 кораблей и судов различных классов - парусные линейные корабли, фрегаты, пароходы, тендер, катер и миноносец.

    Последним название «Скорый» носил эскадренный миноносец самой крупной серии судов этого класса, насчитывающей 26 единиц. Ее родоначальник - «Сокол», позже переименованный в «Прыткий», построен английской фирмой «Ярроу» по тактико-техническим заданиям, разработанным Морским Техническим Комитетом (МТК) морского ведомства.

    После всесторонних испытаний «Сокола» высшие чины морского ведомства и ведущие морские инженеры пришли к однозначному выводу, что последующие суда следует строить на отечественных заводах, причем с более прочными корпусами и надежным отоплением котлов, вследствие чего проектное водоизмещение должно возрасти до 240 т.

    С 1898 по 1902 год на верфях заводов Крейтона в Або и на Охте, Невском и Ижорском были подготовлены к сдаточным испытаниям все миноносцы улучшенного типа. Двенадцать из них - в разборном варианте - предназначались для отправки на Дальний Восток. Именно поэтому на них вместо 4 устанавливалось 3 котла, более подходящих по размерам для транспортировки на пароходах.

    Опыты с нефтяным отоплением котлов, кстати, одни из первых в мировой практике, оказались неудовлетворительными, котлы пришлось переделать под уголь.

    Представители Главного управления кораблестроения бдительно следили за постройкой миноносцев, в процессе которой по мере необходимости исправляли огрехи и промашки. Так, на Невском заводе капитан 2-го ранга А. Муравьев, обращая внимание на недостаточную прочность корпусов, писал: «Погоня за скоростью хода отучила нас от мысли, что миноносец должен быть судном, обязанным выдерживать шторм». Далее он отмечал, что атаковать неприятельские броненосцы надо в такую погоду, когда качка будет мешать им вести точный артиллерийский огонь, указывал на возможность применения в качестве главных двигателей турбин, дающих значительную экономию массы при резком росте мощности, и в связи с этим предлагал усилить корпуса.

    По настоянию МТК масса кораблей была увеличена на 12 т, что позволило сделать листы обшивки в средней части 6 - 7,5 мм, в оконечностях - 4,5 - 6, палубного настила - 4,5 - 7,5 мм. При некотором усилении поперечного набора полное водоизмещение достигло 258 т, а скорость полного хода, по расчетным данным, должна была составлять не менее 26,5 узла, что и подтвердилось сдаточными испытаниями.

    В течение 1899 и 1900 годов миноносцы в разобранном виде были доставлены на пароходах Добровольного флота в Порт-Артур. В начале 1900 года на полуострове Тигровый Хвост приступили к строительству крытого эллинга, рассчитанного на одновременную сборку трех единиц. В первую очередь велись работы над миноносцами Невского завода, доставленными в лучшем состоянии и более полной комплектности.

    11 апреля 1900 года состоялась официальная закладка «Баклана», переименованного через несколько дней в «Кондор» (с марта 1902 года - «Решительный»). На воду его спустили уже через три с половиной месяца. Постройка остальных продвигалась крайне медленно, так как детали корпусов и механизмов за время перевозки морем и хранения под открытым небом в Порт-Артуре покрылись ржавчиной. Сборка продукции Ижорского завода считалась «постройкой заново», и не случайно - некоторые детали были либо сильно испорчены, либо их приходилось изготовлять на месте. Испытания «Решительного» начались в октябре 1901 года и продолжались до лета следующего года. В 1902 году испытания прошли еще два корабля Невского завода, а в 1903-м - три «невских» и три «ижорских». Работа над последними тремя завершилась в 1904 году, уже после нападения японцев на Порт-Артур.

    В ходе войны выяснилось, что прочность корпусов и непотопляемость миноносцев довольно высокие: при подрыве на минах они, как правило, оставались на плаву. Хуже обстояло дело с энергетическими установками: почти каждый выход в море сопровождался поломкой механизмов.

    В боях с многократно превосходящими силами противника героически погибли «Стерегущий» и «Страшный», подорвались на минах и были затоплены своими командами в конце осады Порт-Артура «Сторожевой», «Разящий», «Стройный» и «Сильный». 31 июля 1904 года японцы захватили «Решительный», посланный в нейтральный порт Чифу для передачи сведений о ходе боевых действий. В том же порту в ноябре был затоплен «Расторопный». Остальные четыре в конце осады крепости прорвали блокаду и были разоружены до конца войны, а после ее окончания вошли в состав Сибирской флотилии.

    Эскадренный миноносец «Скорый» (первоначальное название «Перепел») имел следующие тактико-технические данные: при стандартном водоизмещении 240 т его длина составляла 58 м, ширина чуть более 5,5 м и осадка 2,5 м. В двух кочегарках размещалось восемь котлов. Две вертикальные машины тройного расширения могли развивать общую мощность 3800 л. с., что позволяло двигаться со скоростью до 27 узлов. Артиллерийское вооружение состояло из одного 75-мм орудия, установленного в носу, и трех 47-мм пушек по бортам и на корме. Минных аппаратов было два: оба в диаметральной плоскости на поворотных щитах.

    «Скорый» с начала войны с Японией входил в состав второго отряда миноносцев 1-й Тихоокеанской эскадры и выполнял при обороне Порт-Артура самые разнообразные боевые задачи: нес дозорную и разведывательную службу, неоднократно вступая при этом в бой с японскими кораблями, обстреливая занятое врагом побережье, тралил неприятельские и ставил свои мины.

    Однажды, выйдя в море на задание, «Скорый» не смог выполнить его из-за светлой ночи. В два часа после полуночи он встретился с японскими кораблями. Те приняли его за своего и, вступив ему в кильватер, провожали до Порт-Артура. «Скорый» же, пытаясь завлечь японцев к батареям, не увеличивал ход. У самой гавани он, показав опознавательные, дал полный вперед. В это время береговые батареи открыли по вражеским миноносцам шквальный огонь. Те, получив несколько попаданий, разом отвернули в море.

    20 августа «Скорый» поставил на обычных путях патрулирования неприятельских кораблей 16 мин. На одной из них на следующий день взорвался японский эсминец «Хаядори».

    19 декабря, накануне сдачи крепости, «Скорый» успешно прорвал блокаду, прибыл в Чифу, где и разоружился.

    Во время гражданской войны и интервенции 1918-1922 годов «Скорый» был в числе кораблей, захваченных белогвардейцами и японцами. После освобождения Дальнего Востока авторитетная комиссия морских специалистов освидетельствовала миноносец и пришла к однозначному мнению, что он полностью утратил боеспособность.


    Автор: Ф. НАДЕЖДИН

    Прокомментировать:

Обработка...
X