Сообщение от Михаил Дмитриевич Бубашкин
Посмотреть сообщение
Сообщение от Михаил Дмитриевич Бубашкин
Посмотреть сообщение
Максимальная дальность стрельбы – 9 150 м при угле +15°).
Кстати, как говорят историки, японская корабельная артиллерия превосходила русскую по массе снаряда (того же калибра) и технической скорострельности.
Вот выдержки из отчёта о бое командира "Корейца" капитана 2-го ранга Григория Павловича Беляева (правка и редактирование – Г.А. Шишов; в квадратных скобках – мои примечания) "Описание дел мореходной канонерской лодки «Кореец» 26-го и 27-го января 1904 года":
…Снявшись в кильватер "Варягу", вскоре я обошёл его и шёл некоторое время впереди, пока он не обогнал меня.
Расстояние между судами держалось от 1 до 1,5 кабельтова [182,8 – 274,2 м].
В 11 3/4 часа дня, когда отошёл от якорного места на 4 мили, японцы открыли огонь с расстояния 45 кабельтовов [8 226 м].
Японская эскадра находилась в 3 милях за островом Iodolmi [Иодольми] в строю пеленга на курсе, приблизительно, SSO и прикрывала северные выходы в море…
Порядок судов, начиная с S-a: "Naniva", "Takashiho", "Niitaka", "Akashi", "Chiyoda" и "Asama". Восемь миноносцев укрывались за крейсерами. После наших первых выстрелов, "Niitaka" переменил место и стал головным впереди крейсера "Naniva".
Далее к югу за North Watcher виднелось ещё несколько судов. Отвечая японцам, открыл огонь из правого 8 дм погонного орудия, направляя его по "Asama" и "Takashiho". Стрелял фугасными бомбами.
Когда первый наш снаряд дал большой недолёт, прицелы поставил на предельную дистанцию, но всё-таки получались недолёты; в виду чего временно прекратил огонь. Но вскоре открыл его из правого 8 дм и кормового 6 дм орудий.
Когда был замечен взрыв около кормовой башни крейсера "Asama", – команда приветствовала громким «ура» эту первую удачу. Кроме того, был замечен взрыв и на четвёртом, по порядку строя, японском крейсере.
Снаряды неприятеля, кроме трёх недолётов, давали по мне перелёты.
Неприятель стрелял также фугасными снарядами, снаряжёнными, по-видимому, лидитом; большинство их разрывалось при падении. Одним из множества осколков, сыпавшихся вокруг лодки, пробито таранное отделение на 1 фут выше ватерлинии.
В 12 часов 15 минут дня на «Варяге» под усиленным огнем неприятеля вспыхнуло два одновременных пожара. В это время огонь неприятеля достиг наивысшего напряжения, а перелёты снарядов заметно уменьшились в дальности и они уже разрывались вблизи лодки. Около 12 часов 15 минут дня, когда "Варяг", имея заметный крен, поднял (П.) и начал поворачивать вправо с уменьшенным ходом, я изменил курс влево и, избегая соствориться, по отношению к неприятелю, с "Варягом", уменьшил ход и описал циркуляцию в 270 градусов влево. Когда "Варяг" повернул на рейд, следовал за ним, дав полный ход – и прикрывал его, сначала огнём левого 8 дм. и кормового 6 дм. орудий, а потом только кормовым огнём. Из 9 фун. пушек в бою было сделано три выстрела, но вследствие недолётов, стрельбу из этих орудий прекратил.
Японская эскадра преследовала нас, причём расстояние до неё уменьшалось до 30 кабельтовов и падение снарядов лодки наблюдалось около борта крейсеров…
По сведениям с итальянского крейсера "Elba" и по свидетельству лиц, находившихся на катере (крейсера "Talbot"), возвращавшемся во время боя с японской эскадры, неприятель в бою при Iodolmi [Иодольми] потерял миноносец, затонувший около японских крейсеров.
По дальнейшим известиям, крейсер "Asama" сильно повреждён: у него подбита кормовая башня и разрушена во многих местах броня; он был введён в док в Японии. Крейсер же "Takashiho", после боя отправленный в Японию для исправления повреждений, затонул в море.
Кроме того, неприятель понес серьёзные потери в личном составе…
Как в бою, так и в эти трудные дни, весь личный состав, вверенной мне лодки, начиная со старшего офицера и кончая последним матросом, проявил высокие боевые качества и служил с непоколебимым мужеством и отвагой…
В бою сделано из 8 дм. орудия – 22 выстрела, из 6 дм. – 27 и из 9 фунтовой пушки – 3 выстрела. Убитых и раненых не было.
Подробнее можно почитать ЗДЕСЬ
А вот что писал об этом бое капитан I ранга Всеволод Фёдорович Руднев, командир крейсера I ранга "Варяг":
"Рапорт командира крейсера I ранга "Варяг" Наместнику Е.И.В." (правка и редактирование – Г.А. Шишов; в квадратных скобках – мои примечания):
…
1) Бой на рейде не представлял удобства, в виду невозможности свободного маневрирования, за неимением места.
2) Исполняя требование адмирала, имелась слабая надежда на то, что японцы выпустят из шхер и дадут сражение в море; последнее было предпочтительнее, так как в шхерах приходится идти известным курсом и, следовательно, подставляя борт в невыгодное положение, нельзя использовать все средства защиты…
Один из первых снарядов японцев, попавший в крейсер, разрушил верхний мостик, произведя пожар в штурманской рубке, и перебил фокванты, причём были убиты дальномерный офицер мичман граф Нирод и все дальномерщики станции № 1… После этого выстрела снаряды начали попадать в крейсер чаще, причём не долетевшие снаряды осыпали осколками и разрушали надстройки и шлюпки. Последующими выстрелами было подбито 6-ти дюймовое орудие № 3; вся прислуга орудия и подачи убита или ранена и тяжело ранен плутонговый командир мичман Губонин, продолжавший командование плутонгом и отказавшийся идти на перевязку до тех пор, пока, обессилев, не упал. Непрерывно следовавшими снарядами был произведён пожар на шханцах, который был потушен старанием ревизора мичмана Черниловскаго-Сокол… Подбиты: 6 дюймовые орудия – XII (опечатка – должно быть VIII – Ш.Г.), IX; 75 мм. – № 21; 47 мм – № 27 и 28. Почти снесён боевой грот-марс, уничтожена дальномерная станция № 2, подбиты орудия № 31 и № 32, а также был произведён пожар в рундуках в броневой палубе, вскоре потушенный. При проходе траверза острова Iodolmi [Иодольми], одним из снарядов была перебита труба, в которой проходят все рулевые приводы, и одновременно с этим осколками другого снаряда, залетевшими в боевую рубку, был контужен в голову командир крейсера, убиты наповал стоявшие по обеим сторонам его горнист и барабанщик, ранен в спину вблизи стоявший рулевой старшина (не заявивший о своей ране и оставшийся всё сражение на своём посту); одновременно ранен в руку ординарец командира. Управление было немедленно перенесено в румпельное отделение на ручной штурвал. При громе выстрелов, приказания в румпельное отделение были плохо слышны и приходилось управляться преимущественно машинами, несмотря на это крейсер всё же плохо слушался.
В 12 час. 15 минут, желая выйти на время из сферы огня, чтобы по возможности исправить рулевой привод и потушить пожары, стали разворачиваться машинами, и так как крейсер плохо слушался руля и ввиду близости острова lodolmi, дали задний ход обеими машинами (крейсер поставило в это положение в то время, когда был перебит рулевой привод при положенном лево руля). В это время огонь японцев усилился, и попадание увеличивалось, так как крейсер, разворачиваясь, повернулся левым бортом к неприятелю и не имел большой скорости. Тогда же была получена одна из серьёзных подводных пробоин в левый борт и третья кочегарка стала быстро наполняться водой, уровень коей подходил к топкам; подвели пластырь и начали выкачивать воду; тогда уровень воды несколько спал, но, тем не менее, крейсер продолжал быстро крениться. Снарядом, прошедшим через офицерские каюты, разрушившим их и пробившим палубу, была зажжена мука в провизионном отделении (тушение пожара производилось мичманом Черниловским-Сокол и старшим боцманом Харьковским), а другим снарядом разбиты коечные сетки на шкафуте над лазаретом, причём осколки попали в лазарет, а сетка загорелась, но вскоре была потушена. Серьёзные повреждения заставили выйти из сферы огня на более продолжительное время, почему и пошли полным ходом, продолжая отстреливаться левым бортом и кормовыми орудиями. Одним из выстрелов 6 д. орудия № XII был разрушен кормовой мостик крейсера "Asama" и произведён пожар, причём "Asama" прекратила на время огонь, но вскоре открыла снова. Кормовая его башня, по-видимому, повреждена, так как она до конца боя не действовала более. Только при проходе крейсера к якорному месту и когда огонь японцев мог быть опасен для иностранных судов, они его прекратили и один из преследовавших нас крейсеров вернулся к эскадре, остававшейся на фарватере за островом Iodolmi [Иодольми]. Расстояние настолько увеличивалось, что продолжать огонь нам было бесполезно, а потому огонь был прекращен в 12 часов 45 минут дня.
В 1 час дня, став на якорь близ крейсера "Talbot", приступили к осмотру и исправлению повреждений, а также подвели второй пластырь; одновременно с этим, оставшаяся команда была разведена по орудиям, в ожидании нападения неприятельской эскадры в 4 часа на рейд. По осмотр крейсера, кроме перечисленных повреждений, оказались ещё следующие: все 47 мм. орудия не годны к стрельбе, ещё пять 6 д. орудий получили различные повреждения и семь 75 мм. орудий повреждены в накатниках и компрессорах. Разрушено верхнее колено третьей дымовой трубы, обращены в решето все вентиляторы и шлюпки; пробита верхняя палуба в нескольких местах; разрушено командирское помещение, повреждён фор-марс и ещё найдено четыре подводных пробоины различной величины, а также много ещё других повреждений…
Убедившись после осмотра крейсера в полной невозможности вступить в бой и не желая дать неприятелю возможность одержать победу над полуразрушенным крейсером, общим собранием офицеров решили потопить крейсер, свезя раненых и оставшуюся команду на иностранные суда…
В продолжение часового боя были: контужен в голову командир крейсера; ранены: 3 офицера (тяжело мичман Губонин, легко мичмана Лобода и Балк) и нижних чинов серьёзно – 70 и многие получили мелкие раны от осколков рвавшихся лидитных снарядов; убиты: мичман граф Нирод и нижних чинов – 33…
Подробнее можно почитать ЗДЕСЬ
А вот с этими словами я полностью согласен! :yes:
Сообщение от Виктор Анатольевич
Посмотреть сообщение
Прокомментировать: