Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Военная ветка

Свернуть
X
 
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Клепиков Дмитрий
    Участник ответил
    "ТОВАРИЩ ТЕНДЕР"


    Было бы справедливо поставить такой тендер где-либо на берегу, а на гранитном постаменте золотыми буквами высечь имена его создателей, рабочих-судостроителей, моряков.
    Адмирал Ю. А. Пантелеев


    Шла страшная блокадная зима.

    Одной из важнейших задач, от решения которых зависела судьба Ленинграда, была подготовка Дороги жизни к летней навигации 1942 года. Помогала вся страна. Строились причалы и склады, прокладывались подъездные пути, стягивались к Ладоге пригодные для перевозок буксиры и баржи, ремонтировались корабли Ладожской флотилии.

    По специальному решению правительства в тяжелейших условиях осажденного города была развернута постройка крупной серии стальных озерных барж. Этим решалась проблема тоннажа.

    Тогда же возникла и идея создания большого числа малых маневренных транспортных средств для перевозки людей и взрывоопасных грузов через озеро. Вероятность потопления таких судов благодаря их малым размерам существенно уменьшилась бы, возможные же единичные потери менее болезненно сказывались на общем объеме перевозок.

    В апреле 1942 г. директоров судостроительных заводов вызвали в Смольный. Их приняли руководители обороны города Андрей Александрович Жданов и Алексей Александрович Кузнецов. На столе лежали развернутые чертежи, фотоснимки. Была поставлена задача: в кратчайшие сроки освоить серийную постройку для Ладоги малых самоходных плашкоутов. Основные требования, сформулированные А. А. Ждановым, сводились к тому, что подобные суденышки должны быть как можно более простыми в управлении и увертливыми, так как за ними будут охотиться «мессершмитты», мелкосидящими - способными подходить к необорудованному берегу, чтобы можно было производить погрузку и разгрузку, где понадобится, а не у постоянно находящихся под угрозой воздушного налета причалов.

    А. А. Жданов получил заверение, что ленинградские судостроители до вскрытия льдов, т. е. не больше чем за полтора месяца, сумеют построить первую партию таких плашкоутов.

    Работа по проектированию и подготовке производства несколько упрощалась благодаря тому, что имелся прототип - малый десантный плашкоут, созданный еще до войны на Таллинском судоремонтном заводе. Тактико-техническое задание на его проектирование было подготовлено в апреле 1941 г. зам. н-ка техотдела КБФ инженер-капитаном 2 ранга Н. Е. Гончаровым; постройкой головных судов руководил начальник докового цеха К. Л. Лукьянов.

    Как вспоминает бывший командующий Ладожской военной флотилией В. С. Чероков, несколько недостроенных плашкоутов удалось отбуксировать из оставляемого флотом Таллина в Кронштадт; здесь шесть судов ввели в строй и они участвовали в боевых действиях при срочной эвакуации наших войск из-под Выборга.

    Теперь требовалось, сохранив идею прототипа, максимально упростить его конструкцию с расчетом на конкретные возможности каждого из предприятий, учтя и сверхжесткие сроки, и истощение обессилевших людей...

    Головным предприятием по выполнению этого заказа штаба обороны Ленинграда стал «Петрозавод» (директор К. В. Шевченко, главный инженер Б. С. Стебаков, парторг В. И. Романовский]. Работая буквально круглые сутки, инженеры М. П. Цветков, М. А. Крылов, Н. А. Киселев, А. Б. Маньковский под руководством главного конструктора Б. В. Плисова за несколько дней разработали проект.

    Параллельно вариант плашкоута проектировался и на другом предприятии. Группой конструкторов, возглавляемой главным инженером завода Ю. Г. Деревянко (в нее входили, в частности, В. М. Мудров и А. Н. Тюшкевич), был разработан проект двухтрюмного плашкоута с упрощенными обводами, по которому впоследствии и было построено наибольшее число судов.

    Несмотря на все тяготы блокады, голодающие рабочие за десять дней построили первые два тендера (Само слово тендер - восходит к принятому в русском парусном флоте XIX века названию класса самых малых боевых судов для действий вблизи берега. Тендера (или куттера, а отсюда - катера) представляли собой одномачтовые суда водоизмещением до 50-60 т с 10-12 пушками на палубе. Термин попал к нам из английского флота, где тоже означал вспомогательное судно (от tender - помощник, заботящийся). - Прим. ред.) грузоподъемностью по 15 т.

    В конце мая эти тендера прошли ходовые испытания, а 1 июня уже три тендера, включая 25-тонный, были осмотрены членами Военного совета фронта во главе с А. А. Ждановым и В. Ф. Трибуцем.





    Суденышки, на которых были установлены 75-сильные автомобильные двигатели с грузовика «ЗИС-5», уверенно развивали скорость 5-6 узлов и обладали ценнейшей способностью разворачиваться чуть ли не на месте, вползали носом на отмелый берег Невы. Затем тендера были подняты на стенку. Жданов внимательно осмотрел их и потребовал форсировать серийную постройку таких судов.

    Постройку тендеров наладили на шести судостроительных и судоремонтных предприятиях. Была организована и их кооперация: так, «Петрозавод» поставлял гребные винты и подшипники Гудрича, Балтийский завод - кингстоны и т. д.

    Измученные блокадной зимой, ценой героических усилий, работая едва ли не вручную, судостроители за период с 20 мая по 1 августа (т. е. за 2 месяца и 10 дней) сдали морякам 118 тендеров. Сдача заказов флоту много времени не отнимала: матросы работали на постройке тендеров на всех этих предприятиях. Готовые суда немедленно грузили на железнодорожные платформы и отправляли в Осиновец. Здесь тягачом стаскивали прибывший тендер с платформы на наклонную дорожку простейшего слипа, и прямо на своем днище судно сползало в воду.

    Построенные на разных заводах суда различались и по величине, и по внешнему виду. Большую их часть составляли двухтрюмные 25-тонные тендера, меньшую - однотрюмные 15-тонные (практически их строил только «Петрозавод»), однако и внутри каждого из этих двух основных типов судов существовали некоторые отличия, в частности - в форме корпусов.

    Ждановцы по проекту главного конструктора завода О. Ф. Якоба построили несколько тендеров значительно большей грузоподъемности - 100-тонных. Благодаря более удачному соотношению длины и ширины эти относительно узкие и длинные тендера при установке двух двигателей по 75 л. с. развивали даже большую скорость, чем малые 25-тонные.

    Корпуса тендеров представляли собой плоскодонные и прямостенные сварные коробки, собранные из предварительно изготовляемых плоскостных секций. Формы оконечностей были упрощенными - «гранеными». О применении хорошо обтекаемых округлых обводов - нечего было и думать. Во-первых, это несоизмеримо усложнило бы и неизбежно задержало работу на всех построечных операциях. А во-вторых, в блокадных условиях абсолютно нереально было рассчитывать на гибку огромного количества стальных листов: не было ни сил у рабочих, ни оборудования, ни топлива; нельзя было применять ни горячую гибку с нагревом металла в огромных печах, ни холодную - в мощных гибочных станках-вальцах. Большая заслуга конструкторов и состоит в том, что всемерное упрощение проектов, продиктованное конкретными условиями, относительно мало сказалось на ходовых и маневренных качествах судна!

    В принципе двухтрюмные тендера отличались от однотрюмных только общей длиной, добавлением поперечной переборки между трюмами и незначительным изменением обводов носовой части. Все остальные их элементы были полностью унифицированы.

    Приведем размерения двухтрюмного 25-тонного варианта: длина наибольшая - 14,3 м, между перпендикулярами - 14 м; ширина габаритная - 3,8 м, по палубе - 3,6 м; высота борта до палубы - 1,5 м, до края носового фальшборта - 2,3 м. Водоизмещение порожнем при осадке 0,37 м - 13,56 т.

    Длина между перпендикулярами однотрюмного тендера составляла 10,5 м.

    Оборудование трюмов сводилось к тому, что на днище укладывали дощатый пайол, а вдоль бортов ставили откидные скамьи для людей; люки закрывались стандартными лючиками.

    В корме - в машинном отделении под невысокой полурубкой - устанавливапись двигатель «ЗИС-5», топливный бак (обыкновенная 250-литровая бензиновая бочка) и коробка передач; первоначально одно-трюмные тендера заднего хода не имели. Команды мотористу подавались при помощи переговорной трубы.

    У поста рулевого - старшины тендера - на кормовом краю полурубки стоял нактоуз 6-дюймового шлюпочного компаса. Рулевое устройство было простейшим и потому надежным. Перо руля перекладывалось при помощи румпеля, как на шлюпке (на некоторых тендерах уже силами экипажа ставили штурвал).

    На первых тендерах какие бы то ни было бытовые удобства отсутствовали совершенно. В дальнейшем в носовой части трюма моряки стали выгораживать себе «кубрик»: делали легкую дощатую переборку, оборудовали топчаны, ставили буржуйку (труба выходила прямо в трюм). На тендерах более поздней постройки помещение для жилья делали уже на заводах.

    Тендера оборудовались простейшими навигационными огнями, леерным ограждением, сходнями, привальными брусьями, четырьмя кнехтами и носовыми битенгами. (Кормовые трубчатые битенги стояли только на первых двухтрюмных тендерах.) В носу двухтрюмных тендеров на днище приваривали по два фальшкиля, предназначенных для защиты корпуса при подходе к отмелому каменистому берегу.

    Нужно сказать, тендера получились довольно надежными и мореходными судами. Первоначально им запрещали выходить в море уже при волнении 4 балла, однако впоследствии даже значительно перегруженные тендера ходили при 5 баллах и выше.

    Днем и ночью эти суденышки со скоростью 5-6 уз ходили по трассе Кобона - Осиновец. Команды их paботали поистине геройски, совершая по два-три рейса за сутки. С призывом к товарищам бороться за три рейса обратились матрос Илья Карагинцев и старшина 2-й статьи Афанасий Яковлевич Рыбаков.

    Борясь за увеличение эффективности перевозок, экипажи ввели интересное новшество. Грузоподъемность судов лимитировала не столько малая высота надводного борта, сколько положение выхлопной трубы. Выхлопное отверстие (в левом борту) находилось на высоте всего 150 мм от КВЛ и служило своего рода грузовой маркой, ограничивающей прием груза и неизбежное при этом увеличение осадки. Тендеристы стали своими силами наваривать на выхлопную трубу патрубок, позволяющий увеличить осадку на 250 мм, что давало солидную добавку к грузоподъемности тендера (до 5-6 т на однотрюмном) без существенного ухудшения скорости и поворотливости.

    Приведем несколько высказываний наших прославленных адмиралов, имевших прямое отношение к использованию тендеров на Ладоге:

    Адмирал В. Ф. Трибуц: «Нас выручили знаменитые тендеры, эти незамысловатые самоходные суда, созданные в тяжелую блокадную зиму руками голодающих рабочих в содружестве с нашими матросами. 10048 рейсов сделали тендеры за кампанию 1942 г.! Экипажи тендеров сквозь штормы, под огнем вражеских самолетов смело бороздили воды Ладоги. 158086 т продовольствия и боезапаса, 98 800 воинов доставили они в осажденный Ленинград».

    Вице-адмирал В. С. Чероков: «Успешно выполнялась задача эвакуации из Ленинграда населения. В отдельные дни на эвакопункт в Борисову Гриву прибывало значительно больше людей, чем предусматривалось планом. А план этот был очень напряженный: в июне флотилия должна была перевозить по 5000 человек в день! Приходилось брать людей на суда сверх всяких норм. На каждый малый тендер вместо 25 человек принимали 50. И все же заботились, чтобы разместить поудобнее...

    На некоторых тендерах мы установили пулемет ДШК, но на многих единственной защитой от вражеских самолетов оставалось личное оружие моряков - винтовки. Безопасность корабля всецело зависела от мастерства, от умения вовремя уклониться от ударов врага».

    Адмирал Флота Советского Союза И. С. Исаков: «На Ладожском озере, чтобы хладнокровно выдерживать атаки неприятельских самолетов на тихоходных и медлительных кораблях, надо было иметь какие-то особые нервы и необычайное мужество».

    Адмирал Ю. А. Пантелеев: «Фашистским стервятникам так и не удалось потопить ни один из 118 ладожских тендеров. По всей Ладоге и среди эвакуирующихся жителей города разнеслась молва о неуязвимости этих корабликов. Я слышал, как прибывающие в Осиновец ленинградцы просили отправить их через озеро «только на тендере»...

    * * *

    Небольшая осадка и подъем днища в носовой части в сочетании с относительно солидной грузоподъемностью делали тендера незаменимыми при высадке десантов. Но при этом уже нельзя было рассчитывать только на маневренность и малые размеры: следовало подумать о вооружении и защите тендера как полноценного боевого корабля, которому неминуемо придется подходить к берегу, занятому врагом, под жестоким огнем.

    На все тендера поставили на носовой битенг по пулемету ДШК; на некоторых двухтрюмных тендерах такой пулемет иногда устанавливали между люками. (На черноморских тендерах армейские пулеметы ДШК прямо приваривали треногой к палубе в носу.)

    По инициативе тендеристов Антонова, Данильца, Зуева, Комарова и других была продумана защита носовой части судна, двигателя и поста рулевого. Вооружение и бронирование балтийских тендеров осуществлялось на Кронштадтском судоремонтном заводе. Были случаи, когда вся надводная часть тендера покрывалась тонкой броневой сталью, но все же броня использовалась редко. Чаще всего вопрос защиты от осколков и пуль решался экипажем тендера с применением тех материалов, которые в данный момент имелись под рукой. Как правило, на фальшборт наваривали дополнительный стальной лист, чем и защищался нос тендера.

    Защита рулевого претерпела некоторую эволюцию и в конце концов пришла к тому виду граненой стенки. Первоначально устанавливали или только защиту носа, или только стенку, считая, что с носа тендер уже достаточно защищен самим фальшбортом. В дальнейшем защита рулевого стенкой стала характерна для всех тендеров.

    Стенка, защищавшая рулевого спереди, ставилась прямо на крышу рубки, кормовая - на палубу. Между ними оставались неширокие проходы с каждого борта. Стенка собиралась на месте из двух рядов досок или стальных листов, между которыми засыпали песок, закладывали булыжник, чугунные чушки, пачки листов кровельного железа и т. п. Общая толщина слоя защиты доходила до 20 см, высота стенки - приблизительно до уровня груди стоящего человека. Иногда такую стенку для защиты рулевого сооружали из листов броневой стали, однако такие случаи были очень редки.

    Двигатель и бензиновый бак просто обкладывали мешками с песком.

    Для уничтожения получавшегося дифферента на корму, в носовую часть загружали балласт, в результате снижалась скорость и грузоподъемность тендера. Некоторые старшины, чтобы не терять грузоподъемности судна, отказывались от специальной защиты поста рулевого.

    Тендера в десантном варианте в зависимости от водоизмещения принимали на борт от 35 до 60 бойцов со всем снаряжением.

    Удалось осуществить интересную идею командира дивизиона тендеров капитана 2-го ранга В. С. Сиротинского и старшего лейтенанта Андреева: соединив два двухтрюмных тендера прочным настилом, получили мелкосидящий самоходный паром, способный принимать тяжелую боевую технику, включая танки. Тендера связывались двумя рядами брусьев; один ряд ложился поперек судов, другой - вдоль на уровне комингсов грузовых люков; поверх брусьев укладывался настил. Как вспоминает Б. И. Потапов, такие паромы перевозили одновременно по два танка или по четыре грузовика.

    Известно, что два таких парома использовались для постановки мин в Выборгском заливе. Для этого на настил укладывались минные рельсовые пути, позволяющие принимать 20-25 мин. А те же ладожские однотрюмные тендера, переброшенные на юг, занимались прямо противоположным делом - тралили мины на Азовском море...

    Конструкторам и рабочим блокадного Ленинграда никак не думалось, что этим маленьким и примитивным на вид судам суждена такая славная большая жизнь, что матросы и солдаты, сражавшиеся на многих участках огромного фронта, уважительно назовут это судно - «товарищ тендер»!







    Автор: И. И. Черников

    Прокомментировать:


  • Клепиков Дмитрий
    Участник ответил
    Крейсер 1-го ранга "Очаков"


    К началу XX века конструкция крейсера сложилась в общепризнанную схему, ставшую классической для того времени. В ней причудливо сочетались последние достижения парового флота и устарелые тенденции времен парусников.

    Значительное место в корпусе занимала энергетика. От носового до кормового мостика в «недрах» кораблей тянулись многочисленные кочегарки с малопроизводительными огнетрубными котлами, угольные ямы, машинные отделения с громоздкими паровыми машинами, от которых на верхнюю палубу выходили дымовые трубы, вентиляторы, шахты, горловины угольных ям, световые и вентиляционные люки.

    Множество шлюпок и паровых катеров с трудом размещалось на рострах, загораживая борта рядами опор и шлюпбалок. Через шкафут, на уровне ростр, проходил переходной мостик. Коечные сетки в результате неоднократных усовершенствований видоизменились и приобрели вид широких ящиков, расположенных вдоль фальшборта. За бортом крепились сооружения для постановки противоминных (противоторпедных) сетей, которыми окружали корабли на стоянках.

    Артиллерия главного калибра располагалась в основном вдоль бортов в одноорудийных установках, прикрытых щитами. Тут же стояли противоминные (противоминоносные) пушки. Мелкая артиллерия занимала мостики и размещалась в оконечности корабля. Чтобы увеличить углы обстрела бортовых орудий, приходилось пристраивать выступы — спонсоны. Носовой и кормовой огонь усиливался орудиями, установленными в бортовых казематах, для чего вдоль бортов делались вырезы. И все же такое расположение артиллерии не было идеальным — при стрельбе на один борт в бою участвовала только половина стволов. Не случайно в старых справочниках указывалось, сколько орудий корабля могли стрелять в нос или по борту.

    Установка на крейсерах двухорудийных башен главного калибра была значительным усовершенствованием — из двенадцати 152-мм орудий в бортовом залпе могли участвовать восемь.

    Изменялся и внешний облик крейсеров, в основном перестраивались мостики. К первой мировой войне на открытых мостиках появились закрытые, остекленные ходовые рубки, увеличилось число дальномеров, приборов управления огнем и навигационных средств. Стал другим и состав вооружения.

    * * *

    Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Очаков», однотипный с крейсерами «Богатырь» и «Олег», был заложен в 1901 году на Казенной верфи в Севастополе, спущен на воду 1 октября 1902 года. Главные машины крейсера изготовили сормовичи, артиллерию — путиловцы в Петербурге.

    В 1905 году «Очаков» готовили к сдаточным испытаниям.

    При водоизмещении 6645 т крейсер имел длину 134 м, ширину 16,6 м, осадку 6,3 м. Шестнадцать котлов и две паровые машины тройного расширения позволяли кораблю развивать ход до 23 узлов. Десятиузловым ходом крейсер мог пройти 5320 миль без пополнения запасов топлива.

    Артиллерийское вооружение крейсера состояло из двенадцати 152-мм орудий, двенадцати — 75-мм, восьми — 47-мм, двух — 37-мм, двух десантных пушен — 51-мм и двух пулеметов. Торпедное вооружение — шесть торпедных аппаратов.

    Казематы и цитадели крейсера имели 35 — 79-мм броню, палуба — 35-70-мм, артиллерийские башни — 127-мм, боевая рубка — 140-мм.

    Экипаж корабля насчитывал 547 матросов, старшин, кондукторов и 23 офицера.



    1 — кормовой балкон; 2 — башня 152-мм пушек; 3 — дальномер; 4 — 47-мм пушка; 5 — прожектор; 6 — компас; 7 — 75-мм пушка; 8 — каземат 152-мм пушки; 9 — порт; 10 — стрела; 1! — паровой катер; 12 — вельбот; 13 — 152-мм пушка; 14 — устройства противоминной (противоторпедной) сети; 15 — рабочая шлюпка; 16 — котельные вентиляторы; 17 — прожекторный банкет; 18 — вывод антенны; 19 — переходной мостик; 20 — баркас; 21 — гребной катер; 22 — 37-мм пушка; 23 — пулемет; 24 — ходовая рубка; 25 — боевая рубка; 26 — кат-балка (для укладки якорей); 27 — носовой торпедный аппарат; 28 — таран; 29 — волноотбойник; 30 — горловина угольной ямы; 3! — вентиляционная шахта; 32 — электрические лебедки; 33 — вертикальная вьюшка; 34 — рубка-сходня; 35 — вьюшки; 36 — световой люк адмиральской каюты.





    Автор: С. МАРИНИН
    Scan: Петрович

    Прокомментировать:


  • Клепиков Дмитрий
    Участник ответил
    Крейсер 1 ранга "Аскольд"



    ...Матросы и офицеры были удивлены, когда увидели своего адмирала на мостике «Аскольда». Но ошибки не могло быть: на гафеле самого быстроходного крейсера Тихоокеанской эскадры развевался флаг ее командующего — вице-адмирала Макарова. Между тем корабль с легкими и стремительными обводами набрал ход и вскоре скрылся за горизонтом, откуда доносилась все нарастающая артиллерийская канонада.

    То, что выбор Макарова пал на легкий «Аскольд», а не на грозные, но в то же время неуклюжие броненосцы, было воспринято флотом как призыв к активным действиям. От растерянности и уныния не осталось и следа. Эскадра встрепенулась и ожила.

    Что же представлял собой крейсер? Почему новый командующий, отступив, так сказать, от традиций, предпочел этот корабль мощным и надежно защищенным броненосцам? Было ли это прихотью адмирала или его поступок следует расценивать как мудрое предвидение? Справедливо, безусловно, второе предположение, ибо решение Макарова было вызвано реальными предпосылками.

    В конце XIX столетия в военном кораблестроении России определился тип крейсера — дальнего разведчика с легким бронированием и сильным вооружением, большой дальностью плавания и завидной скоростью. Это были лучшие по тому времени крейсеры в мире, и нет ничего удивительного в том, что острый ум Макарова сразу оценил преимущества нового типа кораблей, к которым относился и «Аскольд».

    Крейсер строился за границей. Заложенный в январе 1899 года на верфи в Киле, он через год был спущен на воду, а в 1902 году поднял андреевский флаг и вступил в состав Балтийского флота. Помимо других новшеств (например, форштевня своеобразной формы), корабль имел пять труб, являясь, пожалуй, единственным пятитрубным крейсером той эпохи. Три машины «Аскольда» развивали мощность механизмов в 23 600 л. с., что позволило ему на ходовых испытаниях показать скорость в 24,5 узла. Дальность плавания крейсера составляла 3300 миль — корабль мог пройти из Порт-Артура до Владивостока и обратно, не пополняя угольных ям. При этом оставался еще неприкосновенный запас топлива на случай внезапного боя или иного маневра.

    Артиллерия «Аскольда» состояла из 12 шестидюймовых орудий, такого же числа трехдюймовых и 10 пушек более мелкого калибра. Дополняли вооружение 6 торпедных аппаратов, 2 из которых были подводными.

    Экипаж крейсера насчитывал 20 офицеров и 514 матросов. При водоизмещении 5905 т «Аскольд» имел следующие метрические показатели: длина — 130 м, ширина — 15 м, осадка — 6 м.

    Таков был корабль, боевая и революционная судьба которого позволяет нам с полным правом поставить «Аскольд» в один ряд с «Варягом» и «Меркурием», «Потемкиным» и «Очаковом», «Азовом» и «Авророй».
    После вступления в строй «Аскольда некоторое время находился в плавании в Средиземном море, а в декабре 1902 года через Суэцкий канал ушел на Дальний Восток для усиления тихоокеанской эскадры. В составе Порт-Артурского отряда крейсеров «Аскольд» нес разведывательную, сторожевую и охранную службу.

    Экипажу крейсера повезло. В конце 1903-го, в канун русско-японской войны, в командование «Аскольдом» вступил молодой капитан 1-го ранга Борис Николаевич Грамматчиков — отличный моряк, гуманный и образованнейший человек. Он происходил из известной петербургской артистической семьи, но бывавший в их доме Степан Осипович Макаров привил юноше любовь к морю и тем самым определил его призвание.

    Борис Николаевич отличался справедливым и человечным отношением к подчиненным. На крейсере были запрещены ругань и рукоприкладство, процветавшие на флоте.

    В 1904 году разразилась русско-японская война. Она началась с внезапного нападения в ночь с 8 на 9 февраля японских миноносцев на русскую эскадру, стоявшую на открытом рейда Порт-Артура.

    В эту ночь, будучи дежурным крейсером, «Аскольд» отражал атаки отдельных японских кораблей, а на рассвете принял участие в бою с японским флотом.

    День за днем, месяц за месяцем проходят в напряженнейшей, ожесточенной борьбе. Бесконечные выходы в море, отражение атак, контрбои. В сражении 10 августа 1904 года, когда из-за повреждения флагманского броненосца строй эскадры смешался, «Аскольд» ведет ее за собой, а затем самостоятельно идет на прорыв, сражается с семью японскими крейсерами и выходит победителем.

    После войны крейсер остается на дальневосточных коммуникациях.

    1905 год. Волна революционных выступлений докатилась до самых отдаленных окраин Российской империи. Экипаж «Аскольда» не остался в стороне от событий. С 1906 года на крейсере уже действует небольшая, но сплоченная подпольная организация. Она устанавливает связь с комитетом, готовящим вооруженное восстание во Владивостоке. Однако крейсер не смог принять участие в выступлении: по приказу начальства, опасавшегося волнений, с корабля свезли боезапас и сняли замки с орудий, а команду загнали в трюмы. Все же часть моряков сумела покинуть крейсер, раздобыть оружие и присоединиться к восставшим. После подавления восстания многие из аскольдовцев были осуждены царским правительством на каторжные работы, а трех человек — гальванера Герасимовского, кочегара Сивовала и машиниста Данилова расстреляли на берегу бухты Тихой.

    С началом первой мировой войны «Аскольд» крейсирует в Индийском и Тихом океанах, сопровождая транспорты с войсками и преследуя одно время германский рейдер — крейсер «Эмден».

    Однажды днем «Аскольд» совершает беспримерный по своей дерзости налет — врывается в порт Хайфу и под носом у береговых батарей захватывает и уводит германский пароход.

    Нестерпимая жара, затхлая питьевая вода, плохая провизия, поставляемая союзниками, отсутствие регулярной связи с родиной делали условия службы очень тяжелыми. Экипаж роптал, росло недовольство, но, скованные жесткой дисциплиной, люди продолжали выполнять воинский долг.

    За 18 месяцев беспрерывного плавания в районе боевых действий крейсер прошел более 55 тысяч миль. Механизмы износились, котлы текли. Все чинилось на ходу, зачастую с риском для жизни.

    Наконец в марте 1916 года «Аскольд» был поставлен на капитальный ремонт в Тулоне. Матросы получили возможность бывать на берегу, где начали встречаться с рабочими, русскими политэмигрантами, читать русские газеты и нелегальную литературу. В команде резко повысился интерес к политическим событиям. Аскольдовцы часто обсуждали вопросы войны и мира, отношения к войне правительств, классов, народов, и вскоре на крейсере сложилась довольно большая группа революционно настроенных матросов.

    Однако офицерство «Аскольда», информированное французской полицией, агентами царской охранки и провокаторами, решило упредить события. В ночь с 20 на 21 августа 1916 года в артпогребе корабля произошел взрыв, который послужил поводом к арестам и расправе с матросами. Последовавший суд представил дело так, будто бы на «Аскольде» существовала подкупленная немецкими шпионами организация, которая подготовила взрыв. Указывалась даже сумма подкупа — 40 тыс. франков.

    После всего случившегося союзная Франция постаралась поскорее отделаться от опасного корабля. В середине января 1917 года «Аскольд» пришел в Англию, где матросы узнали о Февральской революции в России.

    14 июля 1918 года «Аскольд» подвергся вооруженному налету и разграблению со стороны интервентов. Команда крейсера отчаянно защищалась, но силы были неравны. Не удались и попытки затопить корабль.

    Крейсер был захвачен, подобно «Варягу», уведен в Англию и числился там под именем «Глория». Часть орудий с него интервенты установили на бронепоезде «Адмирал Колчак», который впоследствии захватила Красная Армия.

    Лишь в 1921 году английское правительство согласилось вернуть «Аскольд» его законным хозяевам. После осмотра комиссией под председательством известного кораблестроителя А. Н. Крылова крейсер был выкуплен и продан на переплавку. На вырученное от продажи золото в Швеции были закуплены паровозы, столь необходимые в то время молодой Советской республике.

    Так окончилась героическая эпопея этого корабля.





    Автор: П. ВЕСЕЛОВ
    Цветной рисунок: Ю. Дудников
    Scan: Петрович

    Прокомментировать:


  • 92-016
    Участник ответил
    он же

    Прокомментировать:


  • Клепиков Дмитрий
    Участник ответил
    БРОНЕНОСЕЦ «ПОТЕМКИН»

    28 сентября 1898 года на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаеве был торжественно заложен броненосец, ставший сильнейшим в Черноморском флоте. Его создание ознаменовало собой завершение перехода от традиционных для XIX столетия технических решений к целому ряду новшеств, более характерных для века будущего. Разработку проекта, а впоследствии и руководство строительством осуществлял корабельный инженер севастопольского военного порта А. Э. Шотт, работавший ранее под руководством видного кораблестроителя Н. Е. Кутейникова.

    Прототипом для «Потемкина» послужил построенный ранее броненосец «Три святителя», однако проект нового корабля вобрал в себя ряд перспективных конструкторских решений, примененных при строительстве и других броненосцев.

    На «Потемкине» предусматривался возвышенный полубак, что позволяло уменьшить заливаемость носовой части корабля при волнении и поднять до 7,6 м над поверхностью воды ось носовых орудий главного калибра. К тому же здесь впервые использовали централизованное управление артиллерийским огнем - из центрального поста, расположенного в боевой рубке.

    Броненосец стал первым кораблем с котлами новой конструкции - вместо огнетрубных были установлены водотрубные, предназначавшиеся для жидкого топлива.

    Чтобы усилить артиллерийское вооружение по сравнению с кораблем-прототипом, на «Потемкине» применили более совершенную броню с повышенной сопротивляемостью и за счет этого добились уменьшения ее толщины, а следовательно, и массы.

    Все эти меры позволили установить на корабле 152-мм патронные орудия, а также башенные установки для 305-мм артиллерии главного калибра. Первым на Черноморском флоте этот броненосец оснастили кранами для подъема шлюпок и катеров.

    В сентябре 1900 года в торжественной обстановке эскадренный броненосец «Князь Потемкин-Таврический» был спущен на воду, а летом 1902 года переведен в Севастополь - для достройки и вооружения. Первоначальный срок ввода в строй был сорван из-за большого пожара, вспыхнувшего в котельном отделении. Урон, причиненный огнем, оказался значительным. Особенно пострадали котлы. Пришлось заменить их другими, рассчитанными уже под твердое топливо. В том же, 1902 году во время испытаний артиллерии главного калибра обнаружились раковины в броне башен. Пришлось также заменять их новыми, которые изготовили лишь к концу 1904 года. Все это в итоге чуть ли не на два года задержало ввод корабля в строй.

    По тактико-техническим характеристикам эскадренный броненосец «Князь Потемкин-Таврический» был мощнейшим в своем классе кораблем Российского военного флота. Кстати, по вооружению он превосходил близкий ему по типу эскадренный броненосец «Ретвизан», строившийся в Америке для русского флота, а также английские броненосцы типа «Куин» значительно большего водоизмещения. «Потемкин», правда, уступал им в скорости полного хода, но русское военно-морское командование считало 16 узлов вполне достаточной скоростью для броненосцев Черноморского флота.

    Проектное водоизмещение «Потемкина» составляло 12480 т, фактическое - 12900 т. Длина корпуса - -113,2 м, ширина - 22,2 м и осадка - 8,4 м. «Сердцем» энергетической установки являлись три группы паровых котлов, причем две из них (14 котлов) работали на жидком топливе, и одна, установленная взамен испорченных пожаром и состоящая из 8 котлов, - на угольном. Их паропроизводительности было достаточно для привода двух вертикальных паровых машин тройного расширения суммарной мощностью 10600 л. с. Скорость полного хода корабля составляла 16 узлов. Гребные валы располагались симметрично, побортно и были оснащены винтами Ш4,2 м каждый, допускавшими частоту вращения до 83 об/мин. Полный запас топлива составлял 950 т, усиленный - 1100 т, причем 340 т приходилось на уголь, остальное - нефтяное топливо. Корабельные запасы воды рассчитывались на 14-суточное автономное плавание, а запасы провизии - на 60 суток. Дальность плавания составляла 3600 миль при следовании экономическим десятиузловым ходом.

    В носовой части корпус корабля имел таран, располагавшийся ниже конструктивной ватерлинии. По бортам, в подводной части корпуса устанавливались бортовые скуловые кили - пассивные успокоители качки. Основные отсеки корабля отделялись друг от друга водонепроницаемыми переборками. Такими были подбашенные отсеки и котельные, а также машинные отделения.

    Защита корабля проектировалась с учетом воздействия артиллерийского, минного и торпедного оружия противника. Для этого на нем предусмотрели броневую защиту жизненно важных объектов, включавшую вертикальное наружное противоснарядное бронирование по бортам в районе ватерлинии и по надстройке, и горизонтальное - броневую палубу со скосами из только что освоенной Ижорским заводом новой экстрамягкой николевой стали, впервые примененной на крейсере «Диана». Бронировались также артустановки, шахты, боевые рубки. Предусматривалась и конструктивная подводная защита от мин и торпед.

    Эскадренный броненосец обладал достаточно мощной по тому времени артиллерией: орудиями главного, среднего (противоминного) и малого калибров, установленными по всей длине корабля на полубаке, главной палубе, в носовых и кормовых срезах, а также на боевом марсе фок-мачты. Пулемет находился на специальной платформе грот-мачты.

    Главный калибр был представлен четырьмя 305-мм орудиями со стволами длиной 40 калибров, установленными в двух башнях - носовой и кормовой. Носовая располагалась на полубаке, перед средней надстройкой, а кормовая - позади надстройки на главной палубе. Масса одного такого орудия составляла 43 т. Скорострельность - 0,75 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792,5 м/с, масса снаряда - 331,7 кг. Предельный угол возвышения орудий составлял 15°. Заряжали их с помощью электромеханизмов - в мирных условиях практически за две минуты, а в соответствии с контрактными требованиями это время должно было составлять 1,25-1,5 мин. Боекомплект одного орудия главного калибра состоял из 60 305-мм снарядов: 18 бронебойных, 18 фугасных, 4 сегментных, 18 чугунных и 2 картечных.

    В артиллерию среднего калибра входили 152-мм орудия: причем 4 из них размещались на верхней палубе и 12 - на главной. Для защиты обслуживающей прислуги орудия размещались в бронированных казематах. По углам средней надстройки для установки 152-мм орудий были сделаны специальные выгородки с выходами из шахт элеваторов подачи боеприпасов. Ниже, на главной палубе, под надстройкой и до носовой башни главного калибра ставились только 152-мм орудия.

    Броневая защита в районе ватерлинии состояла из листов толщиной 229 мм в средней части (между башнями главного калибра) и 203 мм в районе самих башен. Бронирование казематов средней артиллерии достигало 127 мм (бортовое, между палубой полубака и главной). Подбашенные отделения артиллерии главного калибра и внутренние помещения корабля, находившиеся под надстройкой между башен, защищались бортовой 152-мм броней, а также носовой и кормовой броневыми 178-мм переборками, располагавшимися под углом к диаметральной плоскости корпуса. Артиллерийские башенные установки имели вертикальное 254-мм бронирование и горизонтальное (крыши) толщиной 51 мм. 75-мм орудия, установленные в носу корабля и на срезах полубака (побортно, по одному), а также в корме ниже главной палубы, броневой защиты не имели.

    Несколько слов о 152-мм и 75-мм орудиях. Первые имели ствол длиной 45 калибров и массу 5 т. Скорострельность «шестидюймовок» составляла 3 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792 м/с. Параметры вторых следующие: длина ствола - 29,5 калибра, масса - 0,9 т, скорострельность - 4-6 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда - 823 м/с. Боекомплект в расчете на один ствол составлял: для «шестидюймовок» - 180 снарядов (47 бронебойных, 47 фугасных, 31 сегментный, 47 чугунных и 8 картечных), для 75-мм - 300 снарядов (125 бронебойных, 50 сегментных и 125 картечных). Оба типа орудий являлись артиллерийскими системами патронного заряжания. Масса 152-мм снаряда - 41,3 кг, а 75-мм - 4,9 кг.

    Помимо этого, на корабле было четыре 47-мм пушки Гочкиса на боевом марсе фок-мачты, две 37-мм пушки Гочкиса, две десантные пушки Барановского и пулемет. Таким образом, полное вооружение эскадренного броненосца «Князь Потемкин-Таврический» состояло из четырех 305-мм, шестнадцати 152-мм, четырнадцати 75-мм орудий, а также из четырех 47-мм, двух 37-мм пушек и пулемета. Помимо этого, корабль имел пять торпедных аппаратов, установленных ниже ватерлинии.

    К формированию команды броненосца приступили практически одновременно с его закладкой. Для этого был создан 36-й флотский экипаж, в котором готовили корабельных специалистов различного профиля - артиллеристов, машинистов, минеров. При вступлении броненосца в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров.



    Автор: Б. ТЮРИН

    Прокомментировать:


  • Железный дорожник
    Участник ответил
    Крейсера пр. 68-к (тип Чапаев)

    Разработку крейсеров проекта 68 на*чали в ленинградском ЦКБ-17 в 1938 году. Согласно ТТЗ они предназначались для действий в составе эскадры, выво*да легких сил в атаку, поддержки кора*бельного дозора и разведки, а также ох*раны эскадры от легких сил противника. Крейсер должен был иметь стандартное водоизмещение 8000 — 8300 т, три трехорудийные 152-мм башни, четыре двухорудийные 100-мм универсальные ус*тановки и шесть спаренных 37-мм авто*матов. Толщина бортовой брони 100 мм, палубы 50 мм, что должно было защи*щать корабль от 152-мм снарядов на дис*танции 50 — 120 кбт. Скорость 35 узлов. Состав и размещение механической установки сохранялись такими же, как и в крейсерах проекта 26.
    В эскизном проекте водоизмещение увеличилось до 9500 т, и руководство ВМФ сочло вооружение для крейсеров таких размеров недостаточным. В резуль*тате была добавлена четвертая башня ГК.
    Технический проект 68 утвердили постановлением КО при СНК СССР от 13 июля 1939 года. Согласно ему крейсера должны были иметь стандартное водо*измещение 10 620 т, нормальное 13 330 т, наибольшую длину 199 м, ширину 18,7 м, осадку при нормальном водоизмещении 5,9 м, метацентрическую высоту 0,89 м.
    В состав корабельной котлотурбинной энергетической установки (ЭУ) вхо*дили 6 главных водотрубных котлов КВ-68 и два главных турбозубчатых агрега*та (ГТЗА) типа ТВ-7 общей мощностью 110 000 л.с., а также соответствующие вспомогательные механизмы, устройст*ва, трубопроводы и системы. ЭУ разме*щалась в восьми отсеках в средней час*ти корпуса и состояла из двух автоном*ных эшелонов.
    Специально для этих крейсеров были спроектированы орудия главного калиб*ра— 152-мм пушки Б-38 и трехорудийные башенные установки МК-5, универ*сальные 100-мм двухорудийные установ*ки Б-54 и зенитные спаренные установ*ки 66-К.
    Всего на корабле предполагалось разместить четыре МК-5, четыре Б-54, шесть 66-К и четыре спаренные 12,7-мм пулеметные установки. Торпедное воору*жение: два трехтрубных 533-мм ТА; ави*ационное: одна катапульта и два само*лета КОР-2.
    Бронирование по сравнению с крей*серами типа «Киров» и «Максим Горь*кий» усилили: борт в районе цитадели имел толщину брони 100 мм (вместо 70 мм на крейсерах проекта 26-бис); тра*верзы — носовой 120 мм и кормовой 100 мм (вместо 70 мм); барбеты главной ар*тиллерии — 130 мм (вместо 70 мм) и т.д. Кроме того, противопульной 10-мм бро*ней защищалась походная рубка.
    Расчеты показали, что это обеспе*чивало крейсерам проекта 68 более об*ширные районы «свободного маневри*рования» (в пределах которых броне*бойные снаряды противника не проби*вают броню пояса и палубы)в зоне ар*тиллерийского огня противника (см. таблицу).

    Калибр бронебойных снарядов противника, мм
    Границы района свободного маневрирования (ширина района) в кабельтовых

    Проект 26-бис
    Проект 68
    152
    203
    97-122
    (25) 0
    67-128 (61)
    114-130 (16)


    В 1939 году рассматривался вопрос об установке на крейсерах германского вооружения — 15-см пушек ГК и 10,5-см универсальных пушек. Корабли с герман*ским вооружением получили обозначе*ние проект 68И (импортный). Однако к середине 1940 года было решено по*строить лишь один крейсер («Чкалов») по проекту 68С с отечественными МК-5 и германскими спаренными стабилизиро*ванными 10,5-см универсальными ору*диями, но в конце 1940 года от немец*ких пушек отказались.
    Согласно пятилетнему плану военно*го судостроения на период 1938— 1942 годов намечалось заложить 17 крейсе*ров проекта 68, из них в 1939 году — пять, в 1940 году— один, в 1941 году — шесть и в 1942 году— пять единиц. Фактичес*ки же заложили всего 7. С началом вой*ны 5 спущенных на воду крейсеров («Ча*паев», «Валерий Чкалов», «Железняков», «Фрунзе» и «Куйбышев») законсервиро*вали; два («Орджоникидзе» и «Сверд*лов») после взятия Николаева немцами были разобраны при оккупационных властях на металл, так как их техничес*кая готовность не превышала 20%.
    В ходе войны выяснились недостатки довоенных проектов, в том числе и 68-го: негодное зенитное вооружение (ни Б-54, ни 66-К на вооружение приняты не были), устаревшие приборы управления ар*тиллерийской стрельбой, недостаточ*ность средств связи, отсутствие радио*локации и гидроакустики, наличие откры*тых боевых постов. Задание на прора*ботку модернизированного проекта ВМФ первоначально выдал в марте 1944 года, а в апреле следующего года ЦКБ-17 по*лучило подробное ТТЗ на корректировку проекта легкого крейсера. В первую оче*редь это коснулось зенитного вооруже*ния. Поскольку усиление противовоздуш*ной обороны в заданном объеме (с до*бавлением дополнительных 100-мм ору*дий и третьего СПН) не могло быть вы*полнено без снятия одной из башен ГК для компенсации перегрузки и сохране*ния остойчивости, нарком ВМФ принял решение ограничиться заменой запроек*тированных нестабилизированных уста*новок Б-54 стабилизированными СМ-5, а также доведением количества 37-мм автоматов в спаренных установках до 40 стволов. Главный же калибр — двенад*цать 152-мм орудий — не менялся. Кро*ме того, трехтрубные торпедные аппа*раты заменялись пятитрубными, устанавливались бомбометы БМБ-2, ГАС. Поз*же главный инженер ЦКБ В.В. Ашик предлагал вернуть легким крейсерам калибр 180 мм и дополнительно размес*тить четыре 100-мм зенитных орудия, однако с этим предложением нарком Н.Г. Кузнецов не согласился.
    Чтобы сбалансировать дополнитель*ную нагрузку в модернизированном про*екте, получившем обозначение 68К, было принято решение отказаться от ави*ационного вооружения и 12,7-мм пуле*метов. Существенных результатов это не дало, поскольку одновременно с повы*шением боевых качеств ухудшился ряд тактико-технических элементов: стандарт*ное водоизмещение возросло с 10 620 до 11 450 т, метацентрическая высота уменьшилась с 0,89 до 0,77 м; снизились дальность плавания и максимальная ско*рость—с 33,5 до 32 узлов. Увеличение численности команды повлекло за собой ухудшение бытовых условий — в частнос*ти, двухъярусные койки в кубриках заме*нили на трехъярусные. Для исправления ситуации пришлось убрать торпедные ап*параты, параваны, бомбометы, умень*шить число 37-мМ автоматов до 28 и внести ряд других изменений.
    Учитывая ухудшение кораблестрои*тельных параметров, предлагалось по из*мененному проекту 68К достроить толь*ко 5 крейсеров довоенной закладки: «Ча*паев», «Железняков», «Фрунзе», «Куйбы*шев» и «Чкалов», еще 7 кораблей постро*ить по проекту 68-бис, а начиная с 1949 года заложить 18 легких крейсеров по проекту 65, ТТЗ на который было выдано еще в сентябре 1945 года. Последний существо*вал в двух вариантах — со 152-мм и 180-мм артиллерией, но в 1947 году И.В.Сталин лично распоря*дился: «Принять для легких крейсеров главный калибр 152 мм, всемерно фор*сировать достройку крейсеров проекта 68К, разработку нового проекта 65 пре*кратить, высвободить конструкторские силы для завершения технического проекта 68-бис и разработки эскизного проекта 82».
    В январе 1947 года были выданы уточ*ненные ТТЗ на крейсер проекта 68-бис. Работы вело ЦКБ-17 под руководством главного конструктора А.С.Савичева. С\ целью экономии времени от стадии эскизного проекта отказались и сразу взялись за технический проект. Последний утвердили уже через пять месяцев, но в 1949 году его откорректировали в связи с требованием руководства ВМФ уста*новить новые РЛС и средства связи сис*темы «Победа».


    Планировалась постройка 17 крейсеров, но до июня 1941 г. заложили только 7 (проект 68). После войны достраивались по проекту 68-К (корректированный) с усиленным зенитным вооружением и новыми системами управления артиллерийским огнем.

    ЖЕЛЕЗНЯКОВ (заводской № 545). Заложен 31.10.1939 г. на заводе № 194 и 25.9.1940 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 25.6.1941 г., но 10.9.1941 г. приостановлен строительством и законсервирован. Достроен после Великой Отечественной войны, вступил в строй 19.4.1950 г. (по другим данным: 29.7.1950 г.) и 7.9.1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. 30.7.1951 г. перечислен в состав СФ, 7.8.1968 г.- в состав ЛенВМБ и 28.5.1973 г.- в состав ДКБФ. В период с 14.10.1957 г. по 5.8.1961 г. прошел в Ленинграде капитальный ремонт. 18.4.1961 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в учебный КРЛ. 26.6 — 1.7.1972 г. нанес визит в Стокгольм (Швеция) и 20-24.7.1974 г.-в Гдыню (Польша). 21.10.1975 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 15.3.1976 г. расформирован и в 1976 — 1977 гг. на базе «Главвторчермета» в Лиепае разделан на металл.

    КУЙБЫШЕВ (заводской № 1088). Заложен 31.8.1939 г. на заводе № 200 и 25.8.1940 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 31.1.1941 г., но летом 1941 г. приостановлен строительством, 14.8.1941 г. отбуксирован из Николаева в Поти и 10.9.1941 г. законсервирован. Достроен после Великой Отечественной войны, вступил в строй 20.4.1950 г. (по другим-данным: 29.7.1950 г.) и 6.8.1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 15—18.10.1953 г. нанес визит в Констанцу (Румыния), 19 — 22.10.1953 г.- в Бургас (Болгария) и 8 - 10.10.1 957 г.- в Сплит (Югославия). 18.4.1958 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в учебный КРЛ, а 24.4.1 965 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 20.12.1965 г. расформирован и впоследствии на базе «Главвторчермета» в Севастополе разделан на металл.

    ЧАПАЕВ, с 29.10.1960 г.- ПКЗ-25 (заводской № 305). Заложен 8.10.1939 г. на заводе№ 189 и 25.9.1940 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 28.4.1941 г., но 10.9.1941 г. приостановлен строительством и законсервирован. Достроен после Великой Отечественной войны, вступил в строй 16.5.1 950 г. (по другим данным: 27.5.1950 г.) и 19.9.1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. 30.7.1951 г. перечислен в состав СФ. 18.4.1958 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в учебный КРЛ, 6.2.1960 г. разоружен и переформирован в ПКЗ, а 12.4.1963 г. исключен из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 29.10.1963 г. расформирован и в 1964 г. на базе «Главвторчермета» в Мурманске разделан на металл.

    ЧКАЛОВ, с 29.10.1958 г.- КОМСОМОЛЕЦ (заводской № 306). Заложен 31.8.1939 г. на заводе № 189 и 25.9.1940 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, но 10.9.1941 г. приостановлен строительством и на стапеле законсервирован. Достроен после Великой Отечественной войны, спущен 25.10.1947 г., вступил в строй 25.10.1950 г. и 22.4.1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 8-го ВМФ. С 24.12.1955 г. входил в состав КБФ, с 28.5.1973 г.- в состав ЛенВМБ и с 28.1.1976 г.- в состав ДКБФ. 18.4.1958 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в учебный КРЛ. 15—18.10.1953 г. нанес визит в Гдыню (Польша), 8-12.5.1964 г.-в Копенгаген (Дания), 28.6-1.7.1965 г.-в Стокгольм (Швеция), 29.7 — 2. 8.1969 г.—в Хельсинки (Финляндия) и 3 — 9.10.1969 г.-в Росток (ГДР). 27.9.1979 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 31.12.1979 г. расформирован и в 1980 г. на базе «Главвторчермета» в Лиепае разделан на металл.

    ФРУНЗЕ (заводской № 356). Заложен 29.8.1939 г. на заводе № 198 и 25.9.1940 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 30.12.1940 г., но летом 1941 г. приостановлен строительством, 9.8.1941 г. отбуксирован в Поти и законсервирован. В 1942 г. кормовая часть корабля была отделена и приварена к корпусу поврежденного КР «Молотов» проекта 26-бис. Достроен после Великой Отечественной войны, вступил в строй 19.12.1950 г. (по другим данным: 28.3.1951 г.) и 8.4.1951 г., подняв Военно-морсной флаг, вошел в состав ЧФ. 15 — 18.10.1953 г. нанес визит в Констанцу (Румыния) и 19 — 22.10.1953 г.— в Бургас (Болгария). 18.4.1958 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в учебный КРЛ, а 6.2.1960 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 14.3.1960 г. расформирован и в 1960 — 1961 гг. на базе «Главвторчермета» в Севастополе разделан на металл.

    Крейсер типа Чапаев (пр. 68-К)



    Крейсер Чапаев на Большом Кронштадском рейде, 18 июля 1949 года.


    Последний раз редактировалось Железный дорожник; 25-03-2008, 08:29.

    Прокомментировать:


  • Клепиков Дмитрий
    Участник ответил
    Спасибо, Алекс! Как всегда, очень интересный материал!

    Прокомментировать:


  • alecs
    Участник ответил
    Спасибо Вольф.

    Еще один корабль.

    немецкий транспорт "Варна".

    какой он сейчас.





    раритет с Варны


    Прокомментировать:


  • Вольф 334
    Участник ответил
    По поводу "Волго-Дона".
    Он никогда не числился в составе флота. Заложен как "Эльпидифор 423", но к 1917 году находился в очень малой степени готовности, так что не привлек внимания ни немцев, ни белых. Корпус спущен на воду в 1926 году, в связи с потребовавшимся стапелем. Отведен для достройки на Одесский судоремонтный завод, где достроен и в 1929 году вошел в строй как сухогрузный теплоход. Получил название "Волго-Дон". Порт приписки - Ростов-на-Дону.

    По-поводу "Санта-ФЕ".
    Лодка "Д-4" специально не охотилась за этим транспортом, а находилась на позиции. Ее задачей было топить все что окажется в приделах видимости. Наша агентурная разведка к сожалению не могла отслеживать вражеские суда, а авианаведения, по результатам самолетной разведки, не существовало.

    Прокомментировать:


  • alecs
    Участник ответил
    Историческая справка и фотографии немецкого боевого корабля "UJ-102"
    Бывший малый транспорт типа КТ. Вместимость 834 брт. Другая версия куда более интересна: «Santa-Fe» перевозил груз, который не должен был попасть в руки советской армии, тем более, что в этом районе постоянно дежурила советская подводная лодка Д-4. Что за груз был на немецком транспорте? По архивным данным - специальный груз - новый истребитель танков – Ягд панцирь, выпуск которых был под личным контролем Гитлера.
    В Евпатории до сих пор ходят слухи как о загадочном грузе «Santa-Fe»,


    ---------------
    фото наших дней.
    пушка с бака

    еще одна после подъема

    подшипник даже не поржавел.

    какая то деталь секретная

    Прокомментировать:


  • alecs
    Участник ответил
    Приветствую Дмитрий.
    Только хочешь продолжить морскую тему, сухопутная появляется:laughing:

    Но,все равно представляю интересный экземплярчик.

    А подробные описания, и разъяснения, за Клепиковым и Вольф334.
    -------------------------------------------------------

    Немецкий транспорт "Wolga-Don"

    Бывшая советская канонерская лодка «Красная Молдавия» ("Эльпидифор № 423"), построенная в 1917-1929 гг. С 1929 по 1941 г.- судно для транспортировки марганцевой руды "Wolga-Don".

    Захвачено немцами в 1941 г. После восстановления введено в строй в 1943 г. Водоизмещение 956 брт.

    25 ноября 1943 г. конвой в составе транспорта "Wolga-Don", в охранении румынских канонерских лодок "Stihi" и "Dumitrescu", а так же тральщика R-205 и охотников за подводными лодками UJ- 2301 и UJ- 2309 следовал на Севастополь. На борту "Wolga-Don" находилось 325 т. груза "Люфтваффе". В 19 ч. 07 м. советская подводная лодка Л-6 (командир капитан- лейтенант Б.В. Гремяко) поразила транспорт одной торпедой. Погибло 5 человек. Экипаж снят кораблями охранения. Но судно осталось на плаву. Был заведен буксир с канлодки "Dumitrescu", но усиливающееся волнение и ветер не дали до конца осуществить буксировку.
    Не дойдя до берега около 3 миль, "Wolga-Don" затонул со всем грузом на борту.
    -----------------------
    А теперь фото наших дней, с последней пристани "Wolga-Don".

    носовое орудие

    военный джип тех времен в носовом трюме

    печати медали и газеты сохранились, будучи в сейфе.












    Прокомментировать:


  • Клепиков Дмитрий
    Участник ответил
    Ну что, друзья, отвлечемся, пожалуй, немного от водной тематики. К тому ж нашёлся замечательный на то повод. А именно - найденная мной интереснейшая статья о КОЛЁСНЫХ! самоходных артеллирийских установках, вставших на вооружение советской армии в конце 80-х. Это были чехословацкие САУ "Дана". При этом меня ещё поразил факт постановки у нас на вооружение иностранной, пусть и "Варшавской" техники. Ни о чем таком более не слыхивал......К тому же тема колёсной военной техники у нас не так давно оооочень горячо обсуждалась некоторыми форумчанами... Итак....


    Самоходное артиллерийское орудие "Дана" в СССР или Железному дорожнику - радоваться))



    152-мм самоходная пушка-гаубица vz.77 “Дана” была простроена на народном предприятии Zavody tazkeho strojarstva-Dubnica (ZTS-Dubnica) в городе Дубница-над-Вагом, известном у нас своими локомотивами, и в 1977 году принята на вооружение Чехословацкой народной армии.

    Главной изюминкой нового самоходного орудия стало применение колесного шасси. Хотя в то время и существовала тенденция отхода там, где это возможно, от гусеничной базы, имевшей низкий ресурс ходовой части и сравнительно низкую скорость при передвижении по дорогам, для самоходных орудий полевой артиллерии такое решение было очень необычным.

    В качестве основы для проектирования шасси был выбран четырехосный автомобиль высокой проходимости “Татра-815”. Однако облик вновь созданного шасси сильно отличался от прототипа: в передней его части располагалось бронированное отделение управления, в средней части – боевое отделение, а в задней части располагалось моторно-трансмиссионное отделение, в котором размещался 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель воздушного охлаждения Татра 3-920.52. Как и все грузовики марки “Татра”, шасси имело независимую подвеску всех колес.



    Боевое отделение представляло собой две бронированные полубашни, размещенные на общем погоне, между которыми располагалась качающаяся часть орудия. Вся эта конструкция могла вращаться вокруг вертикальной оси. “Дана” было полностью унифицирована по боеприпасам с советской 152-мм пушкой-гаубицей Д-20.

    Несмотря на длину ствола в 40 калибров, новая пушка-гаубица имела максимальную дальность стрельбы всего около 19 км. Но в целом “Дана” оказалась неплохим орудием и чехословацкое руководство, одновременно с оснащением собственной армии, планировало поставлять СПГ vz.77 другим странам-участницам Варшавского договора. Через некоторое время “Дана” была принята на вооружение артиллерийских частей Войска Польского. Vz.77 было предложено и Советскому Союзу. В СССР, однако, такое предложение особого энтузиазма не вызвало.

    Какое применение могло бы найти чехословацкое орудие в Советской армии? Для оснащения фронтовой артиллерии “Дана” не подходила, так как у нее была недостаточная дальность стрельбы. А самое главное, к моменту появления “Даны” на вооружении ЧНА, в СССР уже успешно завершились испытания самоходной пушки 2С5 “Гиацинт-С”, имевшей максимальную дальность стрельбы 28 км и предназначенной как раз для укомплектования артиллерийских бригад и полков фронтового и армейского подчинения.

    По своим огневым возможностям чехословацкая артсистема больше подходила для дивизионной артиллерии, но к тому времени в СССР уже было выпущено значительное количество самоходных гаубиц 2С3 “Акация” с близкими к “Дане” ТТХ.



    Благодаря применению колесного хода “Дана” обладала высокой подвижностью на дорогах, но на бездорожье она проигрывала по проходимости гусеничным машинам. С этим недостатком можно было бы, в принципе, мириться, если бы речь шла только об эксплуатации в условиях разветвленной европейской дорожной сети. Воевать, однако, предполагалось не только в Центральной Европе, поэтому недостаточно высокая проходимость vz.77 по бездорожью и необходимость более тщательного выбора маршрута его передвижения также считались “минусами” концепции этого орудия.

    Весьма серьезным недостатком “Даны” было и отсутствие возможности заряжания с грунта.

    В общем, было очевидно, что принимать на вооружение еще одну артиллерийскую систему, да еще и имевшую немало недостатков, было бы, по меньшей мере, неумно. Это мнение в итоге и утвердилось в Главном ракетно-артиллерийском управлении и 3 ЦНИИ МО СССР – организациях, которым было поручено проработать вопрос целесообразности закупок vz.77.

    В 1979 году на Ржевском артиллерийском полигоне были проведены квалификационные испытания двух образцов “Даны”, которые, как и ожидалось, показали отсутствие преимуществ чехословацкой пушки-гаубицы перед отечественным аналогом. В 1983 году в Генеральный штаб было направлено письмо из ГРАУ МО СССР о нецелесообразности поставок в Советский Союз орудий “Дана”.

    Тем не менее, в том же 1983 году принимается решение принять некоторое количество vz.77 в опытную войсковую эксплуатацию в СССР. Для этого в ЧССР было закуплено 6 (по другим данным 18 – один дивизион) самоходных орудий. В течение приблизительно одного года “Даны” находились в опытной эксплуатации, после чего были возвращены в Чехословакию.

    В 1985 году на имя Министра обороны СССР Маршала Советского Союза С. Л. Соколова был направлен доклад по результатам опытной эксплуатации СПГ “Дана”. Выводы этого доклада неизвестны, но после его рассмотрения, несмотря на ту “антипатию”, которую вызывало чехословацкое орудие у большинства наших артиллеристов, Совет Министров СССР издал 25 октября 1986 года распоряжение № 2151рс “О закупке в ЧССР в 1987-89 годах 152-мм самоходных пушек-гаубиц “Дана”.

    Было принято решение вооружить чехословацкими орудиями 211-ю артиллерийскую бригаду, входившую в состав Центральной группы войск, соединения и части которой дислоцировались на территории ЧССР. Тем самым облегчалось решение вопросов материально-технического обеспечения формирования, вооруженного “экзотическим” для советских Вооруженных сил типом оружия.

    В 1988 году “Даны” стали поступать в войска. До момента перевооружения 211-я бригада состояла из четырех дивизионов, оснащенных буксируемыми орудиями Д-20 и самоходными 2С5. С началом замены материальной части соединение перешло на новый штат: теперь оно включало в себя пять дивизионов, в каждом из которых было три артиллерийских батареи 8-ми орудийного состава. Таким образом, общая численность СПГ “Дана” в бригаде составила 120 единиц. Кроме артиллерийской бригады ЦГВ, vz.77 поступили в артиллерийский учебный центр, находившийся на территории Белорусского военного округа.

    Управление дивизионами и батареями самоходных орудий 211-артиллерийской бригады было автоматизированным. Для соответствующих средств автоматизации были разработаны модификации электронных модулей, содержавшие данные таблиц стрельбы vz.77.

    По отзывам офицеров, служивших в 211-й бригаде, артиллерийская часть “Даны” была очень чувствительной к условиям эксплуатации, она оказалась слишком “нежной” и по этой причине было немало отказов.

    Определенной похвалы удостоилось восьмиколесное шасси, во всяком случае, радовала его маневренность, которая оказалась даже выше, чем у БТР-70 – радиус поворота артиллерийской установки был таким, что в узких местах – там, где, например, бронетранспортеру требовалось проехать в два этапа, с включением задней передачи – “Дана” проходила без проблем.

    Тактико-технические характеристики 152-мм СПГ “Дана” (vz.77):
    дальность стрельбы максимальная, км 18,
    дальность стрельбы минимальная, км 4,4
    скорострельность, выстр/мин
    - при автоматическом заряжании9
    - при ручном заряжании 4
    режим огня, выстр/час 90
    масса в боевом положении, кг
    - с боезапасом 60 выстрелов 29450
    - с боезапасом 40 выстрелов 28300
    расчет, чел 5
    углы наведения, град
    - по горизонту
    - по вертикали
    -45…+45
    -4…+70
    время перевода из походного положения в боевое, мин 2
    тип шасси Татра-815
    колесная формула 8x8
    максимальная скорость движения по шоссе, км/ч
    - с боезапасом 60 выстрелов 70
    - с боезапасом 40 выстрелов 80
    запас хода, км 740
    мощность двигателя, л.с. 350
    удельная мощность, л.с./т 12,1
    габариты, мм
    - длина 11160
    - ширина 3000
    - высота 3530
    дорожный просвет, мм 410
    колея, мм 2000/1950
    глубина преодолеваемого брода, м 1,4
    преодолеваемый подъем, град 33
    преодолеваемый крен, град 35
    длина отката ствола, мм 1300
    высота линии огня, мм 2410
    длина ствола, мм 6166
    начальная скорость снаряда, м/c 695
    ориентировочная стоимость в ценах 1978 г, руб 740000









    Эксплуатировались в войсках “Даны” недолго. В 1990 году начался вывод соединений и частей ЦГВ с территории Чехословакии. 211-я бригада была включена в состав войск Московского военного округа и передислоцирована в поселок Мулино Горьковской области. Ее матчасть была отправлена на территорию Казахской ССР, где она осталась на хранении вместе с сотнями других единиц вооружения, выведенных, в соответствие с Договором об обычных вооруженных силах в Европе, из т. н. “зоны до Урала”. Все эти вооружения после распада Советского Союза достались независимому Казахстану.

    Надо отметить, что в СССР, приблизительно в это же время, все-таки были предприняты попытки создать собственное самоходное орудие на колесном шасси. В качестве базы использовалось шасси (8x8) 15-тонного опытного автомобиля КрАЗ-4Р-3130 с многотопливным дизелем ЯМЗ-202 мощностью 360 л.с. Но эти работы так и не пошли дальше создания опытных образцов.




    Автор: Артём Рубан

    Прокомментировать:


  • Железный дорожник
    Участник ответил
    НАШ ОТВЕТ ЧЕРЧИЛЛЮ

    В то время, как западные союзники строили десантные суда и катера сотнями и тысячами, положение с амфибийными силами в Советском Союзе оставалось прямо противоположным. Хотя еще в 30-е годы наши военно-морские специалисты разработали довольно передовые теоретические основы высадочных операций, материальная часть для них безнадежно отставала. Гражданская война, последовавшая за ней разруха в экономике, сменившаяся непрерывной гонкой во всех областях военной промышленности, не оставили места для развития столь специфической области морской техники. Более того, немногие уцелевшие "Эльпидифоры" пришлось переоборудовать в более необходимые артиллерийские корабли - канонерские лодки. К началу второй мировой войны СССР не имел ни десантных кораблей специальной постройки, ни подготовленных для высадок войск (за исключением единствен- ной бригады морской пехоты на Балтике). Такое положение не слишком отличалось от ситуации, в которую попали в те же времена англичане и американцы, однако дальнейшие события сложились для нашей страны крайне неблагоприятно. Первые годы войны привели к потере или остановке почти всех судостроительных заводов на Черном и Балтийском морях, а оставшиеся срочно ремонтировали поврежденные боевые корабли и выполняли программу развития легких сил. По-прежнему для десантных судов не находилось ни средств, ни времени. В ходе Великой Отечественной войны советский ВМФ не раз производил высадку десантов. Для этой цели использовались самые различные средства, от рыболовных шаланд и малых охотников до крейсеров. Из более чем сотни подобных операций около 80% завершилось успешно, что можно считать хорошим результатом. Однако даже в лучших случаях выгрузка техники с неприспособленных для этого судов неимоверно затруднялась. Сказывалось и отсутствие специальных кораблей поддержки. Только в кратковременной войне с Японией удалось задействовать полученные по ленд-лизу средства, которые сразу же показали свою эффективность. Изменившаяся после войны обстановка заставила вернуться к вопросу о десантных кораблях. Знаменитая речь Черчилля в Фултоне положила начало новой эпохе "холодной войны". Больше не приходилось рассчитывать на опыт и промышленные мощности бывших союзников - теперь они превращались в потенциальных противников. Глобальная стратегия противостояния заставила СССР развивать все виды Военно-Морского флота, в том числе и амфибийные силы. Без них статус великой державы невозможен - эта истина уже не подлежала сомнению. Но, как говорится, скоро сказка сказывается... Десантные корабли дальнего и ближнего действия были включены уже в первую кораблестроительную программу 1946 - 1955 годов, но загрузка заводов заставила отказаться от большинства из них и ограничиться лишь малым танкодесантным транспортом (проект 450). Уже в нем четко проявились характерные особенности большинства советских судов амфибийных сил. Дело в том, что в мирное время "450-й" и его последователи предназначались для перевозки мирных грузов, а при возникновении военной угрозы их предполагалось быстро дооборудовать и вооружить. Такие варианты "десантников" разрабатывались и на Западе (британские "рыцари Круглого стола"). Для всех них характерен "гражданский" вид - в частности, иллюминаторы в корпусе и надстройках, грузовые стрелы. Первый советский малый десантный корабль (МДК) мог принимать и выгружать через носовые ворота три или четыре танка, но дальность и автономность его, мягко говоря, оставляли желать лучшего. Невысокой была и скорость, для увеличения которой на части кораблей (проект 450-бис) установили более мощные дизели (450 л.с. вместо 300). Строились "десантники" 450-го проекта на балтийских заводах; часть из них до сих пор служит в качестве вспомогательных судов флота. Наследником проекта 450 можно считать "военизированный" морской теплоход с 1000-тонной нагрузкой (проект 572). Он мог брать на борт четыре - пять танков или до 225 бойцов. Внешне суда этого типа практически не отличались от гражданских сухогрузов небольшого тоннажа, и только глядя прямо с носа можно было увидеть традиционную принадлежность десантного корабля - створки ворот для выпуска техники. Он имел скромные характеристики и не получил большого признания; серия включала всего восемь единиц.
    Средний десантный корабль "Бурея" (проект 572), СССР, 1956 г.


    Водоизмещение стандартное 1400 т, полное 2030 т. Длина 70,9 м, ширина 12,3 м, осадка 3,8 м. 2 дизеля общей мощностью 1600 л.с., скорость 10 узлов.
    Вооружение: два 57-мм зенитных орудия и четыре 25-мм автомата.
    Вместимость: 4 тяжелых или 5 средних танков или 225 десантников. Всего в 1956 - 1959 годах построено 8 единиц.

    Более совершенным являлся средний танкодесантный корабль (ТДК, проект 188). Он мог принимать три тяжелых или пять средних танков, выгрузка которых на необорудованный берег осуществлялась по аппарели через носовые ворота. Для солдат имелись специальные кубрики в трюме под танковой палубой. ТДК мог брать вместо техники 350 человек с полным вооружением. Он отличался от предшественников подчеркнуто военным видом и для мирных целей не предназначался. 19 судов этого типа было построено в Выборге в конце 50-х - начале 60-х годов.
    Средний десантный корабль СДК-7 (проект 188), СССР, 1958 г.
    Водоизмещение стандартное 1020 т, полное 1430 т. Длина 74,7 м, ширина 11,3 м, осадка 2,4 м. 2 дизеля общей мощностью 4000 л.с., скорость 14 узлов.
    Вооружение: четыре 57-мм зенитных орудия.
    Вместимость: 3 тяжелых или 5 средних танков или 350 десантников. Всего в 1958 - 1963 годах построено 19 единиц.

    Вообще 60-е годы стали "золотым веком" советского десантного флота. Тогда появились и новые малые танкодесантные корабли проекта 106 грузоподъемностью 200 т. Они прижились во всех флотах нашей страны и строились большой серией сначала по первоначальному, а затем по модифицированному проекту 106К с увеличенной на треть нагрузкой. Последние также принимали до 175 десантников с легким вооружением. Главным предназначением малых десантных кораблей являлась высадка тактических десантов на небольшом удалении от баз. МДК этого типа сходили со стапелей на протяжении 13 лет - с 1958 по 1970 год. Качественный и количественный рост ВМФ СССР позволил ему выйти на просторы Мирового океана. В числе прочих задач в стратегических доктринах появилась и такая: "Оказание военной помощи союзным и дружественным государствам". Это требовало особых средств. И не в последнюю очередь - специальных судов для доставки различных грузов. Так, в 1959 году появилось задание на разработку океанского ТДК (проект 1171) с тактико-техническими данными,сопоставимыми с аналогичными у современных западных LST. Практически одновременно Министерство морского флота заказало сухогруз с носовой аппарелью (проект 1173), который в военное время должен был служить тем же целям. Высокая сложность принципиально нового для нашего флота корабля, а также близость назначения обоих проектов заставили вспомнить о плановом хозяйстве. Оба проекта слили в один под общим обозначением "1171". При этом сохранялось двойное - военное и гражданское - использование судна,характеристики же его несколько снизились. Противоречивые требования гражданских заказчиков (высокая экономичность, использование всего объема трюмов, хорошие каюты для экипажа) и военных (место для вооружения, повышенная непотопляемость, большая скорость, специальное оборудование) заставили пойти на компромисс. Проектировщики составили четыре варианта проекта, по возможности учтя все пожелания, но несомненный приоритет отдавался все же военному. Последней каплей явилась замена главных двигателей. Вместо планировавшихся для судна дизелей по 2500 л.с. на нем решили установить моторы вдвое большей мощности. Это вполне устраивало ВМФ, поскольку скорость возрастала до 17 узлов - почти до исходного задания. Однако Министерство морского флота решило отказаться от "совместного" судна - его эксплуатация при столь мощных механизмах становилась нерентабельной. В результате двойное назначение "Тапира" (так назывался 1171-й проект) проявилось лишь во внешнем виде, характерном скорее для гражданского теплохода. Корабль получил обозначение БДК - "большой десантный корабль" - и строился исключительно для ВМФ. За десять лет, с 1966 по 1975 год, в строй вошло 14 единиц в четырех вариантах. Головной корабль серии, БДК-10 "Воронежский комсомолец", имел несколько меньшую вместимость по десантникам. На остальных оборудовали дополнительные кубрики, позволившие принимать еще 125 человек, и более вместительные кладовые провизии, увеличившие автономность плавания до трех недель. Большинство единиц серии помимо зенитных автоматов вооружалось ракетными комплексами самообороны "Стрела". В течение двух десятков лет "тапиры" (или "аллигаторы" по натовской классификации) составляли основу стратегических десантных сил Советского Союза. Распад СССР ускорил их вывод из строя: корабли либо списаны на слом, либо находятся в небоеспособном состоянии.
    Большой десантный корабль "Воронежский комсомолец" (проект 1171), СССР, 1966 г.
    Водоизмещение стандартное 3040 т, полное 4650 т. Длина 113,1 м, ширина 15,6 м, осадка 4,5 м. 2 дизеля общей мощностью 9000 л.с., скорость 16,5 узла.
    Вооружение: два 37мм и четыре 25-мм зенитных автомата, ЗРК ближнего действия "Стрела" (24 ракеты), две пусковые установки НУРС.
    Вместимость: до 1500 т техники и грузов. Всего в 1966 - 1976 годах построено 14 единиц четырех серий, отличавшихся составом вооружения.

    Прокомментировать:


  • MIXCD
    Участник ответил
    Молодцы!
    Уникальный корабль. Жаль, что он так и не вышел в поход.

    Прокомментировать:


  • Вольф 334
    Участник ответил
    А чего тут разгадывать. Это корабль разведки ССВ-33 "Урал" (проект 1941), по официальной классификации КИК. В качестве двигательной установки - атомный реактор. Считается, что построен в корпусе атомного линкора типа "Киров".
    Входит в состав Тихоокеанского флота, в данный момент находится в отстое (верхнее фото).

    Прокомментировать:

Обработка...
X