Так уж бывает, что один человек настолько остается в памяти людей, что фактически его образ становится символом того или иного события, а то и страны.


Манфред Фон Рихтгофен
1892 - 1918
1892 - 1918
Своеобразным символом авиации Австрии времен Первой мировой войны стал барон Фон Рихтгофен, Красный барон. Красным его называли отнюдь не за его политические взгляды, а за ярко красный окрас его самолета. И столь же яркую карьеру.
Родился Рихгофен в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). Начало вообщем то типичное - домашнее образование, потом - кадетский корпус. Надо сказать что Манфред увлекался охотой и верховой ездой. И был хорошим стрелком и наездником. После окончания кадетского корпуса он поступил на службу в 1-ый батальон Западно-Прусского Уланского полка имени императора Александра III (Ulanen-Regiment Kaiser Alexander III. von Russland). Начало Первой Мировой он встретил в чине кавалерийского офицера, отметился на Восточном и Западном фронтах. Но ему это быстренько надоело и он запросил перевода в авиацию. Просьба была одобрена и он был зачислен летчиком-наблюдателем.
Родился Рихгофен в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). Начало вообщем то типичное - домашнее образование, потом - кадетский корпус. Надо сказать что Манфред увлекался охотой и верховой ездой. И был хорошим стрелком и наездником. После окончания кадетского корпуса он поступил на службу в 1-ый батальон Западно-Прусского Уланского полка имени императора Александра III (Ulanen-Regiment Kaiser Alexander III. von Russland). Начало Первой Мировой он встретил в чине кавалерийского офицера, отметился на Восточном и Западном фронтах. Но ему это быстренько надоело и он запросил перевода в авиацию. Просьба была одобрена и он был зачислен летчиком-наблюдателем.
Рождение "Красного Барона"
Последний бой
Причина столь быстрого перевода проста - в те годы авиаторов мягко говоря считали смертниками. Что кстати было недалеко от истины. По сему требовалось пополнение. Конечно самолеты тех лет были далеки от совершенства и в массе своей использовались для наблюдения и разведки. Оружие - только что в кобуре или ножнах (об этом чуть позже).
Вообще идея уйти в авиацию у Рихгофена появилась после встречи с Освальдо Бёльке - последний считался одним из ассов Германии. Собственно Освальд стал инструктором и впоследствии командиром Рихтгофена - Манфред служил в его эскадрильи Jasta 2. Первую свою победу Рихгофен одержал 17 сентября 1916 года в районе Камбре. После этого боя он заказал себе у ювелира серебряный кубок, на котором была выгравирована дата боя и имя сбитого летчика. Когда в Германии начались перебои с серебром, у Рихгофена было 60 кубков.
Но что самое интересное - Рихгофен среди немецких и австрийских летчиков асом не считался. Современники говорили что его брат - Лотар - куда более сильный летчик, в том числе и в воздушной акробатике. А Манфред старался избегать рискованных маневров и придерживался правил боя, написанных как раз Освальдом Бёльке (речь идет о документе Dicta Boelcke - список Бёльке).
Постепенно имя Рихгофена становилось легендарным. Сначала он стал комантдиром Jasta II, в последствии командовал полком, а к 1918 году стал фактически первым командующим ВВС Германии. Третьим был Герман Геринг, это так к слову.
Свою же кличку он заработал, надумав покрасить свой Albatros D II в красный цвет. Сделал он это после боя с Лено Хоукером, ассом британских ВВС, 23 ноября 1916 года. Такую же окраску имел и его Fokker Dr.1 Triplan

Fokker Dr.1 Triplan
, на который он пересел после того, как был тяжело ранен 6 июля 1917 года.

Albatros D.II
Вообще идея уйти в авиацию у Рихгофена появилась после встречи с Освальдо Бёльке - последний считался одним из ассов Германии. Собственно Освальд стал инструктором и впоследствии командиром Рихтгофена - Манфред служил в его эскадрильи Jasta 2. Первую свою победу Рихгофен одержал 17 сентября 1916 года в районе Камбре. После этого боя он заказал себе у ювелира серебряный кубок, на котором была выгравирована дата боя и имя сбитого летчика. Когда в Германии начались перебои с серебром, у Рихгофена было 60 кубков.
Но что самое интересное - Рихгофен среди немецких и австрийских летчиков асом не считался. Современники говорили что его брат - Лотар - куда более сильный летчик, в том числе и в воздушной акробатике. А Манфред старался избегать рискованных маневров и придерживался правил боя, написанных как раз Освальдом Бёльке (речь идет о документе Dicta Boelcke - список Бёльке).
Постепенно имя Рихгофена становилось легендарным. Сначала он стал комантдиром Jasta II, в последствии командовал полком, а к 1918 году стал фактически первым командующим ВВС Германии. Третьим был Герман Геринг, это так к слову.
Свою же кличку он заработал, надумав покрасить свой Albatros D II в красный цвет. Сделал он это после боя с Лено Хоукером, ассом британских ВВС, 23 ноября 1916 года. Такую же окраску имел и его Fokker Dr.1 Triplan

Fokker Dr.1 Triplan

Albatros D.II
Последний бой
Василь Иваныч, да рубани ты его шашкой -
задолбался я уже калитку открывать...
из анекдота
Анекдот анекдотом, а ведь шашка - это не метафора - это уже только в 20-е годы пулеметы заняли свое место на боевых самолетах. Но во время первой мировой авиатора могли в капусту порубить шашкой, застрелить из револьвера, вытряхнуть из самолета - да да - прямо в полете (в к/ф "Новые приключения неуловимых" именно таким способом добыли секретное донесение). Вход шло все, что могло стрелять, рубить - вообщем нанести фатальные повреждения аэроплану противника. Вспомните фильм "Ас из Асов" - немецкий летчик "сбивает" француза накинув ему на винт... рыбацкую сеть. Кстати немец летает на триплане в фильме.
Да и палили по аэроплану врага и с земли все кому не лень. "Адские косильщики", хорошо зарекомендовавшие себя против пехоты, с развитием авиации устремили свои стволы в небо. Да и солдаты с обычными винтовками не отставали. Посему зачастую было крайне трудно определить причину смерти летчика.
В реальности Рихгофен был французам и их союзникам как кость в горле, если не хуже. Крепко достал. Несмотря на то, что он не вытворял в воздухе различных трюков действия его были удачны.
В свой последний полет Манфред Фон Рихгофен вылетел 21 апреля 1918 года. Бои шли в районе реки Сомма. Рихгофен увидел Sopwith Camel лейтенанта канадских ВВС Уилфреда "WOP" Мэя и увязался за ним. В это время "На хвост" Рихгофену сел капитан британских ВВС Артур "Рой" Браун. И в самый ответственный момент Рихгофен был ранен - пуля 303 калибра вошла сзади в грудную клетку и прошла на вылет. Рихгофен посадил свой Fokker Dr. 1 Triplan, и умер на руках австралийских солдат. Такова официальная версия. Неофициальных море - по сути гибель "Красного БАрона" до сих пор покрыта тайной.

Бой между Рихгофеном, Мэем и Брауном

Схема последнего момента боя
Манфред Фон Рихтгофен был похоронен 22 апреля 1918 года на кладбище Бертангль со всеми воинскими почестями.

сбитый самолет Рихгофена
задолбался я уже калитку открывать...
из анекдота
Анекдот анекдотом, а ведь шашка - это не метафора - это уже только в 20-е годы пулеметы заняли свое место на боевых самолетах. Но во время первой мировой авиатора могли в капусту порубить шашкой, застрелить из револьвера, вытряхнуть из самолета - да да - прямо в полете (в к/ф "Новые приключения неуловимых" именно таким способом добыли секретное донесение). Вход шло все, что могло стрелять, рубить - вообщем нанести фатальные повреждения аэроплану противника. Вспомните фильм "Ас из Асов" - немецкий летчик "сбивает" француза накинув ему на винт... рыбацкую сеть. Кстати немец летает на триплане в фильме.
Да и палили по аэроплану врага и с земли все кому не лень. "Адские косильщики", хорошо зарекомендовавшие себя против пехоты, с развитием авиации устремили свои стволы в небо. Да и солдаты с обычными винтовками не отставали. Посему зачастую было крайне трудно определить причину смерти летчика.
В реальности Рихгофен был французам и их союзникам как кость в горле, если не хуже. Крепко достал. Несмотря на то, что он не вытворял в воздухе различных трюков действия его были удачны.
В свой последний полет Манфред Фон Рихгофен вылетел 21 апреля 1918 года. Бои шли в районе реки Сомма. Рихгофен увидел Sopwith Camel лейтенанта канадских ВВС Уилфреда "WOP" Мэя и увязался за ним. В это время "На хвост" Рихгофену сел капитан британских ВВС Артур "Рой" Браун. И в самый ответственный момент Рихгофен был ранен - пуля 303 калибра вошла сзади в грудную клетку и прошла на вылет. Рихгофен посадил свой Fokker Dr. 1 Triplan, и умер на руках австралийских солдат. Такова официальная версия. Неофициальных море - по сути гибель "Красного БАрона" до сих пор покрыта тайной.

Бой между Рихгофеном, Мэем и Брауном

Схема последнего момента боя

сбитый самолет Рихгофена
Всего с 1916 по 1918 годы Манфред Рихгофен одержал 84 победы.

Реплика Fokker Dr.1 Triplan, построенная в Чехии и окрашенная так же как и машина "Красного Барона"

Реплика Fokker Dr.1 Triplan, построенная в Чехии и окрашенная так же как и машина "Красного Барона"
Теперь о других участниках драмы.
Лейтенант Королевских ВВС Уилфред Райд "WOP" Мэй (Willfred Reid "WOP" May).


Рой Браун у своего самолета. Фото скорей всего 1918 года.

Sopwith Camel - на таких самолетах летали Мэй и Браун
Лейтенант Королевских ВВС Уилфред Райд "WOP" Мэй (Willfred Reid "WOP" May).

Родился 20 апреля 1896 года в Канаде в местечке Карберри.
В 1916 году Мэя призывают на военную службу. Достаточно быстро путь от рядового до сержанта. Мэй был хорошим стрелком и уже будучи сержантом стал инструктором по стрельбе. В 1917 году его батальон перебрасывается в Великобританию, где Мэй подает заявку на перевод в Королевские ВВС. Первый полет закончился крушением самолета. Но несмотря на это (Британские ВВС в это время были не в лучшем виде) был зачислен в ВВС. Мэя направляют на курсы в Лондон, которые он заканчивает в феврале 1918 года. Собственно прославился Мэй именно боем с Рингофеном.
Группа, в которой был и Мэй, столкнулась с группой эскадрилии Рингхофена. Немцы начали методично отсекать самолеты противника, что бы "съесть" их по одиночке. Сделав несколько выпадов противники разошлись.
На следующий день ситуация повторилась. В составе немецкой авиагруппы был и Рингхофен - собственно он и погнался за Мэем. Причем погнался он не просто так - в этот раз инициатива была на стороне союзников, и Мэй рванул за одним из немецких самолетов, который "отбился от стада". За штурвалом был двоюродный брат Манфреда Фон Рихгофена. Изменившийся характер Манфреда сыграл с ним злую шутку - он не увидил Sopwith Camel Роя Брауна, капитана Британских ВВС. Браун прочно сел на хвост Рингофену. Мэй по сути бросив самолет противника стал уворачиваться от "Красного барона". И пока немец его выцеливал ...

После войны Мэй вернулся в Эдмонт, где вместе с братом арендовал самолет Curtiss JN-4 Janne и открыли свою авиакампанию May Airplanes Ltd. В 1924 году он обанкротился и переехал в штат Огайо, где пошел работать на завод токарем. Здесь же он женился на Виолетте Бод.
Во время работы отскочивший от детали осколок стали попал ему в глаз, в результате чего Мэй стал терять зрение.
В 1927-ом он вернулся в Канаду, в Эдмонт, где организовал Аэроклуб Эдмонта и Северной Альберты (Edmonton and North Alberta Flying Club), в котором стал работать инструктором.
В 1928 году Мэй создает новую авиакампанию - Commerial Airways. Это был более удачный опыт и он выиграл контракт на оказание воздушной поддержки Канадской полиции.
С началом Второй Мировой войны Канада стала по сути одним из основных центров подготовки летного состава. Авиабазы организовывали по всей стране. Мэй стал командиром 2-й авиабазы в Эдмонте. Кроме того, на этой базе предполетную подготовку проходили самолеты, которые перегонялись из США в СССР по лендлизу. Кроме того, Мэй организовал группу, которая занималась поиском "заблудившихся" летчиков. За работу по спасению летчиков Уилфред Мэй был награжден медалью Свободы с бронзовой пальмовой ветвью в 1947 году.
Также немало усилий Мэй приложил к созданию ВВС Канады.
Уилфред Р. Мэй умер от инсульта в 1952 году, находясь на отдыхе в штате Юта.
Капитан Британских Королевских ВВС Артур Рой Браун

В 1916 году Мэя призывают на военную службу. Достаточно быстро путь от рядового до сержанта. Мэй был хорошим стрелком и уже будучи сержантом стал инструктором по стрельбе. В 1917 году его батальон перебрасывается в Великобританию, где Мэй подает заявку на перевод в Королевские ВВС. Первый полет закончился крушением самолета. Но несмотря на это (Британские ВВС в это время были не в лучшем виде) был зачислен в ВВС. Мэя направляют на курсы в Лондон, которые он заканчивает в феврале 1918 года. Собственно прославился Мэй именно боем с Рингофеном.
Группа, в которой был и Мэй, столкнулась с группой эскадрилии Рингхофена. Немцы начали методично отсекать самолеты противника, что бы "съесть" их по одиночке. Сделав несколько выпадов противники разошлись.
На следующий день ситуация повторилась. В составе немецкой авиагруппы был и Рингхофен - собственно он и погнался за Мэем. Причем погнался он не просто так - в этот раз инициатива была на стороне союзников, и Мэй рванул за одним из немецких самолетов, который "отбился от стада". За штурвалом был двоюродный брат Манфреда Фон Рихгофена. Изменившийся характер Манфреда сыграл с ним злую шутку - он не увидил Sopwith Camel Роя Брауна, капитана Британских ВВС. Браун прочно сел на хвост Рингофену. Мэй по сути бросив самолет противника стал уворачиваться от "Красного барона". И пока немец его выцеливал ...

После войны Мэй вернулся в Эдмонт, где вместе с братом арендовал самолет Curtiss JN-4 Janne и открыли свою авиакампанию May Airplanes Ltd. В 1924 году он обанкротился и переехал в штат Огайо, где пошел работать на завод токарем. Здесь же он женился на Виолетте Бод.
Во время работы отскочивший от детали осколок стали попал ему в глаз, в результате чего Мэй стал терять зрение.
В 1927-ом он вернулся в Канаду, в Эдмонт, где организовал Аэроклуб Эдмонта и Северной Альберты (Edmonton and North Alberta Flying Club), в котором стал работать инструктором.
С началом Второй Мировой войны Канада стала по сути одним из основных центров подготовки летного состава. Авиабазы организовывали по всей стране. Мэй стал командиром 2-й авиабазы в Эдмонте. Кроме того, на этой базе предполетную подготовку проходили самолеты, которые перегонялись из США в СССР по лендлизу. Кроме того, Мэй организовал группу, которая занималась поиском "заблудившихся" летчиков. За работу по спасению летчиков Уилфред Мэй был награжден медалью Свободы с бронзовой пальмовой ветвью в 1947 году.
Также немало усилий Мэй приложил к созданию ВВС Канады.
Уилфред Р. Мэй умер от инсульта в 1952 году, находясь на отдыхе в штате Юта.
Капитан Британских Королевских ВВС Артур Рой Браун

Так же как и Уилфред Мэй, родился в Канаде в 1893 году в городе Карлтон Плэйс. Его отец был владельцем электрической компании.
В 1915 году Артур Рой Браун поступает на офицерские курсы, после чего подает заявку на зачисление его в Королевскую Морскую Авиацию. В ноябре 1915 года он заканчивает курсы пилотов и направляется к месту службы в Чингфорд (Великобритания) в чине младшего лейтенанта авиации для дальнейшей учебы. В марте 1916 года при выполнении учебного полета на AVRO-504 потерпел крушение. В марте 1917 года его зачисляют в 9-й эскадрон Королевской Морской Авиации. Во время боев на европейском театре военных действий самая знаменитая его победа - 21 апреля 1918 года - в бою с Манфредом Фон Рихгофеном.
Кроме того, Артур Рой Браун был в числе тех, кто шел за гробом "Красного барона".
Послевоенная карьера Брауна была не столь яркой. 1 мая 1918 года Браун загремел в госпиталь с гриппом и нервным истощением. После болезни его признали негодным к военной службе и он продолжил свою летную карьеру инструктором при авиашколе №2 искусства воздушного боя. Но 15 июля попал в катастрофу и в тяжелом состоянии был доставлен в госпиталь.
В 1919 году Браун вышел в отставку, вернулся в Канаду и стал работать бухгалтером. Также он организовал небольшую авиакампанию. С началом Второй Мировой Войны он неоднократно подавал прошения о зачислении его в вновь образованные ВВС Канады, но получил отказ по состоянию здоровья. Пытался заниматься политикой, но проиграв в 1943 году выборы в сенат штата Онтарио купил обанкротившуюся ферму Стоувилл и превратил ее в процветающее предприятие. Скончался Артур Рой Браун 9 марта 1944 года от инфаркта.
В 1915 году Артур Рой Браун поступает на офицерские курсы, после чего подает заявку на зачисление его в Королевскую Морскую Авиацию. В ноябре 1915 года он заканчивает курсы пилотов и направляется к месту службы в Чингфорд (Великобритания) в чине младшего лейтенанта авиации для дальнейшей учебы. В марте 1916 года при выполнении учебного полета на AVRO-504 потерпел крушение. В марте 1917 года его зачисляют в 9-й эскадрон Королевской Морской Авиации. Во время боев на европейском театре военных действий самая знаменитая его победа - 21 апреля 1918 года - в бою с Манфредом Фон Рихгофеном.
Кроме того, Артур Рой Браун был в числе тех, кто шел за гробом "Красного барона".
Послевоенная карьера Брауна была не столь яркой. 1 мая 1918 года Браун загремел в госпиталь с гриппом и нервным истощением. После болезни его признали негодным к военной службе и он продолжил свою летную карьеру инструктором при авиашколе №2 искусства воздушного боя. Но 15 июля попал в катастрофу и в тяжелом состоянии был доставлен в госпиталь.
В 1919 году Браун вышел в отставку, вернулся в Канаду и стал работать бухгалтером. Также он организовал небольшую авиакампанию. С началом Второй Мировой Войны он неоднократно подавал прошения о зачислении его в вновь образованные ВВС Канады, но получил отказ по состоянию здоровья. Пытался заниматься политикой, но проиграв в 1943 году выборы в сенат штата Онтарио купил обанкротившуюся ферму Стоувилл и превратил ее в процветающее предприятие. Скончался Артур Рой Браун 9 марта 1944 года от инфаркта.

Рой Браун у своего самолета. Фото скорей всего 1918 года.

Sopwith Camel - на таких самолетах летали Мэй и Браун
В 1956 году во вновь созданных ВВС ФРГ одна из эскадрилий - JG71 - была названа именем Красного барона. Командиром эскадрилии "Рихтгоффен" стал вышедший из тюрьмы Эрих А. Хартман - летчик-истрибитель, считающийся по сей день самым "результативным" - совершил 1425 вылета, сбил 352 самолета (по данным немецкой стороны). В 1970 году Хартман в звании полковника вышел в отставку. Он не смог смириться с тем, что ВВС Германии вооружаются американскими машинами (на тот момент - Lockheed F-104 Starfighter), причем далеко не самым удачными - ВВС Германии в летных проишествиях потеряли 300 бортов и 100 человек летного состава. После отставки Хартман долгое время работал летным инструктором в Бонне, а также выступал в пилотажной группе вместе с Адольфом Галландом. Скончался Хартман в 1993 году.
Комментарий