Д.А. Теплова
директор круиза на т/х «Михаил Булгаков», аспирантка МГАВТ
Круизный отдых имеет такой набор характеристик, который делает его эксклюзивным, не имеющим аналогов. Приходя на борт теплохода, туристы находят средства размещения, питания, развлечения и средство перемещения, ведь теплоход находится в движении, меняется пейзаж за окном, практически ежедневно туристы знакомятся с новыми городами.
Все это дает круизам преимущество перед другими видами отдыха. Тем не менее, есть существенное препятствие в борьбе круизных перевозчиков за новых клиентов – это высокая стоимость подобного тура. Целевым сегментом в этом виде туризма являются люди с доходом «выше среднего».
Съездив за границу и оценив качество, предоставляемых там тур. услуг, наши соотечественнки частично вернулись на внутренние рынки, но, уже имея четкое представление о стоимости качественного отдыха..
В настоящее время качество круизного отдыха, а точнее его составляющих держится на среднем уровне и не соответствует международным стандартным, хотя последнее понятие является несколько расплывчатым.
Цена и качество плохо соотносятся друг с другом, поэтому часто платежеспособные туристы выбирают за те же деньги другой вид туризма, который, по их мнению, гарантирует им насыщенный, интересный, разнообразный, качественный отдых. Конечно, круизы традиционно популярны и считаются чуть ли не элитным отдыхом, но эта популярность, к сожалению, стоит на одном месте. Во время финансовых неурядиц в стране в 2008-2009 годах ни одна круизная компания не вышла на запланированный экономический результат по пассажирским перевозкам. Конечно, весь туристический сектор испытал влияние кризиса, а точнее ажиотажа вокруг него, но вместе с тем, некоторые виды туризма показали крайнюю неустойчивость позиций. Клиенты, на которых ориентированы круизеры, «придерживали» деньги до лучших времен.
Однако, стоит отметить, что круизный рынок выстоял.
Для того, чтобы популярность круизов росла, необходимо стремиться к объективно приемлемому соотношению между ценой и качеством.
Снижение цен вряд ли представляется возможным по ряду объективных причин. В первую очередь это высокая стоимость эксплуатации уже изрядно устаревшего пассажирского флота, его модернизации; затраты, связанные с проходом по внутренним водным путям РФ, обслуживанием флота, портовыми сборами, содержанием экипажа и так далее, не говоря уже о постоянном повышении цен на продукты питания и экскурсионно-транспортные услуги.
В данной ситуации следует ориентироваться на повышение качества отдыха, а точнее отдельных его составляющих.
Если рассматривать теплоход как средство размещения, то качество обязательно зависит от комфортабельности, как пассажирской каюты, так и судна в целом. Баллы добавляют: расширенная площадь каюты, к примеру, на 4-х палубных судах немецкой постройки 301, 302 проектов площадь стандартной 2-х местной каюты составляет примерно 10 кв. м. вместе с санузлом, а по международным нормам жилая площадь должна составлять не менее 14 кв. м; переоборудованные санузлы с отдельными душевыми кабинами; наличие телевизора с несколькими телевизионными каналами, холодильника. Важную роль играет внутреннее убранство, от классических интерьеров до самых смелых дизайнерских проектов, которое целиком должно поддерживать единый выразительный стиль теплохода, атмосферу, оставляющую незабываемые впечатления. Многие перевозчики идут сейчас по этому пути и не скупятся на «начинку».
Культурная программа или анимационная составляющая также имеет свои особенности и должна удовлетворять запросы всех возрастных категорий людей, находящихся на борту. Организаторы культ. программы должны стремится к разнообразию и включать в ее состав мероприятия разной степени активности, конкусно-развлекательные программы, интеллектуальные. Это классический вариант. Однако, в последние годы наблюдается следующая тенденция в восприятии туристами предлагаемой анимации. Во-первых, возрастает популярность спортивных занятий, так как многие люди стараются вести здоровый образ жизни. Наилучший вариант – это установка спортивных тренажеров и ежедневные занятия со спорт-инструктором. Во-вторых, туристы охотнее выступают в качестве зрителя, чем участника, поэтому посещаемость конкурсно-развлекательных программ снижается.
Как средство перемещения теплоход осуществляет доставку пассажиров в пункты стоянок, следуя заранее проложенным маршрутом и расписанием. Однако все туристические линии уже используются десятилетиями и давно освоены речными путешественниками. Более того, их количество сокращается из-за обмеления таких рек как Ока и Белая.
Привлекательность круизов возрастет, если будет более разнообразна география путешествий. Без сомнения, преимущество здесь у 3-х и 2-х палубных теплоходов. И чем меньше габариты судна, тем больше возможностей разнообразить географию плавания. Но, как уже было отмечено выше, эти суда устарели и их переоборудование нецелесообразно. Новый толчок в развитии речного туризма даст строительство новых мелкосидящих судов.
Повышение культуры обслуживания при работе с российскими туристами является важным направлением с точки зрения привлекательности речных путешествий. Во-первых, необходимо качественное обучение сотрудников, работающих непосредственно с туристами (турбюро теплохода, культурная бригада, ресторан, проводники), выведение методических основ данных видов работ, обязательное прохождение обучающих программ, прикладной психологии и других полезных дисциплин. Во-вторых, важно воспитывать в каждом члене экипажа корректность по отношению к клиенту и восприятие туристов на борту как самых дорогих гостей.
Экскурсионно-транспортное обслуживание на берегу еще одна составляющая круизного отдыха. Традиционно в стоимость путевки входят экскурсии по городам с осмотром основных достопримечательностей. Если позволяет время стоянки, то туристам предлагаются на выбор дополнительные экскурсии. В последнее время некоторые перевозчики начали практиковать иную схему – экскурсионная программа не входит в стоимость путевки, и экскурсионный пакет формируется и оплачивается на борту по предварительному выбору туриста. Положительный эффект заключается в том, что во-первых, первоначальная стоимость путевки становиться ниже, во-вторых, турист имеет право выбрать, ехать на экскурсию или самостоятельно, не тратя денег, гулять по городу, в котором он, возможно, уже был.
При этом стоит заметить, что темпы дальнейшего развития речного туризма связаны с развитием береговой инфраструктуры. Часто качество берегового обслуживания туристов оставляет желать лучшего. К счастью, некоторые линии, например, Москва – Санкт-Петербург в этом отношении благополучны. Приняв сотни тысяч иностранных туристов в Угличе, Ярославле, Горицах, Кижах, там оценили значение туризма для жизни и развития населённых пунктов. У волжан практика приема интуристов скромнее. Они, в основном, ориентированы на россиян. Однако, волжские линии одни из самых востребованных, настоящее созвездие древних русских городов находится на Волге, поэтому, приходя, например, в Нижний Новгород – «волжскую столицу», где турист вынужден идти от причала к автобусам около 500 метров мимо замороженной в течении нескольких лет стройки на набережной, возникают сомнения в заинтересованности местных и региональных властей в повышении привлекательности города как туристического центра.
Любые усилия по повышению качества круизного отдыха влекут за собой финансовые затраты, что в свою очередь отражается на стоимость путевки. Тем не менее, разница не столь велика. В настоящее время российский клиент готов платить за качество, а это должно стать одним из главных направлений развития круизного бизнеса.
директор круиза на т/х «Михаил Булгаков», аспирантка МГАВТ
Круизный отдых имеет такой набор характеристик, который делает его эксклюзивным, не имеющим аналогов. Приходя на борт теплохода, туристы находят средства размещения, питания, развлечения и средство перемещения, ведь теплоход находится в движении, меняется пейзаж за окном, практически ежедневно туристы знакомятся с новыми городами.
Все это дает круизам преимущество перед другими видами отдыха. Тем не менее, есть существенное препятствие в борьбе круизных перевозчиков за новых клиентов – это высокая стоимость подобного тура. Целевым сегментом в этом виде туризма являются люди с доходом «выше среднего».
Съездив за границу и оценив качество, предоставляемых там тур. услуг, наши соотечественнки частично вернулись на внутренние рынки, но, уже имея четкое представление о стоимости качественного отдыха..
В настоящее время качество круизного отдыха, а точнее его составляющих держится на среднем уровне и не соответствует международным стандартным, хотя последнее понятие является несколько расплывчатым.
Цена и качество плохо соотносятся друг с другом, поэтому часто платежеспособные туристы выбирают за те же деньги другой вид туризма, который, по их мнению, гарантирует им насыщенный, интересный, разнообразный, качественный отдых. Конечно, круизы традиционно популярны и считаются чуть ли не элитным отдыхом, но эта популярность, к сожалению, стоит на одном месте. Во время финансовых неурядиц в стране в 2008-2009 годах ни одна круизная компания не вышла на запланированный экономический результат по пассажирским перевозкам. Конечно, весь туристический сектор испытал влияние кризиса, а точнее ажиотажа вокруг него, но вместе с тем, некоторые виды туризма показали крайнюю неустойчивость позиций. Клиенты, на которых ориентированы круизеры, «придерживали» деньги до лучших времен.
Однако, стоит отметить, что круизный рынок выстоял.
Для того, чтобы популярность круизов росла, необходимо стремиться к объективно приемлемому соотношению между ценой и качеством.
Снижение цен вряд ли представляется возможным по ряду объективных причин. В первую очередь это высокая стоимость эксплуатации уже изрядно устаревшего пассажирского флота, его модернизации; затраты, связанные с проходом по внутренним водным путям РФ, обслуживанием флота, портовыми сборами, содержанием экипажа и так далее, не говоря уже о постоянном повышении цен на продукты питания и экскурсионно-транспортные услуги.
В данной ситуации следует ориентироваться на повышение качества отдыха, а точнее отдельных его составляющих.
Если рассматривать теплоход как средство размещения, то качество обязательно зависит от комфортабельности, как пассажирской каюты, так и судна в целом. Баллы добавляют: расширенная площадь каюты, к примеру, на 4-х палубных судах немецкой постройки 301, 302 проектов площадь стандартной 2-х местной каюты составляет примерно 10 кв. м. вместе с санузлом, а по международным нормам жилая площадь должна составлять не менее 14 кв. м; переоборудованные санузлы с отдельными душевыми кабинами; наличие телевизора с несколькими телевизионными каналами, холодильника. Важную роль играет внутреннее убранство, от классических интерьеров до самых смелых дизайнерских проектов, которое целиком должно поддерживать единый выразительный стиль теплохода, атмосферу, оставляющую незабываемые впечатления. Многие перевозчики идут сейчас по этому пути и не скупятся на «начинку».
Культурная программа или анимационная составляющая также имеет свои особенности и должна удовлетворять запросы всех возрастных категорий людей, находящихся на борту. Организаторы культ. программы должны стремится к разнообразию и включать в ее состав мероприятия разной степени активности, конкусно-развлекательные программы, интеллектуальные. Это классический вариант. Однако, в последние годы наблюдается следующая тенденция в восприятии туристами предлагаемой анимации. Во-первых, возрастает популярность спортивных занятий, так как многие люди стараются вести здоровый образ жизни. Наилучший вариант – это установка спортивных тренажеров и ежедневные занятия со спорт-инструктором. Во-вторых, туристы охотнее выступают в качестве зрителя, чем участника, поэтому посещаемость конкурсно-развлекательных программ снижается.
Как средство перемещения теплоход осуществляет доставку пассажиров в пункты стоянок, следуя заранее проложенным маршрутом и расписанием. Однако все туристические линии уже используются десятилетиями и давно освоены речными путешественниками. Более того, их количество сокращается из-за обмеления таких рек как Ока и Белая.
Привлекательность круизов возрастет, если будет более разнообразна география путешествий. Без сомнения, преимущество здесь у 3-х и 2-х палубных теплоходов. И чем меньше габариты судна, тем больше возможностей разнообразить географию плавания. Но, как уже было отмечено выше, эти суда устарели и их переоборудование нецелесообразно. Новый толчок в развитии речного туризма даст строительство новых мелкосидящих судов.
Повышение культуры обслуживания при работе с российскими туристами является важным направлением с точки зрения привлекательности речных путешествий. Во-первых, необходимо качественное обучение сотрудников, работающих непосредственно с туристами (турбюро теплохода, культурная бригада, ресторан, проводники), выведение методических основ данных видов работ, обязательное прохождение обучающих программ, прикладной психологии и других полезных дисциплин. Во-вторых, важно воспитывать в каждом члене экипажа корректность по отношению к клиенту и восприятие туристов на борту как самых дорогих гостей.
Экскурсионно-транспортное обслуживание на берегу еще одна составляющая круизного отдыха. Традиционно в стоимость путевки входят экскурсии по городам с осмотром основных достопримечательностей. Если позволяет время стоянки, то туристам предлагаются на выбор дополнительные экскурсии. В последнее время некоторые перевозчики начали практиковать иную схему – экскурсионная программа не входит в стоимость путевки, и экскурсионный пакет формируется и оплачивается на борту по предварительному выбору туриста. Положительный эффект заключается в том, что во-первых, первоначальная стоимость путевки становиться ниже, во-вторых, турист имеет право выбрать, ехать на экскурсию или самостоятельно, не тратя денег, гулять по городу, в котором он, возможно, уже был.
При этом стоит заметить, что темпы дальнейшего развития речного туризма связаны с развитием береговой инфраструктуры. Часто качество берегового обслуживания туристов оставляет желать лучшего. К счастью, некоторые линии, например, Москва – Санкт-Петербург в этом отношении благополучны. Приняв сотни тысяч иностранных туристов в Угличе, Ярославле, Горицах, Кижах, там оценили значение туризма для жизни и развития населённых пунктов. У волжан практика приема интуристов скромнее. Они, в основном, ориентированы на россиян. Однако, волжские линии одни из самых востребованных, настоящее созвездие древних русских городов находится на Волге, поэтому, приходя, например, в Нижний Новгород – «волжскую столицу», где турист вынужден идти от причала к автобусам около 500 метров мимо замороженной в течении нескольких лет стройки на набережной, возникают сомнения в заинтересованности местных и региональных властей в повышении привлекательности города как туристического центра.
Любые усилия по повышению качества круизного отдыха влекут за собой финансовые затраты, что в свою очередь отражается на стоимость путевки. Тем не менее, разница не столь велика. В настоящее время российский клиент готов платить за качество, а это должно стать одним из главных направлений развития круизного бизнеса.
Комментарий