Порт пяти морей
Камичи всегда были отменными речниками. Еще до недавнего времени в Орле-городке – исконной родине камских водников – существовал обычай дарить на свадьбе жениху весло, и когда в 1815 году по Каме начал курсировать первый отечественный пароход, построенный пожвинскими умельцами, его команда состояла из жителей Орла-городка, в том числе лоцмана Павла Андреевича Пирожкова, родоначальника династии, представители которой до сих пор водят суда по речным магистралям.
Кама стала колыбелью многих городов Прикамья: Добрянки, Чермоза, Пожвы, Соликамска, Березников. Благодаря ей они росли, заводили обширные связи. А Пермь в наше время Кама вывела в порты пяти морей.
Большое развитие получило судоходство на Каме, когда в Перми обосновался предприниматель Мешков. Он первым на реке перевел суда на мазут, строил пароходы с более совершенными силовыми установками. Все это позволило ему обогнать конкурентов.
Имя Мешкова было популярным еще и потому, что он с симпатией относился к революционерам. Состоятельный судовладелец вносил денежный залог за выпущенных из тюрьмы деятелей Пермского комитета РСДРП, оказывал помощь бежавшим из ссылок и участникам забастовок, содержал за свой счет стипендиатов, отправлял некоторых для продолжения учебы за границу. Подпольщики звали его «дядей Колей», а А.М.Горький ставил имя Мешкова в ряд с именем Саввы Морозова.
В отличие от Морозова, порвавшего со старой жизнью, не нашедшего пути к жизни новой и покончившего с собой, Мешков с ведома и согласия В.И.Ленина, который еще до революции слышал о нем, был приглашен на работу в Наркомат путей сообщения в качестве консультанта по речному транспорту. В этой должности и приезжал Н.В.Мешков в 1923 году в Пермь.
Во время гражданской войны камский флот понес огромные потери. Отступая, колчаковцы подожгли в устье Чусовой около ста судов и барж. Так что флот пришлось создавать заново.
В годы первых пятилеток нагрузка на водный транспорт резко возрастает. На берегах Камы и ее притоков строятся новые города – Красновишерск, Березники, Краснокамск. В связи с ростом грузооборота в 1931 году создано Камское речное пароходство. А пермский порт получил наибольшее развитие в послевоенные годы в связи с большими переменами на реке – строительством Камской ГЭС.
Кама – река многоводная. В ее русле за год протекало свыше ста миллиардов кубических метров воды. Но сток ее был неравномерен: основная масса воды проходила в весенние месяцы, а в летний период река мелела, обнажая пески, и этим сильно затруднялось судоходство.
Плотина Камской ГЭС зарегулировала сток воды. Ее уровень выше плотины был поднят на 21 метр. На Каме образовалось первое крупное водохранилище – Камское море; подпор воды распространился на 330 километров.
Ушли глубоко под воду злополучные мели и перекаты, выпрямилась и сократилась извилистая ранее речная магистраль, стали судоходными притоки – Чусовая, Сылва, Обва, Иньва. Теперь на Камском море не видно берегов. Его простор сливается с горизонтом. Его крутые волны достигают двух метров.
В таких условиях понадобился новый флот – суда озерного типа, способные идти по водохранилищу при любой погоде и даже во льдах. Ведь Камское море замерзает раньше и вскрывается позже, чем сама река.
В эти годы расширился радиус действия пароходства. В связи с открытием Волго-Донского канала пермские суда стали ходить к Азовскому морю, а к навигации 1964 года был открыт Волго-Балтийский маршрут, по которому камские речники вышли на международные линии.
Первый рейс в Ленинград совершил грузовой теплоход «Кисловодск» под командованием опытного капитана Н.А.Меньшакова, пришедшего еще подростком в годы войны на речной флот. В вахтенном журнале «Кисловодска» записано, что 19 июня 1964 года, погрузив более двух тысяч тонн технической соли, он вышел из Березников, а 3 июля прибыл в Ленинград.
Неузнаваем теперь флот Камы. Ее голубые волны бороздят теплоходы на подводных крыльях – «ракеты» и «метеоры», развивающие скорость до 60 километров в час.
Дальние линии обслуживают трехпалубные комфортабельные теплоходы «Александр Фадеев», «Вильгельм Пик», «Фридерик Жолио-Кюри», «Хирург Разумовский», «Федор Гладков», «Ф.И. Панферов». Они принимают на борт по 350 пассажиров, где к их услугам двухместные каюты, салоны, рестораны и неоценимая прелесть путешествия по воде.
Прямыми пассажирскими линиями Пермь связана с Москвой, Астраханью, Ростовым, а туристские рейсы, в которых проводят свой отпуск тысячи трудящихся Урала, совершаются до Москвы, Ленинграда, Ростова, Астрахани.
О таком путешествии по Каме мечтал когда-то Антон Павлович Чехов. «Кама – чудесная река, - писал он из Перми 22 июня 1902 года О.Л.Книппер. – Надо бы нам как-нибудь нанять для своего семейства пароходик и поехать не спеша в Пермь и потом обратно, и это была бы дачная жизнь, самая настоящая, какая нам и не снилась».
Беспрерывно, днем и ночью, идут по Каме грузовые суда. В их трюмах нефть, бумага, химическая продукция, машины. Одним только строителям автогиганта в Набережных Челнах камские речники завезли в навигацию 1972 года три с половиной миллиона тонн грузов.
Часто можно встретить на Каме большегрузные плоты. Их целые караваны. Шестьсот плотов за навигацию, или пятнадцать миллионов кубических метров леса. По-другому – каждый девятый кубометр древесины, которую получает страна за год. И ведут эти караваны судов камские водники. Умение управляться на большой реке передавалось от поколения к поколению, как и обычай дарить на свадьбе жениху весло.
Заслуги камичей по достоинству отмечены государством – Камское речное пароходство было награждено орденом Ленина. Многие водники удостоены правительственных наград. А исконно камскому речнику, дед матери которого был матросом на одном из первых пароходов, плававших в 1815 году по Каме, механику теплохода «Вильгельм Пик» Николаю Петровичу Зерову присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Из книги «Город мой Пермь», В. Михайлюк, Пермское книжное издательство, 1973 г.
ЗЫ, Спасибо за предоставленный материал Ларисе (Инфофлот)
Камичи всегда были отменными речниками. Еще до недавнего времени в Орле-городке – исконной родине камских водников – существовал обычай дарить на свадьбе жениху весло, и когда в 1815 году по Каме начал курсировать первый отечественный пароход, построенный пожвинскими умельцами, его команда состояла из жителей Орла-городка, в том числе лоцмана Павла Андреевича Пирожкова, родоначальника династии, представители которой до сих пор водят суда по речным магистралям.
Кама стала колыбелью многих городов Прикамья: Добрянки, Чермоза, Пожвы, Соликамска, Березников. Благодаря ей они росли, заводили обширные связи. А Пермь в наше время Кама вывела в порты пяти морей.
Большое развитие получило судоходство на Каме, когда в Перми обосновался предприниматель Мешков. Он первым на реке перевел суда на мазут, строил пароходы с более совершенными силовыми установками. Все это позволило ему обогнать конкурентов.
Имя Мешкова было популярным еще и потому, что он с симпатией относился к революционерам. Состоятельный судовладелец вносил денежный залог за выпущенных из тюрьмы деятелей Пермского комитета РСДРП, оказывал помощь бежавшим из ссылок и участникам забастовок, содержал за свой счет стипендиатов, отправлял некоторых для продолжения учебы за границу. Подпольщики звали его «дядей Колей», а А.М.Горький ставил имя Мешкова в ряд с именем Саввы Морозова.
В отличие от Морозова, порвавшего со старой жизнью, не нашедшего пути к жизни новой и покончившего с собой, Мешков с ведома и согласия В.И.Ленина, который еще до революции слышал о нем, был приглашен на работу в Наркомат путей сообщения в качестве консультанта по речному транспорту. В этой должности и приезжал Н.В.Мешков в 1923 году в Пермь.
Во время гражданской войны камский флот понес огромные потери. Отступая, колчаковцы подожгли в устье Чусовой около ста судов и барж. Так что флот пришлось создавать заново.
В годы первых пятилеток нагрузка на водный транспорт резко возрастает. На берегах Камы и ее притоков строятся новые города – Красновишерск, Березники, Краснокамск. В связи с ростом грузооборота в 1931 году создано Камское речное пароходство. А пермский порт получил наибольшее развитие в послевоенные годы в связи с большими переменами на реке – строительством Камской ГЭС.
Кама – река многоводная. В ее русле за год протекало свыше ста миллиардов кубических метров воды. Но сток ее был неравномерен: основная масса воды проходила в весенние месяцы, а в летний период река мелела, обнажая пески, и этим сильно затруднялось судоходство.
Плотина Камской ГЭС зарегулировала сток воды. Ее уровень выше плотины был поднят на 21 метр. На Каме образовалось первое крупное водохранилище – Камское море; подпор воды распространился на 330 километров.
Ушли глубоко под воду злополучные мели и перекаты, выпрямилась и сократилась извилистая ранее речная магистраль, стали судоходными притоки – Чусовая, Сылва, Обва, Иньва. Теперь на Камском море не видно берегов. Его простор сливается с горизонтом. Его крутые волны достигают двух метров.
В таких условиях понадобился новый флот – суда озерного типа, способные идти по водохранилищу при любой погоде и даже во льдах. Ведь Камское море замерзает раньше и вскрывается позже, чем сама река.
В эти годы расширился радиус действия пароходства. В связи с открытием Волго-Донского канала пермские суда стали ходить к Азовскому морю, а к навигации 1964 года был открыт Волго-Балтийский маршрут, по которому камские речники вышли на международные линии.
Первый рейс в Ленинград совершил грузовой теплоход «Кисловодск» под командованием опытного капитана Н.А.Меньшакова, пришедшего еще подростком в годы войны на речной флот. В вахтенном журнале «Кисловодска» записано, что 19 июня 1964 года, погрузив более двух тысяч тонн технической соли, он вышел из Березников, а 3 июля прибыл в Ленинград.
Неузнаваем теперь флот Камы. Ее голубые волны бороздят теплоходы на подводных крыльях – «ракеты» и «метеоры», развивающие скорость до 60 километров в час.
Дальние линии обслуживают трехпалубные комфортабельные теплоходы «Александр Фадеев», «Вильгельм Пик», «Фридерик Жолио-Кюри», «Хирург Разумовский», «Федор Гладков», «Ф.И. Панферов». Они принимают на борт по 350 пассажиров, где к их услугам двухместные каюты, салоны, рестораны и неоценимая прелесть путешествия по воде.
Прямыми пассажирскими линиями Пермь связана с Москвой, Астраханью, Ростовым, а туристские рейсы, в которых проводят свой отпуск тысячи трудящихся Урала, совершаются до Москвы, Ленинграда, Ростова, Астрахани.
О таком путешествии по Каме мечтал когда-то Антон Павлович Чехов. «Кама – чудесная река, - писал он из Перми 22 июня 1902 года О.Л.Книппер. – Надо бы нам как-нибудь нанять для своего семейства пароходик и поехать не спеша в Пермь и потом обратно, и это была бы дачная жизнь, самая настоящая, какая нам и не снилась».
Беспрерывно, днем и ночью, идут по Каме грузовые суда. В их трюмах нефть, бумага, химическая продукция, машины. Одним только строителям автогиганта в Набережных Челнах камские речники завезли в навигацию 1972 года три с половиной миллиона тонн грузов.
Часто можно встретить на Каме большегрузные плоты. Их целые караваны. Шестьсот плотов за навигацию, или пятнадцать миллионов кубических метров леса. По-другому – каждый девятый кубометр древесины, которую получает страна за год. И ведут эти караваны судов камские водники. Умение управляться на большой реке передавалось от поколения к поколению, как и обычай дарить на свадьбе жениху весло.
Заслуги камичей по достоинству отмечены государством – Камское речное пароходство было награждено орденом Ленина. Многие водники удостоены правительственных наград. А исконно камскому речнику, дед матери которого был матросом на одном из первых пароходов, плававших в 1815 году по Каме, механику теплохода «Вильгельм Пик» Николаю Петровичу Зерову присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Из книги «Город мой Пермь», В. Михайлюк, Пермское книжное издательство, 1973 г.
ЗЫ, Спасибо за предоставленный материал Ларисе (Инфофлот)
Комментарий