Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

СУХОНА, ЮГ, СЕВЕРОДВИНСКАЯ СИСТЕМА

Свернуть
X
Свернуть
Активные пользователи, которые сейчас просматривают эту тему: 1 (0 участника и 1 гостей)
 
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Вот как закончил свое существование колесный пароход "Степан Разин"

    СЕВЕРОДВИНСК. ЭКОЛОГИ ЛИКВИДИРУЮТ НЕФТЯНОЕ ПЯТНО НА ОСТРОВЕ ЯГРЫ.
    12.08.2003 09:39

    Нефтесборщики "Севмашпредприятия" продолжают ликвидацию нефтяного пятна в Северодвинске на острове Ягры.
    Как сообщил ИА "NORD MEDIA COMPANY" (НОМКА) главный эколог Северодвинска Юрий Дьяченко, пленку на воде три дня назад обнаружили яхтсмены из Ягринского яхт-клуба "Север". Спортсмены поставили заграждения и своими силами пробовали убирать пленку. Но пятно расплывалось все больше.
    Как выяснилось, около 30 лет назад под Ягринским мостом затонул колесный пароход "Степан Разин" -аналог всем известного "Николая Гоголя". Верхнюю часть судна тогда убрали, а вот паровая машина осталась на дне. Видимо, из нее и начал вытекать мазут.
    http://www.regions.ru/news/1196398/


    Последний раз редактировалось Igor3313; 17-05-2010, 13:27.

    Комментарий


    • Особый стиль журналистов: мазут из паровой машины. Не бывает в ПМ мазута. Но, в целом информация полезная. И отнюдь не добавляет положительной составляющей в тему отечественной бесхозяйственности..
      Merimies merta rakastaa

      Комментарий


      • Сообщение от Igor3313 Посмотреть сообщение
        И в книге Великая речная война. 1918–1920 годы в главе Онежская флотилия упоминается еще один "Стенька Разин":

        № 8 «Стенька Разин» (до 9 апреля 1919 г. «Приход») — бывший колесный пароход, построенный в Финляндии в 1913 г. [304] Водоизмещение 180 т. Длина 30,2 м; ширина без колес 5,7 м; осадка 2,1 м. Машина мощностью 430 л.с. Скорость 9 узлов. Вооружение: одна 76-мм пушка Лендера, две 47-мм пушки и два пулемета.

        Машины всех этих пароходов работали на дровах.
        По этому "Стеньке Разину" нашлась информация:

        "Канонерская лодка № 8"

        Описание

        (до 15 июня 1919 - Буксир-ледокол № 1, до 15 мая 1919 - Стенька Разин, до 9 апреля 1919 - Приход, с 29 мая 1920 - Стенька Разин, с 1927 - Степан Разин, с 29 августа 1944 - Т-64, с 8 октября 1946 - Степан Разин)

        Длина - 30,2
        Ширина - 5,7
        Осадка - 2,1 м
        Водоизмещение - 180 т
        Силовая установка - 430 л.с.
        Скорость хода - 9 уз
        Дальность плавания - 400 миль
        Вооружение - 2-7,62-мм пул. (с 1941: 1-45-мм ор., 1 МТШ и 1 МЗТ)
        Экипаж - 37 (с 1941: 30) человек

        Бывший речной буксирный пароход, построенный в 1913 на судоверфи «A.Alstrem AB» в Варкаусе (Фииляндия) по заказу частного судовладельца и базировавшийся на Санкт-Петербург. 8 февраля 1918 национализирован и передан Главоду, а 15 мая 1919 мобилизован и в качестве буксира-ледокола зачислен в состав ОВФ. 15 июня 1919 поставлен на переоборудование в РКЛ и переведен в боевой состав флотилии. РКЛ участвовала в гражданской войне (бои с белогвардейцами за ст. Лижма и в Повенецком зал. осенью 1919). 17 мая 1920 разоружена, исключена из списков судов РККФ и 29 мая 1920 передана Приладожскому Рупводу для использования в качестве буксира. Находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКРФ. 22 июня 1941 буксир мобилизован вновь, принят от НКРФ и 26 июня 1941 по окончании переоборудования вошел в состав плавсредств тыла КБФ в качестве буксирного парохода. 25 июля 1941 переклассифицирован в ТЩ, а 7 сентября 1941 - в СКР, но продолжал использоваться как буксирный пароход. 8 августа 1942 разоружен и передан СЗРП, а 7 марта 1943 мобилизован в третий раз, оборудован тральным устройством и вторично зачислен в состав КБФ в качестве ТЩ. Участвовал в Великой Отечественной войне (обеспечение боевой деятельности сил флота в 1941, защита коммуникаций и баз в 1942, боевое траление в Финском зал.в 1943-1945). 15 февраля 1946 вошел в состав 8-го ВМФ, а 8 октября 1946 разоружен и исключен из списков судов ВМФ в связи с возвратом СЗРП для использования в качестве буксира. 15 марта 1953 поступил в подчинение ММРФ, 25 августа 1954 - вновь МРФ СССР и 6 июня 1956 - МРФ РСФСР. 2 декабря 1965 выведен из эксплуатации и исключен из списков судов МРФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл.
        http://www.navy.su/1850-1917/kanboat...8(2)/index.htm
        Обратите внимание на цепочку переименований, никакой логике не поддается...

        Комментарий


        • Это "Степан -Стенька- Разин" к двинскому отношения не имеет. Я параллельно в силу работы в молодые годы в Петрозаводске, флотом Онего и Ладоги интересуюсь. Не раз встречал имя сего парохода в информации про БОП и СЗРП. И ни одной фотографии ! Мы с этим пароходом не пересеклись буквально в разрезе трех-четырех лет. Я появился на Онего в 1969 и конечно же обратил бы внимание на такой необычный колесник. Увы, его списали несколько раньше..
          Merimies merta rakastaa

          Комментарий


          • Сообщение от Vitalis Merta Посмотреть сообщение
            Особый стиль журналистов: мазут из паровой машины. Не бывает в ПМ мазута. Но, в целом информация полезная. И отнюдь не добавляет положительной составляющей в тему отечественной бесхозяйственности..
            Интересно останки досих пор там лежат? Может и паровая машина под водой еще жива?

            Комментарий


            • Сообщение от Vitalis Merta Посмотреть сообщение
              Это "Степан -Стенька- Разин" к двинскому отношения не имеет.
              Да это понятно. Тут бы с двинскими "Стеньками" разобраться. Загадка какая-то...


              Сообщение от Igor3313 Посмотреть сообщение
              Попался интересный фрагмент книги "Имена Архангельских Улиц" (Автор Овсянкин Е.И.)

              Чуть позже по инициативе моряков Мурманского пароходства, как это старалась представить местная пресса, пароход 'Император Николай II' получил имя 'Михаил Сидоров', а 'Великая княжна Ксения' и 'Королева Ольга Константиновна' соответственно 'Север' и 'Новая Земля'.
              Процедура переименований после октября 1917 года была предельно простой. Уже весной 1918 года постановлением коллегии по управлению флотом и водными путями многие архангельские суда получили новые имена. Так, пароход 'Генерал Скобелев' был переименован в 'Лейтенанта Шмидта', 'Генерал Кондратенко' в 'Желябова', 'Александра' в 'Горончаровского', 'Михаил Криличевский' в 'Ивана Каляева', 'Петр Великий' - в 'Некрасова', 'Архангельск' в 'Стеньку Разина'. Относительно переименования последнего была сделана оговорка: переименован потому, что 'пароход с таким названием есть в бывшем Важском коммерческом пароходстве'..
              Революция внесла коррективы в названия и морских судов. Ледокол 'Александр Невский' получил имя 'Ленин', 'Святогор' переименовали в 'Красина', 'Князя Пожарского' - в 'Лейтенанта Шмидта' (позднее в 'Макарова'), 'Канаду' - в 'III Интернационал'. К ним присоединился 'Малыгин', переименованный из 'Соловья Будимировича'.

              http://lit.lib.ru/o/owsjankin_e_i/text_0080.shtml
              И еще из одной серьезной книги:

              "Голубые дороги Поморья. 150-летняя история Северного речного пароходства" (Архангельск, 2008. Изд. 2-е):

              "...в апреле 1918 г. областная коллегия приступила к переименованию судов, давая им имена участников революционно-освободительного движения. Так, пароход "Генерал Кондратенко" стал именоваться "Желябов", "Генерал Скобелев" - "Лейтенант Шмидт", "Михаил Криличевский" - "Иван Каляев", "Петр Великий" - "Некрасов, "Архангельск" - "Стенька Разин". В дальнейшем переименование судов продолжалось".
              Ну и общепринятая версия:

              "Княгиня " > "Стенька Разин"

              Из какого парохода получился "Степан Разин"?
              Не могло же на одном бассейне быть два "Стеньки Разина"?
              Последний раз редактировалось Igor3313; 18-05-2010, 20:40.

              Комментарий


              • Цитата:"Голубые дороги Поморья. 150-летняя история Северного речного пароходства" (Архангельск, 2008. Изд. 2-е):

                "...в апреле 1918 г. областная коллегия приступила к переименованию судов, давая им имена участников революционно-освободительного движения. Так, пароход "Генерал Кондратенко" стал именоваться "Желябов", "Генерал Скобелев" - "Лейтенант Шмидт", "Михаил Криличевский" - "Иван Каляев", "Петр Великий" - "Некрасов, "Архангельск" - "Стенька Разин". В дальнейшем переименование судов продолжалось".

                Уважаемый Igor3313, это объявление из газеты "Красный Север" 1927 года. Как видите тут мирно соседствуют и "Ст. Разин" (Жаль, что Ст., а не Стенька или Степан!) и "Архангельск". Интересно - какой пароход носил имя Лейбы Троцкого, а также Луначарского и Бакунина?
                Из какого парохода получился "Степан Разин"?
                Моё мнение: правы И.П.Белоцерковский и уважаемый Коллекционер -"Великая Княгиня Елисавета Феодоровна" > "Стенька Разин". Но было бы неплохо уточнить габариты "Степана Разина", т.к. "В.К. Елисавета Феодоровна" и "Архангельск" имеют различные размерения.
                И ещё, как говорится- - "Возвращаясь к напечатанному..." - определилось место съёмки п/х "Надежда" - "Лейт. Шмидт"(см. выше). Фото на открытке - в Вятке:
                Последний раз редактировалось АлКуб; 19-05-2010, 02:08.
                Al Kubarra

                Комментарий


                • Сообщение от АлКуб Посмотреть сообщение
                  Уважаемый Igor3313, это объявление из газеты "Красный Север" 1927 года. Как видите тут мирно соседствуют и "Ст. Разин" (Жаль, что Ст., а не Стенька или Степан!) и "Архангельск". Интересно - какой пароход носил имя Лейбы Троцкого, а также Луначарского и Бакунина?
                  Спасибо, уважаемый АлКуб, за раскопанный материал! Несомненно, рано или поздно, мы установим истину
                  Меня тоже заинтересовали пароходы "Троцкий", "Луначарский" и "Бакунин". Выше я приводил цитату, где упоминается "Троцкий", причем назван он трехпалубным:
                  В мае 1919 г. III Красная Армия, получив значительное пополнение, предприняла контрнаступление на Восточном фронте. Завязались упорные бои. Колчаковцы взяли город Глазов, но это был их последний успех на северо-западном направлении. Вскоре началось отступление Сибирской армии за Урал. Ижмо-Печорский полк получил приказ перебазироваться в район Кажыма и совместно с частями Кай-Чердынского полка и III Красной Армии участвовать в наступательных операциях на кайском направлении. 15 мая Ижмо-Печорский полк на трех трехпалубных пароходах «Троцкий», «Пушкин» и «Карл Маркс» выступил из Усть-Сысольска вверх по Сысоле. Однако под Межадором полк получил новое назначение — сначала в армейский резерв в Вологду, а потом на Северную Двину. 15 мая красные выбили белоказаков из Монастырской и начали движение на Кай. Ответственным за взятие Кая был назначен ВД.Цветаев. 25 мая у села Гидаево Кажымская группировка красных под командованием М.И.Филатова из состава Кай-Чердынского полка соединилась с 9 полком III Красной Армии и участвовала в дальнейшем в боях за город Кай.

                  http://karasoft.narod.ru/index.files....files/rl2.htm

                  Сообщение от АлКуб Посмотреть сообщение
                  Моё мнение: правы И.П.Белоцерковский и уважаемый Коллекционер -"Великая Княгиня Елисавета Феодоровна" > "Стенька Разин". Но было бы неплохо уточнить габариты "Степана Разина", т.к. "В.К. Елисавета Феодоровна" и "Архангельск" имеют различные размерения.
                  Не сомневаюсь, что в 1927 году были и "Архангельск" (один из двух был переименован, а второй остался по Овсянкину) и "Степан Разин". Даже в 1923 году, видимо, был только "Степан Разин", а "Стенька" был или списан, или переименован.
                  Вначале поездка нравилась начинающему путешественнику. По Сухоне и Северной Двине геологи добрались до Котласа, а оттуда на пароходе «Степан Разин» поплыли по Вычегде в Усть-Кулом. (1923)
                  http://vokrugsveta.pl.ua/265801/214/1825998/
                  Думаю, что все происходило в 1918-20 годы. Я уже выше пытался сказать, что судя по воспоминаниям об интервенции и гражданской войне, и сравнивая даты, вместе существовали и "Стенька Разин"(Белоцерковский) и "Степан Разин"(воспоминания о "Гоголе"). Вопрос в том, из которого впоследствии получился полуторопалубный "Степан Разин"

                  P.S. Может быть я что-то проспал, но не припомню, чтобы И.П. Белоцерковский писал, что из "Княгини" > "Стенька" получился "Степан Разин"

                  Комментарий


                  • Если размышлять методом исключения и вычеркивать из существовавшей на Севере 10-ки трехпалубных пароходов, пароходы из объявления о торгах 1927 г.

                    1.«Учредитель»(1901) > «Тарас Шевченко»(1919-1937) > «Т.Г.Шевченко»(c 1937)
                    2.«Преподобный Савватiй»(1902) > «Добролюбов»(1919-1937) > «Н.А.Добролюбов»(с 1937)
                    3.«Преподобный Зосима»(1902) > «М.В.Фрунзе»
                    4. «Ломоносовъ»(1905) > «М.В.Ломоносов»
                    5.«Петръ Великiй»(1906) > «Н.А.Некрасов»
                    6.«Михаилъ Криличевскиiй»(1909) > «Иван Каляев» > «Коми пионер»
                    7.«Н.В.Гоголь»(1911)
                    8.«Генералъ Кондратенко» (1911) > «А.И.Желябов»
                    9.«Генералъ Скобелевъ»(1913) > «Лейтенант Шмидт»(1917-1918) > «Карл Маркс» (c 1918)
                    10. «А.С.Пушкинъ»(1913) > «А.С.Пушкин»
                    то остаются "М.В. Фрунзе" и "Каляев". Возможно один из них какое-то время носил название "Троцкий" ?

                    Комментарий


                    • Будем разбираться по порядку, вот что пока нашел - п/х "А.В. Луначарский":
                      Есть 2 фотографии, похоже обе из архива И.П.Белоцерковского, пока приведу информацию с обратной стороны фото и перенесенную мной в картотеку:
                      1.
                      Пассажирский полуторопалубный колесный пароход «А.В. Луначарский» бывший «Урицкий» и «Воевода».
                      Построен в 1912 г. на заводе Макарова в Вологде.
                      Машина наклонная мощностью 200 сил 2х цилиндровая.
                      Котел локомобильный завода «Фицнер и Гампер» 1912 г.
                      Вначале был буксирно-пассажирским, а позднее закрыли с …
                      Принадлежал бр. Володиным.
                      Переименован в «Урицкий» в 1918 г., но оказалось 2 «Урицких» в том же 1918 г. переименован в «Луначарского».
                      Разобран в 1968 г. в Исакогорке.

                      2.
                      Пассажирский полуторопалубный колесный пароход «А.В. Луначарский» бывший «Воевода».
                      Построен в 1912 г. в Вологде на заводе Макарова.
                      Мощность 200 сил, машина 2х цилиндровая; котел локомобильный, сменен на пролетный.
                      L – 48,5; Ш – 6,35 м.
                      82 тонны, 146 пассажиров
                      Снимок после 2-го капитального ремонта, вышел с завода с гаком, т.е. буксирно-пассажирским.
                      Снимок 1947 г.
                      Разобран в 1960 г. затон Исакогорка (Архангельск)

                      А это информация из справочника судов по судам ВМФ (1917-1927 гг.) С.С. Бережного:
                      «Луначарский».
                      Бывший речной колесный буксирный (???) п/х, построен в 1912 в Вологде.
                      01.05.1919 мобилизован и в качестве ТР (транспорта) включен в состав Северодвинской военно-речной флотилии.
                      В 07.1919 ввиду плохого технического состояния возвращен Обводу.
                      41,7 х 12,0 х 0,9 м; 200 л.с., 7,5 уз.

                      Фотографии к сожалению, плохого качества, но со временем отсканирую и обнародую ....
                      Собери коллекцию - соберешь себя.

                      Комментарий


                      • Спасибо, уважаемый Коллекционер, Вы просто волшебник!
                        Ждем с нетерпением дальнейших результатов поисков!

                        Современный вид Исакогорского затона. Автор фото Benchrester, из panoramio.com

                        Последний раз редактировалось Igor3313; 19-05-2010, 19:14.

                        Комментарий


                        • Сообщение от anpa
                          Коль заговорили о п/х "Луначарский"...
                          В середине (раньше не помню)- конце 50-х годов пароходик обслуживал линию Архангельск-Холмогоры. Сменил его "Красноярск" году в 1960 -м, потом ходили "Североморск", "Шеговары".
                          По параметрам "Луначарский" собрат таким пароходам как "Вычегжанин", "Коми колхозник", "Судорабочий", "Архангельск", "Шеговары", Ношуль" (без тента)."А.К.Волжин","Н.В.Оплеснин","Горончаровский","В.Гюгo,"Сысола","Сатурн","Красноборск","Красная звезда","Курьер" (четыре последних без тента),"Бородино","Судорабочий", "Крылов","А.Герцен", агитпароход "Пролетарий".
                          Все они (по "В.Гюго", "Ношуль",например, данные видел в сети) имели-42,7*11,7*0,9 м, 120 л.с. Это небольшие суда. Примерно та же мощность должна указываться и у "Луначарского". По крайней мере, в конце эксплуатации. Кроме "Сысолы", не знаю, почему ее выделяли,- это были самые тихоходные суда на Двине.
                          Уже "Н.П.Каманин", "Токарь Потапов", да и, видимо, вся пятерка построенных в середине 30-х "героев-пассажиров" имели, по отзывам, 150-сильную машину. Они обходили не только "Луначарского" , но и винташей "Ижорцев".


                          П/х "Вычегжанин", мощность 110 л.с. Снято: лето 1958г, Северная Двина, завоз детей в пионерлагерь в Хоробрице.

                          Фото взято на инфофлоте

                          Он?
                          Последний раз редактировалось Igor3313; 19-05-2010, 23:21.

                          Комментарий


                          • Igor3313
                            П/х "Вычегжанин", мощность 110 л.с. Снято: лето 1958г, Северная Двина, завоз детей в пионерлагерь в Хоробрице.

                            Фото взято на инфофлоте

                            Он?
                            Казалось, если поднапрячься на веслах, то можно было не отстать от "Вычегжанина". Может, ребятню возить пар на марке был не нужен?

                            Комментарий


                            • Сообщение от Igor3313 Посмотреть сообщение
                              Если размышлять методом исключения и вычеркивать из существовавшей на Севере 10-ки трехпалубных пароходов, перечисленные пароходы из объявления о торгах 1927 г.,

                              1.«Учредитель»(1901) > «Тарас Шевченко»(1919-1937) > «Т.Г.Шевченко»(c 1937)
                              2.«Преподобный Савватiй»(1902) > «Добролюбов»(1919-1937) > «Н.А.Добролюбов»(с 1937)
                              3.«Преподобный Зосима»(1902) > «М.В.Фрунзе»
                              4. «Ломоносовъ»(1905) > «М.В.Ломоносов»
                              5.«Петръ Великiй»(1906) > «Н.А.Некрасов»
                              6.«Михаилъ Криличевскиiй»(1909) > «Иван Каляев» > «Коми пионер»
                              7.«Н.В.Гоголь»(1911)
                              8.«Генералъ Кондратенко» (1911) > «А.И.Желябов»
                              9.«Генералъ Скобелевъ»(1913) > «Лейтенант Шмидт»(1917-1918) > «Карл Маркс» (c 1918)
                              10. «А.С.Пушкинъ»(1913) > «А.С.Пушкин»

                              то остаются "М.В. Фрунзе" и "Каляев". Возможно один из них какое-то время носил название "Троцкий" ?
                              Еще такие соображения..

                              Михаил Фрунзе в 1918-20 годах еще воевал, и только с 1921 года начал подниматься по политической лестнице. Умер в 1925 г. уже героем. А Троцкий уже тогда был "шишкой" и как раз в 1927 г. снят со всех постов, отправлен в ссылку.

                              Возможно пароход "Преподобный Зосима" сначала назвали "Троцкий", а с 1927 г. - "М.В. Фрунзе"?

                              Как вам такой расклад?

                              P.S. Интересно, а на других бассейнах пароходы именем Фрунзе с какого года начали называть?
                              Последний раз редактировалось Igor3313; 20-05-2010, 00:11.

                              Комментарий


                              • Сообщение от Igor3313 Посмотреть сообщение
                                Еще такие соображения..

                                P.S. Интересно, а на других бассейнах пароходы именем Фрунзе с какого года начали называть?
                                На Волге:
                                Пароход о-ва "Самолет" «Князь Михаил Тверской», потом «Николай Шихманов» а в 1930 г. (по моим данным) стал «М.В. Фрунзе»
                                Построен в Бельгии, з-д Коккериль в 1895 году.

                                Добавлено через 8 минут:

                                Сообщение от Igor3313 Посмотреть сообщение
                                Еще такие соображения..


                                Возможно пароход "Преподобный Зосима" сначала назвали "Троцкий", а с 1927 г. - "М.В. Фрунзе"?
                                Предположения конечно интересные, но нужны основания для такого предположения, а лучше факты или свидетельства. Пусть уж пока знак вопроса постоит...

                                А вот по "Бакунину", ведь вовсем недавно здесь была приведена статья, сходу вот только ненайду, газета от 14.04.1984 года (я себе делал выписку, потому и нашлось):
                                … было ещё пароходство братьев Ившиных, которое имело пять пароходов, из них два пассажирских: "Фёдор", (Бакунин), "Валаам" (Пугачёв) и буксирные: "Братья", "Ваган" (Порог) и "Червонец" (Вахтенный). Работали они на Ваге, Сухоне и Двине.

                                Так что похоже вот он БАКУНИН:
                                Товаропассажирский пароход «Федор» в 1910 году принадлежал Ф.В. Ившину.
                                Размеры судна (наружное): длина (наибольшая) – - футов - дюймов; высота судна по средине длины судна без надстроек – - футов – - дюймов; ширина (наибольшая) с кожухами - - футов - дюймов, без кожухов – - футов - дюймов.
                                Осадка судна порожнего – - четв. арш, - дюйм.; при полной нагрузке – - четв. арш, - дюйм.
                                Наибольшее число пассажиров, принимаемых судном: I кл - -, II кл - -, III кл - -.
                                Число сил: номинальных - 40, индикаторных - -;
                                Род движителя: колеса, главный материал постройки судна: железо.
                                Год постройки: корпуса - 1907; Машины - 1907; Котла – 1907.
                                Место постройки: корпуса, машины и котла – Н.Новгород, завод Яковлева
                                Противопожарные приспособления, помещающиеся на судне – -.
                                Место плавания судна – Архангельск – Шенкурск (л 285, с 602-603)
                                Последний раз редактировалось Коллекционер; 20-05-2010, 19:32.
                                Собери коллекцию - соберешь себя.

                                Комментарий

                                Обработка...
                                X