Идем к ресторану. Сразу надо отметить -ничего величественнее на нашем речном флоте нет. Да простят меня туроператоры и судовладельцы - на современных судах нет какого-то особого ощущения важности момента что ли. Пришли, поели. И дальше пошли. Само помещение ресторана не вызывает никаких эмоций. Особенно такое ощущение усиливается на четырехдеках австрийской постройки, где по вередине ресторана стоит климатическая станция или чаша бассейна (как на Q-056). Да, мебель подобрана, снуют официанты, блюда прекрасно оформленны, но... Чего то не хватает - если можно так выразиться - важности момента. Что ты не просто поесть пришел. А ты пришел в ресторан (в ресторан все же по торжественным случаям ходят - поэтому очень смешно становиться когда макдачную рестораном называют - а ведь первый Макдольдс в Москве реально называли рестораном).
Здесь - все иначе. Во первых - высота палую на Советском Союзе ощутимо больше. А теперь прикинем - какова высота "плафона" ресторана на корме:

Сюда бы еще люстру как в Колонном зале Дома Союзов - уххх...
Вообще интерьер Советского Союза крайне показателен. Думаю кадый вспомнит в своем городе странные дома - квартиры как в "сталинке", а внешний вид здания - хрущеба хрущебой. Это как раз те дома, которые при Никите достраивали. ТОчнее - после указа об архитектурных излишествах. Чтож - видимо красота противоречит рывку в космос. СС - тут не исключение. Вообще история 20-ого проекта достойна пера писателя детективного жанра. Но напомню - оба судна достраивались также после того приснопамятого указа. Видимо как раз по этой причине потолки выполнены не из полированного шпона, а люстры представляют из себя набо пластиковых полосок. И если таковые в вестибюлях и пролетах не выделяются, то на фоне этого зала такое освещение смотриться несколько убого.
Ресторан занимает кормовой части главной и средней палуб. Кстати в последствии такая компоновка стала главенствующей. Выделяются из общего ряда только суда проектов 588 и 26-37 - там на корме главной - кают-кампания экипажа и спуск кормовой отсек платформы (расположенный уже за МКО), на средней музыкальный салон (укомплектован обычно кабинетным роялем белого цвета - на 26-37 чехословацкий Petroff, на 588 - либо чешский Petroff, либо австрийский Bösendorfer /видел, но на каком судне - не помню/).
У СС иначе скомпоновано. Так как корму главной и средней палуб занимает ресторан, музсалон переехал в нос средней палубы, читальный - на шлюпочную в носу (за ним - люкс с правого борта, с левого - каюта капитана, за ними - "съеденные" пролетом служебные каюты - в случае Советского Союза с правого борта - каюта судового врача, с левого не попали).
Что же касается штатных музыкальных инструментов, раз о них пошла речь - Советский Союз и тут впереди. Кроме того, как ни крути - а судно в чем то показательное. Поэтому оба инструмента - в музсалоне рояль и пианино кинозале (о нем отдельно) - ленинградской фабрики "Красный Октябрь". Увидав его вблизи - ностальгия захлестнула - точно такое дома стояло (недавно отдали знакомым) - я на этом пианино пять лет вечерней музыкальной школы проучился.

Причем черный цвет - это традиция "Красного Октября". Коричевый цвет инструменты фабрики уже получили в 70-е годы.

На переборке - одна из колонок кинокомплекта "Украина" (16 мм кинопленка)
... Из приоткрытого окна музыкального салона разносятся чарующие звуки - Чайковский, Моцарт, Бетховен. Над Волгой - полная луна стоит. Серебро лунной дорожки переливается на воде в так "Лунной" Бетховена. Это играет одна пассажирка - она села вроде в Ульяновске - женщина уже в годах. По вечерам она приходила в музсалон и играла. Постепенно ее стали просить сыграть что-либо. Она не отказывала. Чаще всего почему то просили "Лунную Сонату" Бетховена.
И вот подползаем к Нижнему Новогороду. На палубах нездоровое оживление - еще бы - такой "засады" давно не было - осень 95-ого на Волге была сухая. Зато зима - дай боже навалило. Ну метеорологи уже в январе 96-ого пугать стали паводком. Какой паводок к лешему - бакс не скачет и уже хорошо. Ну энергетики "под давлением общественности" сбросили воду с водохранилищ. У Самары в марте 96-ого лед ушел за один (!) день. Но вот незадача - земля то сухая была с осени - и вся талая вода ушла в землю. Да и лето было практически без дождей. "Городецкий цирк" начался - два 305-х - обычно Алдан и Свешников - мотаются между Нижним и Городцом, забирая людей с теплоходов, приходящих в НН или Городец, после чего совершают короткий пробег Нижний - Городец, а у Городецкой пристани стоит другой теплоход, который и везет народ вниз (из НН) или вверх (в Москву). Если подходил четырехдек - "шуршал" еще и Отдых-1. Но Союзу повезло - он по своему расписанию он попадал в единственный на неделе день, когда ГЭС делала сброс воды и на этой "волне" все суда проскакивали своим ходом городецкий участок. Теперь представим - все несутся как угорелые, строиться начинают еще в Нижнем. Впереди - толпа "пассажиров", за ними грузовой флот. Команда диспетчера - пошли. ПОЛНЫМ ХОДОМ! Ход между Городцом и НН и в обычных условиях то не ахти - узкое и извилистое русло. А тут еще дополнительная доза адреналина в кровь - пропуск воды -всего часа четыре. Чуть припоздаешь - сиди на банке и не чирикай. С мостиков раздаются матюки периодически - Ты куда прешь - и дальше пару слов без падежей.
Что бы максимально облегчить судно - капитан предлагает пассажирам по желанию выгрузиться на Алдан и проследовать в Городец. Это лотерея. Аладан может со спокойной совестью проболтаться на рейде до прихода СС. Но находятся отчаянные - по слухам, они когда услышали что им придется "курить бамбук" на рейде решили что капитан не прав и говорят что пытались смайнать его за борт. Ну правда не правда - а разговоры такие были. Мы же остались в НН, побродили по городу и на Союзе отправились в Городец. Там прихватили оставшихся - и пошли в шлюз...
Но вернемся не надолго в ресторан. Там посреди нижней части стоит кофемашина. Этакий монстр чехословацкого производства.

Стоит он на специально сделанном "комоде". Собственно этот комод скрывает подвод воды. Может там еще какую утварь хранили.
Идем по главной палубе. Приоткрыта дверь машинного отделения. Тогда ее всегда плотно прикрывали - дерево очень легко вбирает запахи, да и жар от трех Д50 (ТЭМ2 например слышно по вентилятору - летом он вращается на полную катушку) нестерпимый. а тут - открыто. Темно и холодно. Непривычно. Рустам светит фонариком вниз - попадается на глаза памятная доска. Начинается процедура ее съёмки. Автофокус в бешенстве - не может схватить. Вообщем при помощу двух телефонов и фонарика выловили, переключаем аппарат на ручной фокус - выстрел. А черт - кольцо то сдвинул. Со второй попытки все получилось

Продолжаем двигаться по главной в сторону носового пролета

Носовой пролет

Теперь пора перейти к каютам. Как говорит нынешнее молодое поколение - тут я "лоханулся" по полной. Дело в оборудовании кают. Давайте вспоминать как убираются жалюзи на окнах теплоходов - 26-37 - два выдолбленных в раме жалюзи упора для рук, поднимается и опускается с помощью них. Так же и на 305-х. На 588 - хитрый ремешок из парашютной стропы поднимает и опускает жалюзи. На "Советском Союзе" ... а вот и не угадали. Как и окно, что бы открыть жалюзи надо крутить ручку, которую называют на 588-х "мясорубкой". Тут ручки не латунированные, а никелированные. Да и сделаны поизящней. Тут кстати видна особенность кают 2Б класса - правила пользования спасжилетом прикреплены не к внутренней стенке шкафа, а чуть ли не на самом видном месте.

слева - ручка открытия окна, справа - жалюзи
Вот в такой каюте (только с левого борта) и шли мы от Казани. Главное ее отличие - это "многокомнатность". И это - В КОНЦЕ 50-х ГОДОВ!
Открываем дверь - прихожая. Тут все стандартно - слева умывальник без веселого напоминания что вода не предназначена для мытья овощей и фруктов. На судне была полноценная система очистки воды. Справа - весьма объемный шифоньер. Проходим - тут перегородка. За ней - четыре койки. Стоп - уже началась путаница, как говаривалось в одной сказке. В отличии от трехдеков немецкой и чешской постройки, где на стойке смонтирована весьма неудобная лесенка (сколько раз я об нее ноги отбивал) тут ничего нет. Лестница - настоящая деревянная стремянка с широкими ступенями стоит в шифоньере. Надо забраться - достал, поставил - взгромоздился. Опять перегородка. Весьма уютная гостиная с диваном на два "посадочных места" и два стула (сейчас - непонятно откуда взявшиеся табуретки). Стулья - аналогичные тем что изначально стояли в каютах на 588-х. Удобство такой каюты заключается в том, что семья из трех-четырех человек в ней спокойно размещается. Вроде между "комнатами" были еще портьеры. Вроде можно было вечером, когда уже спать легли, сидеть и читать в "гостинной".

тот самый диван

средний отсек каюты
Люкс тут потеснее, чем на 588. Но в отличии от всех остальных кают, которые отделаны линкрустом, стены люкса закрыты полированным шпоном.

Спальня люкса.
И напоследок немного о кинозале. Самое главное отличие - здесь настоящий кинозал. Этакий микрокинотеатр. Здесь стоит второй рояль. Кресла сделаны из фанеры, обивки на ней не было. Но при этом - кресла очень и очень удобные.

... часа за три до прибытия в Углич вдруг погас свет, все затихло. Потом свет зажегся вновь, забубнил выхлоп. Но вот на корме стало тише - по следу на воде было видно, что судно идет на двух из трех винтов.
Союз шел явно медленнее. Да и стало понятно - к 20-00 нам ну никак не попасть в Углич. По судну объявили - в кинозале будет собрание. Придти по одному представителю от каюты.
Капитан был немногословен. Ситуация была проще простого - выбило один диель-генератор. Поэтому идем медленнее. Есть два варианта - первый предусматривал форсирование машин, отмену Углича и бешенную гонку до Иваньковской ГЭС. И опоздать в Москву часов на семь. А можно было отстоять как положенно в Угличе, зайти на зеленую стоянку (вроде в Сосенки, но точно не помню) потом опоздать в Москву на 12 часов. Единодушно выбрали второй вариант. Тем более через диспетчеров была организованна передача телеграмм пассажиров на берег.
В Москву опоздали на 13 часов...
Ну вот пожалуй и все. Точннее - "отчетная" часть. Постепенно я выложу еще фотографии. Да и думаю будут вопросы. Буду рад ответить. Ведь для меня вспомнить что и как было тогда - все равно что вернуться в те годы.
Вместо эпилога
И однажды отец разозлился на сына
И погнал его прочь со своей половины,
От своих райских кущ, от своих катаклизмов,
Он погнал его прочь через прелести жизни.
Он сказал, ты пойдешь со своей юркой бабой,
Будешь долго идти, спотыкаться и падать,
Он сказал, уходи, а возвращаться не надо,
Не имеет конца путь от рая до ада.
гр. Собаки Качалова "Путь от рая до ада"
И погнал его прочь со своей половины,
От своих райских кущ, от своих катаклизмов,
Он погнал его прочь через прелести жизни.
Он сказал, ты пойдешь со своей юркой бабой,
Будешь долго идти, спотыкаться и падать,
Он сказал, уходи, а возвращаться не надо,
Не имеет конца путь от рая до ада.
гр. Собаки Качалова "Путь от рая до ада"
Среди фотографий из той поездке есть только один кадр на фоне теплохода - на фоне Афанасия Никитина. Никто и подумать тогда не мог, что "Советский Союз" буквально через месяц встанет. Встанет на долгие годы, да потом вообще с Волги уйдет.
...В Москве мы отправились к родственникам, потом в Питер. Побыв там недели две, уехали опять в Москву и сели на "Афанасия Никитина" - 96-й стал последним годом, когда ТЛ была чуть ли не самым дешевым видом транспорта. На СРВ "Советского Союза" не было. На Афоне разместились стандартно - я на НП в третьем классе, родители - на шлюпочной в одноярусной двухместке. Мне то все едино - какая разница где спать. Днем находились все наверху. Когда Союз вышел из "обоймы" поменяли расписание и теперь прогнозировать, пойдешь от Нижнего на этом теплоходе или на другом стало практически невозможно. Но мы опять прошмыгнули без пересадки.
После Ярославля, поздно вечером, мы пошли на обгон. В сумерках безошибочно угадывался "Советский Союз". Огни погашены - только ходовые светятся. На палубе никого. "Хромая" на двух машинах он шел в Паркоммуну. Сидя на корме я смотрел на идущего в кильватере уже (как позже выяснится) бывшего флагмана. Хотелось думать, что еще удастся на нем пройти.
В конце мая 1997 года на речном вокзале повесили расписание. Из него исчезла пара теплоходов - их перевели на туристические рейсы. Не было и Советского Союза. До встречи с дизель-электроходом оставалось 13 лет...
На заснеженном автовокзале - снующие пассажиры, диспетчер то и дело выкрикивает непривычные названия - Троицк, Орда, Красноярск, Воткинск. Подъезжают автобусы. Проверка билетов. Добро пожаловать и счастливого пути. Вот и наш "таракан" подгребает. Уж больно зеркала современных неопланов похожи на тараканьи усы.
А вот и тот самый поворот. Мысль одна - неужели так и не удасться увидеть Советский Союз на Волге. Да, корпус у него в нормальном состоянии, тьечет и то не везде надстройка. Это лечиться. Шпон надо поменять, металл в вестибюлях, настил палуб. А там глядишь и проводка подгнила и еще что. Снежный ком. Но тот кто сможет... А сможет ли. Ведь в 96-м таких возможностей было больше - надо было перебрать только один дизель-генератор. Теперь надо выполнить куда больше работ. Вспомнился один разговор. ТОгда я услышал минимальную сумму, которую нужно "уронить" в него, что бы хотя бы сам двигаться начал - около 4 млн. евро. А там когда еще по мелочи - гляшь и еще набежит. Да ведь такие затраты не окупятся никогда. С другой стороны - тот у кого будет работать Союз, будет обладать неслабым козырем перед другими игроками - у него будет уникальное судно.
Говорят, что как судно назовешь, так и поплывет. "Советский Союз" пережил страну, давшую ему имя и жизнь, уже почти на двадцать лет. Из них 14 - на холодном отстое. "Живой труп" если хотите.Конечно может он когда-нибудь и возродиться и будет ходить. Пока же на нем полная тишина. И если работы вестись не будет - то может так случиться, что будет проложен его последний курс - в Череповец. во истину - не имеет конца путь от рая до ада.
И на последок - о приятном. Эта поездка состоялась под вымпелом МРП и при непосредственном участии Ассоциации. Ведь форум то по сути и собрал всех "причастных" вместе. Потому и говорю - дай бог, что б не в последний раз!
Прокомментировать: