Сразу оговорюсь, что речь будет идти про 4-х палубные пассажирские речные суда, работающие в Европейской части РФ.
Начну с того. что находится в заведовании радиоспециалиста, буду называть эту должность так , а то смотрю у некоторых словосочетание «начальник радиостанции» вызывает аллергическую реакцию. И так:
Аппаратура радио и внутрисудовой связи.
1. ПВ-КВ аппаратура радиосвязи, т.е. радиопередатчик и радиоприемник или комбинированная радиостанция с антеннами и антенными коммутаторами. Абсолютно бесполезная вещь на судне, но требуемая по правилам РРР. А по тому требующая внимания только при ежегодном освидетельствовании, ну еще за антеннами, вернее за их подвесами надо следить постоянно.
2. УКВ-аппаратура: как минимум 2 радиостанции стационарные, еще 3 носимые по правилам РРР и 6 по «Правилам пожарной безопасности на судах». В техническом плане много внимания не требуют, но иногда приходится заниматься их ремонтом, в основном блоков питания, микрофонных гарнитур и антенн у носимых рст после падения на палубу из рук матроса, у которого в руках ничего не держится. Ну еще периодически давать нагоняй штурманам и рулевым на тему правильного использования, хранения, зарядки аккумуляторов. Как показывает практика, если пустить это дело на самотек, то радиостанция или ее аккумулятор служит не более 1 года. Если держать в «ежовых рукавицах» то служит по нескольку лет.
3. Аппаратура двусторонней громкоговорящей связи, в простонародье «швартовка», т.е. связь «мостик – МКО – бак – корма – палубные лебедки», используется при швартовках, постановке на якорь и некоторых экстренных случаях, например когда нужно срочно дать команду в МКО о запуске подруливающего устройства, подаче питания на шпили и пр. Иногда звонить по телефону для этого просто нет времени, нужно заниматься судовождением в аварийной ситуации. Т.е нажал кнопку, крикнул команду, тебя в ЦПУ услышали. Т.е система должна работать всегда! Использование вместо нее переносных рст при швартовке тоже не удобно. Тут надо понимать разницу между швартовкой «моряка», когда швартовную партию на баке или юте возглавляет один из штурманов, который сам швартовы не тягает, а руководит и осуществляет связь с мостиком. Ему можно дать в руки рст. А на речке, где например, при 5 дневном переходе Москва – Питер надо раз 30 пришвартоваться в шлюзах, у шлюзовых стенок и причалов, штурмана на швартовки не выходят, все делают только вахтенные матросы, которым рст в руки, занятые к тому же «веревками» давать нельзя, уронят. Да и слышно рст плохо, «швартовку» лучше. Это можно было бы исправить применением гарнитур, и руки освобождают и слышимость улучшают и мобильность у матроса лучше. Но тут есть но, Во-первых, аккумуляторы у радиостанций имеют свойство садится в самый неподходящий момент, особенно при интенсивном использовании, и тут не помогают даже «профилактические меры воспитания». Т.е. «швартовка» и в этом случае нужна как резервный вид связи. И, во-вторых, судовладельцы не очень хотят раскошеливаться на всякие. как им кажется, игрушки. Ведь есть же «швартовка», которая требуется по правилам РРР! Вот ей и пользуйтесь. Одним словом «швартовка» нужна и она должна работать! А вот с ее технической надежностью большие проблемы. Это касается и тех устройств, которые изначально стояли на 4-х деках, т.е RFT, так и тех, которые ставились на некоторых судах им на замену, т.е изделий Муромских умельцев.
4. Аппаратура двусторонней громкоговорящей связи, установленная на камбузе и ресторанах, Точно такая же как и «швартовка», работает правда в несколько более комфортных условиях, ее по крайней мере волной не захлестывает. Но и включения переговорной кнопки скалкой не выдерживает. Турист ведь не знает, что эта славная девочка, что принесла ему бифштекс только что покрыла трехэтажным матом повара по «переговорке» за то, что этот бифштекс оказался подгорелым. По этому она так мило и улыбается. Ну а повар, естественно, не остался в долгу и выместил свою злобу на этой самой «переговорке».
Аппаратура электрорадионавигации:
5. Эхолот. Достаточно надежное устройство, хлопот обычно не доставляет.
6. Лаг. При наличии GPS обычно не используется. И, если не вычеркнуто из классификационного свидетельства, а сейчас это можно сделать, т.к. является аппаратурой устанавливаемой по усмотрению судовладельца, то включается только при ежегодном освидетельствовании.
7. Радиолокационная станция (РЛС). Если стоит современная иностранного производства, то проблем обычно нет. Да и сложность такова, что ремонту в судовых условиях чаще всего, особенно при отсутствии ЗИПа, не подлежит.
Если же стоят еще советские/болгарские РЛС, а такие попадаются хоть и редко, то радиоспециалист часто желанный гость на мостике.
8. Приемоиндикатор ГНСС (GPS). Сразу скажу что есть приказ Минтранса и письмо
РРР об обязательном оснащении судов некоторых классов и типов аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, но приказ еще не зарегистрирован в Минюсте, в действие не вступил и РРР приостановил действие своего письма. Но в ближайшее время мы будем иметь удовольствие использовать отечественную технику ГНСС. GPSы надежные штуки, а вот про свое родное такого сказать не могу.
9. Гирокомпас, если он исправен, то про него можно почти забыть. Но только почти,
необходимо ежедневно контролировать его работоспособность и особенно
тепловой режим, следить за тем, чтобы работала вентиляция и кондиционирование
или наоборот выключать подачу теплого воздуха если начинаю пароход греть
паром в холодное время весной или осенью. Был такой случай, в одной
судоходной компании решили сократить радиоспециалистов, на одном судне
радист уволился, им пришлось сходить один рейс без него. За это время перегрели
гирокомпас, у него вышел из строя и ЧЭ и следящая сфера. Пришлось за ремонт
отдать сумму равную годовой зарплате радиоспециалиста. Не знаю, совпадение
это или нет, но вопрос с сокращением радиоспециалистов был моментально снят.
Ну а неисправный гирокомпас может создать большую кучу проблем.
10. ЭКНИС или другие навигационные компьютерные программы. Говорить про них
много не буду, это скажем так информация не для всех, но они имеют место быть.
Радиоспециалисту приходится ими занимать, особенно если судоводители в этих
вопросах «не айс». ЭКНИС, кстати, вышеупомянутым приказом Минтранса тоже
становится обязательным, как и АИС и курсоуказатель с цифровым выходом.
Но техническое обслуживание и ремонт всего выше перечислено оборудования занимает только процентов 10-20 от рабочего времени радиоспециалиста.
Основное время занимает ТО, ремонт и использование по назначению систем внутрисудовой радио и телетрансляции. Конечно на судах, где стремятся обеспечить высокий уровень обслуживания в этих вопросах. Поясню на примерах. На судах, работающих с иностранными туристами обычно ведется раздельное вещание на экипаж и туристов. Т.е. на экипаж достаточно в 7.00 включить радио и периодически контролировать его работу, при выходе из зоны действия одной вещательной радиостанции переходить на другую. В 23.00 выключить. Ну, еще не забыть поздравить, кого ни будь из членов экипажа с днем рождения. А вот даже начало вещания на туристов это целый процесс или радиоспектакль. С музыкальным сопровождением и пр. И радиоспециалисту тут приходится играть роль звукорежиссера. Т.к. одному переводчику (методисту) просто не справится. И даже если у него хватит рук для работы с пультом, то утром спросонья он легко может чего то напутать и включить не то. Да и просто делать объявления, читать путевую и прочую информацию, некоторых приходится долго учить. А он(она) через неделю слезет с парохода и на ее место сядет не менее понятливая. А если на пароходе несколько групп туристов с разными языками, то таких понятливых бывает человек 5. В результате в трансляционной приходится сидеть весь день, контролируя шаловливые ручки или впадающих в ступор от обилия кнопок девочек. Хотя нужно им проделать всего три манипуляции. Так же много времени отнимает и телевизионная трансляция, расписывать что и как делается не буду. Уже надоело, скажу только, что у хорошего радиста телевизор показывает везде, независимо от того какая антенна у него стоит спутниковая или эфирная, но поскольку пароход на месте не стоит, приходится этим вопросом заниматься. Кроме этого на радиоспециалиста обычно возлагается техническое обеспечение проводимых мероприятий: звукоусилительная и видеотехника, а поскольку мероприятия проводятся в разных помещениях, то часто необходимо эти технику принести, подключить, настроить. Плюс добавьте сюда проведение трансляций радио и видеопрограмм в определенное время, этим конечно может заниматься тот же методист, но если он(она) пытается пультом от телевизора включить DVD плеер, то как говорится дальше ехать некуда. А еще добавьте то, что сейчас на некоторых судах телевизоры стоят в каждой каюте, а это 100 - 150 штук, с одними пультами заморочек полно. Особенно если турист пытается самостоятельно настроить телевизор, а потом не может найти канал общесудовой трансляции по которому в определенное время должен транслироваться какой то фильм. В результате приходится идти и телевизор ему настраивать заново. И таких деятелей бывает несколько человек в день. А уж совсем анекдотичные ситуации, когда турист ручками кондиционера пытается регулировать громкость динамика, а потом жалуется что радио не работает. И вот в перерывах между всеми этими заморочками, можно заняться ремонтом, техническим обслуживанием техники, приемом путевой и метеоинформации. Которую, кстати нужно не только слушать, но и записывать в журнал. В той судоходной компании, в которой радиоспециалисты отсутствуют, прежде чем поняли эту простую вещь судоходчики успели порезать талоны к дипломам. И еще про эту же судоходную компанию, реально сокращения штатов там не произошло, был убран начальник радиостанции, но добавлен помощник элмеха. А потом они бегали по судам и спрашивали как включить(!) тот или иной прибор.
Есть еще оборудование, которое находится в заведовании радиоспециалиста, это системы видеонаблюдения, на некоторых судах АТС обслуживающие пассажиров. Почему АТС? Потому, что они подключены к радиоустройствам, которые элмехи не знают. Но об этом писать не буду.
А еще компьютерная и офисная техника.
Как вы думаете, нужен в этой ситуации специалист по радиоэлектронике или нет?
Я сразу скажу свое мнение. При определенных условиях радиоспециалист не нужен, его обязанности можно раскидать на остальных членов экипажа. Но даже при выполнении этих условий уровень обслуживания туристов скорее всего упадет. Сократить можно любого члена экипажа, в первую очередь капитана, при правильной организации труда он все равно ничего не делает. Только вот вопрос, а нужно?
Начну с того. что находится в заведовании радиоспециалиста, буду называть эту должность так , а то смотрю у некоторых словосочетание «начальник радиостанции» вызывает аллергическую реакцию. И так:
Аппаратура радио и внутрисудовой связи.
1. ПВ-КВ аппаратура радиосвязи, т.е. радиопередатчик и радиоприемник или комбинированная радиостанция с антеннами и антенными коммутаторами. Абсолютно бесполезная вещь на судне, но требуемая по правилам РРР. А по тому требующая внимания только при ежегодном освидетельствовании, ну еще за антеннами, вернее за их подвесами надо следить постоянно.
2. УКВ-аппаратура: как минимум 2 радиостанции стационарные, еще 3 носимые по правилам РРР и 6 по «Правилам пожарной безопасности на судах». В техническом плане много внимания не требуют, но иногда приходится заниматься их ремонтом, в основном блоков питания, микрофонных гарнитур и антенн у носимых рст после падения на палубу из рук матроса, у которого в руках ничего не держится. Ну еще периодически давать нагоняй штурманам и рулевым на тему правильного использования, хранения, зарядки аккумуляторов. Как показывает практика, если пустить это дело на самотек, то радиостанция или ее аккумулятор служит не более 1 года. Если держать в «ежовых рукавицах» то служит по нескольку лет.
3. Аппаратура двусторонней громкоговорящей связи, в простонародье «швартовка», т.е. связь «мостик – МКО – бак – корма – палубные лебедки», используется при швартовках, постановке на якорь и некоторых экстренных случаях, например когда нужно срочно дать команду в МКО о запуске подруливающего устройства, подаче питания на шпили и пр. Иногда звонить по телефону для этого просто нет времени, нужно заниматься судовождением в аварийной ситуации. Т.е нажал кнопку, крикнул команду, тебя в ЦПУ услышали. Т.е система должна работать всегда! Использование вместо нее переносных рст при швартовке тоже не удобно. Тут надо понимать разницу между швартовкой «моряка», когда швартовную партию на баке или юте возглавляет один из штурманов, который сам швартовы не тягает, а руководит и осуществляет связь с мостиком. Ему можно дать в руки рст. А на речке, где например, при 5 дневном переходе Москва – Питер надо раз 30 пришвартоваться в шлюзах, у шлюзовых стенок и причалов, штурмана на швартовки не выходят, все делают только вахтенные матросы, которым рст в руки, занятые к тому же «веревками» давать нельзя, уронят. Да и слышно рст плохо, «швартовку» лучше. Это можно было бы исправить применением гарнитур, и руки освобождают и слышимость улучшают и мобильность у матроса лучше. Но тут есть но, Во-первых, аккумуляторы у радиостанций имеют свойство садится в самый неподходящий момент, особенно при интенсивном использовании, и тут не помогают даже «профилактические меры воспитания». Т.е. «швартовка» и в этом случае нужна как резервный вид связи. И, во-вторых, судовладельцы не очень хотят раскошеливаться на всякие. как им кажется, игрушки. Ведь есть же «швартовка», которая требуется по правилам РРР! Вот ей и пользуйтесь. Одним словом «швартовка» нужна и она должна работать! А вот с ее технической надежностью большие проблемы. Это касается и тех устройств, которые изначально стояли на 4-х деках, т.е RFT, так и тех, которые ставились на некоторых судах им на замену, т.е изделий Муромских умельцев.
4. Аппаратура двусторонней громкоговорящей связи, установленная на камбузе и ресторанах, Точно такая же как и «швартовка», работает правда в несколько более комфортных условиях, ее по крайней мере волной не захлестывает. Но и включения переговорной кнопки скалкой не выдерживает. Турист ведь не знает, что эта славная девочка, что принесла ему бифштекс только что покрыла трехэтажным матом повара по «переговорке» за то, что этот бифштекс оказался подгорелым. По этому она так мило и улыбается. Ну а повар, естественно, не остался в долгу и выместил свою злобу на этой самой «переговорке».
Аппаратура электрорадионавигации:
5. Эхолот. Достаточно надежное устройство, хлопот обычно не доставляет.
6. Лаг. При наличии GPS обычно не используется. И, если не вычеркнуто из классификационного свидетельства, а сейчас это можно сделать, т.к. является аппаратурой устанавливаемой по усмотрению судовладельца, то включается только при ежегодном освидетельствовании.
7. Радиолокационная станция (РЛС). Если стоит современная иностранного производства, то проблем обычно нет. Да и сложность такова, что ремонту в судовых условиях чаще всего, особенно при отсутствии ЗИПа, не подлежит.
Если же стоят еще советские/болгарские РЛС, а такие попадаются хоть и редко, то радиоспециалист часто желанный гость на мостике.
8. Приемоиндикатор ГНСС (GPS). Сразу скажу что есть приказ Минтранса и письмо
РРР об обязательном оснащении судов некоторых классов и типов аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, но приказ еще не зарегистрирован в Минюсте, в действие не вступил и РРР приостановил действие своего письма. Но в ближайшее время мы будем иметь удовольствие использовать отечественную технику ГНСС. GPSы надежные штуки, а вот про свое родное такого сказать не могу.
9. Гирокомпас, если он исправен, то про него можно почти забыть. Но только почти,
необходимо ежедневно контролировать его работоспособность и особенно
тепловой режим, следить за тем, чтобы работала вентиляция и кондиционирование
или наоборот выключать подачу теплого воздуха если начинаю пароход греть
паром в холодное время весной или осенью. Был такой случай, в одной
судоходной компании решили сократить радиоспециалистов, на одном судне
радист уволился, им пришлось сходить один рейс без него. За это время перегрели
гирокомпас, у него вышел из строя и ЧЭ и следящая сфера. Пришлось за ремонт
отдать сумму равную годовой зарплате радиоспециалиста. Не знаю, совпадение
это или нет, но вопрос с сокращением радиоспециалистов был моментально снят.
Ну а неисправный гирокомпас может создать большую кучу проблем.
10. ЭКНИС или другие навигационные компьютерные программы. Говорить про них
много не буду, это скажем так информация не для всех, но они имеют место быть.
Радиоспециалисту приходится ими занимать, особенно если судоводители в этих
вопросах «не айс». ЭКНИС, кстати, вышеупомянутым приказом Минтранса тоже
становится обязательным, как и АИС и курсоуказатель с цифровым выходом.
Но техническое обслуживание и ремонт всего выше перечислено оборудования занимает только процентов 10-20 от рабочего времени радиоспециалиста.
Основное время занимает ТО, ремонт и использование по назначению систем внутрисудовой радио и телетрансляции. Конечно на судах, где стремятся обеспечить высокий уровень обслуживания в этих вопросах. Поясню на примерах. На судах, работающих с иностранными туристами обычно ведется раздельное вещание на экипаж и туристов. Т.е. на экипаж достаточно в 7.00 включить радио и периодически контролировать его работу, при выходе из зоны действия одной вещательной радиостанции переходить на другую. В 23.00 выключить. Ну, еще не забыть поздравить, кого ни будь из членов экипажа с днем рождения. А вот даже начало вещания на туристов это целый процесс или радиоспектакль. С музыкальным сопровождением и пр. И радиоспециалисту тут приходится играть роль звукорежиссера. Т.к. одному переводчику (методисту) просто не справится. И даже если у него хватит рук для работы с пультом, то утром спросонья он легко может чего то напутать и включить не то. Да и просто делать объявления, читать путевую и прочую информацию, некоторых приходится долго учить. А он(она) через неделю слезет с парохода и на ее место сядет не менее понятливая. А если на пароходе несколько групп туристов с разными языками, то таких понятливых бывает человек 5. В результате в трансляционной приходится сидеть весь день, контролируя шаловливые ручки или впадающих в ступор от обилия кнопок девочек. Хотя нужно им проделать всего три манипуляции. Так же много времени отнимает и телевизионная трансляция, расписывать что и как делается не буду. Уже надоело, скажу только, что у хорошего радиста телевизор показывает везде, независимо от того какая антенна у него стоит спутниковая или эфирная, но поскольку пароход на месте не стоит, приходится этим вопросом заниматься. Кроме этого на радиоспециалиста обычно возлагается техническое обеспечение проводимых мероприятий: звукоусилительная и видеотехника, а поскольку мероприятия проводятся в разных помещениях, то часто необходимо эти технику принести, подключить, настроить. Плюс добавьте сюда проведение трансляций радио и видеопрограмм в определенное время, этим конечно может заниматься тот же методист, но если он(она) пытается пультом от телевизора включить DVD плеер, то как говорится дальше ехать некуда. А еще добавьте то, что сейчас на некоторых судах телевизоры стоят в каждой каюте, а это 100 - 150 штук, с одними пультами заморочек полно. Особенно если турист пытается самостоятельно настроить телевизор, а потом не может найти канал общесудовой трансляции по которому в определенное время должен транслироваться какой то фильм. В результате приходится идти и телевизор ему настраивать заново. И таких деятелей бывает несколько человек в день. А уж совсем анекдотичные ситуации, когда турист ручками кондиционера пытается регулировать громкость динамика, а потом жалуется что радио не работает. И вот в перерывах между всеми этими заморочками, можно заняться ремонтом, техническим обслуживанием техники, приемом путевой и метеоинформации. Которую, кстати нужно не только слушать, но и записывать в журнал. В той судоходной компании, в которой радиоспециалисты отсутствуют, прежде чем поняли эту простую вещь судоходчики успели порезать талоны к дипломам. И еще про эту же судоходную компанию, реально сокращения штатов там не произошло, был убран начальник радиостанции, но добавлен помощник элмеха. А потом они бегали по судам и спрашивали как включить(!) тот или иной прибор.
Есть еще оборудование, которое находится в заведовании радиоспециалиста, это системы видеонаблюдения, на некоторых судах АТС обслуживающие пассажиров. Почему АТС? Потому, что они подключены к радиоустройствам, которые элмехи не знают. Но об этом писать не буду.
А еще компьютерная и офисная техника.
Как вы думаете, нужен в этой ситуации специалист по радиоэлектронике или нет?
Я сразу скажу свое мнение. При определенных условиях радиоспециалист не нужен, его обязанности можно раскидать на остальных членов экипажа. Но даже при выполнении этих условий уровень обслуживания туристов скорее всего упадет. Сократить можно любого члена экипажа, в первую очередь капитана, при правильной организации труда он все равно ничего не делает. Только вот вопрос, а нужно?
Комментарий