Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

"Герой Михаил Девятаев"

Свернуть
X
Свернуть
Активные пользователи, которые сейчас просматривают эту тему: 0 (0 участника и 0 гостей)
 
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • "Герой Михаил Девятаев"

    Многие из вас видели в Казани это судно на подводных крыльях.Когда-то это был простой номерной "Восход-72",который в последствии получил название "Герой Михаил Девятаев".Мне много приходилось читать об этом человеке,как он бежал из фашистского плена на захваченном вражеском самолете. Однако, из уст наших старых капитанов я узнал противоречивые сведения о Михаиле Девятаеве.Может быть у кого-нибудь есть информация,что же это был все-таки за человек.








    Последний раз редактировалось Slava63; 06-03-2008, 01:16.
    РЕЧФЛОТ-63-Самарский речной портал

  • #2
    Девятаев Михаил Петрович (род. 8.07.1917)
    (1917-2002). Летчик, Герой Советского Союза

    Родился 8 июля в 1917 году в деревне Торбеево Мордовской АССР в семье крестьянина-бедняка. По национальности мордвин. После окончания семилетней школы поступил в Казанский речной техникум. Одновременно учился в аэроклубе. В 1938 году был принят в летное училище. В Великой Отечественной войне с июня 1941 года.

    Михаил Петрович Девятаев вошел в историю благодаря своему знаменитому побегу из фашистского плена. В одном из воздушных боев в районе Львова летчик был ранен в ногу, а его самолет подожжен. В последний момент Девятаев покинул падающий истребитель с парашютом. С тяжелыми ожогами он был захвачен в плен. Допрос следовал за допросом. Не добившись от Девятаева никаких сведений, немцы отправили его в Лодзинский лагерь для военнопленных. Позже он был переведен в лагерь Новый Кенигсберг. Здесь с группой товарищей Девятаев начал готовить побег, но планы раскрыл предатель. Несостоявшихся беглецов после допросов и пыток приговорили к казни. Девятаев с группой смертников был отправлен в Германию в лагерь смерти Заксенхаузен (под Берлином). Подменив бирку смертника на бирку штрафника, Михаил Девятаев избежал казни. В конце октября 1944 года его в составе группы из 1500 заключенных отправили в лагерь на остров Узедом, где находился секретный полигон Пенемюнде, на котором испытывалось ракетное оружие. Так как полигон был секретным, для узников концлагеря был только один выход - через трубу крематория. Михаил Девятаев подговорил наиболее надежных друзей угнать фашистский самолет. Во время работ на аэродроме они тайком изучали устройство незнакомой техники. Побег был назначен на 8 февраля 1945 года. Убив охранника, они захватили "Хейнкель", и Девятаев повел его на взлет. Взлететь сразу не удалось, оказывается, не были убраны посадочные щитки. Опомнившиеся немцы открыли огонь и послали в погоню истребитель. Уже на подходе к "нашим" по самолету открыли огонь советские зенитки. Чудом удалось спастись и сесть на "брюхо". Снова начались допросы, лагеря. После освобождения Михаила Девятаева долго не брали на работу. Имея в кармане диплом капитана, ему с трудом удалось устроиться в речной порт лишь грузчиком.

    Справедливость восторжествовала после смерти Сталина. В 1957 году Михаилу Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

    По материалам журнала "Татарстан".
    Андрей из столицы Самарской Луки

    Комментарий


    • #3
      Мне довелось в середине 60-х годов по Волге добираться на Ракете от пристани "Кзыл Байрак" до Казани. Каково же было мое удивление, когда в конце рейса пассажирам сказали, что капитан судна - Герой Советского Союза Михаил Девятаев.

      Рассказ Василия Михайловича Пескова о Девятаеве, опубликованный в газете "Комсомольская Правда" в 1985 году:

      Remember:
      You don't stop laughing because you grow old, you grow old because you stop laughing.

      Комментарий


      • #4
        КРЫЛАТЫЙ БОГАТЫРЬ ТАТАРСТАНА



        Если на географической карте отметить места, где в послево*енные годы побывал почетный гражданин города Казани Герой Советского Союза Михаил Петрович Девятаев, и соединить их линиями-стрелами со столицей Татарстана, то они густой сетью протянутся далеко на юг, север, запад и восток. Только за последние два года знатный ветеран войны десятки раз выступал перед трудящимися и молодежью своей республики, родной Мордовии, Москвы, Петербурга, Мурманска, Архангельска, Украины, Бело*руссии, Казахстана, Сибири, Дальнего Востока, Волгоградской и Кировской областей. Неоднократно ему доводилось встречаться и с людьми доброй воли на территории Польши, Венгрии, Германии, Франции, других зарубежных стран, рассказывать им о суровом и грозном военном лихолетье, призывать к борьбе за мир.

        ...Ровесник Октября, питомец Казанского речного техникума и Казанского аэроклуба Осоавиахим Михаил Девятаев, с детства мечтавший покорять небо, накануне Великой Отечественной войны успешно окончил Оренбургское военное авиационное училище и стал летчиком-истребителем. Огненным утром 22 июня 1941 года он вместе с товарищами по эскадрилье вступил в бой с немецко-фашистскими захватчиками. В жаркой воздушной схватке над Могилевом ему сопутствовала первая удача.

        В разрыве облачности летчик увидел «Юнкерс-87». Дав полный газ, Девятаев устремился на вражеский самолет и быстро поймал его в перекрестие прицела. С первой же пулеметной очереди «юнкере» вспыхнул и рухнул на землю.

        Истребительный полк, в котором служил летчик-волжанин, дрался с фашистами без передышки целый месяц. Советские соколы совершали по 5-6 боевых вылетов в день, нанося врагу сокруши*тельные удары. Лучшим из них, в том числе и Михаилу Девятаеву, торжественно вручили в Кремле орден Красного Знамени.

        Оборона столицы, упорные бои в районе Тулы, на Украине, тяжелое ранение, госпитали, новые горячие сражения под Ржевом и Воронежем, у Кишинева и Львова - таковы вехи нелегкого фронтового пути М.Девятаева. Грудь отважного летчика украсил второй орден Красного Знамени. К этому времени на его счету было свыше 180 боевых вылетов и девять сбитых вражеских самолетов.

        Но война - это не только радость от успехов, победы. На фронте бывают и горькие неудачи, потери. Летом 1944 года тяжелая участь постигла и Девятаева. В ожесточенном воздушном бою его самолет был подожжен, сам летчик ранен в плечо и ногу. Дым застилал глаза, и он потерял ориентировку. А огонь распространялся с неимоверной быстротой, приближаясь к бензобакам. Еще несколь*ко секунд - и произойдет взрыв.

        - Миша! Приказываю: прыгай! - последнее, что Девятаев услышал в шлемофоне от командира эскадрильи.

        - Другого выхода не было, - вспоминал впоследствии Михаил Петрович. - У меня уже обгорели руки и лицо. Я кое-как перевалился через борт кабины и успел дернуть кольцо парашюта. При падении ударился головой о стабилизатор и потерял сознание...

        Очнулся летчик в фашистской неволе. Начались тягостные допросы, посулы «райской жизни» при согласии служить врагу, потом пытки и угрозы расстрелом.

        На долю М.Девятаева выпали страшные муки и лишения узника нескольких фашистских концлагерей. Однако он стойко и мужественно выдержал все испытания. Ни изнурение голодом, ни заточение в одиночный карцер, ни смертный приговор к сожжению в крематории ничто не сломило его духа, не поколебало преданности своему народу, Родине, веры в нашу победу. На прибрежном острове Узедом в Балтийском море советский летчик вместе с друзьями-патриотами создал подполь*ную боевую группу, которая подготовила и осуществила небы*валый по дерзости побег из плена на захваченном немецком самолете-бомбардировщике «Хейнкель-111».

        Произошло это 8 февраля 1945 года. В тот памятный день группа Девятаева в составе десяти человек, как обычно, была направлена в сопровождении гитлеровского конвоя на расчистку военного аэродрома от снежных заносов. Заранее был тщательно продуман план захвата боевого самолета. Главная ставка делалась на фактор внезапности.

        В одном из выпусков «Календаря воина» приводился лаконичный рассказ Михаила Петровича Девятаева об этом беспримерном подвиге.

        «В течение двух месяцев я присматривался, как запускаются немецкие бомбардировщики, старался подойти поближе. А в день побега рано утром конвоир под дулом автомата повел нашу десятку военнопленных на аэродром расчищать снег. Но у фашиста вдруг возникли какие-то подозрения, и ой загнал всех в капонир. Еще секунда - и конвоир даст сигнал охране. Тогда горьковчанин Иван Кривоногов тяжелой клюшкой ударил сзади немца, и тот рухнул на пол... Мы подбежали к самолету, расчехлили его, заняли его. Я включил зажигание. Зарокотали моторы. Самолет побежал по летному полю...»

        Как просто сказано: «Зарокотали моторы». На самом деле все обстояло гораздо сложнее. Вначале Девятаев не смог запустить моторы: на месте не оказалось аккумуляторов. Бросились на их поиски. Вскоре Володя Соколов и Иван Кривоногов подкатили к самолету аккумуляторную тележку, которую Михаил моментально подключил к бортовой сети. Только теперь взревел левый мотор. Затем заработал и правый. Счастье, что гитлеровцы пока не реагировали: им и в голову не могло прийти, что стартует не свой летчик...

        Но ликовать было рано. Первый раз взлет не удался, и машина чуть не свалилась с обрыва на прибрежные камни. Пришлось возвращаться к месту прежнего старта. После вторичного разбега Девятаеву с трудом, но все же посчастливилось оторвать самолет от земли. А на аэродроме уже поднялась тревога. По беглецам открыли огонь зенитки. Вражеские истребители ринулись в погоню. Но Девятаев быстро увел машину в густые облака, и преследова*тели, потеряв ее, отстали.

        Первая большая опасность миновала. Но впереди подстерегала вторая, не менее серьезная: при пересечении линии фронта «хейнкель» обстреляли наши зенитки. К счастью, прямого попада*ния не было. В кабину проникло несколько осколков, которые легко ранили троих человек. Товарищи тут же им сделали перевязку. Углубившись от переднего края в тыл, Девятаев благополучно произвел посадку самолета на родной земле.

        Отчизна высоко оценила подвиг бесстрашных советских патри*отов. За проявленное мужество, отвагу и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками старшему лейтенанту М.П.Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза, а все стальные участники перелета получили ордена н медали.

        Когда отгремели военные грозы, Михаил Петрович вернулся домой и горячо включился в мирный созидательный труд. Свыше 30 лет он безупречно работал в Казанском речном порту капитаном «Ракеты» и «Метеора», одним из первых в стране освоив вождение скоростных теплоходов на подводных крыльях. Затем как капитан-наставник охотно и старательно передавал свой богатый опыт и знания многим молодым волжским и камским судоводителям.

        Одновременно М.П.Девятаев вел и продолжает вести сейчас, находясь на пенсии, большую работу по героико-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Немало делает он и как член республиканского совета ветеранов войны и труда, член президиума общества «Знание» Татарстана и президиума Казанского городского комитета ветеранов войны.

        Помимо устных впечатляющих выступлений Девятаева важную роль в воспитании любви и преданности Отечеству играет второе издание его художественно-документальной повести «Побег из ада». Прекрасный отзыв об этой волнующей книге дал дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации А.Ворожейкин:

        «Нужно ли предисловие к книге Девятаева?

        Огонь Данко не нуждается в хвале. Перед таким величием лучше всего снять шапку и поклониться.

        Побег «из ада» может совершить только человек-титан, у которого мудрость, воля и жажда жизни сильнее всех известных человеческих страстей».

        Благоприятна и личная семейная жизнь М.П.Девятаева. Вместе с доброй, очень заботливой женой Фаиной Хайрулловной они вырастили и хорошо воспитали троих детей. Оба их сына - Алексей и Александр - стали врачами-кандидатами медицинских наук, а дочь Нелли отлично окончила консерваторию и работает преподавателем музыкального училища. Сейчас дружные супруги-ветераны Девятаевы помогают им воспитывать шестерых внуков, увлеченно занимаются садоводством.

        Во время недавней встречи я увидел Михаила Петровича, как всегда, бодрым и энергичным. В добрых, по-юношески лучистых глазах его сверкали задорные огоньки. Широко улыбаясь, Девятаев с присущим ему оптимизмом сказал:

        - Чувствую, что в последнее время стал немного уставать. Ведь недавно мне стукнуло семьдесят восемь. Но возраст, думаю, не помеха. Буду и дальше активно участвовать в общественной работе, шагать с ветеранами в одном строю. Мы не должны оставаться в стороне от героико-патриотического воспитания моло*дежи.

        Свет Золотой Звезды легендарного летчика Михаила Девятаева сияет ярко и величаво, он не погаснет никогда.

        Данные РОСТО-Татарстан
        http://photo.qip.ru/images/userbars/..._qip_ru_01.png

        Комментарий


        • #5
          Капитан крылатой «Ракеты»





          Михаил Девятаев родился в по селке Торбеево в Мордовии 8 июля 1917 года в большой крестьянской семье. Мечта стать летчиком осуществилась не сразу. Сначала были учеба в речном техникуме и аэроклубе в Казани, работа помощником капитана баркаса на Волге, служба в армии и участие в советско—финской войне. Лишь в 1940 году после окончания Высшего военного авиационного училища имени В. П. Чкалова в Оренбурге он становится летчиком-истребителем.


          Боевое крещение молодой пилот получил в первые дни Великой Отечественной войны, первый вражеский самолет сбил 24 июня 1941 года, а к середине лета 1944 года на счету командира звена 104-го гвардейского истребительного авиаполка старшего лейтенанта Михаила Девятаева было уже 180 боевых вылетов, 35 воздушных боев, 9 сбитых вражеских самолетов. Ратные подвиги летчика были отмечены двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной Войны второй степени.


          13 июля 1944 года в воздушном бою в небе над Львовом самолет Девятаева был подбит, а сам он в бессознательном состоянии попал в плен.


          За последующие семь месяцев неволи Михаил прошел все круги фашист-ского ада. Его склоняли к измене в разведотделе абвера и в прифронтовом лагере военнопленных; за попытку побега истязали в концлагере Заксенхаузен, а затем обрекли на смерть на острове Уездом в лагере для военнопленных, из которого, по словам коменданта, «никто не убегал и не убежит». Дело в том, что на острове, затерянном в Балтий-ском море, располагалась сверхсекретная база люфтваффе Пенемюнде. На ее аэродроме испытывали новейшие германские самолеты, а со стартовых площадок уходили в небо в сторону Англии гитлеровские ракеты «Фау-2».


          Девятаева вместе с другими военнопленными ежедневно гоняли на изнурительные аэродромные работы. Узники засыпали воронки от бомб, ровняли взлетную полосу. Именно здесь созрел у Михаила план побега на одном из фашистских самолетов. Нашлись единомышленники, и вместе они стали присматриваться к бомбардировщикуХейнкель-111 командира авиабазы . На этой машине гитлеровцы чаще всего совершали полеты, и она находилась в постоянной готовности к вылету. Михаилу удалось рассмотреть приборную доску самолета, понаблюдать за предполетной подготовкой машины и запуском двигателей. Детально разработали план побега и стали ждать удобного момента.


          Это произошло ровно 63 года тому назад, 8 февраля 1945 года. В полдень, когда немецкие авиатехники и пилоты отправились в столовую, 9 военнопленных во главе с Девятаевым, обезоружив охранника, быстро проникли в самолет, запустили двигатели и вырулили на старт. Изможденным узникам с огромным трудом удалось поднять тяжелый бомбардировщик в воздух. Пока на аэродроме гитлеровцы в панике пытались выяснить, что произошло, и организовать погоню, самолет нырнул в облака и взял курс сначала на север, а затем — на юго-восток, к своим. Над линией фронта самолет попал под плотный зенитный огонь и был подбит, но Девятаеву удалось сбить пламя и посадить «Хейнкель» в расположении советских войск.


          Родина «по достоинству оценила» беспрецедентный в истории мировой авиации подвиг Михаила Девятаева и его товарищей. Сам он, как бывший военнопленный, был осужден военным трибуналом и провел долгих 9 лет в лагерях ГУЛАГа. Лишь в 1953 году его освободили по амнистии, а в 1957 году по ходатайству генерального конструктора космических кораблей С. П. Королева и трижды Героя Советского Союза маршала авиации А. И. Покрышкина Михаилу Петровичу Девятаеву присвоили звание Героя Советского Союза и вручили орден Ленина. Как впоследствии записали в Книге рекордов Гиннесса, «он единственный в мире летчик, которого за один и тот же подвиг сначала посадили в тюрьму, а затем удостоили высшей государственной награды».


          Бывший летчик долгие годы работал в Казанском речном порту, водил по Волге первые советские суда на подводных крыльях. После выхода на пенсию активно занимался военно-патриотической работой, написал книги «Полет к солнцу» и «Побег из ада», стал Заслуженным работником культуры Татар-ской АССР, Почетным гражданином Республики Мордовия, Казани и ряда городов бывшей ГДР.Умер Михаил Петрович Девятаев 24 ноября 2002 года и был с воинскими почестями похоронен на Арском кладбище в Казани.



          А. Ходяков

          Материалы газеты "РОДИНА"
          http://photo.qip.ru/images/userbars/..._qip_ru_01.png

          Комментарий


          • #6
            Небольшое дополнение: именем Девятаева названа улица, ведущая к казанскому речному порту. Между прочим, когда я была пионеркой, наш отряд носил имя героя Девятаева, и он приходил к нам в школу.

            Комментарий

            Обработка...
            X