"Сибирская жизнь", 6 августа 1918 года.
Пленение красноярских комиссаров. Енисейск, 21 июля. Пароход "Иртыш" прибыл с отрядом капитана Черемнова, захватившего 38 совдеповцев. Среди них Марковский, Лебедева, Печерский, Топоров, Анисимова, Савитова. Кузнецов и Вейнбаум бросились без пищи в тундру. Яковлев арестован в Селиванихе. Денег взято 157 тысяч рублей.
8 июня в Красноярске муссировалась информация о том, что заминирован железнодорожный вокзал, а на «Сибиряк» погружены все ценности, золото (34 пуда), казначейские билеты, процентные бумаги (на 32 миллиона рублей) 99 . Эвакуация шла в спешке, пароходы охранялись красногвардейцами. Днем 18 июня на пристани уже имели место перестрелки. Около десятка противников большевиков с пулеметом атаковали со двора реального училища. Последним ушел пароход «Лена» – около 18 часов. Перед этим были уничтожены документы Красной гвардии, ряда других советских структур. При этом пароход «Енисей» сел на мель. Его пришлось бросить. Некоторые суда остались без команды, она разбежалась. Капитан пароходства Александр Андриевский был убит на берегу за то, что отказался вести пароход без механика и кочегаров. Впрочем, сбегали с пароходов и красногвардейцы. Тем не менее, большевистское руководство смогло эвакуироваться из Красноярска. «Иртыш», «Орел», «Стрела», «Тобол», лихтер №1 двинулись на север. На борту находилось несколько рот красногвардейцев, в составе которых было много австрийцев, немцев, мадьяров и латышей. Экспедицией командовал прапорщик Кузнецов. Последним из Красноярска ушел пароход «Обь» с Яковлевым на борту. По дороге красные перехватили еще несколько пароходов: «Дедушка», «Сибиряк», «Св. Николай», «Ангара» и «Лена» . Потом беглецов перепугал «Сокол». Группа красногвардейцев- интернационалистов, прослышав о бегстве Совета, самовольно захватила пароход. Дело чуть не дошло до боя. Однако Кузнецова сумели убедить, что на «Соколе» свои: немцы, австрийцы, мадьяры.
6 ноября 1929 г. Советская Сибирь № 256
В 1919 г. пароход «Иртыш» участвовал в колчаковской карательной экспедиции на Минусинском фронте и принмал участие в обстреле красных партизан у д. Комарковой.
В 1919 году при подъеме в Казачинском пороге оборвался трос, в результате чего затонул пароход «Кормилец».
Формирование Енисейской боевой речной флотилии белых началось после выхода приказа командующего войсками в Енисейской губернии генерал-лейтенанта Н. Розанова за № 1837 от 18 апреля 1919 года.
Организация флота была поручена мичману Покровскому и Замятину. К 25 мая флотилия была уже в полной боевой готовности. В нее входило 18 кораблей: пароходы «Енисейск», «Иртыш», «Ангара», «Обь», «Тобол», «Красноярец», «Инородец», «Иона», «Джой», «Стрела», «Кузнецк», «Минусенок», «Кормилец», паровой катер «Александр», моторный катер «Разведчик», «Абакан» и катера «Ерш» и «Заря».
На вооружение кораблей были трехдюймовые полевые орудия на колесных лафетах, тридцатисемимиллиметровые орудия системы «Маклана» и пулеметы «Митральеза».
Военные действия белого флота начались еще до формирования боевой флотилии. Еще накануне захвата белыми Красноярска, советские и партийные органы покинули окруженный город и отправились на судах «Обь», «Иртыш», «Тобол», «Орел» и «Стрела» вниз по Енисею. Среди вынужденных пассажиров были Лебедева, Марковский, Дубровинский, Яковлев, Парандовский, Белопольский, Вейнбаум и др. На борту пароходов разместился отряд красногвардейцев и рота латышских стрелков, а на лихтере №-1 — губернский банк с его охраной. Конечной целью было пройти Северным морским путем к своим в Архангельск.
Командовал экспедицией бывший прапорщик Кузнецов. По пути следования он завернул за собой пароходы «Дедушка», «Сибиряк», «Сокол», «Св. Николай», а в Казачинском пороге снял с поста туер «Св. Иннокентий», который затем был оставлен в Енисейске. Ниже Енисейска к каравану присоединились пароходы «Ангара» и «Лена».
Часть пароходов красные были вынуждены оставить в пути.
До Туруханска караван шел с короткими остановками. В Туруханске остановились на 5 суток, чтобы подготовиться к трудному морскому переходу в Архангельск.
Сразу же после ухода красных срочно была сформирована флотилия белых, на которой вниз отправился добровольческий отряд полковника Мальчевского. Они спешили нагнать беглецов, которые еще не знали о погоне.
Появление белой флотилии было неожиданным. Завязался бой, к которому красные не успели как следует подготовиться. На судах началась паника, неразбериха. Многие бежали в тайгу.
Без пищи, воды, изъеденные комарами, мошкой, они были вынуждены искать спасения у реки. Здесь их встречали белые. Пленных на судах доставили в Красноярск 26 июля 1918 года. Часть судов была мобилизована белыми, часть роздана старым владельцам.
Активные боевые действия Енисейской флотилии белых начались в навигацию 1919 года и продолжались ровно 5 месяцев. Первым эпизодом флотилии стала Тасеевская операция, проходившая с 1 по 12 июня.
Тасеевская операция закончилась тем, что партизаны были выбиты из Тасеево, с берегов Енисея и были вынуждены уйти в тайгу.
В августе-сентябре началась Минусинская операция. Корабли минусинской флотилии выбили красных из станицы Бузуново.
12 сентября партизанские отряды Щетинкина и Кравченко заняли Минусинск. На помощь белым был отправлен пароход «Красноярск» с батальоном бойцов 3-й дивизии чехословаков, но помощь опоздала.
В конце сентября и начале октября флот белых неоднократно вел бои с красными в районе деревни Подсиней и Комарково, но вынужден был отступить.
В середине октября из-за мелководья корабли ушли в Красноярск и встали на зимовку в затон. Речная флотилия была расформирована и переведена в штурмовой батальон.
Емельян Пышев (начальник штаба) нес охрану на пароходе «Орел», где перевозились золото и деньги из Красноярска.
В Красноярске все суда были отремонтированы к 1 мая 1920 года, а 2 мая пароходы «Сокол», «Промышленник» и «Отважный» вышли в плаванье вверх по Енисею.
Флот на Енисее в 1920 году состоял из 27 паровых и 65 не паровых судов, годных к эксплуатации. При этом почти все суда нуждались в капитальном ремонте.
23 июня 1920 г. Советская Сибирь № 136
11- го июня при входе в устье р. Маны на Енисее затонул пароход «Красноярец». Причина гибели — неумелое управление. Пароход затонул в 15 саженях от берега. Погибло 19 человек, в том числе 3 человека пароходных служащих, 4 женщины,2 девочки и 8 красноармейцев.
В 1920 году была организована и успешно проведена на Север первая экспедиция речных судов с хлебными грузами для голодающих в районах центральной России. В составе экспедиции были: пароходы «Орел» и «Ангара», капитаны – И. И. Тороповский и П. Ф. Очеретько, три лихтера и две баржи, на которые погрузили хлебные грузы, разместили 282 грузчика и охрану. Возглавлял экспедицию капитан К. А. Мецайк. Ко времени прихода караванов в Усть-Порт там были уже сооружены 30 саженей ряжевого причала, склады, жилье, помещение для радиостанции.
14 октября 1920 г. парохд "Ф. Энгельс" вышел из Енисейска и сел на камни на Бурмакинских порогах ниже Стрелки. Пассажиров снял 15 октября парохд "Лев Троцкий".
18 октября 1920 г. из Енисейска в Красноярск отправились пароход № 250 (бывш. "Дедушка"), № 218 (бывш. "Промышленник"), № 213 (бывш."Орел"), № 248 (бывш. "Ангара") с последним грузом. Из Минусинска в Красноярск прибыли пароход "Отважный" и пароход "Иртыш" с хлебом.
Пленение красноярских комиссаров. Енисейск, 21 июля. Пароход "Иртыш" прибыл с отрядом капитана Черемнова, захватившего 38 совдеповцев. Среди них Марковский, Лебедева, Печерский, Топоров, Анисимова, Савитова. Кузнецов и Вейнбаум бросились без пищи в тундру. Яковлев арестован в Селиванихе. Денег взято 157 тысяч рублей.
8 июня в Красноярске муссировалась информация о том, что заминирован железнодорожный вокзал, а на «Сибиряк» погружены все ценности, золото (34 пуда), казначейские билеты, процентные бумаги (на 32 миллиона рублей) 99 . Эвакуация шла в спешке, пароходы охранялись красногвардейцами. Днем 18 июня на пристани уже имели место перестрелки. Около десятка противников большевиков с пулеметом атаковали со двора реального училища. Последним ушел пароход «Лена» – около 18 часов. Перед этим были уничтожены документы Красной гвардии, ряда других советских структур. При этом пароход «Енисей» сел на мель. Его пришлось бросить. Некоторые суда остались без команды, она разбежалась. Капитан пароходства Александр Андриевский был убит на берегу за то, что отказался вести пароход без механика и кочегаров. Впрочем, сбегали с пароходов и красногвардейцы. Тем не менее, большевистское руководство смогло эвакуироваться из Красноярска. «Иртыш», «Орел», «Стрела», «Тобол», лихтер №1 двинулись на север. На борту находилось несколько рот красногвардейцев, в составе которых было много австрийцев, немцев, мадьяров и латышей. Экспедицией командовал прапорщик Кузнецов. Последним из Красноярска ушел пароход «Обь» с Яковлевым на борту. По дороге красные перехватили еще несколько пароходов: «Дедушка», «Сибиряк», «Св. Николай», «Ангара» и «Лена» . Потом беглецов перепугал «Сокол». Группа красногвардейцев- интернационалистов, прослышав о бегстве Совета, самовольно захватила пароход. Дело чуть не дошло до боя. Однако Кузнецова сумели убедить, что на «Соколе» свои: немцы, австрийцы, мадьяры.
6 ноября 1929 г. Советская Сибирь № 256
В 1919 г. пароход «Иртыш» участвовал в колчаковской карательной экспедиции на Минусинском фронте и принмал участие в обстреле красных партизан у д. Комарковой.
В 1919 году при подъеме в Казачинском пороге оборвался трос, в результате чего затонул пароход «Кормилец».
Формирование Енисейской боевой речной флотилии белых началось после выхода приказа командующего войсками в Енисейской губернии генерал-лейтенанта Н. Розанова за № 1837 от 18 апреля 1919 года.
Организация флота была поручена мичману Покровскому и Замятину. К 25 мая флотилия была уже в полной боевой готовности. В нее входило 18 кораблей: пароходы «Енисейск», «Иртыш», «Ангара», «Обь», «Тобол», «Красноярец», «Инородец», «Иона», «Джой», «Стрела», «Кузнецк», «Минусенок», «Кормилец», паровой катер «Александр», моторный катер «Разведчик», «Абакан» и катера «Ерш» и «Заря».
На вооружение кораблей были трехдюймовые полевые орудия на колесных лафетах, тридцатисемимиллиметровые орудия системы «Маклана» и пулеметы «Митральеза».
Военные действия белого флота начались еще до формирования боевой флотилии. Еще накануне захвата белыми Красноярска, советские и партийные органы покинули окруженный город и отправились на судах «Обь», «Иртыш», «Тобол», «Орел» и «Стрела» вниз по Енисею. Среди вынужденных пассажиров были Лебедева, Марковский, Дубровинский, Яковлев, Парандовский, Белопольский, Вейнбаум и др. На борту пароходов разместился отряд красногвардейцев и рота латышских стрелков, а на лихтере №-1 — губернский банк с его охраной. Конечной целью было пройти Северным морским путем к своим в Архангельск.
Командовал экспедицией бывший прапорщик Кузнецов. По пути следования он завернул за собой пароходы «Дедушка», «Сибиряк», «Сокол», «Св. Николай», а в Казачинском пороге снял с поста туер «Св. Иннокентий», который затем был оставлен в Енисейске. Ниже Енисейска к каравану присоединились пароходы «Ангара» и «Лена».
Часть пароходов красные были вынуждены оставить в пути.
До Туруханска караван шел с короткими остановками. В Туруханске остановились на 5 суток, чтобы подготовиться к трудному морскому переходу в Архангельск.
Сразу же после ухода красных срочно была сформирована флотилия белых, на которой вниз отправился добровольческий отряд полковника Мальчевского. Они спешили нагнать беглецов, которые еще не знали о погоне.
Появление белой флотилии было неожиданным. Завязался бой, к которому красные не успели как следует подготовиться. На судах началась паника, неразбериха. Многие бежали в тайгу.
Без пищи, воды, изъеденные комарами, мошкой, они были вынуждены искать спасения у реки. Здесь их встречали белые. Пленных на судах доставили в Красноярск 26 июля 1918 года. Часть судов была мобилизована белыми, часть роздана старым владельцам.
Активные боевые действия Енисейской флотилии белых начались в навигацию 1919 года и продолжались ровно 5 месяцев. Первым эпизодом флотилии стала Тасеевская операция, проходившая с 1 по 12 июня.
Тасеевская операция закончилась тем, что партизаны были выбиты из Тасеево, с берегов Енисея и были вынуждены уйти в тайгу.
В августе-сентябре началась Минусинская операция. Корабли минусинской флотилии выбили красных из станицы Бузуново.
12 сентября партизанские отряды Щетинкина и Кравченко заняли Минусинск. На помощь белым был отправлен пароход «Красноярск» с батальоном бойцов 3-й дивизии чехословаков, но помощь опоздала.
В конце сентября и начале октября флот белых неоднократно вел бои с красными в районе деревни Подсиней и Комарково, но вынужден был отступить.
В середине октября из-за мелководья корабли ушли в Красноярск и встали на зимовку в затон. Речная флотилия была расформирована и переведена в штурмовой батальон.
Емельян Пышев (начальник штаба) нес охрану на пароходе «Орел», где перевозились золото и деньги из Красноярска.
В Красноярске все суда были отремонтированы к 1 мая 1920 года, а 2 мая пароходы «Сокол», «Промышленник» и «Отважный» вышли в плаванье вверх по Енисею.
Флот на Енисее в 1920 году состоял из 27 паровых и 65 не паровых судов, годных к эксплуатации. При этом почти все суда нуждались в капитальном ремонте.
23 июня 1920 г. Советская Сибирь № 136
11- го июня при входе в устье р. Маны на Енисее затонул пароход «Красноярец». Причина гибели — неумелое управление. Пароход затонул в 15 саженях от берега. Погибло 19 человек, в том числе 3 человека пароходных служащих, 4 женщины,2 девочки и 8 красноармейцев.
В 1920 году была организована и успешно проведена на Север первая экспедиция речных судов с хлебными грузами для голодающих в районах центральной России. В составе экспедиции были: пароходы «Орел» и «Ангара», капитаны – И. И. Тороповский и П. Ф. Очеретько, три лихтера и две баржи, на которые погрузили хлебные грузы, разместили 282 грузчика и охрану. Возглавлял экспедицию капитан К. А. Мецайк. Ко времени прихода караванов в Усть-Порт там были уже сооружены 30 саженей ряжевого причала, склады, жилье, помещение для радиостанции.
14 октября 1920 г. парохд "Ф. Энгельс" вышел из Енисейска и сел на камни на Бурмакинских порогах ниже Стрелки. Пассажиров снял 15 октября парохд "Лев Троцкий".
18 октября 1920 г. из Енисейска в Красноярск отправились пароход № 250 (бывш. "Дедушка"), № 218 (бывш. "Промышленник"), № 213 (бывш."Орел"), № 248 (бывш. "Ангара") с последним грузом. Из Минусинска в Красноярск прибыли пароход "Отважный" и пароход "Иртыш" с хлебом.
Комментарий