Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Енисейские пароходы прошлых столетий

Свернуть
X
Свернуть
Активные пользователи, которые сейчас просматривают эту тему: 0 (0 участника и 0 гостей)
 
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Енисейские пароходы прошлых столетий

    По Енисейскому бассейну очень мало имеется информации, думаю, что надо восстановить историю и этого бассейна. Пока (фотографий к сожелению нет) информация следующая:

    1863 году были построены два парохода, из ко­торых один «Енисей» с машиной в 60 и.л.с. правильно совершал два рейса вте­чении лета от Енисейска до Гальчихи, а второй— небольшой пароход «Опытъ» в 20 и.л.с. — ходил в низовье Енисея до 1887 г. и делал только один рейс в лето.
    В 70-х годах к этим двум пароходам были присоединены торгово- буксирные пароходы «Николай» в 50 и.л.с. и «Александръ», которые также делали по два рейса до Гальчихи за покупкой рыбы.
    В 1884 г. в Енисейске был построен винтовой пароход «Анна», который делал один рейс в течении лета до Мало-Бреховского острова.
    1882 году к этим пароходам присоединился пароход «Москва», пришедший в р. Енисей из Европы и начавший потом также делать рейсы в низовье Енисея для покупки рыбы.
    1888 году появился небольшой пароход «Сибирячка».
    Из Европы по Карскому морю пришли «Дальманъ», «Фениксъ».
    «Дальманъ», переименованный потом в «Дедушку», открыл пароходное сообщение между Енисейском и Красноярском, преодолев Казачинский порог, считавшийся не проходимым.
    Последний раз редактировалось Виктор-NSK; 16-10-2012, 19:39.

  • #2
    "Енисейск"
    Построен в Англии, длина - 42,6 м, ширина 6,5 м, осадка 1,8/2 м, корпус железный, мощность 700 и.л.с., скорость 15,5 верст в час, экипаж 29 человек. Участник Енисейской речной боевой флотилии - вооружение одно орудие и два пулемета. Бывший винтовой буксирный пароход. В апреле 1920 г. сдан Главному управлению водного транспорта НКПС (Главвод). Списан в 1954 г.
    "Инородец"
    Построен в 1893 г. в Тюмени на заводе Ромашева, колесный буксиро-пассажирский пароход, длина - 35,5 м, ширина - 8,9 м, осадка - 0,75/0,96 м, корпус стальной, мощность 90 и.л.с., экипаж 15 человек. Судовладелец - Средне-сибирская компания пароходства и торговли (Красноярск). Судьба пока неизвестна.
    "Рыбак" (до 1909 г. - "Рыбак", с 1909-1916 г. - "Дачник", с 1916 г. - "Иона", с 1920 г. - "П-100", с 1925 г. - "Рыбак").
    Построен в 1904 г. в Нижнем Новгороде на Сормовском заводе. Судовладелец - Северо-Енисейское рыбное товарищество. Винтовой буксирный пароход. Длина - 17,37 м, ширина - 3,2 м, осадка - 1,14/1,37 м, корпус железный, мощность - 80 и.л.с., скорость - 8 верст в час. Списан в 1927 г.
    "Иртыш"
    Построен в 1910 г. в Германии. Винтовой буксирный пароход. Судовладелец - МПС. Длина - 38,2 м., ширина - 6,5 м., осадка - 1,4 м. Корпус железный, мощность - 500 и.л.с. До января 1920 г. - Енисейская речная флотилия (красных),вооружение два орудия и два пулемета. с 23.01.1920 г. - Главвод.
    "Красноярец"
    Построен в 1894 г. Винтовой товаро-пассажирский пароход. Корпус изготовлен на заводе Матвеева в Красноярске, машина и котлы изготовлены в Выборге (Финляндия). Судовладелец - Черепанов Ф.Г. (Красноярск). Длина - 30,7 м, ширина - 4,2 м, осадка - 0,8/1,25 м. Мощность - 100 и.л.с. Экипаж - 10 человек. Рейсировал в 1896 г. от Енисейска до Минусинска.

    Комментарий


    • #3
      "Ростислав"
      Товаропассажирский пароход. Построен в 1902 г. Верфь Плотникова в г. Тюмень. Судовладельцы Фуксман, затем ТД Плотникова. Длина-71,15м ;ширина-8,23/14,94м ;выс.борта-2,74м, осадка- 0,62/1,42м; дедаейт- 395 т.;пассажировместимость- 22/29/117 чел.; экипаж-35 чел.;, корпус клепанный; переборок -4; тип ГД - наклонная паровая машина 2-х цилиндров системы Вульфа; топливо - дрова 3,2 куб.м./час. Переименован в "Омск" в 1921 г. В 1925 г. перегон через Карское море с Оби на Енисей. На р. Енисей переименован "Станислав Коссиор" (1926-1937), "Николай Ежов" (1937-1938), "Фридрих Энгельс" (1938-1958). Списан в 1958 г.
      "Владимир"
      Легкопассажирский пароход. Построен в 1902 г., мощнность 25 л.с., судовладельцы купец Илья Фуксман; компания "Дружба". После национализации переименован в "Барнаул". В 1925 г. перегон через Карское море с Оби на Енисей. На р. Енисей переименован "Ян Рудзитак" (1926-1937) в Красноярском затоне заменили надстройку и котлы, "Мария Ульянова" (1937-1959). Списан и утилизирован в 1959 г.

      Комментарий


      • #4
        "Енисей"
        Буксирный пароход. Построен в 1899 г. п/п Томск. Судовладелец - Ельдештейн. Рейсировал на линии Томск- Барнаул.
        газета "Советская Сибирь" от 27.08.1925 г.:
        Неизведанным путем. Из Оби в Енисей по рекам и шлюзам. Две реки — Обь и Енисей не так давно соединялись Обь-Енисейским каналом. Пропустив в 1920 году пароход «Амур», канал окончательно забылся. В этом году понадобилось участку водопутей перебросить пароход "Енисей» с Оби на Еенисей, а переброска североморским путем, запросило 16.000 р. Тогда командир, вспомнил о канале и решил пройти по нему. Шли Обь, Томью, Кетью, Озерной, Кедровой и еще многими реками на протяжении 1.100 верст. Шли на ощупь, беспрестанно на носу парохода погружалась в воду наметка под монотонные крики вахтенного. Самое трудное - проход шлюзов. Шлюзов крайне много. Один шлюз шел сажень 14 на подъем, другой на спуск. В некоторых шлюзах воды на 2-3 ведра, а у парохода осадка самое малое 4-5 четвертей. Накопить воду и на гребне верст 8 и пробегаешь — рассказывает руководитель, командир Вишняков. Это при спуске, а при подъеме закроешь за собой ворота заднего шлюза и носом ворота переднего раскрываешь. Команда парохода «Енисей» в самое скорее время перебросила пароход, сохранив для государства 13.000 рублей, так как переброска обошлась всего в 3.000 рублей.

        Комментарий


        • #5
          интересно, сейчас возможно этот канал восстановить?

          Комментарий


          • #6
            Невозможного нет. Мне попадался краткий изложенный генплан утвержденный в 1940-1941 г.г. перед ВОВ. Там четко было прописано соединить каналами реки от Волги до Енисея, с целью минимизировать расходы по перевозки грузов. Война помешала, а то бы сейчас ушел из дома и до Астрахани за белугой.

            Комментарий


            • #7
              Первый рейс парохода "Москва"

              В понедельник, 24 мая 1882г. в 12 часов дня, при стечении на берегу реки Енисей массы народа, двинулся из Красноярска вверх по Енисею пароход «Москва», принадлежащий красноярскому купцу А.Н. Гадалову, взявшему на себя в этот первый рейс обязанности капитана своего парохода – для точного исследования фарватера и силы течения реки и определения пунктов удобных для пароходных пристаней по Енисею.
              Пароход «Москва» куплен в нынешнем году в Енисейском у одного Московского купца А.н. Гадаловым за 40 000 рублей. Первый пароход, выстроенный в Швеции, с особыми приспособлениями специально для плавания по Енисею, был проведен с большими затруднениями и даже риском, через пороги, находящиеся на половине пути между Енисейском и Красноярском , и ко всеобщему удивлению и восторгу красноярцев в начале мая был поставлен на якоре , в виду города, у нарочито приготовленной пристани Пароход Москва » принадлежит, к типу исключительно пассажирских. Не большого калибра и узкий в поперечном сечении, он имеет около 60 сил.
              Владелец этого парохода с 1 июня с. г. открывает, правильные ( 1 раз в неделю) пароходное движение между Красноярском и Минусинском, обеспечив таким образом легкое, удобное несравненно более дешевое сообщение между означенными городами и лежащими в этом тракте пунктами, по имеющему быть вскоре расписанию.
              Вчера получено известие, что в среду, 26 мая в 3 часа пополудни пароход «Москва» достиг благополучно села Новоселова , Минусинского округа , проплыв расстояние от Красноярска вверх по Енисею около 200 с небольшим верст. Медленность движения объясняется главным образом, тем обстоятельством, что пароход не решался плыть ночью, а днем пускался в путь лишь на половинных парах, т.к. на Енисее, несмотря на опытность лоцмана, легко можно наткнуться на мель, остров или косу, образующиеся на реке каждогодно и при том в таких местах, где казалось невозможно их встретить, обстоятельство, сбивающие с толку самого опытного и бывалого лоцмана. Кроме того сила течения реки Енисей настолько велика, особенно в нынешнее половодье, что пароход «Москва», без большого груза, на половинных парах , делает в этот пробный рейс не более 10 верст в час, так что, по составленному заранее маршруту, пароход должен прибыть в Минусинск лишь в пятницу 28 мая, утром, если не случится на неизвестном и опасном пути особенных установок. Цены местам на пароходе «Москва» в настоящий пробный рейс по Енисею от Красноярска до Минусинска (около 450 верст водою) следующие: 1 –й класс -18 рублей; 2-й класс – 13 рублей и 3-й класс - 9 рублей; в обратный же путь от Минусинска до Красноярска цены будут уменьшены на половину. Пассажиров на пароходе в этот рейс – множество, особенно в 3 классе, преобладающая часть которого составляет рабочий люд, возвращающийся домой из Красноярска, где ныне спрос на рабочие руки давно уже пережил свою острую стадию и поденная плата, в виду преобладающего над спросом предложения уменьшилось втрое сравнительно с прошлогодним. С началом правильного пассажирского движения число пассажиров , вероятно еще более увеличится, в виду того еще, что, как известно из достоверных источников, цены на пароходе в следующие рейсы, по желанию владельца , будут непременно уменьшены.
              Сверху, из Минусинска, обратно в Красноярск пароход «Москва» рассчитывает сделать рейс в одни сутки, захватив, быть может с собою на обратном пути из Минусинска, кроме пассажиров для пробы, запоздавшие две-три барки с хлебом, для которых вообще, как известно, обыкновенный путь из Минусинска в Енисейск так часто бывает усеян затруднениями.
              Барка – это громоздкий и неуклюжий остаток старины – с возникновением пароходства по всему Енисею, должна уступить место баржам, которые уже строятся в Красноярске на пристани, вблизи нового лесопильного заведения.


              Красноярск, 2 июня 1882 г. Вчера в 10 часов вечера пароход «Москва » , после восьмидневного своего путешествия, благополучно возвратился из Минусинска в Красноярск.
              Пробный рейс пароходного сообщения между Красноярском и Минусинском удался как нельзя лучше. Пароход «Москва», отплыв из Красноярска в понедельник 23 мая в 12 часов дня поднявшись вверх по Енисею с методической медленностью и осторожностью, обусловленными, известными причинами, неожиданно и к великому удивлению и восторгу жителей, в пятницу, 28 мая, утром, явился в виду Минусинска, в полноводной Татарской протоке. Ликованию и приветствиям со стороны минусинцев, восхищенных не бывалым зрелищем не было предела. Пароход «Москва» простоял в Минусинске более двух суток. В последний день своего пребывания капитан парохода (он же владелец) устроил для минусинцев увлекательную прогулку по Татарской протоке, на своем судне, с музыкой, хором песенников и заздравными тостами. На палубе теснилась несметная масса минусинских обывателей, званных и не званных, неудержимо рвавшихся насладится неиспытанными еще впечатлениями от поездки на невиданно доселе паровом двигателе. Избранное минусинское общество в полном своем составе принимало живое участие устройстве этой прогулки, благодаря обязательному предложению любезного хозяина и капитана парохода. В понедельник 31 мая вечером пароход «Москва» отплыл из Минусинска и в одни сутки спустился в Красноярск. Пассажиров в обратный рейс было не особенно много, но в первый пробный рейс вверх, выручено с пассажиров и клади чистого дивиденда 600 рублей.
              В настоящее время можно констатировать следующие результаты пробного рейса пристани на Енисее намерены, дров на весь сезон заказано, опасные места в точности определены, изменчивый фарватер р. Енисея исследован, насколько возможно, обстоятельно; чрез два дня, т.е. с 4 июня 1882 г., пароход «Москва» начнет свое правильное пассажирское движение между Красноярском и Минусинском и обратно один раз в неделю и по уменьшенным ценам.

              Комментарий


              • #8
                1896 г. (газетные заметки):

                Гибель парохода «Москва». Вчера получена телеграмма из г. Минусинска следующего содержания: «пароход «Москва» (судовл. А. И. Иванов) затонул около пристани. Несчастий с людьми не было». Мы обращаем внимание на это событие потому, что оно несколько выходит из общего круга подобных. Дело в том, что несчастие с «Москвой» не какое-нибудь случайное явление, а катастрофа, которую постоянно ожидали еще с прошлого года, о которой всегда говорили и которую никто не хотел предупредить. Пароход «Москва»—первый пароход, прошедший Казачинский порог и начавший правильные рейсы между Красноярском и Минусинском. Пароход был : приведен из Англии очень старый и, вероятно, давно уже забракованный на родине. Здесь, на Енисей этот пароход, «на без рыбьи и рак рыба», вновь попал в дело и вот более 10 лет совершал свою культурную миссию. Прошлый год «Москва» с аукциона за ничтожную сумму 8000 руб. была куплена купцом А. И. Ивановым и без всякого капитального ремонта пущена в дело. Разговоров о «Москве» было всегда много. Когда прошлое лето я плавал в Минусинск, то меня вполне знающие люди, служившие на «Москве», уверяли, что корпус парохода настолько ветх, желе»о настолько изоржавело, что достаточно малейшего толчка, чтобы развалился весь корпус. «Вот подождите, говорили мне, скоро услышите, что «Москва» пошла рыбу ловить!». И вот еще прошлое лето все знали и ждали, что не сегодня - завтра «Москва» пойдет ко дну рыбу ловить, но никто не желал предупредить возможного, ужасного несчастия и старушка «Москва» продолжала таскать грузы и пассажиров на «авось». «Авось» еще доплетется благополучно. Какое счастье, что пароход затонул у берега, около пристани и, вероятно, пустой. Что было бы, если бы катастрофа случилась во время плаванья, ночью! Какая масса жертв! На Енисей в настоящее время плавает более 15 пароходов, а между тем нет никакой речной инспекции. Ежегодно, при начале навигации, ревизует состояние котлов, лицо, заменяющее губернского механика, место которого остается до сих пор пустующим, и в настоящую навигацию для осмотра котлов и пароходов был командирован «архитектор». Мне могут возразить, что «Москва» прошлой зимою, после уже бывшей громадной пробоины дна, была хозяином отремонтирована. Да, это правда. Но кто же ремонтировал пароход? Пароход «Москва», который не взяли за ветхостью парохода завод Матвеева в ремонт, поправлял домашним образом в новокузнечных рядах сам хозяин при помощи городских кузнецов.

                Наша пароходная навигация идет к концу. Ныне лето для пароходов было самое благоприятное. Вода стояла большая и пароходы до сего времени могут доходить до Минусинска, чего прежде никогда не бывало. Прежде уже в августе они доходили только до Сорокиной. Только вот пароходов то очень мало. «Дедушка» и «Св. Николай» постоянно ходили в Енисейск за чаями, а сюда ходили только «Poccия», «Москва» и «Красноярец». Из них только «Россия» можно назвать пароходом. «Москва» так стара, что уже пробовала тонуть, но к сожалению не утонула, ибо это было на мелкой протоке. А что же было бы, если бы это случилось на Енисее, — ну Москва бы утонула, туда ей и дорога, а пассажиры то за что бы погибли? И вот ее вытащили из воды, и она снова плавает на страх пассажирам. Удивительно! Ведь ее и чинить то не берутся. «Красноярец» очень мал». Да, ныне плохо было пассажирам! Да и пароходчики вовсе о них не заботились. Они была заняты более перевозкой клади, а клади было много. Если бы они брали по 5—6 коп. с пуда до Красноярска, то весь хлеб плавал бы на баржах, так как при лесном налоге платить его на барках и плотах невыгодно. Но эта цена наших пароходчиков мала, почему они берут 10—12 коп. с пуда, несмотря на то, что рейс длится всего только один день. Вообще пароходство чаще находится в первобытном состоянии. О приходе и отходе пароходов никто не знает. Спросите об этом самого хозяина или капитана, и они Вам ответит: «А Бог его знает, как Бог даст!» Неужели и на будущий год не будет у нас пароходов? А между тем какое — это, однако, выгодное дело!

                Комментарий


                • #9
                  1896 г. (газетные заметки):
                  19 мая 1896 Томский листок № 104 . Воскресенье,
                  Сегодня, в 2 часа дня отправляется в Минусинск первый пароход «Россия».
                  Вчера уже пришел из Минусинска первый плот с мукой.

                  18 августа 1896 г. Томский листок № 177
                  Пароход «Лейтенант Малыгин» делал неоднократные рейсы в Бирюсинский карьер и обратно, отводя на буксире баржу, на которой перевозился в Красноярск заготовленный в карьере камень. Вся эта работа парохода «Лейтенанта Малыгина» оценена администрацией и принята в сумме 540 рублей.

                  6 ноября 1896 г. Томский листок № 238
                  До 6 декабря 1896 г. будут продаваться буксиро-пассажирский пароход «Дедушка», 100 сильный, построенный на заводе «Вулкан» в Швеции с двумя самостоятельными машинами смешанного давления и деревянные баржи.
                  С 6 числа декабря сего 1896 г. (если пароход не будет продан) будут приниматься на доставку груз от г. Красноярска до г. Минусинска, Енисейска и обратно.

                  Комментарий


                  • #10
                    "Сибирский вестник", 30 июля 1865 год
                    Через пороги. "Красноярец" Сибирякова - пароходик маленький, слабое создание. На половине пути между Красноярском и Енисейском поднимают пассажиров до порожистого места и предлагают пассажирам: - Обойдите, мол, по берегу-то, а то не ручаемся, что благополучно доберёмся. Никому помирать, конечно, не хочется, и все покорно путешествуют по берегу вёрст шесть. Пустой пароходишко перебирается через пороги и снова принимает своих незлобивых пассажиров.
                    На свой манер пытает своих пассажиров и гадаловский "Дедушка" - и всё на том же злополучном пороге. Подойдя к порогу, набитый пассажирами и с двумя баржами, "Дедушка" оставляет одну баржу и поднимается до деревни Залива. Прежде чем идти назад за первой баржей, администрация парохода предлагает пассажирам дождаться парохода в деревне, обещая вернуться часов через восемь. Пассажиры ждут в деревне не восемь часов, а ночь и следующий день. Только к полудню пришёл он к проголодавшимся и отчаявшимся пассажирам. Пароходчики действуют так, будто на них управы нет, будто им должны быть благодарны за то, что у них есть пароход. Вот и приходится терпеть всевозможные неудобства, включая оскорбительное игнорирование интересов пассажиров...


                    В 1877 году из-за того, что в районе реки Енисея от Туруханска до Енисейского залива весенняя вода поднялась на 8 саженей, затонули суда «Северное сияние» и «Темза». Но пароход «Св. Николай», находившийся под командованием опытного Андрея Попова, не пострадал. В том же году Андрей Степанович, несмотря на сложности судоходства, успешно отбуксировал баржу с пшеницей и прочими хлебными товарами из Енисейска в устье Енисея и передал груз пароходу из Бремена.

                    Известный арктический капитан Джозеф Дальман в 1878 году осуществил перегон Северноморским путем парохода «Москва» с двумя баржами. 18 октября караван прибыл в Енисейск.


                    В 1881 году красноярский купец Н. Г. Гадалов купил у немецкой фирмы «Кнопп и К» пароход «Москва» мощностью 60 номинальных сил (240 лс) и «Капитан Дальман» 120 номинальных сил (480 лс), которые пришли на Енисей в разные годы. Судоходство в то время осуществлялось от города Енисейска вниз, выше пароходы не поднимались из-за непроходимого Казачинского порога.


                    В 1882 году Красноярске впервые построено судно – пароход «Усердный» мощностью 480 л. с. Строителями и владельцами парохода являлись красноярские купцы и промышленники братья Гадаловы.

                    3 июля 1882 г. «Енисейские губернские ведомости»
                    Н. Г. Гадалов устроил на своем пароходе «Москва» гулянья, а выручку – 256 рублей – передал в пользу приюта арестантских детей.

                    10 июня 1882 г., четверг Томские губернские ведомости №23
                    14 мая, в 6 часов вечера, прибыл в Красноярск пароход «Москва», купленный Н. Г. Гадаловым в Енисейске. Пароход этот пришел в Енисейск через Ледовитый океан, а строился он за границей. С утра разосланы были по городу объявления, извещавшие о времени прихода небывалого ещё здесь никогда гостя; многие наблюдали появление его с возвышения своих построек, которые теперь воздвигаются па погорелых местах. Едва только показался дым, как массы любопытных устремились на берег и буквально запрудили его от плашкотной пристани до Шипилинского взвоза на протяжениии почти версты.
                    Пребывающие ныне в Енисейске шведы, известившись о благополучном проследовании «Москвы» чрез Енисейские пороги, тотчас отправились вслед за нею в числе 4 человек, при двух русских рабочих, на винтовой паровой лодке, догнав её на третьи сутки.
                    Пароход «Москва», килевой, с виду весьма красивое судно, окрашенное белою краскою; будучи в 60 сил, длиною около 22 х сажень; он сидит весьма не глубоко в воде и на ходу скорый; на нем две трубы; на палубе довольно просторная рубка с окнами со всех сторон, сбоку тут же капитанская каюта и на верху крытый трап. Пароход «Москва» пришел не имея на буксире ничего; но отсюда, по всей вероятности, отправится вверх с баржею, которая для него уже здесь отстроена. Выбор места для пристани парохода весьма удобный,— неподалеку военных лагерей, за которыми устроена владельцем парохода паровая мельница и дом для летнего пребывания своего. Если установится здесь пароходосообщение, то лучшей стоянки и требовать нельзя: открытое место, глубокое русло без островов, которые пониже по Енисею очень часты, в особенности против самого города и далее; спуск к пристани тоже хорош.Если на первых порах от пароходохождения, пока не приучится народ к новому способу сообщения, нельзя вдруг ожидать больших выгод, то во всяком случае, убытка не будет. Не говорим о крупных операциях, как, напр., громадных сплавах из Ачинского и Минусинского округов хлеба, спирта, железа, но возьмем предметы местных производств кустарного промысла, как напр. тележного, бондарного, гончарного и т. п. и пассажиров; и тогда найдется чем заняться пароходу; одни сплавщики, возвращающиеся из Енисейска обыкновенно на подводах, предпочтут плыть в свои места на пароходе. Известно, что Минусинский округ. представляя хлебную житницу Енисейской губернии вместе с тем самый производительный округ ея, заселенный множеством переселенцев из внутренних городов России, народом трудолюбивым и изобретательным, Сколько напр.. ежегодно в сентябре месяце приплавляется оттуда в Красноярск на плотах разного рода валенок, кочем, полушубков, шуб и овчин,— все это, само собою разумеется, не минует парохода, словом пароходы в Красноярске такое явление, которое самым благоприятным образом отразится на местном береговом населении.

                    В 1882 году пароход «Москва» под командованием И. И. Криницкого подошел к Казачинскому порогу снизу. Но преодолеть его своим ходом сил было недостаточно. Капитан собрал мужиков с близлежащих сел Заливской, Подпорожной, Шепелево и с помощью воротов и лямщиков (бурлаков) сумел поднять пароход через Казачинский порог.

                    3 июня 1882 года в Красноярскую городскую управу поступило прошение от купца Н. Н. Гадалова. "Для пристани парохода "Москва" в Красноярске мне необходимо иметь на берегу Енисея удобное по глубине место; по осмотре берега я нашёл, что единственным удобным местом для пристани может быть часть берега между переулками Дубенским (ныне улица Парижской Коммуны) и переулком Галкинским (ныне улица 9 Января). Я прошу разрешить мне устройство съезда и всех необходимых сооружений".
                    11 июня 1882 года городская управа отвела место под пристань по Воротниковскому взвозу, где и просил Н. Н. Гадалов. (Первый пароход "Москва" прибыл в Красноярск под командованием капитана М. Т. Тупицина 14 мая 1882 года.)

                    1884 году пароход «Капитан Дальман» под командованием капитана М. Т. Тупицына, своим ходом преодолев Казачинский порог, прибыл в Красноярск, открыв тем самым пассажирскую линию Енисейск — Красноярск- Минусинск.

                    "Восточное обозрение", 12 сентября 1885 года.
                    Читатели уже знают о выходке купца Гадалова, который, желая угодить ехавшему на его пароходе графу А. П. Игнатьеву, из парохода "Дальман" сделал пароход "Граф Игнатьев". Нынче же корреспондент "Сибирской газеты" передаёт казус ещё курьёзнее. Енисейская дума потребовала с Гадалова за пристань, занимаемую его пароходом, 300 рублей - но Гадалов давал только половину. Дума не согласилась. Когда же пароход Гадалова с графом Игнатьевым прибыл в Енисейск, Гадалов держался минут 15 на одном месте, не приставая к берегу. Потом, когда с берега на пароход потребовали переправить исправника для проверки пассажиров, выяснилось, что там сибирский генерал-губернатор. Неизвестно, как Гадалов теперь поладит с думой относительно цены за пристань. Справка: А. П. Игнатьев (р. 1842), брат министра внутренних дел Н. П. Игнатьева, сибирский генерал-губернатор, крайний реакционер, убит в 1906 году.

                    Пароход «Св. Николай» мощностью 500 лс и с туерной лебедкой на носу 160 л.с. был построен в 1886 году, по частям доставлен в Красноярск и собран в 1887 году.

                    В 1888 году небольшой пароход «Сибирячка» поднялся по Подкаменной Тунгуске, побывал на Вельмо и Тее.

                    В 1889 году при подъеме в Казачинском пороге баржи с рыбой за пароходами «Россия» и «Граф А.П. Игнатьев», последняя оборвалась и затонула.

                    В 1890 году братья Гадаловы, объединившись с купцом Е. Жернаковым, учреждают Сибирскую акционерную компанию срочного буксирно-пассажирского пароходства по рекам Енисею, Оби и Иртышу с основным капиталом 1 млн. 250 тысяч рублей. К этому времени Гадаловы имели 8 пароходов и несколько барж.
                    Пароход «Бард», пришедший на Енисей в 1890 году, ушел в 1899 году на Байкал.

                    "Енисей", 10 июня 1891 года
                    Енисейск, 10 июня. Третьего июня явился к нам из Красноярска гадаловский пароход "Россия" с целью устроить гуляние на Енисее в пользу... как вы думаете, в чью пользу? В пользу самого Гадалова и пароходного буфета! Если бы хоть 50 рублей было пожертвовано на благотворительные цели, мы бы примирились с этим гулянием. Интересно, почему Гадалов назвал его "народным"? Ведь просто грешно жертвовать в пользу Гадалова даже гривенник.
                    Летом 1891 года в Красноярске побывал наследник престола, будущий царь России Николай II. Наследник к Красноярску подъехал на пароходе «Св. Николай», конвоируемым гадаловским пароходом «Граф А.П. Игнатьев».

                    "Сибирский вестник", 15 июля 1892 года.
                    ..У нас существует частное пароходство купца Н. Гадалова. В последнее время Гадалову вздумалось покуражиться над доверчивой публикой. Если пассажир потребовал обед, то ему подают протухшее мясо самого низкого качества, вместо салатов - зловонная капуста, чай - некипячёный. Гнилые продукты подаются пассажирам третьего класса, но цены - московские. Когда пассажиры являются с жалобами к капитану парохода, он сваливает вину на буфетчика, буфетчик - на официанта, тот - на повара. Но эти молодчики обращались бы вежливей с пассажирами, если бы Гадалов им не покровительствовал. Если подобные злоупотребления будут существовать дальше, публика может предпочесть пароходы Сибирякова, где билеты в два раза дешевле.
                    В 1892 году выше Осиновского порога затонул пароход «Феникс». В память об этом событии на лоцманской карте Енисея появилась «Фениксовая коса»

                    В 1893 году на средства Комитета Сибирской железной дороги из Англии на Енисей была организована экспедиция под руководством лейтенанта Леонида Федоровича Добротворского. В ней приняли участие русские корабли под военным флагом — пароходы «Лейтенант Овцын» c баржой (капитан Л. Ф. Добротворский), «Лейтенант Малыгин» (капитан П. К Тудерман) и парусная баржа «Лейтенант Скуратов» (капитан Е. Л. Шведе). 22 августа в Гольчихе морские суда встретил речной караван — пароходы «Граф А. П. Игнатьев» с тремя баржами (капитан П. Т. Богатков) и «Бард» c тремя баржами купца Черемных. Начался сильный шторм, в результате чего три баржи с грузом рельс были выкинуты на берег. После перегрузки груза в Гольчихе и гибели трех барж, пароход «Орестес» (с более ста рельсами) и шхуна «Бланкатра» ушли в Архангельск, где они и были выгружены, а экспедиция Л. Ф. Добротворского и шхуна (пароход) «Минусинск», на которую было перегружено часть рельс, вместе с речным караваном отправилась вверх по Енисею в Енисейск.
                    1893 году было закончено строительство Обь-Енисейского канала. В оба направления по нему прошли пароходы «Первый», «Паша», «Первенец Сибирский», "Кузнецк","Инородец«, з/машина «Сибирская — З», «Обь» и «Обь-Енисейский канал».

                    В 1894 году пароход «Св. Иннокентий» затонул в Аладьинской шивере. Был поднят и простоял в Стрелковском затоне до 1903 года, после чего был поставлен для подъема судов в Казачинском пороге.

                    "Енисей", 18 октября 1895 года.
                    8 октября ниже деревни Коркино, на острове, членами общества правильной охоты была произведена охота на зайцев с загоном. "Косых" было убито до сотни. Компания охотников была доставлена на остров пароходом "Красноярец".
                    8 декабря 1895 года были сданы в аренду три участка под пароходные пристани купцам Н. Н. Гадалову, Серебрякову, И. М. Иванову сроком на три года с платой 15 рублей за погонную сажень.
                    На аукционе пароход "Москва" куплен купцом А.И. Ивановым за 8000 рублей и без капремонта пущен в дело.


                    30 августа 1896 г. пароход "Россия" участвовал в закладке железнодорожного моста через Енисей, где был совершен молебен в честь закладки моста.
                    "Енисей", 29 сентября 1896 года.
                    Через Обь-Енисейский канал пришёл в Красноярск по Енисею пароход "Пионер", принадлежащий строителю моста через Енисей г-ну Кнорре. Пароход небольшой, в 18 сил. Тотчас по приходе пароход был назначен для перевозки материалов. Летние работы на Обь-Енисейском канале закончились. Корчевание русла реки Большой Кас и вырубка леса по берегам произведены на протяжении 60 верст. Участок этот после произведенных работ будет вполне доступен для судоходства.
                    "Сибирский вестник", 31 мая 1896 года.
                    17 мая А. И. Кытманов устроил гуляние на своём пароходе (Енисейск) для прогимназистов, а А. П. Кытманов на "компанейском" пароходе устроил такое же гуляние для гимназисток…

                    Под вечер 30 апреля 1897 (Все даты даются по старому стилю.) года пароход «Святитель Николай», шедший из Красноярска в Минусинск, пришвартовался и пристани Скит, что стояла у устья Филаретова ручья, неподалеку от монастыря. По установившейся традиции,пароходы открывавшие навигацию по Енисею, делали здесь длительную остановку. Пассажиры и команда должны были выслушать молебен «О плавающих и путешествующих».На этот раз служба затянулась, и, когда священник в последний раз пропел свой «аминь», уже сгустились сумерки. Капитан «Святого Николая» решил задержаться в Ските до рассвета. Пассажиры, пользуясь хорошей погодой, разбрелись по берегу и разожгли костры. Как-то само собой получилось, что у одного костра обосновались купцы и золотопромышленники, у другого толпились юные монастырские послушники. Разожгли костер и ссыльные марксисты, добиравшиеся к назначенным им местам поселения, — Ленин, Кржижановский, Старков. Енисейские берега, величавые просторы Скитского Дивногорья никогда не слышали прежде таких песен. «Смело, товарищи, в ногу», — дружно пели революционеры. «Беснуйтесь, тираны!..» Здесь же впервые услышал Ильич «Варшавянку», которую исполнил сам автор — Глеб Максимилианович Кржижановский.
                    1897 г. 31 июля на пароходе «Иоанн Кронштадтский» С. О. Макаров вышел из Норвегии (порт Вардэ) в устье рек Оби и Енисея с целью изучения Северного морского пути. 24 августа С. О. Макаров на пароходе «Лейтенант Малыгин» вышел из Енисейска и 28 августа прибыл в Красноярск, где встретился с деловыми кругами и общественностью города. Вместе с экспедицией С. О. Макарова на Енисей прибыли пароходы «Гленмор» (впоследствии «Орел», «Карл Маркс») и «Скотия (впоследствии «Отец», «Пролетарий», «Колхозник»).
                    На пароходе «Лейтенант Малыгин» вице-адмирал С. О. Макаров в 1897 году проследовал с Енисейска в Красноярск, а в 1898 году он ушел по Ангаре работать на Байкал, где позднее был переименован в «Лейтенант Шмидт». Пароход знаменит тем, что на его борту в 1897 году из Енисейска в Красноярск следовал вице-адмирал Макаров. В последующем, пароход был переправлен на озеро Байкал, где остался на постоянную работу.

                    В 1898 году грузо-пассажирский пароход «Модест» с пассажирами и грузом при спуске в Казачинский порог потерпел аварию. Лопнул штуртрос, идущий на рулевое устройство, и судно, лишенное управляемости, наскочило на подводные камни, получило множественные пробоины и переломилось пополам. Кормовая часть с грузом и скотом затонула, а носовая часть осталась на каменистой плите. Люди, обезумевшие от страха, рева воды в пороге, метались на залитой воде палубе, не надеясь на спасение. Помощь пришла от бакенщика, который со своим сыном на свой страх и риск пробирался среди бушующих волн к затонувшему судну и по одному человеку снимал и увозил на берег. Все люди были спасены. Зимой, когда вода упала, носовую часть судна достали с реки и на 80-ти лошадях доставили в Красноярск, где ему заменили кормовую часть, и уже под другим названием — «Россия» (впоследствии — «Советская Россия», «Ленин», «Владимир Маяковский») пароход оставался в строю до 1962 года.

                    В связи с окончанием строительства железной дороги Красноярск-Иркутск в 1898—1900 гг, Ангаро-Енисейское пароходство А. М. Сибирякова прекратило свою работу. Суда были распроданы. Пароход «Св. Николай» был продан «Енисейской компании пароходства и торговли», которая уже владела пароходами «Граф А. П. Игнатьев», «Скотия» и «Гленмор», а пароходы — туер «Первый» и «Илим» — ушли работать на Иртыш.
                    Пароход «Минусинск» в 1898 году снова ушел в Англию.
                    Пароходы «Иоанн Кронштадтский» и «Лейтенант Малыгин» в 1898 году ушли работать на Байкал. В обход Падунского порога был сделан на берегу деревянный слип, береговая железная дорога длиной 3 км со специальными тележками — деревянными склизами. В 1899 году таким же образом был переправлен на Байкал пароход «Второй», который потом в 1910 году был куплен В. А. Баландиной и вновь спущен по Ангаре на Енисей. Было найдено интересное решение, чтобы провести пароход с большой осадкой по мелководной и каменистой реке Ангаре. Под его корпус были заведены бревна. Он благополучно прошел все ангарские пороги, после чего и был переименован в «Отважный».


                    21 августа 1899 г. "Сибирская жизнь" № 180
                    2 августа. (Авария парохода «Москва») Пароходам, рейсирующим по Енисею, положительно «не везет». Один какими-то судьбами (казенный пароход «Николай») теряет на днях обоймы с колес, у другого, возобновленного только что месяц назад парохода Шарыпова «Модест», открывается цилиндровая крышка во время хода около Бирюсы по направлению к Минусинску; сегодня пароход придет в Красноярск и поставлен в починку. Наконец, вчера, в седьмом часу вечера, на две версты ниже дер. Овсинки, пароход Спиранского, бывший Иванова, „Москва", вышедший из Красноярска в 4 часа дня, желая сократить себе путь к Минусинску, хотел перемахнуть через косу возле берега, как это удавалось ему делать в предыдущие рейсы, наскочил на камень, сделал себе несколько во дне пробоин, под машиной и котлом, — и пошел ко дну. Погружение парохода совершалось медленно, сель он на мелком месте: совершенно с крылась под водой только кормовая половина палубы. Несчастий с людьми не было; но погибло более тысяча пудов сахару, нагруженного на него для доставки в Минусинск. Баржу с арестантами, которую он вез также в Минусинск сегодня пароход «Дедушка» привел обратно в Красноярск

                    17 сентября 1899 г. "Сибирская жизнь" № 201
                    С Енисея. (Мелководье). Пароходы, рейсирующие вверх по Енисею до Минусинска, не доходят до него верст за 150, вследствие чего масса клади оставляется на пути. Один только пароход «Минусинец» еще дотаскивается до Минусинска, но при своей малосильности, он не берет много груза. Положение безвыходное.

                    13 ноября 1899 г. "Сибирская жизнь" № 247
                    Года два тому назад на Сумарковском станке (верст 500 выше г. Туруханска), пароход «Енисей» пригласили мастера для приготовления балыков и икры. В этом году и пароход «Игнатий» братьев Катмановых для этой цели, выписав мастера устроили мастерские на Лузинском станке (верст 400 ниже Туруханска). За оба рейса двумя пароходами доставлено в Енисейск более 1500 пудов балыка. Цена назначается на балык непомерно высокая, пароход «Енисей»: 70 — 80 к. ф осетр, (надо принять во внимание, что выделка пока, по новизне дела, не из отличных), и умеренной на пароходе «Игнатий» : 35 к. ф. осетр, 25 к. ф. — чировый, 15 к ф.— копчен. омуль, паюсная икра пока приготовляется в незначительном количестве. Цена также высокая — 1 р. 3 0 к фунт.
                    Еще в августе на встречу английским пароходам отправились с солью «Гленмор» и «Скотия». Около Брековских островов соль была выгружена на берег. «Скотия» доходила на встречу до станка Гальчиха, но, как известно читателю, напрасно, так как английские пароходы вернулись с пути обратно. Обратно «Гленмор» вел пустые баржи, а «Скотия» забирала рыбу по станкам у лодочников.

                    Комментарий


                    • #11
                      6 июня 1900 г. Сибирская жизнь №119
                      Что-то с первого же момента открытия навигации не повезло товариществу пароходства по р. Енисею: «Гленмор», вытертый ледоходом на берег, недели три простоял на суше около Стрелки, около трех тысяч рублей стоило его спустить на воду; затем, в один в тот же день отправились из Енисейска «Скотия» и «Николай» того-же товарищества и, пройдя первый с десяток, а второй верст 30, должны были остановиться суток на двое для починки.
                      Английский пароход «Барнаул», бывший в (аренде и плававший в низовья р. Енисея, продается за очень дешевую цену, но покупщики пока не находятся: с одной стороны он глубоко сидит, а с другой можно прижать продавца и взять пароход за без ценок (не везти же пароход обратно в Англию).
                      В Туруханске пароходы «Енисей» и «Игнатий» отправляются числа 25-го июня 1900 г.

                      Канторович, "Атрофия права" "Восточное обозрение", 14 июня 1900 г.
                      Торнадо в Красноярске. Страшная буря пронеслась 12 июня над Красноярском и причинила массу вреда. С пристаней сорвано, разбито и унесено много плотов и дров. У одного из плотовщиков потопило свыше 100 пудов кедрового ореха. У парохода "Евгений" сломано правое колесо, сам пароход унесло по течению. Выше пристаней сорвало садок с живой рыбой, принадлежащий какому-то рыботорговцу. Говорят, в нём было рыбы на несколько сот рублей. От городского острова сорвало и унесло паром. В духовной семинарии сорвало вместе со стропилами железную крышу, отбросив её от здания на несколько саженей.

                      Комментарий


                      • #12
                        31 июля 1901 г. Сибирская жизнь №166
                        Енисейский губернатор д. с. с. М. Л. Плец возвратился из своей поездки в Ачинский и Минусинский округа на пароходе «Сибиряк» 21 июля.

                        7 июня 1902 г. «Енисейские губернские ведомости»
                        Н. Н. Гадалов выделил бесплатно пароход «Сибиряк» для гулянья по Енисею, а собранные деньги передал на нужды Красноярской женской гимназии.
                        В 1902 году пароход «Сокол» строился в Красноярске. Корпус его клепался в районе железнодорожного моста, а достраивался пароход в д. Коркино. Паровые машины были куплены на Нижегородской ярмарке и доставлены в Красноярск на лошадях. Эта практика существовала до 1940-х годов, но с тем лишь отличием, По тем временам пароход «Сокол» (позднее «Спартак») был самым мощным двухпалубным товаро-пассажирским колесным пароходом мощностью 500 лс, который брал на борт 320 тонн груза и 580 пассажиров. Он работал на линии Красноярск-Дудинка и проработал на Енисее до 1964 года.

                        Комментарий


                        • #13
                          1903 г.
                          Пароход «Св. Иннокентий» (оборудованный туерной лебедкой) в 1903 году был поставлен в Казачинский порог для подъема судов. 2 июля пароход «Обь» привел на буксире туер и баржу с цепями 5 км. Туер работал от блок-поста (верхнего) до ухвостья острова Заостровка. Туер, уже переименованный в «Ангару», проработал в Казачинском пороге до 1964 (по другой информации до 1968 г.) года.

                          10 октября 1904 г. Сибирский Вестник № 220
                          В последние дни Енисейск нисколько оживился: один за другим прибыли сюда с низовьев р. Енисея все пароходы, занимающиеся доставкой рыбы из Туруханскаго края. В нынешнем году улов рыбы, судя по привозу ее, был обильный, значительно удачнее прошлогоднего. Сделки идут довольно бойко, чему главным образом способствует значительное число рыботорговцев, прибывших сюда из всех уездов Енисейской губернии.
                          На зимовке судов по Посадной протоке настаивал инспектор Н. А. Бенцелевич. Но были и другие места для зимовки. Пароходы Кузнецова, Черепанова, Гадалова зимовали за Телячьим островом, у деревни Коркино, у Потылицинского острова, между островами Татышевым и Соляным.

                          24 июля 1905 г. Сибирский вестник № 151
                          Кронштадт. 20 июля. По сообщению английских газет, из Гамбурга вышли на Енисей купленные министром путей сообщения два парохода "Красноярск" и "Енисейск".

                          21 августа 1905 г. Сибирский вестник № 172.
                          Полярным путем. — По сообщению английской „Shipping Cazett", 12 (25) июля из Гамбурга вышли для следования в реку Енисей два купленные министерством путей сообщения парохода: „Красноярск" (кап. Нет) и „Енисейск" (кап. Пальм). Пароходы куплены для увеличения перевозочных средств на наших сибирских реках и назад в Европу не вернутся. Место встречи для всех уходящих в сибирские реки Обь и Енисей пароходов и барж назначен порт Тромзе, на севере Норвегии, где их будет ожидат русский ледокол „Ермакъ", который назначен для сопровождения и оказания помощи этой флотилии при ее предстоящей борьбе с полярными льдами.

                          13 сентября 1905 г. Сибирский вестник № 188
                          С „Обь-Енисейского Канала". В июле месяце при перевозке казенного груза—рельс, через ,,0бь Енисейский водный путь", во время перетаскивания засевшей баржи с мели, был ушиблен буксирным канатом и извлечен из воды без чувств матрос местного парохода „Обь-Енисейский Канал", Дмитрий Иванов. В настоящее время хотя он и поправился, но к физическому труду не способен. Ему повредило ногу, и он ходит на костылях. Местная администрация Канала не озаботилась обеспечить несчастного калеку, жизнь и здоровье которого потеряны ни за что, и принуждает его к тяжелой работе. На его просьбу начальник участка ответил отрицательно. В последствии ему грозит расчет и нищенство.

                          25 сентября 1905 г. Сибирский листок № 75
                          Телеграмма, полученная на имя енисейского городского головы от Василия Васильевича Харченко;
                          «Вышли из Югорского шара в Енисейск первого августа, под начальством подполковника Сергеева и лейтенанта Мелямова, пароходы: «Енисейск», «Туруханск», «Ангара», «Лена» и «Красноярск» индикаторной силы 450— 850 сил, скоростью 11— 14 узлов, осадкой 5— 6 фут; топка углем, кроме того, 10 барж, также железных, с грузом угля, осадкой шесть-девять 3 фут., вместимостью 500 — 800 тонн, до устья р. Енисея морских буксира, 3 морских грузовых и с железнодорожным грузом до 12 тыс. тонн, 4-й грузовик сел на мель, стащена «Ермаком». «Ермак» сел на мель, снялся сам, грузовик возвращается в Архангельск, «Ермак»— в Кронштадт, два немецких— в Архангельск; два коммерческих груза в три тысячи тонн 18 августа вышли из Югорского шара в Томск. Поздравляю с долгожданной, давно посланной экспедицией».
                          10 октября суда МПС прибыли в Енисейск и зазимовали в устье речки Мельничной. Приказом Министра путей сообщения 16 октября из вновь прибывших судов была организована Енисейская речная флотилия, которую возглавил участник этого перегона капитан 2-го ранга П. А. Синицын.

                          2 октября 1905 г. Сибирский листок № 77
                          Рыбопромышленность. В Красноярск из Туруханскаго края прибыла баржа— ледник рыбопромышленного товарищества «Рефрижиратор» На барже находится до 1200 пуд. замороженной рыбы, из которой пудов 200 стерляди; рыба приобреталась в низовьях Енисея по 8 р. пудъ; продаваться она будетъ в Москве по 20— 22 р. пуд; рыба будетъ храниться в леднике—барже до морозов и тогда уже отправится по железной дороге. На барже привезена и соленая рыба в бочках.

                          12 октября 1905 г. Сибирский вестник № 209
                          Иностранные пароходы в устье Енисея. Мы слышали, что пришедшие в Красноярск с низу парох. „Скотя" и „Дедушка" привезли известие о прибытии в устье Енисея из Европы двух больших пароходов и шести небольших; большие, перегрузив свой груз на малые пароходы, ушли обратно в Европу, а шесть небольших, с принятыми, грузом стали подниматься вверх по реке. Груз состоит главным образом в 50.000 пудов рельсов, в смазочных и других материалах для казенных железных дороге в Сибири. Кроме названного груза на пароходы был принят и частный груз на 20.000 рубл., главным образом скобяной и москательный товар.

                          Комментарий


                          • #14
                            В 1906 году сильным ледоходом пароходы «Россия» и «Стрела» были вынесены на косу Коровьего лога и едва не погибли.
                            В 1906 году в период ледохода затонул пароход «Николай», а пароход «Игнатий» был выброшен на берег. В этом же году у Насоновских песков, в низовье Енисея, затонул морской пароход «Туле».
                            1906 год. Работники акционерного общества пароходства предъявили экономические требования к пароходству, в частности - добавить по одному помощнику капитана на пароходы "Сокол" и "Россия", увеличить зарплату кочегарам, восстановить в должности капитана парохода "Обь". Последовал отказ. Работники акционерного общества объявили забастовку. К ней присоединились работники водопути. 22 июня все пароходы стали на своих пристанях, движение прекратилось. Пароходство объявило локаут - трое суток. Начались переговоры.
                            1907 год. Условия работы остались прежними, какими были до забастовки, а восстановленный капитан "Оби" остался работать - это единственное завоевание осталось в силе".
                            1906-1907 Плавание парохода «Ангара» с Енисея на Обь (в Тобольск).
                            Началом проявления государственного интереса к Енисею как к транспортной магистрали является создание в 1905 году государственного пароходства. В тот же год на Енисей пришли построенные в Германии пароходы «Енисейск», «Минусинск», «Красноярск», «Туруханск», «Лена», «Ангара» и девять лихтеров. На базе этой флотилии в мае 1907 года было образовано «Срочно-казенное пароходство на реке Енисей». Его возглавил инженер путей сообщения Н. А. Бенцелевич, а после него – Л. Ф. Добротворский – контр-адмирал, который в 1893 году участвовал в экспедиции на Енисей, затем в звании капитана первого ранга возглавлял экипаж крейсера «Олег», участник Цусимского сражения. Осенью суда Срочно-казенного пароходства впервые были переведены с прежней зимовки флота из устья речки Мельничной на зимовку в Стрелковский затон на Ангаре.

                            Комментарий


                            • #15
                              19 апреля 1909 года весенним ледоходом в результате затора льда на Енисее и Ангаре из Стрелковского затона (протоки) вынесло лихтеры №-5 и №-3, пароходы «Минусинск» и «Красноярск». Вторым затором вынесло лихтеры №-1, №-2 и №-8, пароходы «Лена» и «Туруханск».
                              Пароход «Красноярск» получил повреждения и затонул ниже Стрелки (место слияния Енисея и Ангары) в Черемуховском перекате, а пароход «Минусинск» ледоходом унесло вниз на 500 км, проломило корпус на скалах острова Кораблик, и он затонул ниже д. Сумароково в перекате Сумароковское горло, где лежит и поныне.
                              Начальником Срочно-казенного пароходства в 1909—1912 гг был известный руководитель перегона судов на Енисей в 1893 году Л. Ф. Добротворский.
                              Красноярский вестник:
                              В июне 1909 года в затоне у правого берега в Абаканской протоке ниже деревни Перевозинской началось строительсво капитального затона. К работе приступила землечерпательная машина «Сибирская-3». Заведующим каравана «Сибирская-3» в 1907 году назначен молодой специалист Телегин Александр Викторович, который в 1910 году возглавил затон и мастерские.
                              7 сентября 1909 года газета Сибирский вестник:
                              "...что к окончанию навигации 1909 года земляные работы по насыпке защитной дамбы нового затона фактически закончены, и начнется работа по облицовке ее камнями".

                              Пароход «Второй», который потом в 1910 году был куплен В. А. Баландиной и вновь спущен по Ангаре на Енисей и переименован в «Отважный».
                              В 1910 году Городская управа установила правила стоянки у городского берега (до этого пользовались правилами 1898 года). Бесплатная стоянка предполагалась для плотов, барок и других непаровых судов с дровами до 7 суток; с солью, железом - до 5 суток; с лесом, каменной рудой - до 4 суток; с хлебным грузом более 3 тыс. пудов - до 6 дней. Плоты с шубами, катанками, кочмами уплачивали сбор с квадратных саженей балагана до 7 руб. в месяц. Барки и плоты с арбузами платили 2 руб. 50 коп. с кв. сажени балагана или другого помещения. Погрузка и выгрузка воспламеняющихся веществ производилась на Конном острове, по требованию начальника Обь-Енисейского участка путей сообщения.

                              10 июня 1911 года Красноярский хроникёр:
                              Пароход, ходивший по Темзе, затонул под Минусинском. 12 июня из Минусинска получено телеграфное известие о гибели парохода "Москва". Он пошёл ко дну около пристани, жертв не было. Пароход этот когда-то красовался на волнах Темзы. Пришедший в ветхость и признанный непригодным, он был приведён на Енисей и продан Гадалову. "Москва" - пароход, первым прошедший Казачинский порог и первым начавший ходить между Красноярском и Минусинском. Вся постановка у нас пароходного дела ненормальна: по Енисею ходит уже больше 15 пароходов, но никакого надзора за ними нет. Большинство капитанов пароходов не знает своего дела, попали в капитаны из приказчиков, слесарей. И подобному персоналу вверяется пароход, благополучие пассажиров, которых здесь третируют, так как грузовое движение - чай, хлеб, рыба, сахар - дают пароходчикам неимоверные барыши..

                              В 1912 году на Енисее было 29 пароходов, шесть моторных катеров и 48 несамоходных судов. Основным типом несамоходного судна на Енисее была баржа. Объем грузоперевозок по сравнению с Обью был меньше.
                              1912 год на Енисее впервые была выставлена судоходная обстановка – в Осиновском пороге, Индыгинских перекатах, Ножовых камнях, Стародубовских островах, Пономарёвских камнях и других сложных для прохода судов местах. Работа велась на пароходе «Лена» и баркасе «Канск». На самом трудном участке, от мыса Ножовых камней до острова Н. Стародубовский, около 50 верст, траление и промеры производились с земснаряда «Первенец-Сибирский». Всего было выставлено 40 знаков: 26 бакенов, в т. ч. 9 – на лодках, 17 – на крестовинах, и 14 голиков. В д. Пономарёво, с. Ворогово и д. Осиновой установлены водомерные посты.
                              В 1912 году через Большой порог был поднят пароход «Обь» мощностью 400 лс, длиной 46,9 м. и осадкой 1 м.

                              Свердлов Яков Михайлович революционер-марксист, член РСДРП с 1901 года, советский партийный и государственный деятель, председатель ВЦИК РСФСР (1918-1919). В июле 1913 года на пароходе «Туруханск» был доставлен в Енисейск, откуда под конвоем выехал в село Монастырское (ныне Туруханск).

                              В 1914 году з/машина «Сибирская-3» ушла с Енисея на Обь.

                              "Вестник Красноярского городского общественного управления", 15 января 1916 года.
                              "Красноярскому городскому голове С. И. Потылицыну Высочайше пожалована золотая медаль с надписью "За усердие". Правление Добровольного флота уведомило городского голову, что правлением в Англии приобретён пароход, коему с Высочайшего соизволения дано название "Красноярск".
                              В 1916 году «Акционерное общество пароходство и торговли по Енисею» было продано английской торговой фирме.

                              Комментарий

                              Обработка...
                              X