Небольшой рассказ про один из старейших искусственных водных путей Англии - Басингстокском канале. У него даже есть свой сайт, кому интересно - http://www.basingstoke-canal.co.uk/index.html
Исторический экскурс:
Басингстокский канал проектировался и строился для нужд доставки сельхозпродукции на продовольственные рынки Лондона из северо-восточных районов графства Гемпшир. Строительство было утверждено специальным Актом Парламента 15 мая 1778 года, трасса предполагалась от городка Басингсток до реки Вэй в западных пригородах Лондона.
Строительство заняло около 7лет, работы начались в 1787 году, и были завершены в, соответственно, 1794 году. Было построено множество мостов (на каждом пересечении канала с дорогами), 29 шлюзов для преодоления подъёма от реки Вэй на равнинный участок в Гэмпшире, находящийся на высоте 245 футов (примерно 80 м) над уровнем моря. Также был сооружён тоннель (!) длинной 1200 ярдов (примерно 1000 м) для пропуска канала под холмом около местечка Баттервуд.
В первый период после постройки канал эксплуатировался достаточно интенсивно, так, во время войны с Францией он использовался для доставки грузов из глубины страны на побережье. Но после начала бурного развития железных дорог в 1840-е (сравните с нашей Мариинской системой) канал утрачивает своё первоначальное значение.
Далее, во второй половине 19 века канал сменил несколько владельцев, использовался как для водоснабжения, местных перевозок, так и для целей отдыха. Однако во время Первой мировой войны канал обрёл "вторую жизнь" и интенсивно использовался для доставки материалов военного назначения на побережье к крупным портам (канал-река Вэй-река Темза). Но, по окончании войны канал вновь утрачивает значение и, в 1923 году был продан в собственность частному владельцу. В период между Мировыми войнами канал вновь использовался лишь для не очень интенсивных местных перевозок.
Вторая Мировая война, между тем, не принесла увеличения перевозок вследствие бомбардировок данного района немецкой авиацией, поэтому такого увеличения грузооборота, какое наблюдалось в 1914-1918 гг, не произошло. Наконец, в 1949 году канал был приобретён последним на настоящее время частным владельцем. Однако, из-за отсутствия надлежащих работ по поддержанию канала в рабочем состоянии, к 1964 году он оказался практически полностью заброшен. В 60-е годы предпринимались попытки со стороны общественных организаций Гемпшира привести канал в порядок, даже проводились некоторые работы, однако компания-владелец не была в этом заинтересована и собиралась продать осушенные участки канала под земельное использование. В 1968 году после сильных ливней приканальные дамбы были прорваны в двух местах, причём один прорыв произошёл у аэропорта Фарнборо, сорвав, таким образом, первый день всемирно известного авиашоу. Но нет худа без добра, так как данный эксцесс снова поднял проблему реконструкции канала, и на него вновь обратили внимание. После долгих споров, изменений проекта реконструкции и т.д. ремонтные работы начались-таки в 1974 году. В работах участвовало большое число добровольцев, было восстановлено 28 шлюзов с деревянными воротами. Тем не менее, реконструкция затянулась на долгих 17 лет, и только лишь 10 мая 1991 года канал вновь был открыт для навигации.
От себя добавлю, что сейчас комплекс канала в большей степени являет собой своего рода природный парк, нежели транспортную систему. Очень красивые берега, множество различных видов птиц, действительно своего рода природный памятник. Также, боюсь ошибиться, но думаю, что это один из старейших рукотворных каналов, дошедших до наших дней в практически первозданном виде.
В настоящее время по каналу осуществляется движение частных пассажирских катеров, построенных, как понимаю, специально под габариты шлюзов. В принципе, любой желающий, получив соответствующее разрешение, может на своём катере пройти по каналу. В некоторые периоды времени отдельные участки закрыты для плавания. Шлюзование очень простое, открытие-закрытие шлюзовых ворот и наполнение/опорожнение камеры шлюза осуществляется вручную (но не ведром
). На некоторых участках канал проходит как в довольно глубоких выемках (7-8 метров), так, и в местах пропуска рек под каналом, приканальные дамбы имеют высоту до 6-7 метров. На приведённой вначале поста ссылке много интересной информации, в частности - время шлюзования, отметки урезов воды по годам, правила и условия прохождения канала. Один минус - всё, есессно, по-английски...
Собственно, фотографии ниже, был я там в 2006 году.
Схема канала

Нижние ворота шлюза

Камера шлюза

Ворота

Старый мост через канал

Табличка на мосту с годом строительства

Прямой участок

Опять шлюз

Noname
Исторический экскурс:
Басингстокский канал проектировался и строился для нужд доставки сельхозпродукции на продовольственные рынки Лондона из северо-восточных районов графства Гемпшир. Строительство было утверждено специальным Актом Парламента 15 мая 1778 года, трасса предполагалась от городка Басингсток до реки Вэй в западных пригородах Лондона.
Строительство заняло около 7лет, работы начались в 1787 году, и были завершены в, соответственно, 1794 году. Было построено множество мостов (на каждом пересечении канала с дорогами), 29 шлюзов для преодоления подъёма от реки Вэй на равнинный участок в Гэмпшире, находящийся на высоте 245 футов (примерно 80 м) над уровнем моря. Также был сооружён тоннель (!) длинной 1200 ярдов (примерно 1000 м) для пропуска канала под холмом около местечка Баттервуд.
В первый период после постройки канал эксплуатировался достаточно интенсивно, так, во время войны с Францией он использовался для доставки грузов из глубины страны на побережье. Но после начала бурного развития железных дорог в 1840-е (сравните с нашей Мариинской системой) канал утрачивает своё первоначальное значение.
Далее, во второй половине 19 века канал сменил несколько владельцев, использовался как для водоснабжения, местных перевозок, так и для целей отдыха. Однако во время Первой мировой войны канал обрёл "вторую жизнь" и интенсивно использовался для доставки материалов военного назначения на побережье к крупным портам (канал-река Вэй-река Темза). Но, по окончании войны канал вновь утрачивает значение и, в 1923 году был продан в собственность частному владельцу. В период между Мировыми войнами канал вновь использовался лишь для не очень интенсивных местных перевозок.
Вторая Мировая война, между тем, не принесла увеличения перевозок вследствие бомбардировок данного района немецкой авиацией, поэтому такого увеличения грузооборота, какое наблюдалось в 1914-1918 гг, не произошло. Наконец, в 1949 году канал был приобретён последним на настоящее время частным владельцем. Однако, из-за отсутствия надлежащих работ по поддержанию канала в рабочем состоянии, к 1964 году он оказался практически полностью заброшен. В 60-е годы предпринимались попытки со стороны общественных организаций Гемпшира привести канал в порядок, даже проводились некоторые работы, однако компания-владелец не была в этом заинтересована и собиралась продать осушенные участки канала под земельное использование. В 1968 году после сильных ливней приканальные дамбы были прорваны в двух местах, причём один прорыв произошёл у аэропорта Фарнборо, сорвав, таким образом, первый день всемирно известного авиашоу. Но нет худа без добра, так как данный эксцесс снова поднял проблему реконструкции канала, и на него вновь обратили внимание. После долгих споров, изменений проекта реконструкции и т.д. ремонтные работы начались-таки в 1974 году. В работах участвовало большое число добровольцев, было восстановлено 28 шлюзов с деревянными воротами. Тем не менее, реконструкция затянулась на долгих 17 лет, и только лишь 10 мая 1991 года канал вновь был открыт для навигации.
От себя добавлю, что сейчас комплекс канала в большей степени являет собой своего рода природный парк, нежели транспортную систему. Очень красивые берега, множество различных видов птиц, действительно своего рода природный памятник. Также, боюсь ошибиться, но думаю, что это один из старейших рукотворных каналов, дошедших до наших дней в практически первозданном виде.
В настоящее время по каналу осуществляется движение частных пассажирских катеров, построенных, как понимаю, специально под габариты шлюзов. В принципе, любой желающий, получив соответствующее разрешение, может на своём катере пройти по каналу. В некоторые периоды времени отдельные участки закрыты для плавания. Шлюзование очень простое, открытие-закрытие шлюзовых ворот и наполнение/опорожнение камеры шлюза осуществляется вручную (но не ведром

Собственно, фотографии ниже, был я там в 2006 году.
Схема канала

Нижние ворота шлюза

Камера шлюза

Ворота

Старый мост через канал

Табличка на мосту с годом строительства

Прямой участок

Опять шлюз

Noname

Комментарий