С детства был покорен Рекой. Сначала это были башкирские Белая и Дема, куда мы, уфимская пацанва, в жаркое лето скатывались вниз с уфимской горы, чтобы искупаться, с годами - маленькие речушки Урала. Дальше больше – многочисленные сплавы на лодках, плотах, надувных и моторных лодках и, наконец, на байдарках по рекам Урала, потом Подмосковья, Сибири. Пришло время и вспомнились семейные путешествия, когда в далеком детстве, наша семья и Пермская родня ходили на небольших (но громадных по детским впечатлениям) пароходах «Салават Юлаев», «Габдулла Тукай» из Молотова (Пермь тех лет) до Уфы и обратно. И вот теперь наш возраст попросил нас об отдыхе в круизе по какой-нибудь нашей реке. Интересно было побывать в Казани, которая была родной моему отцу. Итак, Москва-Казань- Москва... Для круиза после тщательного сравнения нескольких вариантов и изучения отзывов туристов (управляющим круизным компаниям настоятельно рекомендую читать отзывы о ваших кораблях и экипажах) был выбран теплоход Михаил Булгаков. Я нашел только один отрицательный отзыв об этом т/х - о майском круизе с принципиальной претензией, а о самом т/х можно найти достаточное количество информации.
Документальная часть
Теплоход «М. Булгаков» - полностью комфортабельные каюты, сауна и бассейн, и библиотека, эти пункты стали определяющими.
Путевка – каюта номер 360, туроператор - турфлот, билеты. Мой друг Саша, который помог мне деньгами и поездками в туркомпанию, в результате чего мою путевку ему привез курьер из компании...
Карта маршрута (на фото) нашлась в интернете, также я нашел карту древней Руси 10-12 веков (!) и множество документов о канале им. Москвы (канал Москва – Волга), в основном на форуме речных туристов.
Что касается городов, которые собирался посетить наш круизный теплоход, то это – (в порядке преодоления маршрута) -Калязин, Кострома, Плес, Нижний Новгород, Казань и на обратном пути Чебоксары, Козьмодемьянск, Городец, Ярославль, Мышкин, Углич - это старинные города древней Руси, каждый не менее чем за 800 лет от нас и, конечно, с церквами и храмами, правду с более поздними датами строительства, но полвека тоже устраивает.
Что сподвигло
Изучение древностей в этих городах – Храмы (монастыри, церкви), очень интересно повествование Дмитрия Балашова в трех повестях «Младший сын», «Великий стол» и «Бремя власти» о становлении древней Руси и, наконец, фундаментальный труд «РОССИЯ (автобиография)», в которой 1222 (!) страницы и которая определена составителями как «Десять веков истории от участников и очевидцев событий».
Выделение особых храмов для изучения – не по «старости», а по значению.
И, конечно, Казань, где жила родня и была универсиада.
И, конечно, полноценный отдых на палубе с книгой, которую я взял с собой. Но главное – бассейн на верхней палубе и сауна.
И все же несколько слов о храмовой Руси, чтобы в дальнейшем описании не отвлекаться.
До отпуска я прочел много литературы на эту тему (интернет и своя библиотека) и выбрал то интересное, что хотелось бы воочию увидеть в круизе.
Смотрим карту древней Руси – примерно 12-13 век. Там обозначены Владимир, Великий Новгород – однако в эти два великих города маршрут не ляжет... Но остаются не менее интересные Ярославль (1110), Кострома (1152), Плес (1141 год), Углич(1149), Городец (1152), Нижний Новгород (1221), Мышкин (1148), Чебоксары (Чепе-Суар – огражденная крепость Малый Суар, 10-11 век, булгары), Казань (1005 – в 2005 году праздновали 1000летие)
На что надеялся, о чем мечтал.
Надеялся на современное обслуживание «на улыбке». Я уже писал в одном из предыдущих отзывов (http://www.trip-guide.ru/forum_messages_904_27.htm - отзыв о круизе на теплоходе «Леонид Соболев» от 13 ноября 2010 года), что обслуживанием занимаются все – от Президента, который обслуживает народ (речь не о нашем президенте), до официанта ресторана.
Мечтал посетить не один раз сауну, а каждое утро после зарядки (до завтрака) плавать в бассейне.
Надеялся, что будет прекрасное питание и симпатичные доброжелательные официантки.
Надеялся встретить интересных людей.
Мечтал посмотреть те церкви (действующие), которые я выбрал в поряде подготовки к круизу. Например, во время посещения Ярославля можно увидеть много храмов XVII века, являющихся шедеврами православного зодчества. Или Кострома – много интересного, связанного с историей России, например, Ипатьевскиймонастырь.
Все города по списку очень «музейные», надо было и эту часть не пропустить, особенно дом-музей И. Левитана в потрясающе красивом городке Плес (я уже однажды здесь бывал) и знаменитые «тематические» музеи (11 музеев!) г. Мышкина, и художественный музей в г.Чебоксары (Поленов, Суриков, Репин, Серов, Коровин, Левитан...), музеи неприметного маленького городка Козьмодемьянск, «они же Васюки» (музей им Григорьева, музей имени Остапа Бендера, музей купеческого быта) да и вообще в любом туристическом городе на нашем пути есть музеи, только надо внимательно к ним отнестись.
Знал, что август очень молодежный месяц и будет шумновато, но я сам еще в молодежном возрасте и мне, если что и претит, только пьяный «купеческий» шум и разгульная музыка в 100 децибелл.
Сразу скажу, что все мои позитивные ожидания оправдались полностью.
И сразу отмечаю, что это результат не только отличной погоды, но более того прекрасной работы всего экипажа теплохода «Михаил Булгаков» во главе с капитаном Владимиром Нозренковым и директором круиза (он называется почему-то «модератор», он же отель-менеджер, что уже понятнее) Хасиковым Владиславом. Команда теплохода от штурманов-рулевых до великолепной семерки матросов и боцмана и до мотористов сделали так, что пассажиры не замечали каких-либо неудобств в рейсе, особенно при прохождении шлюзов. На ресепшене работают знающие свое дело и очень внимательные, две Анастасии и Наташа. Отдельно выделю работу ресторана (кухня, официантки – главное, все вкусно!) и заботу малозаметных горничных, которые создавали в каютах уют. Ниже (по тексту роликов) встретятся Николай Николаевич (не могу выделить что-то одно, что он умеет, но он интересный собеседник), Марина (утренняя зарядка), Лиля (сауна)... Несомненно талантливый аккордеонист Александр Литвинов, хозяйка скрипки в полном смысле слова – Тамара и саксофонист Дима... А в баре так и ждет тебя сипатичная во всех смыслах хозяйка – там есть, в том числе, пиво для увлажнения души...
Место для курения – корма. Замечательно для всех.
Каюта одноместная, но достаточно просторная, полный комфорт, телевизор я смотреть не успевал, но он полезен, чтобы не сходя с места посмотреть, что делается на «спортивной палубе», в библиотеке, в большом зале. Один минус должен отметить – после приема душа на полу душевой образуется двухсантиметровый слой воды, который не стекает как минимум час.
Три удобных места для «общения»: бар, где можно даже под пиво играть, например, в карты; Библиотека, это место для концертов шаляпинской группы, спевки группы пассажиров под управлением Николая Николаевича, детских игр, миниклубов...; и большой зал с баром для концертирования приглашенных мастеров музыкального инструмента и опять же детских игр.
Утром 16 августа рано утром с некоторым волнением и предвкушением чего-то приятного иду от метро к Северному речному вокзалу, волоку за собой маленький чемоданчик на колесиках – мой (!) теплоход разыскивать не надо, его громада видна издалека, на борту напечатано «Михаил Булгаков». 3 года назад не было пропускных пунктов, можно было сразу попасть на «корапь», в этот раз проверяют как в любом аэропорту. Нам не в новинку. Прошел один из первых, в ресепшене встретили как самого лучшего родственника... и разместился я прекрасно в одноместной каюте номер 360, бросил все в шкафы и пошел на палубу, а потом в ближйший магазин (знаю где) за пивом и парой бутылок с любимыми коньяком и рябиной на коньяке. Через полчаса теплоход уже забит своими пассажирами, которые все как один трепетно ждут, «когда отплывем». Откуда-то у многих туристов появляются воздушные шары, раздается музыка более, чем громкая, но для торжества – потерпим, и наш громадный ковчег начинает медленно отваливается от причала СРВ. Очень торжественно на душе и пока не нашел партнера иду принять рюмку коньяка.
В обед проверяем как себя чувствует ресторан. Наш – «Старая Москва»», наверху –«Арбат». Кухня – одна: сегодня салат «Молдавский», борщ украинский с пампушкой, Свинина «по-боярски» или спагетти с овощами, перец печеный, мороженое с соусом из черной смородины, соки... Вкусно-о-о.
В обед же состоялось знакомство с ведущими сотрудниками НЕ экипажа. Представлял Владислав, который по моему известен всем любителям круизов по форуму, где он обитает не знаю даже с какого года.. К слову, я ему передал подарок, который волок в своем чемоданчике с «того света» (звучит по-Булгаковски), а проще из-за океана. Это уменьшенная копия спасательного круга с портретом Михаила Булгакова в центре.
Итак, всего на туриста (а их 260 отдыхающих) работает 100 человек – небольшая часть из этих ста - это команда теплохода.
Интересна компания за столом – со мной рядом три учительницы (Ирина, Надя и Татьяна), каждая со своим предметом, а также симпатичная пожилая пара (Гена и Лариса). Знакомимся, кажется будет не скучно.
Как же приятно гулять по палубе просто без цели, «земная» суета еще сидит во мне, какие-то якобы не сделанные дела еще цепляются за меня и я вдруг отвлекаюсь от речного пейзажа и ухожу мыслями... Делаешь круги по теплоходу, калейдоскоп из таких же гуляющих, из легкого прятного бриза, из голубого-зеленого панорамного рисунка. Бог мой, как хорошо.
Почти сутки нужно для преодоления пути до Калязина, первой остановки в нашем плавании. Большая часть этого времени пошла на прохождение шести шлюзов канала Москва – Волга (их всего11, если от южного порта), которому в этом году исполнилось 76 лет. Я чуть-чуть старше его. 5 июля 1937 года опубликовано постановление СНК СССР и ЦК ВПП(б) о сдаче канала в эксплуатацию.
На Волге стоят большие и малые города. Если большие города имели серьезные промышленные предприятия и привлечение туриста было не главной строкой бюджета (в последние 20 лет ситуация немного изменилась в пользу туризма), то у малых городов – на нашем пути это Калязин, Плес, Городец, Мышкин, Козьмодемьянск – основой жизни подавляющей массы семей было и есть 1) собственные огороды и 2) прием туриста, привлечение его трудами домашнего промысла, то есть изготовление кукол, сувениров, тканной продукции, вышивки, вязания итд., а также всевозможныцми музеями. Выборочный опрос жителей показал, что туристическое лето зимой их кормит.
Остальные впечатления от круиза будут представлены в виде 10 коротких роликов на U-tube, которые я надеюсь разместить в ближайшие дни, то есть до Нового года.
Все части будут здесь:
http://www.youtube.com/channel/UC1wa...zy7BFiQ/videos
Документальная часть
Теплоход «М. Булгаков» - полностью комфортабельные каюты, сауна и бассейн, и библиотека, эти пункты стали определяющими.
Путевка – каюта номер 360, туроператор - турфлот, билеты. Мой друг Саша, который помог мне деньгами и поездками в туркомпанию, в результате чего мою путевку ему привез курьер из компании...
Карта маршрута (на фото) нашлась в интернете, также я нашел карту древней Руси 10-12 веков (!) и множество документов о канале им. Москвы (канал Москва – Волга), в основном на форуме речных туристов.
Что касается городов, которые собирался посетить наш круизный теплоход, то это – (в порядке преодоления маршрута) -Калязин, Кострома, Плес, Нижний Новгород, Казань и на обратном пути Чебоксары, Козьмодемьянск, Городец, Ярославль, Мышкин, Углич - это старинные города древней Руси, каждый не менее чем за 800 лет от нас и, конечно, с церквами и храмами, правду с более поздними датами строительства, но полвека тоже устраивает.
Что сподвигло
Изучение древностей в этих городах – Храмы (монастыри, церкви), очень интересно повествование Дмитрия Балашова в трех повестях «Младший сын», «Великий стол» и «Бремя власти» о становлении древней Руси и, наконец, фундаментальный труд «РОССИЯ (автобиография)», в которой 1222 (!) страницы и которая определена составителями как «Десять веков истории от участников и очевидцев событий».
Выделение особых храмов для изучения – не по «старости», а по значению.
И, конечно, Казань, где жила родня и была универсиада.
И, конечно, полноценный отдых на палубе с книгой, которую я взял с собой. Но главное – бассейн на верхней палубе и сауна.
И все же несколько слов о храмовой Руси, чтобы в дальнейшем описании не отвлекаться.
До отпуска я прочел много литературы на эту тему (интернет и своя библиотека) и выбрал то интересное, что хотелось бы воочию увидеть в круизе.
Смотрим карту древней Руси – примерно 12-13 век. Там обозначены Владимир, Великий Новгород – однако в эти два великих города маршрут не ляжет... Но остаются не менее интересные Ярославль (1110), Кострома (1152), Плес (1141 год), Углич(1149), Городец (1152), Нижний Новгород (1221), Мышкин (1148), Чебоксары (Чепе-Суар – огражденная крепость Малый Суар, 10-11 век, булгары), Казань (1005 – в 2005 году праздновали 1000летие)
На что надеялся, о чем мечтал.
Надеялся на современное обслуживание «на улыбке». Я уже писал в одном из предыдущих отзывов (http://www.trip-guide.ru/forum_messages_904_27.htm - отзыв о круизе на теплоходе «Леонид Соболев» от 13 ноября 2010 года), что обслуживанием занимаются все – от Президента, который обслуживает народ (речь не о нашем президенте), до официанта ресторана.
Мечтал посетить не один раз сауну, а каждое утро после зарядки (до завтрака) плавать в бассейне.
Надеялся, что будет прекрасное питание и симпатичные доброжелательные официантки.
Надеялся встретить интересных людей.
Мечтал посмотреть те церкви (действующие), которые я выбрал в поряде подготовки к круизу. Например, во время посещения Ярославля можно увидеть много храмов XVII века, являющихся шедеврами православного зодчества. Или Кострома – много интересного, связанного с историей России, например, Ипатьевскиймонастырь.
Все города по списку очень «музейные», надо было и эту часть не пропустить, особенно дом-музей И. Левитана в потрясающе красивом городке Плес (я уже однажды здесь бывал) и знаменитые «тематические» музеи (11 музеев!) г. Мышкина, и художественный музей в г.Чебоксары (Поленов, Суриков, Репин, Серов, Коровин, Левитан...), музеи неприметного маленького городка Козьмодемьянск, «они же Васюки» (музей им Григорьева, музей имени Остапа Бендера, музей купеческого быта) да и вообще в любом туристическом городе на нашем пути есть музеи, только надо внимательно к ним отнестись.
Знал, что август очень молодежный месяц и будет шумновато, но я сам еще в молодежном возрасте и мне, если что и претит, только пьяный «купеческий» шум и разгульная музыка в 100 децибелл.
Сразу скажу, что все мои позитивные ожидания оправдались полностью.
И сразу отмечаю, что это результат не только отличной погоды, но более того прекрасной работы всего экипажа теплохода «Михаил Булгаков» во главе с капитаном Владимиром Нозренковым и директором круиза (он называется почему-то «модератор», он же отель-менеджер, что уже понятнее) Хасиковым Владиславом. Команда теплохода от штурманов-рулевых до великолепной семерки матросов и боцмана и до мотористов сделали так, что пассажиры не замечали каких-либо неудобств в рейсе, особенно при прохождении шлюзов. На ресепшене работают знающие свое дело и очень внимательные, две Анастасии и Наташа. Отдельно выделю работу ресторана (кухня, официантки – главное, все вкусно!) и заботу малозаметных горничных, которые создавали в каютах уют. Ниже (по тексту роликов) встретятся Николай Николаевич (не могу выделить что-то одно, что он умеет, но он интересный собеседник), Марина (утренняя зарядка), Лиля (сауна)... Несомненно талантливый аккордеонист Александр Литвинов, хозяйка скрипки в полном смысле слова – Тамара и саксофонист Дима... А в баре так и ждет тебя сипатичная во всех смыслах хозяйка – там есть, в том числе, пиво для увлажнения души...
Место для курения – корма. Замечательно для всех.
Каюта одноместная, но достаточно просторная, полный комфорт, телевизор я смотреть не успевал, но он полезен, чтобы не сходя с места посмотреть, что делается на «спортивной палубе», в библиотеке, в большом зале. Один минус должен отметить – после приема душа на полу душевой образуется двухсантиметровый слой воды, который не стекает как минимум час.
Три удобных места для «общения»: бар, где можно даже под пиво играть, например, в карты; Библиотека, это место для концертов шаляпинской группы, спевки группы пассажиров под управлением Николая Николаевича, детских игр, миниклубов...; и большой зал с баром для концертирования приглашенных мастеров музыкального инструмента и опять же детских игр.
Утром 16 августа рано утром с некоторым волнением и предвкушением чего-то приятного иду от метро к Северному речному вокзалу, волоку за собой маленький чемоданчик на колесиках – мой (!) теплоход разыскивать не надо, его громада видна издалека, на борту напечатано «Михаил Булгаков». 3 года назад не было пропускных пунктов, можно было сразу попасть на «корапь», в этот раз проверяют как в любом аэропорту. Нам не в новинку. Прошел один из первых, в ресепшене встретили как самого лучшего родственника... и разместился я прекрасно в одноместной каюте номер 360, бросил все в шкафы и пошел на палубу, а потом в ближйший магазин (знаю где) за пивом и парой бутылок с любимыми коньяком и рябиной на коньяке. Через полчаса теплоход уже забит своими пассажирами, которые все как один трепетно ждут, «когда отплывем». Откуда-то у многих туристов появляются воздушные шары, раздается музыка более, чем громкая, но для торжества – потерпим, и наш громадный ковчег начинает медленно отваливается от причала СРВ. Очень торжественно на душе и пока не нашел партнера иду принять рюмку коньяка.
В обед проверяем как себя чувствует ресторан. Наш – «Старая Москва»», наверху –«Арбат». Кухня – одна: сегодня салат «Молдавский», борщ украинский с пампушкой, Свинина «по-боярски» или спагетти с овощами, перец печеный, мороженое с соусом из черной смородины, соки... Вкусно-о-о.
В обед же состоялось знакомство с ведущими сотрудниками НЕ экипажа. Представлял Владислав, который по моему известен всем любителям круизов по форуму, где он обитает не знаю даже с какого года.. К слову, я ему передал подарок, который волок в своем чемоданчике с «того света» (звучит по-Булгаковски), а проще из-за океана. Это уменьшенная копия спасательного круга с портретом Михаила Булгакова в центре.
Итак, всего на туриста (а их 260 отдыхающих) работает 100 человек – небольшая часть из этих ста - это команда теплохода.
Интересна компания за столом – со мной рядом три учительницы (Ирина, Надя и Татьяна), каждая со своим предметом, а также симпатичная пожилая пара (Гена и Лариса). Знакомимся, кажется будет не скучно.
Как же приятно гулять по палубе просто без цели, «земная» суета еще сидит во мне, какие-то якобы не сделанные дела еще цепляются за меня и я вдруг отвлекаюсь от речного пейзажа и ухожу мыслями... Делаешь круги по теплоходу, калейдоскоп из таких же гуляющих, из легкого прятного бриза, из голубого-зеленого панорамного рисунка. Бог мой, как хорошо.
Почти сутки нужно для преодоления пути до Калязина, первой остановки в нашем плавании. Большая часть этого времени пошла на прохождение шести шлюзов канала Москва – Волга (их всего11, если от южного порта), которому в этом году исполнилось 76 лет. Я чуть-чуть старше его. 5 июля 1937 года опубликовано постановление СНК СССР и ЦК ВПП(б) о сдаче канала в эксплуатацию.
На Волге стоят большие и малые города. Если большие города имели серьезные промышленные предприятия и привлечение туриста было не главной строкой бюджета (в последние 20 лет ситуация немного изменилась в пользу туризма), то у малых городов – на нашем пути это Калязин, Плес, Городец, Мышкин, Козьмодемьянск – основой жизни подавляющей массы семей было и есть 1) собственные огороды и 2) прием туриста, привлечение его трудами домашнего промысла, то есть изготовление кукол, сувениров, тканной продукции, вышивки, вязания итд., а также всевозможныцми музеями. Выборочный опрос жителей показал, что туристическое лето зимой их кормит.
Остальные впечатления от круиза будут представлены в виде 10 коротких роликов на U-tube, которые я надеюсь разместить в ближайшие дни, то есть до Нового года.
Все части будут здесь:
http://www.youtube.com/channel/UC1wa...zy7BFiQ/videos
Комментарий