Предлагаю форумчанам в этой теме предсталять некую интересную информацию типа, "а знаете ли Вы?"
Например вот такую:
Ритулалы морей и рек
У моряков и речников все необычно: и форма, и язык, во многом понятный только им одним, и песни, пропитанные солью и ветром, наполненные романтикой. С самого зарождения судоходства жизнь тех, кто связан с морем или рекой, сопровождают поверья, легенды, морские обычаи
Причиной появления некоторых из них, называемых в народе предрассудками, стали наблюдения за различными явлениями природы, которые вели мореходы с давних времен. Особенно живучи те, которые появились в результате совпадения момента, когда проявляли себя скрытые силы природы и случалось какое-либо несчастье на судне.
Рассказы «бывалых-соленых» моряков подобны снежному кому, катящемуся с горы и обрастающему снегом по мере движения по ее склону: каждый рассказчик стремится добавить к ним что-то новое, украсить дополнительными «фактами». В конце концов подобные повествования превращаются в морские «охотничьи» рассказы и речные байки, в которых непосвященные с трудом поймут, где правда, а где выдумка.
Известно, что многие поверья идут еще с похода аргонавтов — героев древнегреческой мифологии, отправившихся на корабле «Арго» под предводительством Ясона в Колхиду за золотым руном, которое якобы охранялось драконом. Миф об аргонавтах отражает историю древних плаваний греков к берегам Черного моря.
Такие морские явления природы, как водные смерчи, фосфоресцирование воды, «голос моря», огни святого Эльма, ветры, штормы и т.п., не могли не создать большого числа легенд, вслед за которыми появились поверья и обычаи, предписывающие, что и как делать, чтобы избежать ужасных последствий этих явлений.
Из наблюдений за погодой родилось много поговорок-примет: «Если дождик перед ветром — потравите марсофалы» (то есть следует ожидать усиления ветра и необходимо приготовиться к этому), «Ходит чайка по песку, моряку сулит тоску», «Если чайка села в воду, жди хорошую погоду», «Если солнце село в тучу, жди, моряк, от моря бучу», «Если солнце село в воду, жди хорошую погоду», «Небо красно к вечеру — моряку бояться нечего», «Небо красно поутру — моряку не по нутру» и т.д. Надо сказать, что приметы эти, как правило, оправдываются.
Еще немало обычаев существовало в давние времена. Например, одной из традиций русского флота было при проходе траверзы Южного Гогландского маяка бросать Нептуну мелкую монету как дань за благополучное плавание. Убежденными противниками убийства чаек и всякой другой живущей у воды птицы моряки и речники стали из-за существовавшей в далеком прошлом веры в то, что души людей, погибших в водной стихии, перевоплощаются в птиц…
Многое уже забыто из поверий и примет, но остались еще обычаи, связанные с ними, которые живы и поныне. Сегодня мы начинаем о них рассказ.
Семь футов под килем
…Закончились все приготовления, и красавец теплоход отходит от стенки
Капитан уже получил необходимый инструктаж и теперь смотрит с высокого мостика на группу провожающих, стоящих на пирсе. А оттуда несется последнее напутствие:
— Попутного ветра и семь футов под килем!
Такова традиция водников, которая живет века. Какова ее история?
Известно, что уже около 6000 лет до н.э. на Ниле знали парус. Однако долгое время он был примитивным. Даже когг, типичное транспортное судно Ганзы, широко разветвленной купеческой организации XIV-XVI веков, имел одну мачту и парусное вооружение, мало приспособленное к лавировке. А потому подобные суда были вынуждены в случае встречного ветра становиться на якорь и дожидаться, пока ветер не станет попутным. Это обстоятельство вынуждало корабли держаться вблизи берегов и сторониться открытого моря. Нередко они садились на мель или разбивались о прибрежные скалы. Осадка корабля того периода не превышала двух метров в грузу, поэтому опытные кормчие старались иметь под килем не менее семи футов, что составляет примерно 2,5 м, с тем, чтобы даже на волне их не ударило о грунт.
Отсюда, должно быть, и пошло доброе пожелание: «Попутного ветра и семь футов под килем».
Иметь «семь футов под килем» — значит через неизбежные в долгом пути шторма и грозы, опасные отмели и рифы провести свой корабль к намеченной цели. Пожелать их иметь — значит создать отправляющимся в трудный путь хорошее настроение, вселить в них уверенность в благополучном исходе плавания. Тогда не столь страшными и тяжкими покажутся любые препятствия и испытания. Тогда сильнее становится человек.
Подготовила Юлия БОНДАРЕНКО
Источник: http://www.vnpinfo.ru/statyi/Ritulaly_morey_i_rek_1321
Например вот такую:
Ритулалы морей и рек
У моряков и речников все необычно: и форма, и язык, во многом понятный только им одним, и песни, пропитанные солью и ветром, наполненные романтикой. С самого зарождения судоходства жизнь тех, кто связан с морем или рекой, сопровождают поверья, легенды, морские обычаи
Причиной появления некоторых из них, называемых в народе предрассудками, стали наблюдения за различными явлениями природы, которые вели мореходы с давних времен. Особенно живучи те, которые появились в результате совпадения момента, когда проявляли себя скрытые силы природы и случалось какое-либо несчастье на судне.
Рассказы «бывалых-соленых» моряков подобны снежному кому, катящемуся с горы и обрастающему снегом по мере движения по ее склону: каждый рассказчик стремится добавить к ним что-то новое, украсить дополнительными «фактами». В конце концов подобные повествования превращаются в морские «охотничьи» рассказы и речные байки, в которых непосвященные с трудом поймут, где правда, а где выдумка.
Известно, что многие поверья идут еще с похода аргонавтов — героев древнегреческой мифологии, отправившихся на корабле «Арго» под предводительством Ясона в Колхиду за золотым руном, которое якобы охранялось драконом. Миф об аргонавтах отражает историю древних плаваний греков к берегам Черного моря.
Такие морские явления природы, как водные смерчи, фосфоресцирование воды, «голос моря», огни святого Эльма, ветры, штормы и т.п., не могли не создать большого числа легенд, вслед за которыми появились поверья и обычаи, предписывающие, что и как делать, чтобы избежать ужасных последствий этих явлений.
Из наблюдений за погодой родилось много поговорок-примет: «Если дождик перед ветром — потравите марсофалы» (то есть следует ожидать усиления ветра и необходимо приготовиться к этому), «Ходит чайка по песку, моряку сулит тоску», «Если чайка села в воду, жди хорошую погоду», «Если солнце село в тучу, жди, моряк, от моря бучу», «Если солнце село в воду, жди хорошую погоду», «Небо красно к вечеру — моряку бояться нечего», «Небо красно поутру — моряку не по нутру» и т.д. Надо сказать, что приметы эти, как правило, оправдываются.
Еще немало обычаев существовало в давние времена. Например, одной из традиций русского флота было при проходе траверзы Южного Гогландского маяка бросать Нептуну мелкую монету как дань за благополучное плавание. Убежденными противниками убийства чаек и всякой другой живущей у воды птицы моряки и речники стали из-за существовавшей в далеком прошлом веры в то, что души людей, погибших в водной стихии, перевоплощаются в птиц…
Многое уже забыто из поверий и примет, но остались еще обычаи, связанные с ними, которые живы и поныне. Сегодня мы начинаем о них рассказ.
Семь футов под килем
…Закончились все приготовления, и красавец теплоход отходит от стенки
Капитан уже получил необходимый инструктаж и теперь смотрит с высокого мостика на группу провожающих, стоящих на пирсе. А оттуда несется последнее напутствие:
— Попутного ветра и семь футов под килем!
Такова традиция водников, которая живет века. Какова ее история?
Известно, что уже около 6000 лет до н.э. на Ниле знали парус. Однако долгое время он был примитивным. Даже когг, типичное транспортное судно Ганзы, широко разветвленной купеческой организации XIV-XVI веков, имел одну мачту и парусное вооружение, мало приспособленное к лавировке. А потому подобные суда были вынуждены в случае встречного ветра становиться на якорь и дожидаться, пока ветер не станет попутным. Это обстоятельство вынуждало корабли держаться вблизи берегов и сторониться открытого моря. Нередко они садились на мель или разбивались о прибрежные скалы. Осадка корабля того периода не превышала двух метров в грузу, поэтому опытные кормчие старались иметь под килем не менее семи футов, что составляет примерно 2,5 м, с тем, чтобы даже на волне их не ударило о грунт.
Отсюда, должно быть, и пошло доброе пожелание: «Попутного ветра и семь футов под килем».
Иметь «семь футов под килем» — значит через неизбежные в долгом пути шторма и грозы, опасные отмели и рифы провести свой корабль к намеченной цели. Пожелать их иметь — значит создать отправляющимся в трудный путь хорошее настроение, вселить в них уверенность в благополучном исходе плавания. Тогда не столь страшными и тяжкими покажутся любые препятствия и испытания. Тогда сильнее становится человек.
Подготовила Юлия БОНДАРЕНКО
Источник: http://www.vnpinfo.ru/statyi/Ritulaly_morey_i_rek_1321
Комментарий