+ Ответить в теме
Страница 1 из 3 1 2 3 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 30

Тема: Енисейские пароходы прошлых столетий

  1. #1
    1-й штурман
    Регистрация
    16.09.2008
    Адрес
    г. Новосибирск
    Сообщений
    475

    По умолчанию Енисейские пароходы прошлых столетий

    По Енисейскому бассейну очень мало имеется информации, думаю, что надо восстановить историю и этого бассейна. Пока (фотографий к сожелению нет) информация следующая:

    1863 году были построены два парохода, из ко­торых один «Енисей» с машиной в 60 и.л.с. правильно совершал два рейса вте­чении лета от Енисейска до Гальчихи, а второй— небольшой пароход «Опытъ» в 20 и.л.с. — ходил в низовье Енисея до 1887 г. и делал только один рейс в лето.
    В 70-х годах к этим двум пароходам были присоединены торгово- буксирные пароходы «Николай» в 50 и.л.с. и «Александръ», которые также делали по два рейса до Гальчихи за покупкой рыбы.
    В 1884 г. в Енисейске был построен винтовой пароход «Анна», который делал один рейс в течении лета до Мало-Бреховского острова.
    1882 году к этим пароходам присоединился пароход «Москва», пришедший в р. Енисей из Европы и начавший потом также делать рейсы в низовье Енисея для покупки рыбы.
    1888 году появился небольшой пароход «Сибирячка».
    Из Европы по Карскому морю пришли «Дальманъ», «Фениксъ».
    «Дальманъ», переименованный потом в «Дедушку», открыл пароходное сообщение между Енисейском и Красноярском, преодолев Казачинский порог, считавшийся не проходимым.
    Последний раз редактировалось Виктор-NSK; 16.10.2012 в 20:39.

  2. #2
    1-й штурман
    Регистрация
    16.09.2008
    Адрес
    г. Новосибирск
    Сообщений
    475

    По умолчанию

    "Енисейск"
    Построен в Англии, длина - 42,6 м, ширина 6,5 м, осадка 1,8/2 м, корпус железный, мощность 700 и.л.с., скорость 15,5 верст в час, экипаж 29 человек. Участник Енисейской речной боевой флотилии - вооружение одно орудие и два пулемета. Бывший винтовой буксирный пароход. В апреле 1920 г. сдан Главному управлению водного транспорта НКПС (Главвод). Списан в 1954 г.
    "Инородец"
    Построен в 1893 г. в Тюмени на заводе Ромашева, колесный буксиро-пассажирский пароход, длина - 35,5 м, ширина - 8,9 м, осадка - 0,75/0,96 м, корпус стальной, мощность 90 и.л.с., экипаж 15 человек. Судовладелец - Средне-сибирская компания пароходства и торговли (Красноярск). Судьба пока неизвестна.
    "Рыбак" (до 1909 г. - "Рыбак", с 1909-1916 г. - "Дачник", с 1916 г. - "Иона", с 1920 г. - "П-100", с 1925 г. - "Рыбак").
    Построен в 1904 г. в Нижнем Новгороде на Сормовском заводе. Судовладелец - Северо-Енисейское рыбное товарищество. Винтовой буксирный пароход. Длина - 17,37 м, ширина - 3,2 м, осадка - 1,14/1,37 м, корпус железный, мощность - 80 и.л.с., скорость - 8 верст в час. Списан в 1927 г.
    "Иртыш"
    Построен в 1910 г. в Германии. Винтовой буксирный пароход. Судовладелец - МПС. Длина - 38,2 м., ширина - 6,5 м., осадка - 1,4 м. Корпус железный, мощность - 500 и.л.с. До января 1920 г. - Енисейская речная флотилия (красных),вооружение два орудия и два пулемета. с 23.01.1920 г. - Главвод.
    "Красноярец"
    Построен в 1894 г. Винтовой товаро-пассажирский пароход. Корпус изготовлен на заводе Матвеева в Красноярске, машина и котлы изготовлены в Выборге (Финляндия). Судовладелец - Черепанов Ф.Г. (Красноярск). Длина - 30,7 м, ширина - 4,2 м, осадка - 0,8/1,25 м. Мощность - 100 и.л.с. Экипаж - 10 человек. Рейсировал в 1896 г. от Енисейска до Минусинска.

  3. #3
    1-й штурман
    Регистрация
    16.09.2008
    Адрес
    г. Новосибирск
    Сообщений
    475

    По умолчанию

    "Ростислав"
    Товаропассажирский пароход. Построен в 1902 г. Верфь Плотникова в г. Тюмень. Судовладельцы Фуксман, затем ТД Плотникова. Длина-71,15м ;ширина-8,23/14,94м ;выс.борта-2,74м, осадка- 0,62/1,42м; дедаейт- 395 т.;пассажировместимость- 22/29/117 чел.; экипаж-35 чел.;, корпус клепанный; переборок -4; тип ГД - наклонная паровая машина 2-х цилиндров системы Вульфа; топливо - дрова 3,2 куб.м./час. Переименован в "Омск" в 1921 г. В 1925 г. перегон через Карское море с Оби на Енисей. На р. Енисей переименован "Станислав Коссиор" (1926-1937), "Николай Ежов" (1937-1938), "Фридрих Энгельс" (1938-1958). Списан в 1958 г.
    "Владимир"
    Легкопассажирский пароход. Построен в 1902 г., мощнность 25 л.с., судовладельцы купец Илья Фуксман; компания "Дружба". После национализации переименован в "Барнаул". В 1925 г. перегон через Карское море с Оби на Енисей. На р. Енисей переименован "Ян Рудзитак" (1926-1937) в Красноярском затоне заменили надстройку и котлы, "Мария Ульянова" (1937-1959). Списан и утилизирован в 1959 г.

  4. #4
    1-й штурман
    Регистрация
    16.09.2008
    Адрес
    г. Новосибирск
    Сообщений
    475

    По умолчанию

    "Енисей"
    Буксирный пароход. Построен в 1899 г. п/п Томск. Судовладелец - Ельдештейн. Рейсировал на линии Томск- Барнаул.
    газета "Советская Сибирь" от 27.08.1925 г.:
    Неизведанным путем. Из Оби в Енисей по рекам и шлюзам. Две реки — Обь и Енисей не так давно соединялись Обь-Енисейским каналом. Пропустив в 1920 году пароход «Амур», канал окончательно забылся. В этом году понадобилось участку водопутей перебросить пароход "Енисей» с Оби на Еенисей, а переброска североморским путем, запросило 16.000 р. Тогда командир, вспомнил о канале и решил пройти по нему. Шли Обь, Томью, Кетью, Озерной, Кедровой и еще многими реками на протяжении 1.100 верст. Шли на ощупь, беспрестанно на носу парохода погружалась в воду наметка под монотонные крики вахтенного. Самое трудное - проход шлюзов. Шлюзов крайне много. Один шлюз шел сажень 14 на подъем, другой на спуск. В некоторых шлюзах воды на 2-3 ведра, а у парохода осадка самое малое 4-5 четвертей. Накопить воду и на гребне верст 8 и пробегаешь — рассказывает руководитель, командир Вишняков. Это при спуске, а при подъеме закроешь за собой ворота заднего шлюза и носом ворота переднего раскрываешь. Команда парохода «Енисей» в самое скорее время перебросила пароход, сохранив для государства 13.000 рублей, так как переброска обошлась всего в 3.000 рублей.

  5. #5
    Боцман Аватар для ErmakSib_55
    Регистрация
    12.01.2012
    Адрес
    Новосибирск
    Сообщений
    83

    По умолчанию

    интересно, сейчас возможно этот канал восстановить?

  6. #6
    1-й штурман
    Регистрация
    16.09.2008
    Адрес
    г. Новосибирск
    Сообщений
    475

    По умолчанию

    Невозможного нет. Мне попадался краткий изложенный генплан утвержденный в 1940-1941 г.г. перед ВОВ. Там четко было прописано соединить каналами реки от Волги до Енисея, с целью минимизировать расходы по перевозки грузов. Война помешала, а то бы сейчас ушел из дома и до Астрахани за белугой.

  7. #7
    1-й штурман
    Регистрация
    16.09.2008
    Адрес
    г. Новосибирск
    Сообщений
    475

    По умолчанию

    Первый рейс парохода "Москва"

    В понедельник, 24 мая 1882г. в 12 часов дня, при стечении на берегу реки Енисей массы народа, двинулся из Красноярска вверх по Енисею пароход «Москва», принадлежащий красноярскому купцу А.Н. Гадалову, взявшему на себя в этот первый рейс обязанности капитана своего парохода – для точного исследования фарватера и силы течения реки и определения пунктов удобных для пароходных пристаней по Енисею.
    Пароход «Москва» куплен в нынешнем году в Енисейском у одного Московского купца А.н. Гадаловым за 40 000 рублей. Первый пароход, выстроенный в Швеции, с особыми приспособлениями специально для плавания по Енисею, был проведен с большими затруднениями и даже риском, через пороги, находящиеся на половине пути между Енисейском и Красноярском , и ко всеобщему удивлению и восторгу красноярцев в начале мая был поставлен на якоре , в виду города, у нарочито приготовленной пристани Пароход Москва » принадлежит, к типу исключительно пассажирских. Не большого калибра и узкий в поперечном сечении, он имеет около 60 сил.
    Владелец этого парохода с 1 июня с. г. открывает, правильные ( 1 раз в неделю) пароходное движение между Красноярском и Минусинском, обеспечив таким образом легкое, удобное несравненно более дешевое сообщение между означенными городами и лежащими в этом тракте пунктами, по имеющему быть вскоре расписанию.
    Вчера получено известие, что в среду, 26 мая в 3 часа пополудни пароход «Москва» достиг благополучно села Новоселова , Минусинского округа , проплыв расстояние от Красноярска вверх по Енисею около 200 с небольшим верст. Медленность движения объясняется главным образом, тем обстоятельством, что пароход не решался плыть ночью, а днем пускался в путь лишь на половинных парах, т.к. на Енисее, несмотря на опытность лоцмана, легко можно наткнуться на мель, остров или косу, образующиеся на реке каждогодно и при том в таких местах, где казалось невозможно их встретить, обстоятельство, сбивающие с толку самого опытного и бывалого лоцмана. Кроме того сила течения реки Енисей настолько велика, особенно в нынешнее половодье, что пароход «Москва», без большого груза, на половинных парах , делает в этот пробный рейс не более 10 верст в час, так что, по составленному заранее маршруту, пароход должен прибыть в Минусинск лишь в пятницу 28 мая, утром, если не случится на неизвестном и опасном пути особенных установок. Цены местам на пароходе «Москва» в настоящий пробный рейс по Енисею от Красноярска до Минусинска (около 450 верст водою) следующие: 1 –й класс -18 рублей; 2-й класс – 13 рублей и 3-й класс - 9 рублей; в обратный же путь от Минусинска до Красноярска цены будут уменьшены на половину. Пассажиров на пароходе в этот рейс – множество, особенно в 3 классе, преобладающая часть которого составляет рабочий люд, возвращающийся домой из Красноярска, где ныне спрос на рабочие руки давно уже пережил свою острую стадию и поденная плата, в виду преобладающего над спросом предложения уменьшилось втрое сравнительно с прошлогодним. С началом правильного пассажирского движения число пассажиров , вероятно еще более увеличится, в виду того еще, что, как известно из достоверных источников, цены на пароходе в следующие рейсы, по желанию владельца , будут непременно уменьшены.
    Сверху, из Минусинска, обратно в Красноярск пароход «Москва» рассчитывает сделать рейс в одни сутки, захватив, быть может с собою на обратном пути из Минусинска, кроме пассажиров для пробы, запоздавшие две-три барки с хлебом, для которых вообще, как известно, обыкновенный путь из Минусинска в Енисейск так часто бывает усеян затруднениями.
    Барка – это громоздкий и неуклюжий остаток старины – с возникновением пароходства по всему Енисею, должна уступить место баржам, которые уже строятся в Красноярске на пристани, вблизи нового лесопильного заведения.


    Красноярск, 2 июня 1882 г. Вчера в 10 часов вечера пароход «Москва » , после восьмидневного своего путешествия, благополучно возвратился из Минусинска в Красноярск.
    Пробный рейс пароходного сообщения между Красноярском и Минусинском удался как нельзя лучше. Пароход «Москва», отплыв из Красноярска в понедельник 23 мая в 12 часов дня поднявшись вверх по Енисею с методической медленностью и осторожностью, обусловленными, известными причинами, неожиданно и к великому удивлению и восторгу жителей, в пятницу, 28 мая, утром, явился в виду Минусинска, в полноводной Татарской протоке. Ликованию и приветствиям со стороны минусинцев, восхищенных не бывалым зрелищем не было предела. Пароход «Москва» простоял в Минусинске более двух суток. В последний день своего пребывания капитан парохода (он же владелец) устроил для минусинцев увлекательную прогулку по Татарской протоке, на своем судне, с музыкой, хором песенников и заздравными тостами. На палубе теснилась несметная масса минусинских обывателей, званных и не званных, неудержимо рвавшихся насладится неиспытанными еще впечатлениями от поездки на невиданно доселе паровом двигателе. Избранное минусинское общество в полном своем составе принимало живое участие устройстве этой прогулки, благодаря обязательному предложению любезного хозяина и капитана парохода. В понедельник 31 мая вечером пароход «Москва» отплыл из Минусинска и в одни сутки спустился в Красноярск. Пассажиров в обратный рейс было не особенно много, но в первый пробный рейс вверх, выручено с пассажиров и клади чистого дивиденда 600 рублей.
    В настоящее время можно констатировать следующие результаты пробного рейса пристани на Енисее намерены, дров на весь сезон заказано, опасные места в точности определены, изменчивый фарватер р. Енисея исследован, насколько возможно, обстоятельно; чрез два дня, т.е. с 4 июня 1882 г., пароход «Москва» начнет свое правильное пассажирское движение между Красноярском и Минусинском и обратно один раз в неделю и по уменьшенным ценам.

  8. #8
    1-й штурман
    Регистрация
    16.09.2008
    Адрес
    г. Новосибирск
    Сообщений
    475

    По умолчанию

    1896 г. (газетные заметки):

    Гибель парохода «Москва». Вчера получена телеграмма из г. Минусинска следующего содержания: «пароход «Москва» (судовл. А. И. Иванов) затонул около пристани. Несчастий с людьми не было». Мы обращаем внимание на это событие потому, что оно несколько выходит из общего круга подобных. Дело в том, что несчастие с «Москвой» не какое-нибудь случайное явление, а катастрофа, которую постоянно ожидали еще с прошлого года, о которой всегда говорили и которую никто не хотел предупредить. Пароход «Москва»—первый пароход, прошедший Казачинский порог и начавший правильные рейсы между Красноярском и Минусинском. Пароход был : приведен из Англии очень старый и, вероятно, давно уже забракованный на родине. Здесь, на Енисей этот пароход, «на без рыбьи и рак рыба», вновь попал в дело и вот более 10 лет совершал свою культурную миссию. Прошлый год «Москва» с аукциона за ничтожную сумму 8000 руб. была куплена купцом А. И. Ивановым и без всякого капитального ремонта пущена в дело. Разговоров о «Москве» было всегда много. Когда прошлое лето я плавал в Минусинск, то меня вполне знающие люди, служившие на «Москве», уверяли, что корпус парохода настолько ветх, желе»о настолько изоржавело, что достаточно малейшего толчка, чтобы развалился весь корпус. «Вот подождите, говорили мне, скоро услышите, что «Москва» пошла рыбу ловить!». И вот еще прошлое лето все знали и ждали, что не сегодня - завтра «Москва» пойдет ко дну рыбу ловить, но никто не желал предупредить возможного, ужасного несчастия и старушка «Москва» продолжала таскать грузы и пассажиров на «авось». «Авось» еще доплетется благополучно. Какое счастье, что пароход затонул у берега, около пристани и, вероятно, пустой. Что было бы, если бы катастрофа случилась во время плаванья, ночью! Какая масса жертв! На Енисей в настоящее время плавает более 15 пароходов, а между тем нет никакой речной инспекции. Ежегодно, при начале навигации, ревизует состояние котлов, лицо, заменяющее губернского механика, место которого остается до сих пор пустующим, и в настоящую навигацию для осмотра котлов и пароходов был командирован «архитектор». Мне могут возразить, что «Москва» прошлой зимою, после уже бывшей громадной пробоины дна, была хозяином отремонтирована. Да, это правда. Но кто же ремонтировал пароход? Пароход «Москва», который не взяли за ветхостью парохода завод Матвеева в ремонт, поправлял домашним образом в новокузнечных рядах сам хозяин при помощи городских кузнецов.

    Наша пароходная навигация идет к концу. Ныне лето для пароходов было самое благоприятное. Вода стояла большая и пароходы до сего времени могут доходить до Минусинска, чего прежде никогда не бывало. Прежде уже в августе они доходили только до Сорокиной. Только вот пароходов то очень мало. «Дедушка» и «Св. Николай» постоянно ходили в Енисейск за чаями, а сюда ходили только «Poccия», «Москва» и «Красноярец». Из них только «Россия» можно назвать пароходом. «Москва» так стара, что уже пробовала тонуть, но к сожалению не утонула, ибо это было на мелкой протоке. А что же было бы, если бы это случилось на Енисее, — ну Москва бы утонула, туда ей и дорога, а пассажиры то за что бы погибли? И вот ее вытащили из воды, и она снова плавает на страх пассажирам. Удивительно! Ведь ее и чинить то не берутся. «Красноярец» очень мал». Да, ныне плохо было пассажирам! Да и пароходчики вовсе о них не заботились. Они была заняты более перевозкой клади, а клади было много. Если бы они брали по 5—6 коп. с пуда до Красноярска, то весь хлеб плавал бы на баржах, так как при лесном налоге платить его на барках и плотах невыгодно. Но эта цена наших пароходчиков мала, почему они берут 10—12 коп. с пуда, несмотря на то, что рейс длится всего только один день. Вообще пароходство чаще находится в первобытном состоянии. О приходе и отходе пароходов никто не знает. Спросите об этом самого хозяина или капитана, и они Вам ответит: «А Бог его знает, как Бог даст!» Неужели и на будущий год не будет у нас пароходов? А между тем какое — это, однако, выгодное дело!

  9. #9
    1-й штурман
    Регистрация
    16.09.2008
    Адрес
    г. Новосибирск
    Сообщений
    475

    По умолчанию

    1896 г. (газетные заметки):
    19 мая 1896 Томский листок № 104 . Воскресенье,
    Сегодня, в 2 часа дня отправляется в Минусинск первый пароход «Россия».
    Вчера уже пришел из Минусинска первый плот с мукой.

    18 августа 1896 г. Томский листок № 177
    Пароход «Лейтенант Малыгин» делал неоднократные рейсы в Бирюсинский карьер и обратно, отводя на буксире баржу, на которой перевозился в Красноярск заготовленный в карьере камень. Вся эта работа парохода «Лейтенанта Малыгина» оценена администрацией и принята в сумме 540 рублей.

    6 ноября 1896 г. Томский листок № 238
    До 6 декабря 1896 г. будут продаваться буксиро-пассажирский пароход «Дедушка», 100 сильный, построенный на заводе «Вулкан» в Швеции с двумя самостоятельными машинами смешанного давления и деревянные баржи.
    С 6 числа декабря сего 1896 г. (если пароход не будет продан) будут приниматься на доставку груз от г. Красноярска до г. Минусинска, Енисейска и обратно.

  10. #10
    1-й штурман
    Регистрация
    16.09.2008
    Адрес
    г. Новосибирск
    Сообщений
    475

    По умолчанию

    "Сибирский вестник", 30 июля 1865 год
    Через пороги. "Красноярец" Сибирякова - пароходик маленький, слабое создание. На половине пути между Красноярском и Енисейском поднимают пассажиров до порожистого места и предлагают пассажирам: - Обойдите, мол, по берегу-то, а то не ручаемся, что благополучно доберёмся. Никому помирать, конечно, не хочется, и все покорно путешествуют по берегу вёрст шесть. Пустой пароходишко перебирается через пороги и снова принимает своих незлобивых пассажиров.
    На свой манер пытает своих пассажиров и гадаловский "Дедушка" - и всё на том же злополучном пороге. Подойдя к порогу, набитый пассажирами и с двумя баржами, "Дедушка" оставляет одну баржу и поднимается до деревни Залива. Прежде чем идти назад за первой баржей, администрация парохода предлагает пассажирам дождаться парохода в деревне, обещая вернуться часов через восемь. Пассажиры ждут в деревне не восемь часов, а ночь и следующий день. Только к полудню пришёл он к проголодавшимся и отчаявшимся пассажирам. Пароходчики действуют так, будто на них управы нет, будто им должны быть благодарны за то, что у них есть пароход. Вот и приходится терпеть всевозможные неудобства, включая оскорбительное игнорирование интересов пассажиров...


    В 1877 году из-за того, что в районе реки Енисея от Туруханска до Енисейского залива весенняя вода поднялась на 8 саженей, затонули суда «Северное сияние» и «Темза». Но пароход «Св. Николай», находившийся под командованием опытного Андрея Попова, не пострадал. В том же году Андрей Степанович, несмотря на сложности судоходства, успешно отбуксировал баржу с пшеницей и прочими хлебными товарами из Енисейска в устье Енисея и передал груз пароходу из Бремена.

    Известный арктический капитан Джозеф Дальман в 1878 году осуществил перегон Северноморским путем парохода «Москва» с двумя баржами. 18 октября караван прибыл в Енисейск.


    В 1881 году красноярский купец Н. Г. Гадалов купил у немецкой фирмы «Кнопп и К» пароход «Москва» мощностью 60 номинальных сил (240 лс) и «Капитан Дальман» 120 номинальных сил (480 лс), которые пришли на Енисей в разные годы. Судоходство в то время осуществлялось от города Енисейска вниз, выше пароходы не поднимались из-за непроходимого Казачинского порога.


    В 1882 году Красноярске впервые построено судно – пароход «Усердный» мощностью 480 л. с. Строителями и владельцами парохода являлись красноярские купцы и промышленники братья Гадаловы.

    3 июля 1882 г. «Енисейские губернские ведомости»
    Н. Г. Гадалов устроил на своем пароходе «Москва» гулянья, а выручку – 256 рублей – передал в пользу приюта арестантских детей.

    10 июня 1882 г., четверг Томские губернские ведомости №23
    14 мая, в 6 часов вечера, прибыл в Красноярск пароход «Москва», купленный Н. Г. Гадаловым в Енисейске. Пароход этот пришел в Енисейск через Ледовитый океан, а строился он за границей. С утра разосланы были по городу объявления, извещавшие о времени прихода небывалого ещё здесь никогда гостя; многие наблюдали появление его с возвышения своих построек, которые теперь воздвигаются па погорелых местах. Едва только показался дым, как массы любопытных устремились на берег и буквально запрудили его от плашкотной пристани до Шипилинского взвоза на протяжениии почти версты.
    Пребывающие ныне в Енисейске шведы, известившись о благополучном проследовании «Москвы» чрез Енисейские пороги, тотчас отправились вслед за нею в числе 4 человек, при двух русских рабочих, на винтовой паровой лодке, догнав её на третьи сутки.
    Пароход «Москва», килевой, с виду весьма красивое судно, окрашенное белою краскою; будучи в 60 сил, длиною около 22 х сажень; он сидит весьма не глубоко в воде и на ходу скорый; на нем две трубы; на палубе довольно просторная рубка с окнами со всех сторон, сбоку тут же капитанская каюта и на верху крытый трап. Пароход «Москва» пришел не имея на буксире ничего; но отсюда, по всей вероятности, отправится вверх с баржею, которая для него уже здесь отстроена. Выбор места для пристани парохода весьма удобный,— неподалеку военных лагерей, за которыми устроена владельцем парохода паровая мельница и дом для летнего пребывания своего. Если установится здесь пароходосообщение, то лучшей стоянки и требовать нельзя: открытое место, глубокое русло без островов, которые пониже по Енисею очень часты, в особенности против самого города и далее; спуск к пристани тоже хорош.Если на первых порах от пароходохождения, пока не приучится народ к новому способу сообщения, нельзя вдруг ожидать больших выгод, то во всяком случае, убытка не будет. Не говорим о крупных операциях, как, напр., громадных сплавах из Ачинского и Минусинского округов хлеба, спирта, железа, но возьмем предметы местных производств кустарного промысла, как напр. тележного, бондарного, гончарного и т. п. и пассажиров; и тогда найдется чем заняться пароходу; одни сплавщики, возвращающиеся из Енисейска обыкновенно на подводах, предпочтут плыть в свои места на пароходе. Известно, что Минусинский округ. представляя хлебную житницу Енисейской губернии вместе с тем самый производительный округ ея, заселенный множеством переселенцев из внутренних городов России, народом трудолюбивым и изобретательным, Сколько напр.. ежегодно в сентябре месяце приплавляется оттуда в Красноярск на плотах разного рода валенок, кочем, полушубков, шуб и овчин,— все это, само собою разумеется, не минует парохода, словом пароходы в Красноярске такое явление, которое самым благоприятным образом отразится на местном береговом населении.

    В 1882 году пароход «Москва» под командованием И. И. Криницкого подошел к Казачинскому порогу снизу. Но преодолеть его своим ходом сил было недостаточно. Капитан собрал мужиков с близлежащих сел Заливской, Подпорожной, Шепелево и с помощью воротов и лямщиков (бурлаков) сумел поднять пароход через Казачинский порог.

    3 июня 1882 года в Красноярскую городскую управу поступило прошение от купца Н. Н. Гадалова. "Для пристани парохода "Москва" в Красноярске мне необходимо иметь на берегу Енисея удобное по глубине место; по осмотре берега я нашёл, что единственным удобным местом для пристани может быть часть берега между переулками Дубенским (ныне улица Парижской Коммуны) и переулком Галкинским (ныне улица 9 Января). Я прошу разрешить мне устройство съезда и всех необходимых сооружений".
    11 июня 1882 года городская управа отвела место под пристань по Воротниковскому взвозу, где и просил Н. Н. Гадалов. (Первый пароход "Москва" прибыл в Красноярск под командованием капитана М. Т. Тупицина 14 мая 1882 года.)

    1884 году пароход «Капитан Дальман» под командованием капитана М. Т. Тупицына, своим ходом преодолев Казачинский порог, прибыл в Красноярск, открыв тем самым пассажирскую линию Енисейск — Красноярск- Минусинск.

    "Восточное обозрение", 12 сентября 1885 года.
    Читатели уже знают о выходке купца Гадалова, который, желая угодить ехавшему на его пароходе графу А. П. Игнатьеву, из парохода "Дальман" сделал пароход "Граф Игнатьев". Нынче же корреспондент "Сибирской газеты" передаёт казус ещё курьёзнее. Енисейская дума потребовала с Гадалова за пристань, занимаемую его пароходом, 300 рублей - но Гадалов давал только половину. Дума не согласилась. Когда же пароход Гадалова с графом Игнатьевым прибыл в Енисейск, Гадалов держался минут 15 на одном месте, не приставая к берегу. Потом, когда с берега на пароход потребовали переправить исправника для проверки пассажиров, выяснилось, что там сибирский генерал-губернатор. Неизвестно, как Гадалов теперь поладит с думой относительно цены за пристань. Справка: А. П. Игнатьев (р. 1842), брат министра внутренних дел Н. П. Игнатьева, сибирский генерал-губернатор, крайний реакционер, убит в 1906 году.

    Пароход «Св. Николай» мощностью 500 лс и с туерной лебедкой на носу 160 л.с. был построен в 1886 году, по частям доставлен в Красноярск и собран в 1887 году.

    В 1888 году небольшой пароход «Сибирячка» поднялся по Подкаменной Тунгуске, побывал на Вельмо и Тее.

    В 1889 году при подъеме в Казачинском пороге баржи с рыбой за пароходами «Россия» и «Граф А.П. Игнатьев», последняя оборвалась и затонула.

    В 1890 году братья Гадаловы, объединившись с купцом Е. Жернаковым, учреждают Сибирскую акционерную компанию срочного буксирно-пассажирского пароходства по рекам Енисею, Оби и Иртышу с основным капиталом 1 млн. 250 тысяч рублей. К этому времени Гадаловы имели 8 пароходов и несколько барж.
    Пароход «Бард», пришедший на Енисей в 1890 году, ушел в 1899 году на Байкал.

    "Енисей", 10 июня 1891 года
    Енисейск, 10 июня. Третьего июня явился к нам из Красноярска гадаловский пароход "Россия" с целью устроить гуляние на Енисее в пользу... как вы думаете, в чью пользу? В пользу самого Гадалова и пароходного буфета! Если бы хоть 50 рублей было пожертвовано на благотворительные цели, мы бы примирились с этим гулянием. Интересно, почему Гадалов назвал его "народным"? Ведь просто грешно жертвовать в пользу Гадалова даже гривенник.
    Летом 1891 года в Красноярске побывал наследник престола, будущий царь России Николай II. Наследник к Красноярску подъехал на пароходе «Св. Николай», конвоируемым гадаловским пароходом «Граф А.П. Игнатьев».

    "Сибирский вестник", 15 июля 1892 года.
    ..У нас существует частное пароходство купца Н. Гадалова. В последнее время Гадалову вздумалось покуражиться над доверчивой публикой. Если пассажир потребовал обед, то ему подают протухшее мясо самого низкого качества, вместо салатов - зловонная капуста, чай - некипячёный. Гнилые продукты подаются пассажирам третьего класса, но цены - московские. Когда пассажиры являются с жалобами к капитану парохода, он сваливает вину на буфетчика, буфетчик - на официанта, тот - на повара. Но эти молодчики обращались бы вежливей с пассажирами, если бы Гадалов им не покровительствовал. Если подобные злоупотребления будут существовать дальше, публика может предпочесть пароходы Сибирякова, где билеты в два раза дешевле.
    В 1892 году выше Осиновского порога затонул пароход «Феникс». В память об этом событии на лоцманской карте Енисея появилась «Фениксовая коса»

    В 1893 году на средства Комитета Сибирской железной дороги из Англии на Енисей была организована экспедиция под руководством лейтенанта Леонида Федоровича Добротворского. В ней приняли участие русские корабли под военным флагом — пароходы «Лейтенант Овцын» c баржой (капитан Л. Ф. Добротворский), «Лейтенант Малыгин» (капитан П. К Тудерман) и парусная баржа «Лейтенант Скуратов» (капитан Е. Л. Шведе). 22 августа в Гольчихе морские суда встретил речной караван — пароходы «Граф А. П. Игнатьев» с тремя баржами (капитан П. Т. Богатков) и «Бард» c тремя баржами купца Черемных. Начался сильный шторм, в результате чего три баржи с грузом рельс были выкинуты на берег. После перегрузки груза в Гольчихе и гибели трех барж, пароход «Орестес» (с более ста рельсами) и шхуна «Бланкатра» ушли в Архангельск, где они и были выгружены, а экспедиция Л. Ф. Добротворского и шхуна (пароход) «Минусинск», на которую было перегружено часть рельс, вместе с речным караваном отправилась вверх по Енисею в Енисейск.
    1893 году было закончено строительство Обь-Енисейского канала. В оба направления по нему прошли пароходы «Первый», «Паша», «Первенец Сибирский», "Кузнецк","Инородец«, з/машина «Сибирская — З», «Обь» и «Обь-Енисейский канал».

    В 1894 году пароход «Св. Иннокентий» затонул в Аладьинской шивере. Был поднят и простоял в Стрелковском затоне до 1903 года, после чего был поставлен для подъема судов в Казачинском пороге.

    "Енисей", 18 октября 1895 года.
    8 октября ниже деревни Коркино, на острове, членами общества правильной охоты была произведена охота на зайцев с загоном. "Косых" было убито до сотни. Компания охотников была доставлена на остров пароходом "Красноярец".
    8 декабря 1895 года были сданы в аренду три участка под пароходные пристани купцам Н. Н. Гадалову, Серебрякову, И. М. Иванову сроком на три года с платой 15 рублей за погонную сажень.
    На аукционе пароход "Москва" куплен купцом А.И. Ивановым за 8000 рублей и без капремонта пущен в дело.


    30 августа 1896 г. пароход "Россия" участвовал в закладке железнодорожного моста через Енисей, где был совершен молебен в честь закладки моста.
    "Енисей", 29 сентября 1896 года.
    Через Обь-Енисейский канал пришёл в Красноярск по Енисею пароход "Пионер", принадлежащий строителю моста через Енисей г-ну Кнорре. Пароход небольшой, в 18 сил. Тотчас по приходе пароход был назначен для перевозки материалов. Летние работы на Обь-Енисейском канале закончились. Корчевание русла реки Большой Кас и вырубка леса по берегам произведены на протяжении 60 верст. Участок этот после произведенных работ будет вполне доступен для судоходства.
    "Сибирский вестник", 31 мая 1896 года.
    17 мая А. И. Кытманов устроил гуляние на своём пароходе (Енисейск) для прогимназистов, а А. П. Кытманов на "компанейском" пароходе устроил такое же гуляние для гимназисток…

    Под вечер 30 апреля 1897 (Все даты даются по старому стилю.) года пароход «Святитель Николай», шедший из Красноярска в Минусинск, пришвартовался и пристани Скит, что стояла у устья Филаретова ручья, неподалеку от монастыря. По установившейся традиции,пароходы открывавшие навигацию по Енисею, делали здесь длительную остановку. Пассажиры и команда должны были выслушать молебен «О плавающих и путешествующих».На этот раз служба затянулась, и, когда священник в последний раз пропел свой «аминь», уже сгустились сумерки. Капитан «Святого Николая» решил задержаться в Ските до рассвета. Пассажиры, пользуясь хорошей погодой, разбрелись по берегу и разожгли костры. Как-то само собой получилось, что у одного костра обосновались купцы и золотопромышленники, у другого толпились юные монастырские послушники. Разожгли костер и ссыльные марксисты, добиравшиеся к назначенным им местам поселения, — Ленин, Кржижановский, Старков. Енисейские берега, величавые просторы Скитского Дивногорья никогда не слышали прежде таких песен. «Смело, товарищи, в ногу», — дружно пели революционеры. «Беснуйтесь, тираны!..» Здесь же впервые услышал Ильич «Варшавянку», которую исполнил сам автор — Глеб Максимилианович Кржижановский.
    1897 г. 31 июля на пароходе «Иоанн Кронштадтский» С. О. Макаров вышел из Норвегии (порт Вардэ) в устье рек Оби и Енисея с целью изучения Северного морского пути. 24 августа С. О. Макаров на пароходе «Лейтенант Малыгин» вышел из Енисейска и 28 августа прибыл в Красноярск, где встретился с деловыми кругами и общественностью города. Вместе с экспедицией С. О. Макарова на Енисей прибыли пароходы «Гленмор» (впоследствии «Орел», «Карл Маркс») и «Скотия (впоследствии «Отец», «Пролетарий», «Колхозник»).
    На пароходе «Лейтенант Малыгин» вице-адмирал С. О. Макаров в 1897 году проследовал с Енисейска в Красноярск, а в 1898 году он ушел по Ангаре работать на Байкал, где позднее был переименован в «Лейтенант Шмидт». Пароход знаменит тем, что на его борту в 1897 году из Енисейска в Красноярск следовал вице-адмирал Макаров. В последующем, пароход был переправлен на озеро Байкал, где остался на постоянную работу.

    В 1898 году грузо-пассажирский пароход «Модест» с пассажирами и грузом при спуске в Казачинский порог потерпел аварию. Лопнул штуртрос, идущий на рулевое устройство, и судно, лишенное управляемости, наскочило на подводные камни, получило множественные пробоины и переломилось пополам. Кормовая часть с грузом и скотом затонула, а носовая часть осталась на каменистой плите. Люди, обезумевшие от страха, рева воды в пороге, метались на залитой воде палубе, не надеясь на спасение. Помощь пришла от бакенщика, который со своим сыном на свой страх и риск пробирался среди бушующих волн к затонувшему судну и по одному человеку снимал и увозил на берег. Все люди были спасены. Зимой, когда вода упала, носовую часть судна достали с реки и на 80-ти лошадях доставили в Красноярск, где ему заменили кормовую часть, и уже под другим названием — «Россия» (впоследствии — «Советская Россия», «Ленин», «Владимир Маяковский») пароход оставался в строю до 1962 года.

    В связи с окончанием строительства железной дороги Красноярск-Иркутск в 1898—1900 гг, Ангаро-Енисейское пароходство А. М. Сибирякова прекратило свою работу. Суда были распроданы. Пароход «Св. Николай» был продан «Енисейской компании пароходства и торговли», которая уже владела пароходами «Граф А. П. Игнатьев», «Скотия» и «Гленмор», а пароходы — туер «Первый» и «Илим» — ушли работать на Иртыш.
    Пароход «Минусинск» в 1898 году снова ушел в Англию.
    Пароходы «Иоанн Кронштадтский» и «Лейтенант Малыгин» в 1898 году ушли работать на Байкал. В обход Падунского порога был сделан на берегу деревянный слип, береговая железная дорога длиной 3 км со специальными тележками — деревянными склизами. В 1899 году таким же образом был переправлен на Байкал пароход «Второй», который потом в 1910 году был куплен В. А. Баландиной и вновь спущен по Ангаре на Енисей. Было найдено интересное решение, чтобы провести пароход с большой осадкой по мелководной и каменистой реке Ангаре. Под его корпус были заведены бревна. Он благополучно прошел все ангарские пороги, после чего и был переименован в «Отважный».


    21 августа 1899 г. "Сибирская жизнь" № 180
    2 августа. (Авария парохода «Москва») Пароходам, рейсирующим по Енисею, положительно «не везет». Один какими-то судьбами (казенный пароход «Николай») теряет на днях обоймы с колес, у другого, возобновленного только что месяц назад парохода Шарыпова «Модест», открывается цилиндровая крышка во время хода около Бирюсы по направлению к Минусинску; сегодня пароход придет в Красноярск и поставлен в починку. Наконец, вчера, в седьмом часу вечера, на две версты ниже дер. Овсинки, пароход Спиранского, бывший Иванова, „Москва", вышедший из Красноярска в 4 часа дня, желая сократить себе путь к Минусинску, хотел перемахнуть через косу возле берега, как это удавалось ему делать в предыдущие рейсы, наскочил на камень, сделал себе несколько во дне пробоин, под машиной и котлом, — и пошел ко дну. Погружение парохода совершалось медленно, сель он на мелком месте: совершенно с крылась под водой только кормовая половина палубы. Несчастий с людьми не было; но погибло более тысяча пудов сахару, нагруженного на него для доставки в Минусинск. Баржу с арестантами, которую он вез также в Минусинск сегодня пароход «Дедушка» привел обратно в Красноярск

    17 сентября 1899 г. "Сибирская жизнь" № 201
    С Енисея. (Мелководье). Пароходы, рейсирующие вверх по Енисею до Минусинска, не доходят до него верст за 150, вследствие чего масса клади оставляется на пути. Один только пароход «Минусинец» еще дотаскивается до Минусинска, но при своей малосильности, он не берет много груза. Положение безвыходное.

    13 ноября 1899 г. "Сибирская жизнь" № 247
    Года два тому назад на Сумарковском станке (верст 500 выше г. Туруханска), пароход «Енисей» пригласили мастера для приготовления балыков и икры. В этом году и пароход «Игнатий» братьев Катмановых для этой цели, выписав мастера устроили мастерские на Лузинском станке (верст 400 ниже Туруханска). За оба рейса двумя пароходами доставлено в Енисейск более 1500 пудов балыка. Цена назначается на балык непомерно высокая, пароход «Енисей»: 70 — 80 к. ф осетр, (надо принять во внимание, что выделка пока, по новизне дела, не из отличных), и умеренной на пароходе «Игнатий» : 35 к. ф. осетр, 25 к. ф. — чировый, 15 к ф.— копчен. омуль, паюсная икра пока приготовляется в незначительном количестве. Цена также высокая — 1 р. 3 0 к фунт.
    Еще в августе на встречу английским пароходам отправились с солью «Гленмор» и «Скотия». Около Брековских островов соль была выгружена на берег. «Скотия» доходила на встречу до станка Гальчиха, но, как известно читателю, напрасно, так как английские пароходы вернулись с пути обратно. Обратно «Гленмор» вел пустые баржи, а «Скотия» забирала рыбу по станкам у лодочников.

+ Ответить в теме

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения