Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Пароход "Иван Беринг". Петрозаводск 1969 год.

Свернуть
X
Свернуть
Активные пользователи, которые сейчас просматривают эту тему: 1 (0 участника и 1 гостей)
 
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Пароход "Иван Беринг". Петрозаводск 1969 год.

    Долго сомневался: стоит ли создавать отдельную тему. Ведь и пароход не совсем морской. И заслуг у него особых нет. И знаю я о нем только касательно навигации 1969 года. А ведь трудился этот небольшой онежский буксир на благо всех, кто ходил "карельским морем" по неточным моим данным с 1952 по 1975 год...Был "Иван Беринг" обычным обстановочным судном.. Капитан его, орденоносный Николай Федорович Рубцов воевал на Черном море, командовал тральщиком и, как многие фронтовики, сохранил приверженность советскому ВМФ. Машину называл БЧ-5, обстановочные функции наши называл гидрографическими, матросов именовал "моряками", а кочегаров- котельными машинистами...
    Назывался пароход тоже странно. Помнится, когда занесло зимой на заработки в Мурманск, в разговоре упомянул "Ивана Беринга". Мурманчане засомневались: знаем ПР "Витус Беринг", а "Иван Беринг" - разве такое бывает ? Бывало... "Иван Беринг" родился в Рыбинске во времена, когда быть "Иваном" было предпочтительнее. "Витус Беринг" построили в 1962 году, в другие времена..
    Сомневался, но отцифровал пленки и решил: расскажу про "Ивана Беринга". В молодости фотографировал много. И много пленок сохранилось.. Позже, когда стал работать на больших судах, когда стал бывать в т.н. "загранке", почти не фотографировал... Был морально уничтожен множеством "буржуйских" проспектов, ярких и безупречных... Да и обязанностей прибавилось.. А на "Беринге" - беззаботный юный практикант - я жил еще в розовых снах юношеских восторгов. Впрочем, было чем восторгаться. Онего заворожило, влюбило, запомнилось навсегда. Тот, старый Петрозаводск, соревнующийся с ближней Суоми был чистеньким и уютным. Шептали белыми ночами тихие чистые воды про древнюю Калевалу. Завораживала по онежским деревушкам милая карельская речь..
    Последний раз редактировалось Vitalis Merta; 14-04-2011, 23:30.
    Merimies merta rakastaa

  • #2


    Вот так выглядел "Иван Беринг" схематично. Большую серию этих буксиров построили в свое время в СССР начиная с 1951 года и заканчивая годом 1958 -м.
    Головной буксир назывался "Георгий Седов", а всю серию называют БОРы.
    Буксиры-озерно-речные. Суда строились в Перми и Рыбинске и класс речного регистра имели несколько отличающийся. Были БОРы класса "М"- они работали на Онего ( "Иван Беринг", "Петр Пахтусов", "Алмаз") и на Ладоге, а также в Финском заливе. Много судов этого типа и класса "О" было на Каме и Волге. Подробно тема обсуждалась и на Инфофлоте и у нас на теме морских паровых буксиров. Поэтому, повторяться не буду. Напомню лишь, что "Иван Беринг" имел длину корпуса 41 метр, ширину - 8,4 метра, высоту борта 3,2 метра и осадку кормой - 2,4 метра. Две паровые машины закрытого типа имели суммарную мощность 600 л.с. Топливом служил мазут, но капитан помнил и времена твердого топлива - уголька и даже дров..
    Merimies merta rakastaa

    Комментарий


    • #3



      Таким я увидел пароход "Иван Беринг" в конце апреля 1969 года. На Онежском озере еще лежал лед. Мы приехали в Петрозаводск из далекого Великого Устюга. Я, Сергей и Володя. Только мне была знакома "страна Карелия" - по рассказам питерской бабушки о карельских наших корнях. Сергей никогда не бывал в этих краях и о карелах не ведал вообще. Володя был из Коми-республики и в этом плане был более осведомлен. Но все трое с Онего и Петрозаводском встретились впервые. В техучастке, куда мы прибыли дипломатично разрешили самим выбрать пароход. Пароходов было два: "Иван Беринг" и "Дзержинский". Мы отправились на причал и внимательно изучили оба буксира. Выбор пал в пользу ухоженного и более современного "Ивана Беринга". На этом снимке видна только корма отвергнутого нами старичка "Дзержинского". Последующие события подтвердили правильность нашего выбора. "Иван Беринг" был явным флагманом немногочисленного флота Онежского технического участка управления Беломорско-Балтийского канала. Кстати флот техучастка состоял не только из двух упомянутых буксиров. У пирса стояли несколько земснарядов, брандвахты, водолазное судно ДТС и десяток небольших суденышек. Небольших даже в сравнении с "Иваном Берингом".
      Последний раз редактировалось Vitalis Merta; 21-12-2011, 13:17.
      Merimies merta rakastaa

      Комментарий


      • #4


        На этом снимке- кавалер ордена "Знак Почета", капитан парохода "Иван Беринг" Николай Федорович Рубцов. Хотя, если быть предельно точным, на снимке Николай Федорович уже не на "Иване Беринге". Через четыре года, в 1973 году в техучасток пришли два бывших гидрографических СРТ. Их назвали незатейливо: "Шторм" и "Шквал". "Дзержинский" списали. А Рубцов перешел на "Шквал". Я не знаю причины его перехода, в то время я уже работал на судах загранплавания БОПа. Этот снимок был опубликован в "Воднике Карелии". Считаю его самым удачным. Но и сам я не раз фотографировал Федоровича, естественно в не столь торжественном виде..
        Merimies merta rakastaa

        Комментарий


        • #5


          Как только льды на Онего пришли в движение, а произошло это в 1969 году во второй декаде мая, пароход "Иван Беринг" вышел в рейс. Онего было ярко синим и изрядно болтало, но мы вскоре вошли в залив и направились в Суйсаари, где был обстановочный пост. В этой маленькой деревушке, расположенной не так уж и далеко от Петрозаводска мы частенько стояли в течение лета. Как на этой фотографии. На обстановочном посту брали вехи, небольшие буи и мертвые якоря к ним и обстановочный мастер, находившийся на борту, выводил пароход в точки постановки навигационных плавучих знаков. Сильный северный ветер выгнал льды из заливов и утащил их на юг озера. Северные заливы Большое и Малое Онего стали пригодны для установки вех и буев.
          Merimies merta rakastaa

          Комментарий


          • #6


            Тема моя -рассказ про пароход. Но, все же скажу пару слов о предприятии, которому этот пароход принадлежал. Предприятие называлось ( возможно и доселе так называется) - Управление Беломорско-Балтийского канала. Управление имело в подчинении несколько участков водного пути. Одним из участков -вероятно, самым большим, был Онежский технический участок пути, находившийся в Петрозаводске. Я уже упоминал, что участок имел несколько земснарядов, мелких судов и два паровых буксира. Как позже мы, практиканты из Великого Устюга узнали, нашего директора и начальника Онежского техучастка А.И.Грека связывала давняя дружба, именно поэтому мы и были в Петрозаводск направлены. Техучасток испытывал проблемы с кадрами плавсостава, так как зарплаты на его судах были ниже, чем в пароходстве. Запомнилось, что моя ставка рулевого составляла всего 67 рублей ( совмещения не было). Однако реально выходило значительно больше. Помнится начисления с премиями и обработкой достигали 160 рублей, что для практикантов было уже кое-что.

            На снимке- построенное еще во времена строительства Беломорско-Балтийского канала здание, где размещалось Управление названного канала. Насколько располагаю информацией, находится УББК в этом здании и ныне. Добавлю, что управление канала находится не в столичном Петрозаводске, а в расположенном на самом севере озера провинциальном Медвежьегорске.
            Merimies merta rakastaa

            Комментарий


            • #7


              Через четыре года после моих плаваний на пароходе "Иван Беринг" в газете "Водник Карелии" увидел фотографию знакомого человека. На снимке был запечатлен (старший) механик "Ивана Беринга" Михаил Петрович Усенко. Под рубрикой "Правофланговые соцсоревнования" приодетый в парадный костюм Петрович что-то не совсем правдоподобно налаживал в лебедке.
              Надпись под снимком вполне информативно рассказывала: "Особенный год выдался ныне у Михаила Петровича Усенко, механика парохода "Иван Беринг"- Онежского технического участка. В семьдесят третьем он встретил двадцатую свою навигацию на участке, в должности механика. В этом же ударном году в честь сорокалетия со дня ввода в эксплуатацию Беломорско-Балтийского канала он удостоен Почетной грамоты Министерства речного флота РСФСР. Сегодня не один товарищ по работе поздравил Михаила Петровича с этой наградой.
              Многие начинали здесь работу с рядовой должности и по ступенькам поднимались до командных постов. Свой путь от матроса до механика прошел и Михаил Петрович Усенко. Двадцать семь лет трудится он на Онежском техническом участке и столько же у него различных благодарностей и поощрений.
              "Водник Карелии" 7 августа 1973 года.

              Добавлю, что Михаил Петрович Усенко в том же 1973 году был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. Об этом пишет в книге "Голубые дороги Карелии" Г.А.Титаренко. (издательство "Карелия", 1974 год, Петрозаводск).
              Про Михаила Петровича есть что вспомнить. Кстати, в "парадной" одежде я видел его только когда спешил он домой после рейса. На пароходе одеждой стармеха была простая рабочая роба. И неизменная ветошь в руках. Отказов машины и других поднадзорных Петровичу механизмов не помню. Но до сих пор помнится его малороссийский мягкий юмор, зачастую направленный против самого капитана. Но об этом - позже.

              Добавлено через 12 минут:



              В машинном отделении парохода "Иван Беринг"
              Последний раз редактировалось Vitalis Merta; 04-03-2010, 22:52.
              Merimies merta rakastaa

              Комментарий


              • #8
                Последний раз редактировалось Vitalis Merta; 05-03-2010, 17:34.
                Merimies merta rakastaa

                Комментарий


                • #9


                  Cуйсаари- типичная карельская деревня напротив одноименного острова. На пирсе- вехи, якоря, буи. Приняли на борт всю эту обстановочную надобность и присели отдохнуть за избой. Качество снимка - среднее. На снимке- старпом Александр Михайлович, матросы Василий и Геннадий, мои однокашники из Устюга Володя и Сергей. Володя - машинист. Сергей- рулевой. За избу спрятались от ледяного северного ветра. Ибо май месяц и дует сиверко. А избы в Суйсаари - старинные, и возможно, именно здесь снимали такой воистину святой фильм: "Холодное лето 1953 года". Мы в 1969-м слышали от старших о тех временах как о чем-то далеком и нас не касающемся...
                  Из "Местных правил плавания по Онежскому озеру и Беломорско-Балтийскому каналу..." Петрозаводск 1968 год. стр. 6. ..."Заходы, проливы, подходы, губы и т. д., где при постановке знаков обстановки речной системы ограждения не представляется возможным соблюсти условия, указанные выше, должны обставляться знаками кардинальной системы ограждения.." ( выше перечислены участки с речной системой ограждения). Это и была по весне работа экипажа парохода "Иван Беринг". Расставить знаки ограждения. Речные и морские в одном и том же озере...Расставить правильно.
                  Merimies merta rakastaa

                  Комментарий


                  • #10


                    Впрочем, "Иван Беринг" установил в северных заливах: Кондопожском, Большое и Малое Онего только основные, удаленные на значительное расстояние от берегов знаки. Малые фарватеры в прибрежных участках обставляли небольшие суденышки типа МРБ.
                    А "Иван Беринг", взяв в Петрозаводске баллоны с ацетиленом и другое снабжение, побежал по онежским маякам. Во время работ на маяке Бесов Нос на восточном берегу Онего в фотоаппарате у меня оказалась пленка..На снимке- маяк Бесов Нос, вид с озера.
                    Merimies merta rakastaa

                    Комментарий


                    • #11


                      В лоции Онежского озера от 1938 года сказано: Мыс Бесов Нос выдается к западу от материка на 1,5 мили, имея три мыса в виде рогов, из них главный (средний), на котором находится маяк, лежит узким гранитным массивом на запад; северный из такого же гранита - на северо-запад и южный мыс, более широкий - на юго восток.
                      Мыс и гора Бесова, как высокие и покрытые крупным хвойным лесом, имеют большую дальность видимости и потому являются отличным приметным местом, особенно, резко выделяющаяся на фоне леса, белая башня маяка Бесов Нос.
                      Ограждение: Риф среднего мыса ограждается восточной вехой.
                      Маяк Бесов Нос ( шир.61 гр. 40 мин. 25 сек. с.ш. долг. 5 гр. 42 мин. 15 мин. в.д. ) - деревянная, четырехгранная, белая башня, установленная на возвышенности среднего выступа мыса Бесов Нос.
                      Высота его 11,9 м от основания и 27,1 м от уровня озера.
                      Огонь белый, проблесковый. Дальность видимости 10,0 миль.
                      В 1969 году, кажется, все было как и 1938-м. Вряд ли и ныне что-то изменилось.

                      Добавлено через 7 минут:



                      "Иван Беринг" встал на якорь на значительном расстоянии от мыса, а мы съехали на берег в шлюпке, загрузив в нее снабжениe для маяка, в том числе и баллоны с ацетиленом.
                      Последний раз редактировалось Vitalis Merta; 28-03-2010, 16:36.
                      Merimies merta rakastaa

                      Комментарий


                      • #12


                        Cовременная фотография, сделанная на мысе Бесов Нос практически повторяет ту, что я сделал сорок лет назад. И это хорошая примета. Прекрасная, неповторимая природа самого чистого в Европе озера и ныне сохранилась почти нетронутой цивилизацией. А ведь мыс Бесов Нос известен во всем мире древними наскальными изображениями-петроглифами. Я фотографировал их когда-то, но не все получились. Ученые насчитали на Бесовом Носе 114 рисунков. Но запомнился самый большой "Бес". Найду его фотографию. Впрочем, многим, кто хоть немного интересуется Карелией, это наскальное изображение знакомо.

                        Добавлено через 5 минут:



                        А вот так экипаж парохода "Иван Беринг" доставлял баллоны с ацетиленом на маяки. На снимке: доставка баллона на маяк Бесов Нос.
                        Последний раз редактировалось Vitalis Merta; 06-03-2010, 21:49.
                        Merimies merta rakastaa

                        Комментарий


                        • #13


                          Вот он, Большой Бес. Впрочем, стоит набрать в Гугле два слова: "Бесов Нос" и появятся десятки сайтов, рассказывающих подробно об этом уникальном месте. А я продолжу про пароход и его команду...

                          Merimies merta rakastaa

                          Комментарий


                          • #14


                            Район мыса Бесов Нос на навигационной карте Онежского озера.

                            Добавлено через 6 минут:



                            Доставив баллоны и все остальное, что везли мы на маяк, сели парни отдохнуть у домика маячника. Неудачно выбрал я кадр. Не поместился весь Бес, изображенный на стене.
                            Последний раз редактировалось Vitalis Merta; 06-03-2010, 23:48.
                            Merimies merta rakastaa

                            Комментарий


                            • #15
                              Изумительно-позновательный рассказ, спасибо Вам!!!!
                              http://s10.rimg.info/e12169bc17bcace...8f8e003511.gif
                              Если что - друзья помогут.
                              !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!




                              Комментарий

                              Обработка...
                              X