Открытие навигации 2015 года или пятьдесят оттенков серого
Пошёл третий сезон как я начал ходить в круизы. До сих пор пользовался услугами одной и той же круизной компании, но время идёт, запросы возрастают, хочется посмотреть, как обстоит у других. Вдруг ещё лучше? В общем решил на этот сезон приобрести дополнительную путёвку на непродолжительный, так сказать, пробный круиз Мостурфлотовского теплохода «М. Булгаков», о котором в сети имеется масса положительных отзывов. А поскольку данный рейс из Москвы первый в сезоне, стало быть и открытие навигации получится увидеть вживую.
В первый день круиза погода выдалась неважнецкая – с самого утра хмурилось, всего +14, но хорошо, хоть дождь не шёл. На речной вокзал я приехал в 10:00, как раз к началу пропуска туристов на теплоход. Меры предосторожности на причале возросли – провожающих «за кордон» более не пускают, на КПП придирчиво разглядывают путёвки, каждого туриста проверяют рентгеновским аппаратом и даже пройдя за забор контроль не заканчивается – ходить по всему причалу между кораблями пуще всего низзья. В общем контроль на входе был не формальным, а реальным.
«Булгаков» располагался вторым бортом возле причала №4. На причале никто не встречает, нет и знаменитого символа теплохода - кота-бегемота. Странно, может ещё слишком рано? Проход производился через Мостурфлотовский же «Н. Карамзин», совершающий круиз по маршруту, аналогичному, нашему. На Reception нас ждали. Тут же можно было выпить «за приезд» по стопарику водочки или стакан сока. Прошли, зарегистрировались, получили ключи от каюты, приглашение в ресторан «Старая Москва». Отрадно, что столик в ресторане предоставили именно такой, какой я и заказывал ещё год назад при покупке круиза. Поднимаемся на среднюю палубу (или «Садовое кольцо», как она называется на этом теплоходе) и видим интенсивно проводимую уборку. Как выяснилось убирались в люксах (каюты 361, 362, 365, 366). Видимо не успели подготовить их до приёма туристов. И уборка эта длилась практически до самого отхода теплохода в рейс. Но, а моя 370-я однушка располагалась далее – заходи, заселяйся. Зашёл. При беглом осмотре вроде никаких неприятных сюрпризов не обнаружил. Чисто. Не пыльно. Папка с информацией для туристов на столике имеется, бутылка с питьевой водой тоже есть, мыло жидкое, мыло твёрдое, шампунь, шапочка для душа, освежитель воздуха, туалетная бумага, 2 полотенца присутствуют. Также в шкафу обнаружились плед, губка для обуви и фен. Пробуем открыть воду – работает. Правда при открытии крана вода начинает течь на пол также и из основания рукоятки душа – видимо шланг прохудился. Некритично, но при случае сообщу куда следует. До отправления в рейс остаётся 2,5 часа, можно погулять по теплоходу.
Прошёлся по палубам. По сравнению с теплоходами, на которых я путешествовал ранее («Нижний Новгород» и «А. Радищев» - с ними я ещё не раз буду проводить сравнения) на «Булгакове» имеются некоторые отличия. Теплоход очень чистый. Позиционируется как столичный, т.е. всем палубам и помещениям присвоены Московские названия (например, главная палуба – «Тверской бульвар», шлюпочная – «ул. Пречистенка», солнечная – «Патриаршие пруды», нижняя – «ул. Воздвиженка» и т.д.). По стенам коридоров развешаны картины и фотографии старой Москвы, иллюстрации к произведениям М. Булгакова, театральные афиши. На всех палубах лежат ковровые покрытия. Из-за «балконов» в каютах на шлюпочной палубе сквозного наружного прохода по этой палубе нет. Также демонтированы некоторые наружные лестницы на шлюпочную палубу. Проход на корму шлюпочной палубы закрыт перегородкой. Как говорится «Crew Only». На солнечной палубе в киноконцертном зале имеется бар «Коктейль-холл». Здесь же на корме смонтирован мини-бассейн. Второй бар «Огни Москвы» расположен в привычном месте на носу средней палубе. На носу шлюпочной палубы имеется библиотека «Нескучный сад» (и там действительно есть книги). В конце главной палубы около лестницы внутри небольшого застеклённого «террариума» есть игровая комната с консолями X-Box. Идём к выходу (надо не забыть посмотреть церемонию открытия навигации).
Возле Reception оглядываемся по сторонам (основная масса туристов пока не прибыла, поэтому толпы ещё не было). Вот витрина, посвящённая 70-летию победы в Великой Отечественной войне, с вещами, найденными на месте боёв в «Вяземском котле» в 1941г. Ещё одна витрина «Нехорошая квартира», посвящённая Булгаковскому «Мастеру и Маргарите». Витрина с рекламными буклетами по различным городам, доска почёта (лучший работник - Шариков П.П.), стенд с фотками комсостава теплохода, стенд с информацией для туристов, две доски для работы с аудиогидом, телевизор с картой текущего положения теплохода на маршруте. Но чего-то явно не хватает… Отсутствует самое главное, альфа и омега любого круиза. Нигде нет витрины с фирменной сувенирной продукцией Мостурфлота. Спрашиваю. Отвечают, мол первый круиз, не завезли и всё такое. Эх, Мостурфлот, ну как же так? Такой теплоход, такой рейс (с полной загрузкой надо заметить) и не завезли? Да… это потеря потерь, вопиющая недоработка планетарного, нет, вселенского масштаба.
Время 11:30. Час до отправления. Пора на улицу, где должна начаться церемония открытия навигации. Выхожу на причал. Народу существенно прибавилось с обоих сторон от забора. Возле досмотровой кабинки дежурят матросы в комбинезонах Мостурфлота и помогают туристам доставить вещи на теплоход (отсюда мораль – нет смысла приезжать точно к началу посадки). «Н. Карамзин» проводит бортовку с бальными танцами и определением победителей в каком-то конкурсе. Честно говоря, не вслушивался, ибо в это же время на пристань вышел кот-бегемот и тут же принялся заводить толпу. Чуть далее, напротив причала №3, играл оркестр, экипажи кораблей и зрители собирались на торжественное построение.
В 12:00 состоялось торжественное открытие навигации 2015 года. Церемонию вёл арт-директор «Водохода» Милехин В.В. Торжественная часть была короткая – высокое начальство толкнуло речи, с грустью в голосе был отдан рапорт о готовности кораблей «Речного альянса» к нынешней навигации. Наконец настал самый торжественный момент – запускание флага альянса на воздушных шариках.
И здесь произошёл конфуз – флаг речного альянса не полетел, а поволочился по земле вдоль пристани. «Виновника» матросы конечно догнали и притащили обратно. Впрочем, время уже поджимало и пришлось вернуться на теплоход. Так что, если кто досмотрел до конца, расскажите, чем в итоге завершилось.
Церемония отправления в рейс на Булгакове также несколько отличалась от виденного мной ранее. Шампанского не было, но воздушные шарики раздавали. Место сбора было не на солнечной палубе, а на правом борту средней палубы. Какой-то централизованной бортовки при отправлении не проводилось, просто сотрудники, раздававшие шарики, стали говорить, что их можно запускать. На палубе появился директор круиза В. Хасиков. В 12:30 под гимн Мостурфлота, «Прощание славянки» и «Я шагаю по Москве» теплоход отправился в рейс. Следом за нами отчалил и «Н. Карамзин».
Остальные корабли (Водоходовская «Русь», Инфофлотовский «Некрасов», Мостурфлотовские «Княжна Виктория», «Андрей Рублёв» и «Леонид Красин») остались у причала, ибо выходили в рейс позднее.
Отчалили. По берегам канала им. Москвы лепота. Там, где летом не протолкнуться от маломерных речных посудин (да и крупных тоже), сейчас непривычно пусто. Идём только мы и «Карамзин». Проходим пустынные пляжи. На деревьях и кустарниках ещё не распустились листья и создаётся впечатление, что сейчас конец октября – ноябрь, но никак не май. По мере отдаления от Москвы начало проясняться, временами выглядывало солнце, но пейзаж не переставал казаться осенним.
В 13:00 состоялась приветственная встреча с экипажем теплохода, на которой я лишний раз убедился, что в первый рейс случайные туристы обычно не ходят. Ибо когда директор круиза спросил кто на Булгакове не впервые, поднялся буквально лес рук, подавляющее большинство. Новичков было исчезающе мало. В 13:30 состоялся обед. Вот тут уже было шампанское в честь отправления в рейс.
Думаю, о ресторане теплохода стоит рассказать подробнее. Приём пищи осуществляется по принципу шведский стол на завтрак (т.е. аналогично тому, как на теплоходах, где я путешествовал ранее), а на обед и ужин заказная ресторанная система (что отметил в меню накануне, то и принесут). Поскольку моя каюта располагается не на «четвёртом этаже», я получил приглашение в ресторан «Старая Москва» на средней палубе. Столики в ресторане 2, 4 и 6 местные (последних больше всего). При покупке путёвки я конечно не знал какова нумерация столов в ресторане на Булгакове (да и работница офиса на Белорусской, оформлявшая путёвку, тоже). Поэтому тогда в пожеланиях записали как смогли – первый столик у входа в ресторан с правого борта. В реальности так и оказалось – первый не первый, а второй (первый, как и на других теплоходах, предназначен для «комсостава»), двухместный столик №40 в самом тихом медвежьем углу, где нет тесноты и давки, а тихо и спокойно. Рядом обедал и сам директор круиза. Относительно сервировки и вкусовых качеств блюд могу сказать так – мне практически всё понравилось. Разве только на ужин в последний день круиза заливное «Московское» было сделано явно по принципу «собираем всю ветчину и морковку, оставшуюся от завтрака, крошим, заливаем желатином - профит». Обслуживание было быстрым (во всяком случае официант работал очень расторопно). Но если к самой еде у меня нареканий не возникло, то к организации вопросы были. Первое замечание – для завтрака, обеда и ужина двери ресторана открывались позже обозначенного в расписании. Задержка была небольшая (не более 5 минут), но стабильная. Ещё одно замечание – в начале каждого ужина оказывалось, что кипяток для чая стабильно не готов, почему нельзя было включить водонагреватель до начала ужина, а не после, для меня загадка (да и таблички «чай», «кофе» и т.д. имелись далеко не всегда, приходилось угадывать, что же здесь налито). И, наконец, третье замечание. Я так, полагаю, в отличии от виденного мной ранее, Мостурфлот разделяет верхний ресторан «Арбат» и нижний «Старая Москва» не только по вместимости, но и по спектру предоставляемых услуг. Однако делает это не путём улучшения ресторана «Арбат», а за счёт ухудшения ресторана «Старая Москва». Это, например, выражается в том, что никакого отвлечения от заказанного меню не предусматривается и если на обед положен компот, то будет исключительно он, а разжиться тем же чаем не получится – его попросту нет даже за дополнительную плату (за плату можно приобрести сок и алкоголь). В итоге приходится после обеда пить чай в баре.
Из мероприятий первого дня стоит упомянуть презентацию круизной программы, состоявшуюся в 15:00, где директор круиза рассказывал о предстоящих экскурсиях. В Угличе и Мышкине я был не раз и все данные экскурсии уже посещал, потому записываться в группы не стал и гулял самостоятельно. В Твери же была запланирована только одна автобусная обзорная экскурсия по городу. Тут я был впервые и на экскурсию поехал. Впрочем, обо всём по порядку.
Комментарий