Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

флот Каспия в войне 1918-1920гг

Свернуть
X
Свернуть
Активные пользователи, которые сейчас просматривают эту тему: 0 (0 участника и 0 гостей)
 
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • флот Каспия в войне 1918-1920гг

    Представляю Вам два рассказа о революционных временах
    на Каспийском море, и вовлечение каспийских судов в боевые действия этого времени.

    Один рассказ повествует о помощи Британской армии в белом движении
    генерала Деникина против советской власти на Каспии.


    Второй рассказ. Красное движение против Деникина на Каспии.
    -------------------------

    "Осенью 1910 года сильные северо-западные ветры угнали из дельты Волги воду. Низовье реки обмелело, а наступившие морозы сковали льдом всю дельту и морское побережье. Через несколько дней, когда ветер изменил направление, вода подняла образовавшийся лед и понесла его на застрявшие в низовьях реки караваны судов. Лед уничтожил все знаки навигационной обстановки, пропорол борта сотен деревянных барж, которые стали тонуть. Пытаясь их спасти, пароходы ломали о лед винты, в щепы разбивали деревянные плицы гребных колес, но помощи оказать не могли. Погибли сотни людей, десятки судов. Спасти их оказалось невозможным из-за того, что не было ледокола.
    После этой катастрофы министерство путей сообщения России заказало в Гельсингфорсе для низовьев Волги ледокол. Его назвали «Каспием». Он вступил в строй в 1914 году. Исключительно прочное, очень маневренное и мощное судно свободно форсировало полуметровый лед.
    Более трех лет «Каспий» нес ледовую службу — выводил из опасных районов застрявшие суда, прокладывал судовые ходы, проводил караваны барж. "
    ледокол "Каспий"


    Весной 1918 года, когда партия большевиков объявила страну военным лагерем, обстановка потребовала формирования флотилий на различных фронтах начавшейся гражданской войны. Для обороны территорий, примыкавших к Волге, наряду с армиями были созданы четыре речные флотилии. Действующая в дельте Волги и северной части Каспийского моря называлась Флотом Астраханского края. Она возникла одной из первых. В Астрахани матросы организовали «Союз военных моряков», основной задачей которого являлась защита Советской власти в городе и Астраханском крае.
    Первым включился в борьбу с контрреволюцией экипаж ледокола «Каспий», которым в это время командовал старый волжский капитан А. П. Демидов.
    14 января 1918 года «Каспий», чтобы предотвратить переправу через Волгу большого отряда мятежных белоказаков в Астрахань, взломал на реке лед. В течение нескольких следующих дней судно систематически совершало по реке рейсы, не давая смерзаться взломанному льду.
    25 января, когда мятежники, отступая, хотели захватить железнодорожный состав и переправиться через проток Волги, «Каспий» подошел к мосту и обстрелял его. Белоказаки вынуждены были уйти в степи...
    Вскоре обстановка на Нижней Волге и Каспии усложнилась. Усилила свои действия националистическая партия мусават, тесно связанная с правящей верхушкой Турции. В конце марта мусаватисты вместе с белогвардейцами подняли в Баку контрреволюционное вооруженное восстание, а буржуазные националисты Дагестана, руководимые имамом Гацинским, захватили порт Петровск (ныне Махачкала).
    26 марта 1918 года Астрахань была объявлена на военном положении. В городе создали Военно-революционный комитет, куда вошли представители губисполкома, военного совета и союза военных моряков, который к этому времени был реорганизован и стал именоваться Военным флотом Астраханского края. В его состав вошли пароходы «Аликпер», «Макаров I», «Астрахань», «Крейсер» и ледокол «Каспий». Несмотря на подавление мятежа в Баку, контрреволюция продолжала собирать силы, готовясь к новым выступлениям против Советской власти. Начавшееся наступление германо-турецких войск создало непосредственную угрозу Баку. Английские войска под командованием генерала Денстервиля, находившегося в пограничных районах Персии, также готовились к захвату тогдашнего центра нефтедобычи.
    В апреле 1918 года Комитет революционной обороны Баку поручил Каспийской флотилии перебросить экспедиционный отряд в район Петровска и в ряд других пунктов Дагестана, занятых бандами имама Гацинского. На помощь кораблям Каспийской флотилии из Астрахани были посланы суда военного флота Астраханского края, включая ледокол «Каспий». Высаженный на берег десант разгромил банды Гацинского и занял Петровск.
    31 июля 1918 года власть в Баку была захвачена эсерами, дашнаками, меньшевиками, которые создали по указанию интервентов свое правительство — диктатуру Центрокаспия. Однако английские империалисты и их прислужники, захватив Каспийскую флотилию, не смогли стать полновластными хозяевами в водах Каспия. С первого же дня контрреволюционеры и интервенты столкнулись с противодействием Флота Астраханского края.
    15 августа 1918 года в Астрахани был поднят контрреволюционный мятеж. Казаки Нижнего Поволжья захватили пароход «Нижегород» и направились на нем в Астрахань. По пути, узнав, что мятеж уже подавлен, казаки повернули обратно. В погоню за ними устремился «Каспий». Он догнал «Нижегород» и под конвоем привел его на акваторию военного порта, где казаки были обезоружены.
    На следующий день «Каспий» совместно с пароходами «Астрахань» и «Кудеяр» участвовал в подавлении кулацкого мятежа. В селе Карантинном мятежники захватили пароход «Борис» с военным грузом, вооружились и заняли боевые позиции. Прибывшие на «Каспии» и «Кудеяре» рабочие дружины быстро разгромили кулаков.
    Вооруженные пароходы Флота Астраханского края, действуя в тяжелых условиях, бдительно охраняли подступы к дельте Волги и выходили на коммуникации противника в море. В августе — сентябре 1918 года в районе Дербента и Петровска развернулись бои между частями Красной Армии и контрреволюционным Центрокаспием, поддерживаемым англичанами. В то же время Флот Астраханского края, переименованный в Астрахано-Каспийскую военную флотилию, развил активную деятельность. В октябре вооруженные суда флотилии, совершив набег из Астрахани на бухту Старо-Теречная, захватили вражеские транспорты «Николай», «Буниат», «Москва», «Александр» и «Бамбак».
    В октябре флотилия пополнилась транспортами и прибывшими с Балтики боевыми кораблями, укомплектованными лучшими командами. На отправленных в октябре 1918 года подводных лодках «Макрель» и «Минога», об ускорении переправки которых заботился лично В. И. Ленин, команды почти целиком состояли из коммунистов. К началу ноября в составе флотилии насчитывалось уже до 50 судов со 107 орудиями различного калибра, 6 гидропланов и 4 истребителя.
    На «Каспии» сменили вооружение, установили два 100-мм орудия и ввели его в ранг вспомогательных крейсеров.
    9—12 ноября 1918 года «Каспий» в сопровождении вооруженных пароходов «Припять», «Коммунист» и «Вега» обстрелял белогвардейскую радиостанцию на мысе Брянская Коса, разрушил ее и произвел еще один набег на бухту Старо-Теречная. У острова Чечень наши корабли встретили пять судов противника. После боя, продолжавшегося около часа, одно неприятельское судно было выведено из строя. Командовал отрядом В. А. Кукель, бывший командир эсминца «Керчь», который, выполняя приказ В. И. Ленина, торпедировал стоявшие в Новороссийске корабли, чтобы они не достались врагу. Вот отрывок из его рапорта на имя командующего флотилией: «Считаю своим долгом Донести вам, что команда «Каспия» вела себя выше всякой похвалы, с полным спокойствием, быстро и толково исполняя свои обязанности и приказания, несмотря на то, что с 10 час. 30 мин. в течение часа «Каспий» находился под действительным огнем противника...»
    Тяжелое и трудное время переживала молодая Страна Советов в зиму 1918/19 года. На Каспии интервенты и белогвардейцы захватили все морские порты, гавани и бухты. Только дельта Волги, Волжско-Каспийский и Белинский каналы находились под контролем Советской власти.
    В конце апреля 1919 года Астраханский реввоенсовет, получив телеграмму В. И. Ленина, принял решение захватить форт Александровский и порт Петровск. 29 апреля с Астраханского морского рейда под покровом ночной темноты В море в сторону Петровска вышли эсминцы «Карл Либкнехт», «Москвитянин», «Дельный» и «Расторопный», а к форту Александровский направились эсминцы «Яков Свердлов» и «Деятельный». За ними вышли вооруженные корабли речного отряда флотилии «Каспий», на котором находился командующий отрядом А. В. Сабуров, минный заградитель «Демосфен», канонерские лодки «Спартаковец», «Адлер», «Коммунист» и «Лейтенант Шмидт». Высадившийся с кораблей десант захватил форт Александровский.
    5 мая стало известно, что из Петровска в Гурьев на пароходе «Лейля» под охраной крейсера «Президент Крюгер» с важным поручением от Деникина к Колчаку направлен бывший генерал-губернатор Одессы Гришин-Алмазов. Эсминец «Карл Либкнехт» перехватил вражеский пароход. При захвате «Лейли» революционными моряками Гришин-Алмазов застрелился. В его портфеле нашли пакет с секретными документами от Деникина к Колчаку и письмо одного из руководителей деникинского штаба генерала Пожвина к колчаковскому генералу Лебедеву. Эти трофеи раскрыли стратегические планы вражеских армий.
    После захвата форта Александровский почти все корабли Астраханско-Каспийской флотилии находились в Тюбкараганском заливе и в бухте самого форта. 19 мая основные силы флотилии вышли на операцию по захвату острова Чечень. В бухте остались «Каспий», «Москвитянин», у которого были не исправлены котлы, «Демосфен», плавучая батарея № 2, подводные лодки «Минога» и «Макрель», база подводных лодок «Ревель», пять катеров и полтора десятка невооруженных судов.
    После полудня 21 мая перед фортом появились шесть кораблей противника — «Президент Крюгер», «Геок Тепе», «Слава», «Азия», «Гаджи-Гаджи Ага Дадашев» и «Вентюр». На них было 15 орудий калибром более ста миллиметров и значительное число более мелких. Через некоторое время показалось еще пять кораблей противника. Силы явно были не равны. Тем не менее защитники форта приняли решение принять бой и сражаться до конца. По сигналу командира отряда А. В. Сабурова навстречу вражеским кораблям из бухты вышли эсминец «Москвитянин» и минный заградитель «Демосфен». При выходе из бухты близ Тюбкараганского залива стоял «Каспий». В 13 час. 15 мин. наши корабли вступили в бой. Вскоре на «Москвитянине» произошла авария двух котлов, он вернулся в бухту и продолжал отстреливаться оттуда. «Каспий» снялся с якоря и открыл огонь по кораблям противника. За ним вступила в бой плавбатарея № 2. Метким выстрелом с «Демосфена» был поврежден один из вражеских кораблей. Но и наши корабли получили тяжелые повреждения. В «Каспий» попал снаряд, и на его ходовом мостике возник пожар. Ведя борьбу с огнем, корабль продолжал стрелять из кормового орудия. Но из-за повреждения ствола орудия «Каспий» был вынужден выйти из строя. На «Демосфене» кончились снаряды, и он отошел в бухту, к южному берегу косы. Противник на некоторое время потерял его из виду и сосредоточил огонь на вспомогательных судах. Сотни снарядов с визгом летели в бухту, вздымая столбы воды, поражая укрывшиеся там корабли. Загорелись плавучий склад боеприпасов — пароход «Туман» и база подводных лодок «Ревель», под обносами которой хранились торпеды. Начался пожар на промерном судне «Гельма». Тщетны оказались попытки астраханцев погасить огонь... Силы были не равны. Над бухтой прогремел чудовищный взрыв — это взорвались боеприпасы на «Тумане» и торпеды на «Ревеле». Там, где были суда, в водоворотах крутились лишь обломки.
    Чтобы не сдать оставшиеся корабли врагу, было приказано выбросить за борт замки орудий, командам — покинуть корабли и затопить их. Подорвали «Москвитянина» и «Демосфена». Поскольку «Каспий» подорвать было уже нечем, открыли его кингстоны. В последнюю шлюпку с него сошли командир, старший механик и его первый помощник. Враг еще продолжал стрелять по тонущему кораблю. Один из снарядов перебил паровую магистраль — над судном взвился огромный столб пара, который сбил пламя пожара. Вырывавшийся из перебитой магистрали пар издавал какой-то монотонный жалобный свистящий звук — тонущий корабль как бы призывал на помощь покинувших его людей. Этого не выдержали старший механик Н. А. Кудряшов и его помощник. Они бросились к стоявшей у берега шлюпке и двинулись обратно. Вода уже начала заливать кормовую палубу... Еще немного, и она устремится через люки и горловины в машинное отделение... Но кингстоны удалось вовремя закрыть — корабль остался на плаву.
    Хотя бухта форта Александровский теперь оставалась без всякой защиты со стороны моря, корабли противника отошли и скрылись за горизонтом. Вероятно, они опасались возвращения эсминцев «Карл Либкнехт» и «Яков Свердлов».
    Подошедшие к борту «Каспия» вспомогательные суда «Водолей» и «Терек» откачали из его корпуса воду. Оставшиеся в бухте корабли, проведя срочный ремонт, в ночь на 23 мая ушли на Астраханский морской рейд. 26 мая в Астрахани «Каспий» был передан районному управлению водного транспорта, которое вскоре и подготовило его к ледовой кампании 1919—1920 годов. К открытию навигации 1920 года «Каспий» снова вооружили. На этот раз на нем установили два 100-мм, два 75-мм орудия и четыре пулемета.
    В марте 1920 года «Каспий» участвовал в постановке минного заграждения на 14-футовом морском рейде, где спустя некоторое время подорвались вражеские корабли: вспомогательный крейсер «Князь Пожарский» и судно «Часовой».
    В начале апреля 1920 года «Каспий» вместе со вспомогательным крейсером «Пролетарий» и рейдовым пассажирским пароходом «Ильич» был снаряжен для высадки десанта на острове Чечень, который еще оставался в руках английских интервентов. Идя на выполнение боевого задания, «Каспий» встретил жестокий шторм силой 9 баллов. Вода стала проникать внутрь судна через образовавшуюся щель. Усилия экипажа спасти корабль оказались безуспешными. «Каспий» затонул...
    Первая попытка поднять его была предпринята уже в 1921 году астраханским военным портом. Экспедиция под начальством штурмана Годилова нашла ледокол и обследовала его. Он оказался лежащим на 6-саженной глубине почти вверх килем. Эта экспедиция потерпела неудачу. С тех пор никем не отмеченное место гибели корабля было потеряно. Остался нереализованным и проект подъема «Каспия» 1922 года.
    После образования в 1929 году в Баку первой партии ЭПРОНа (экспедиции подводных работ особого назначения) «Каспием» заинтересовались снова. Однако отыскать судно оказалось весьма нелегкой задачей. Достаточно сказать, что затонувший корабль нашли только в мае 1934 года. Он лежал на дне на расстоянии 130 миль от Астрахани, 86 миль от Махачкалы и 26 миль от острова Чечень. «Каспий» был поднят ЭПРОНом в 1935 году и отбуксирован в Астрахань к причалу завода имени Карла Маркса для ремонта. Уже в зиму 1935/36 года легендарный корабль принял участие как ледокол в зверо-рыбопромысловой экспедиции. До начала Великой Отечественной войны «Каспий» успешно работал в составе буксирного флота Каспийского рейдового пароходства. Во время войны «Каспий» вооружили автоматической зенитной пушкой и крупнокалиберным зенитным пулеметом. Он не раз успешно отбивал воздушные атаки фашистских стервятников. В 1949 году, пройдя капитальный ремонт (паровую машину заменили дизелем), «Каспий» снова в числе передовых буксиров пароходства. Чтобы сохранить легендарный корабль, его сняли с грузовых перевозок и в 1960 году передали Астраханской школе мореходного обучения как учебное судно.
    Последний раз редактировалось alecs; 26-03-2009, 01:14.
Обработка...
X