+ Ответить в теме
Страница 12 из 13 ПерваяПервая ... 2 10 11 12 13 ПоследняяПоследняя
Показано с 111 по 120 из 127

Тема: Наши теплоходы (серия "Человек и Пароход")

  1. #111
    Капитан
    Регистрация
    27.10.2008
    Сообщений
    1,053

    По умолчанию

    А где то в другой теме была фото т/х СТ-13хх с именем "Капитана Белодворцева"
    Если что - друзья помогут

  2. #112
    3-й штурман
    Регистрация
    04.03.2011
    Адрес
    Октябрьский, Нижегородская
    Сообщений
    133

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Botsman Посмотреть сообщение
    А где то в другой теме была фото т/х СТ-13хх с именем "Капитана Белодворцева"
    почти угадали. я про "Александра Демидова".

  3. #113
    Старпом Аватар для 1дмитрий
    Регистрация
    05.12.2010
    Адрес
    Пермь, Закамск, Новый Крым
    Сообщений
    895

    По умолчанию

    ЗЕРОВ Николай Петрович

    Выпускник Пермского речного училища. Герой социалистического труда

    Н.П.Зеров представитель славной трудовой семьи, глубокими корнями связанной с речным флотом.
    Еще прадед Николая Петровича ходил матросом на одном из двух пароходов, построенных Пожвинским заводом и в 1817 году открывшим летопись парового судоходства в Волжско-Камском бассейне.
    Отец Николая Петровича тоже всю жизнь был связан с рекой, со флотом. Он начинал работать кочегаром на пароходе.
    Когда в 1920 году родился Николай, Петр Никитич уже слыл опытным механиком. В доме царил культ работников его профессии. Воспитываясь в такой атмосфере, сыновья с малых лет увлекались судомеханической специальностью. Взрослея, они один за другим шли на пароходы кочегарами. Со временем стали механиками старшие братья- Серафим, Владимир, а за ними и сам Николай
    Любовь отца к речному флоту передалась сыновьям. И Николай Петрович с достоинством доказал это своей работой на флоте.
    Война разметала молодых Зеровых по разным фронтам. Николай Петрович стал бортмехаником на гидросамолете. Серафим Петрович громил врага на Смоленщине. Не дожили до победы два других сына Петра Никитича и Анны Григорьевны Зеровых. В первом же бою под Воронежем в конце ноября 1942 года пал от вражеской пули командир стрелкового взвода- младший лейтенант Владимир Петрович Зеров. С честью похоронили воины своего командира и поклялись над могилой бить врага до последней капли крови. До последнего дыхания.
    Горе посеребрило усы старого речника, прибавило морщинок на лице матери, посыпало пеплом их волосы. Прошло время, и на мену погибшему брату , окончив Чкаловскую летную школу, отправился на фронт младший из семьи- Александр Зеров.
    Высоко оценила страна работу главы семьи Петра Никитича Зерова, наградив его Орденом «Знак Почета». Это была первая награда в семье Зеровых в дни войны. Отец, 47 лет проработавший на водном транспорте, показал пример своим сыновьям.
    Сыновья были достойны отца. Серафим получил медаль «За боевые заслуги», Николай был удостоен ордена Красной Звезды и медали «За оборону Кавказа», а Алексей был награжден орденом Красной Звезды.
    Радовалась Анна Григорьевна успехам своих сыновей. И сама не стояла в стороне от общего дела, принимала активное участие в работе общественного совета женщин, помогала семьям погибших фронтовиков, приходила к начальнику пароходства и просила для себя и других домохозяек посильную работу.
    Много воды утекло за эти годы. На 71 году жизни скончался Петр Никитич. Но продолжал начатое им дело Николай Петрович Зеров.
    В 1947 году , демобилизовавшись из советской армии из Советской Армии, Николай Петрович вернулся на родную Каму и снова стал работать в пароходстве. Три года он был механиком-наставником. Как специалист он передал немало полезного экипажам судов. Но ему, влюбленному в судомеханическую профессию, была больше по душе работа непосредственно на судне. Хотелось быть механиком, сталкиваться с техническими проблемами, искать решения, придумывать и творить. С 1950 года он работал на судах, сначала на «Анри Барбюс», затем на «Композитор Скрябин».
    Трехпалубный лайнер «Вильгельм Пик» он принял на верфи в Висмаре в ГДР. Это современное судно, по тем временам, оснащенное богатой техникой. Все механизмы и приборы электрифицированы. Для пассажиров оборудованы комфортабельные каюты и салоны.
    В течение навигации теплоход перевез около четырех тысяч человек по дальним маршрутам- в Астрахань, Ростов-на-Дону, Ленинград. На этом судне, казалось бы, нечего совершенствовать. Но механик Николай Петрович Зеров мыслил иначе. Он не переставал работать над идеями о техническом совершенствовании судна.
    За годы, которые Николай Петрович работал на «В. Пике», по его инициативе и при участии впервые на Камском флоте внедрена гидравлическая система форсунчатых игл, в результате чего улучшился режим работы двигателей и удлинился срок службы игл.
    Им же поставлен вопрос о том, как сделать запуск регулирующего устройства более экономным. К этой работе были привлечены научные сотрудники кафедры автоматики Пермского политехнического института.
    Николай Петрович первым из механиков трехпалубных теплоходов отказался от помощника эксплуатации электрооборудования и принял на себя его обязанности. Пойти на такой шаг было не простым делом, т.к. насыщенность судна электрифицированными механизмами велика. Но он видел в этом веление времени. На флоте с каждым годом все шире внедряется автоматика, следовательно, главному механику надо досконально знать не только дизельное хозяйство, но также электротехническое. Хотя некоторые замыслы Н.П.Зерова поражали его коллег смелостью, но новое пробивало себе дорогу.
    В канун XXV съезда КПСС, делегатом на который был избран коммунист Зеров, новые идеи овладели им.
    Вместе с КБ по его инициативе разрабатываются рабочие чертежи по переоборудованию шлюпочной палубы- главного места отдыха туристов. НА этой палубе имелся небольшой выступ, так называемый «фонарь». Он, в общем-то здорово мешает: и стулья не поставить во время киносеанса, и другие мероприятия проводить не удобно.
    Вот и решил Зеров выровнять палубу. А еще сделать над ней капитальный металлический тент. О том, насколько удачна идея механика о переделке шлюпочной палубы, говорит тот факт: эта работа проведена на всех однотипных судах Волги и Камы.

    За свою плодотворную работу Н.П. Зеров был награжден орденом Ленина, а в мае 1971 года за выдающиеся успехи, достигнутые в развитии речного транспорта, Президиум Верховного Совета СССР присвоил ему, замечательному технику, высокое звание Героя Социалистического труда с вручением ордена «Ленина» и золотой медали «Серп и Молот»

    из книги "Судьба моя- училище речное" 2003 год
    --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
    Ара́гва (Арагви) — река в Восточной Грузии, левый приток Куры. Образуется слиянием Белой, Чёрной и Пшавской Арагви, стекающих с южных склонов Большого Кавказа, у посёлка Пасанаури, . Длина реки — 66 км, площадь бассейна — 2740 км². Питание смешанное. По долине реки идёт Военно-Грузинская дорога. При впадении в Куру расположен город Мцхета.
    ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
    Судно проекта 305 построено в 1960 году в Венгрии, заводской номер 1559, владельцем судна всегда являлось Камское речное пароходство с портами приписки Чистополь, Пермь
    Irinka


    правда на одном сайте к теплоходу приписали совсем другого человека
    Последний раз редактировалось 1дмитрий; 11.03.2011 в 14:17.

  4. #114
    3-й штурман
    Регистрация
    04.03.2011
    Адрес
    Октябрьский, Нижегородская
    Сообщений
    133

    По умолчанию

    "Волжская фамилия"

    Время - точный критерий значимости события. На оселке времени проверяется человек и его дело. На расстоянии шести десятилетий по календарю Великого Октября судьба династии волжских речников Демидовых приобретает особый смысл. В ней, словно солнце в капле росы, отразилось наше советское время. То, что дала власть Советов народу, и то, что сделал и делает народ для становления и торжества своей родной власти.

    Начальник управления кадров Волжского объединенного речного пароходства В.Кистень, рассказывая о долгой и примерной службе нескольких поколений Демидовых на речном флоте, заметил:
    -- Демидовы - фамилия волжская.
    Сказано предельно коротко. Волжская фамилия - и точка. И ничего тут больше не прибавишь и не убавишь. В этом народном присловии - уважение к людям за их большой труд, за отмеренную временем верность великой русской реке.
    Родословная их истоками уходит в седую старину. Село Окинино, откуда они родом, испокон веков посылало на Волгу работный люд. Тут купцы сбивали отважные ватажки, с которыми ходили торговать русский товар за три моря. Окининцы вместе с крестьянами из смежных корабельных деревень Юркино, Кадницы, Голошубиха, Чернопенье управляли вольными стругами Степана Разина- то были сладкие мгновения свободы. Обычноже им была уготована кабальная лямка.
    По весне, перед ледоходом спешил народ в Рыбинск, Нижний Новгород, Самару, в Пензу бурлацкую, спешил на торжища, где купцы собирали «тягловых людей»- бурлаков. Брали из расчета одного тяглового на тысячу пудов. Каждый норовил сбить артель, которая успела бы дважды за лето пройти от Астрахани до Нижнего. Не было на Руси, наверное, доли тяжелее и бесславнее. В бурлацком ярме быстро гасла богатырская сила, увядали прозорливая мысль и русский талант. Но волгари, эти удивительные дети великой русской реки, могли не только выдюжить, но в безысходной, казалось бы, ситуации распрямиться, встать во весь рост и поразить всех несказанно могучей волей, природным умом, красотой души.
    Почти век назад в Окинино пришла весть о том, что Федор Демидов стал капитаном. Подивились в деревне, оценили старание и сметку своего земляка. Следом поднялся на капитанский мостик брат Федора Иван. Оба работали у купца Башкирова, оборотистого, с крепкой хваткой. Он умел обойти других, первым в урожайный год пригнать свой флот к «хлебным» пристаням. Затем, взяв копейку с пуда, перепродать пшеницу в Рыбинске.
    В этой дикой гонке, где первый срывал куш, а последний становился банкротом, судовые команды работали на износ. Башкиров, как и все другие судовладельцы, полную команду обычно не нанимал - так меньше расходов. Матросы и кочегары, рулевые и машинисты работали в одну смену: с 3-4 утра и до 10-11 вечера. Ночную вахту стояли поочередно. Подчас круглые сутки на ногах. А платили мизер - меньше чем рабочим на заводе. И - нишкни.
    Но Федор Демидов, который не давал нещадно эксплуатировать команду, не побоялся однажды бросить Башкирову в лицо такие слова: «Вы купили наши руки, а не души». Тот, обуздав гнев, смолчал. Перед купцом стоял крестьянский сын. Он и его брат - капитаны, как говорят, от бога. Гордые: обидишь - уйдут. Не резон было купцу употребить власть.
    Прослышал он и о том, что сын Федора Вениамин, способны к речному делу парень, сватается за Машеньку Фальмонову, дочь тоже уважаемого капитана. Союз этот, размышлял купец, неплохо бы скрепить, не постоять за подарком. Приветить известных капитанов, заручиться их службой было бы кстати. Но не вышло по его разумению.
    Эхо выстрелов «Авроры», докатившееся до волжских плесов, спутало купеческие карты. В первых числах нового, 1918 года судовые команды в Нижнем Новгороде принимают резолюцию: «Просить правительство национализировать все речные суда, пристани, судоремонтные заводы». За эту резолюцию голосовали Демидовы. Они вместе с другими волгарями поручили выборным делегатам доставить протокол собрания в столицу В.И.Ленину. 18(31) января СНК был принят предложенный Владимиром Ильичем проект резолюции, в которой предлагалось «осуществить эту национализацию немедленно». Проходит несколько дней, и В.И. Ленин подписывает декрет о национализации торгового флота.
    Судовладельцы ответили яростным саботажем. Они топили суда, срывали судоремонт. Башкиров был в бешенстве: один из лучших пароходов «Анастасия» не пришел после навигации в затон. Он догадывался, чьих рук это дело. Пароход, отстояв зиму в далеком от любопытных глаз затоне, в следующую навигацию вышел под алым стягом. Таким был первый взнос Демидовых в революцию.

    Со времени службы Федора Демидова на флоте и по сегодняшний день, когда вахту на Волге несет его внук капитан Александр Демидов, - почти столетие. Начальную вахту, вне сомнений, можно отнести и дальше, скажем, к прадедам, в век семнадцатый. Но думается, справедливым будет вести отсчет с Федора Демидова, который первым в знатном роду волгарей поднялся на командный мостик. От него берет начало династия волжских капитанов. Все вместе они отработали на флоте что-то около трехсот лет, большая часть которых приходится на советское время.
    Братья Федор и Иван Демидовы относятся к плеяде отважных капитанов, которые вместе со своими командами встали на сторону революции. Они проводили в жизнь ленинский декрет, объявивший флот «общенациональной неделимой собственностью» Советской республики. Демидовы помогали Волжской военной флотилии: доставляли на своих судах отряды Красной Армии к местам сражений, перевозили военное снаряжение, боеприпасы.
    Едва была освобождена от белогвардейцев Самара, В.И.Ленин тут же по телеграфу обратился к речникам: он призывал их использовать свободный водный путь и в оставшиеся до конца навигации дни, перевести по Волге больше грузов. Волжские капитаны, среди которых были и Демидовы, заставили машины работать на самых полных оборотах. Пароходы и баржи, груженные зерном, продуктами питания, топливом, вопреки непогоде и льду в верховьях реки пробились в Нижний Новгород, Рыбинск, Ярославль. Это было равноценно выигранному сражению.
    В ту грозную военную пору "капитанил" на Волге и Александр Иванович Фальмонов, дед Демидова по матери. Его называли «железным капитаном». В какие только переделки он не попадал! Но через все испытания коммунист провел свой корабль с гордо поднятым красным флагом. Сын его, Михаил, тоже коммунист, третий штурман, участвовал в дерзком десанте, освободившем Пермь. Потом он был комендантом этого города.
    Да, сыновья шли в бой вместе с отцами. У Федора Демидова их было двое - Вениамин и Иван. Оба рано пришли на флот, подростками еще нанялись на купеческие суда. Братья исповедовали и служили тем же принципам, что и отец, - принципам революции. Они мужественно сражались за них в годы гражданской войны. Оба прошли путь от матроса до капитана. Оба вступили в ленинскую партию.
    Символично, что первое судно, честь командовать которым была доверена Вениамину Демидову, был буксирный пароход «Беднота»,- в 1918 году, вооруженный и одетый в броню, он входил в состав легендарной Волжской военной флотилии. Экипаж его участвовал во многих десантных операциях, изгонял белогвардейские банды с Волги. Когда стихла канонада, он, сняв военные доспехи, принялся опять водить баржи с нефтью. Но пароход не вышел из боя. Сражение за революцию продолжалось.
    Линия фронта проходила по главной дороге России. Значение Волги, как транспортной магистрали, по которой доставлялись грузы, было чрезвычайным. Та вахта волжских речников отмечена высокой степенью гражданственности. Они знали цену каждому рейсу. В трюмах пароходов были нефть, хлеб, рыба, соль, дрова - на языке этого времени это означало: быть или не быть республике? И в том, что врагам не удалась ревизия великого дела Октября, есть толика труда и участия династии волгарей Демидовых. Отцов и детей. Они до конца были верны Красному знамени революции, которое несли на своих судах.
    По-особому зазвучала фамилия в годы первых пятилеток. Демидовы были приметными людьми на реке. Капитанскую вахту стояли Иван Иванович, Вениамин Федорович и Иван Федорович. Не стало, к сожалению, родоначальника капитанской династии Федора Ивановича, но многое из своего богатого опыта он успел передать брату Федора и сыновьям. Самым дорогим его завещанием был его пример служения Родине, стойкая жизненная позиция. Этому курсу следовали сыновья, им выпало утверждать на Волге новую формулу: труд - это хлеб человеческого счастья.
    Капитан В.Ф. Демидов был среди зачинателей стахановского движения. Вслед за своим другом - капитаном парохода «Степан Разин» Н.И.Чадаевым - он начал водить большегрузные составы нефтеналивных барж. Экипаж буксира «Тарас Шевченко» был достойным соперником. По мелководью и перекатам В.Ф.Демидов проводил караваны грузоподъемностью 12 тысяч тонн. Для буксира мощностью 450 л.с. это было рекордом. К слову, рекорды в то время были популярны. Многие из них были установлены на судах дореволюционной постройки - люди вдохнули в них новую жизнь, заставили работать в нужном ритме.
    Капитан И.Ф.Демидов, брат Вениамина Федоровича, возглавлял экипаж пассажирского парохода «Тургенев». У него была завидная репутация: судно, обслуживающее линию Москва- Астрахань, не знало аварий, работало четко по расписанию.
    Много лет спустя, в 1959 году, когда пришло время принимать капитанскую эстафету внуку главы династии А.В.Демидову, С.А.Кучкин - ныне министр речного флота РСФСР, а в ту пору начальник Волжского пароходства - напутствовал его такими словами:
    -- Желаю тебе стать таким же капитаном, какими были твой отец и твой дядя.

    …Белоснежный пассажирский лайнер стоял в Волгоградском порту. Иностранные туристы сошли на берег, знакомились с достопримечательностями города- героя. Капитан А.В.Демидов, обходя судно, увидел, к своему удивлению, пассажира на корме. Тот сидел на кнехте. На коленях у него лежали дольки соленого арбуза. К ним он подрезал ржаной хлеб: прижал каравай к груди и округлыми движениями ножа отрезал от него большие ломти. По всему было видно, что он со знанием дела и большим удовольствием готовится к традиционной трапезе волгарей.
    Капитана это заинтересовало. Он, извинившись, спросил:
    -- Что же вы не составили компании своим спутникам?
    -- А я знаком со Сталинградом, причем очень коротко.- Он резко поднял штанину и обнажил протез. - Последними моими словами на этом свете будут проклятия нацистам, развязавшим войну против вашего замечательного народа. Русские, как подобает сильным и мужественным людям, добры душой и отходчивы сердцем. Можно вас любить или не любить, но уважения вы достойны.
    Этот неожиданный диалог вернул Александра Вениаминовича в прошлое, заставил в который раз пристально вглядеться в полные тревоги и драматизма годы.
    В первый день войны добровольцем ушел на фронт старший брат Борис, только окончивший десятилетку. Он был командиром взвода, сражался в армии Чуйкова, насмерть стоявшей у стен Сталинграда. После тяжелого ранения вернулся домой, долго болел, был прикован к постели. Но так и не поднялся. Мать не пережила горя и умерла вслед за сыном. Здесь же, на волжском берегу, воевали комиссар Андрей Фальмонов, дядя Александра по матери, и его племянник Валентин. У причалов под градом снарядов и бомб швартовался пароход «Тургенев», которым командовал И.Ф.Демидов. Экипаж эвакуировал раненых.
    Отец в войну уже не капитанил: врачи списали на берег. Он был старшим диспетчером в порту Камское Устье. Тут же четырнадцатилетним отроком начал работать учеником слесаря Александр. И первой наградой Родины была медаль «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.».
    А выше по реке, в Кинешме, начальником нефтеучастка был назначен по-прежнему «железный», несмотря на свои 70 лет, дед Фальмонов. На грузовом теплоходе «Абхазия» военную вахту стоял И.И.Демидов.
    Словом, в лихую годину Демидовы держали рубеж на родной Волге. Они не дрогнули. Выстояли. Победили.

    По осени, когда пряный дух антоновки и пламень вызревшей рябины собирают в багряных садах хлопотливых синиц, а волгари вытаскивают лодки на берег, суда возвращаются в затон. Первым пришел и ошвартовался у родных берегов «Максим Горький». Через день лагом встал «Козьма Минин». Они стояли рядом, крепко прижавшись друг к другу, оба в белой тоге, словно братья. «Козьма Минин» был старше и внешне выглядел несколько старомодно, тогда как силуэт «Максима Горького» отличался современными линиями. Роднило их внутреннее сходство, природа которого стала мне понятна после того, как ближе познакомился с экипажами. К судьбе обоих причастен А.В.Демидов. Он принял «Козьму Минина» на стапеле из рук корабелов ГДР. 14 лет командовал судном.
    Когда на коллегии Министерства речного флота после утверждения Демидова в должности капитана нового пассажирского теплохода «Максим Горький» его спросили, какие будут просьбы, он ответил:
    -- Просьба одна - назначить капитаном «Козьмы Минина» старшего помощника Геннадия Андреевича Егорова.
    Просьба эта, которая кстати была удовлетворена, созвучна традиции волжских речников: воспитай ученика, передай дело в надежные руки. Открыта, благородна и щедра душа наставника. Он был добрым спутником будущего капитана. С первого трудового дня, затем в речном училище. Немало взял Александр от отца и дяди, прошел настоящие университеты у старейших волжских капитанов С.А.Напитухина и Н.М.Богатова. Последний дал ему рекомендацию в партию. Это было на «Лермонтове» (в свое время судном командовал И.И.Демидов, брат родоначальника династии капитанов, - тут он, отстояв последнюю вахту, умер). И вот настало время А.В.Демидову выводить своих питомцев в люди.
    Если говорить о том, что оставлено им на «Козьме Минине» и развито теперь его приемниками, о том новом, что привнесено в жизнь экипажа «Максима Горького», то необходимо сделать акцент на главном в характере капитана. Это обостренное чувство ответственности за порученное дело, что вообще является определяющим и более всего ценимым в человеке. Многолико это качество, оно, в частности, стимулирует стремление Демидова достичь совершенства в избранной профессии.
    -- Есть ли в этом грань, и где она проведена? - спросил я у Александра Вениаминовича.
    -- Есть такая грань. И проведена она на предельном для каждого дня уровне, что должно соответствовать принципам высокой культуры труда - профессиональным и нравственным. Принципы, которые должны стать, я считаю, обязательной нормой для всех в экипаже - от матроса до капитана. Тогда сообща можно достичь идеала сегодня. А завтра сызнова начинать этот путь, иначе послезавтра окажешься за бортом времени.
    Мысль, в которой прозвучало кредо капитана Демидова, можно проиллюстрировать примерами из практики. В течении 10 лет экипаж теплохода «Козьма Минин» проработал, не прибегая к среднему ремонту судна. Достоин внимания такой факт: в прошлую навигацию в приказах капитана теплохода «Максим Горький» не было отмечено ни одного случая нарушения производственной и трудовой дисциплины.
    Интересным представляется взгляд со стороны. Тем более, если мнение принадлежит англичанину, представителю нации, знающей толк в кораблях и капитанах. Писатель Джеймс Олдридж после путешествия по Волге в книге отзывов оставил такую запись:
    «Максим Горький» - не только прекрасный корабль с великолепной командой. Он образец организованности и мастерства, знания корабельного дела и воды. Кажется, что корабль идет сам. Это значит что капитан организовал (с помощью команды) дело таким образом, что корабль является судном высокого класса, на котором практически не бывает сложностей. Очень счастливый корабль. Очень комфортабельный корабль. Очень хороший корабль для пассажиров. И, прежде всего корабль, который рассказывает всем пассажирам, плавающим на нем, что советские люди скромные, культурные, серьезные, веселые и великолепные в своих делах».
    Комсомольско-молодежный экипаж «Максима Горького» стоит юбилейную вахту. Он соревнуется за право подписать ЦК ВЛКСМ Центральному Комитету партии в канун празднования 60-летия Великого Октября. Он многого достиг. Судно работает точно по графику, из практики исключены авралы. На борту корабля- истинно волжское гостеприимство и радушие. И как всегда, полный порядок.
    Порядок начинается с боцмана - кавалера ордена Трудового Красного Знамени Василия Павловича Тужилкина. Или просто Палыча, как зовут его в экипаже. Он первым берется за трудное дело, обращаясь к молодым матросам с присказкой: «Нас этому не учили». Все без исключения пассажиры отмечают старательность и предупредительность старшей проводницы Софьи Яковлевны Умновой, удостоенной ордена Трудовой Славы III степени. Рулевой Александр Савельев, моторист Александр Бочков, второй штурман Юрий Галкин, радист Петр Абрамов, старший механик Анатолий Кузихин, повар Нина Курицына.
    Демидов настойчиво советует встретиться еще с одним интересным человеком. В конце концов, в журналистском блокноте оказалась вся команда теплохода. И для каждого у капитана было доброе слово. Но с особым уважение говорил Демидов о тех, кто продолжает учебу в речном училище или водном институте. Учится и сам капитан: он студент заочник IV курса ГИИВТа. Пример убедительный, достойный подражания. Тем более что исходит от капитана, 35 навигаций проработавшего на Волге, коммуниста, члена парткома пароходства, кавалера ордена Трудового Красного Знамени.
    А вот сын Сергей обошел - таки отца. В этом году он блестяще закончил механический факультет того же института и получил назначение на должность второго механика на пассажирское судно.
    -- Не отход ли это от идеалов вашей династии?
    -- Не думаю. Шаг это скорее продиктован временем, научно- технической революцией. В решении Сергея есть разумная мысль: сначала досконально познать судно. Тогда, естественно, легче им управлять. Не знаю, станет ли он капитаном, но в главном - в верности Волге и профессии - он не изменил. А поэтому я могу считать себя счастливым отцом.
    Действительно, Демидовы всегда были в ладу со временем. С советским временем, его стремительным бегом, высокими нравственными принципами и необоримым духом. Тем временем, о котором мечтал и которое приближал великий волгарь писатель и гуманист Алексей Максимович Горький. Есть большой смысл в том, что имя его начертано на борту прекрасного судна, которое с достоинством водит по Волге капитан из династии капитанов.

    В.Лисаков
    6 августа 1977 г., газета «Водный Транспорт».

    В 2003г. т/х "СТ-1351" был переименован в "Александр Демидов" (впоследствии "Роскем-1")
    Последний раз редактировалось Макс78; 17.03.2011 в 14:32.

  5. #115
    3-й штурман
    Регистрация
    04.03.2011
    Адрес
    Октябрьский, Нижегородская
    Сообщений
    133

    По умолчанию

    Андрей Иванович Белодворцев

    В сентябре 2012 исполнилось бы 100 лет со дня рождения известного волжского капитана Андрея Ивановича Белодворцева, почти два десятка лет командовавшего дизель-электроходом «Советский Союз». Вехи его биографии - это, по сути дела, своеобразная энциклопедия развития и становления речного транспорта России.


    Речное «крещение» капитан Белодворцев получил рано: сын шкипера, внук водолива он 12-летним подростком начал работать в Криушинских судоремонтных мастерских, что под Ульяновском, а через два года уже ходил матросом на пароходе «Случайный», где капитаном был И. Шумилов. Именно его Андрей Иванович и считал впоследствии своим первым учителем и добрым наставником. В семнадцать лет Андрею доверили уже штурвал на пароходе «Владимир».

    Время тогда было трудное, страна нуждалась в грамотных специалистах и поэтому передовиков производства направляли на учебу. Так, среди других работников водного транспорта в Нижегородский речной техникум был командирован и Андрей Белодворцев.

    Быстро пролетели годы учебы и молодой специалист вернулся на Волгу в качестве лоцмана на пароход «Чичерин». В то время пожилые, убеленные сединами лоцманы с нескрываемым недоверием посматривали на молодого коллегу, потому что они привыкли видеть в лоцмане многоопытного, десятки лет ходящего по реке судоводителя. Но Андрей, хотя и не так еще много лет плавал по Волге, все же сумел достаточно хорошо изучить судовой ход и по знанию фарватера не уступал многим мастерам лоцманского дела.

    Безусловно, знания Андрею давались нелегко. Будучи сам уже мастером судовождения, он вспоминал: «Когда, бывало, другие члены экипажа, сменившись с вахты, шли отдыхать, я устраивался поудобнее на баке судна, открывал свою заветную тетрадочку и зарисовывал туда все затруднительные участки реки, наносил приметные береговые ориентиры».

    Упорный, добросовестный труд 25-летнего лоцмана не остался незамеченным. С переводом речного флота на штурманскую систему судовождения Андрей Иванович был назначен вторым штурманом на пароход «А. С. Пушкин», а вскоре - первым на «Коммунистку».

    Великая Отечественная война застала А. И. Белодворцева на пароходе «Лермонтов», но уже в июне 1942 года, в разгар грозных дней обороны Сталинграда, молодого и энергичного первого штурмана назначают капитаном парохода «Гончаров», который в то время входил в состав действующей армии в качестве санитарно-транспортного судна. Биография речника таким образом оказалась надолго связанной с этим пароходом.

    Не один рейс совершил «Гончаров» под командованием молодого капитана в осажденный, пылающий, но упорно оборонявшийся Стадинград. Почти 14 тысяч раненых воинов вывез пароход из осажденной врагом волжской твердыни, а в ноябре, когда Волга начала покрываться ледяным панцирем, экипаж «Гончарова» совершил в ледовых условиях рейс из Саратова с грузом пшеницы, проходя через минные поля на реке, укрываясь от частых налетов вражеской авиации. За активное участие в Сталинградской эпопее капитан Белодворцев был награжден первым орденом Ленина.

    После окончания войны на речной флот были возложены новые ответственные задачи по своевременной доставке народнохозяйственных грузов многочисленным стройкам страны. И в мирное время капитан Белодворцев продолжал верно нести вахту на родной Волге. В то время он уже возглавлял экипаж теплохода «Сергей Кирова», на котором ему, как опытному судоводителю, было предоставлено почетное право совершить первый рейс по только что открывшемуся в июле 1952 года Волго-Донскому судоходному каналу имени В. И. Ленина. Однако любовь к своему первому пароходу Андрей Иванович пронес через всю свою жизнь. Мне вспоминается такой эпизод.

    ...Как-то на подходе к Саратову стоим с капитаном на мостике. Неожиданно Андрей Иванович подает мне бинокль и предлагает посмотреть на притулившееся у берега, поставленное, видимо, на вечную стоянку судно. Смотрю долго, но ничего примечательного не вижу. Стоит какой-то пароход-старенький, обыкновенный колесник и не более того. Заметив мой недоуменный взгляд, капитан вдруг с какой-то теплотой и грустью произнес: «Ведь это «Гончаров» - самое лучшее на Волге судно . И он по-своему был, безусловно, прав. Потому что, если для нас, в то время молодых речников, этот пароход казался просто каким-то реликтом, то для А.И. Белодворцева «Гончаров» составлял яркую, хотя и нелегкую часть его трудовой биографии. На этом пароходе он начал служить первым штурманом, а в 1942-м тяжелом военном году во время беспримерных по мужеству защитников дней обороны Сталинграда стал его капитаном.

    В 1955 году, возглавляя экипаж парохода «Волга», Андрей Иванович открыл регулярное движение судов через шлюзы Горьковского гидроузла, а в 1958 году в качестве уже капитана теплохода «Добрыня Никитич» первым прошел шлюзы Куйбышевской гидроэлектростанции.

    Глубокой осенью 1962 года, поставив «Советский Союз» в затон на зимний отстой, А. И. Белодворцеву пришлось приступить к выполнению нового ответственного задания руководства пароходства: осуществить перегон из Горького на Каспий крупногабаритного железнодорожного морского парома, построенного прославленными корабелами «Красного Сормова». Задание было выполнено в установленный срок. Принимал он непосредственное участие и в перегонах с Балтики на Волгу новых пассажирских судов, построенных в то время на верфях Германской Демократической Республики.

    Когда осенью 1959 года сормовичи закончили постройку крупнотоннажного лучшего по тем временам речного красавца - дизель-электрохода «Советский Союз», честь возглавить его экипаж, была снова оказана А. И. Белодворцеву. Семнадцать навигаций стоял он на капитанском мостике этого корабля. И не было ни одной из них, когда бы экипаж не справился с выполнением производственных заданий. Капитану девять раз присваивалось почетное звание «Лучший капитан Министерства речного флота», а в 1967 году за самоотверженный труд и большой личный вклад в дело успешного выполнения планов перевозки грузов и пассажиров Белодворцев был удостоен второго ордена Ленина.

    Помимо капитанских обязанностей Андрей Иванович выполнял большую общественную работу. Он трижды избирался депутатом Алексеевского поселкового Совета Хвалынского района Саратовской области, был избран делегатом пятого съезда ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота, а затем и членом Центрального Комитета этого союза. На протяжении нескольких лет состоял членом Волжского баскомфлота. И везде Андрей Иванович с присущими ему настойчивостью и завидным трудолюбием выполнял возлагаемые на него обязанности.

    Волгу капитан Белодворцев видел, по-моему, насквозь: даже через толщу воды мог определить, где и что находится на дне. Потому и ходил он по реке уверенно и твердо на зависть молодым штурманам, но притом без лихости, с осторожностью, которую некоторым молодым горячим головам хотелось подчас назвать стари козе ко и боязнью. Неведомо им было, что осторожность эта идет от большого опыта и сознания большой ответственности за судьбы находящихся на борту людей, за весь корабль в целом. Сейчас, спустя минувшие десятилетия, когда многое уже видится по-другому, понимаешь, в 1941 не только судьба берегла капитана от мин, бомб, коварных мелей в непроглядные осенние ночи. Берегли его и высокое мастерство судоводителя, и мужество, и хладнокровие в труднейших ситуациях. Доброта Андрея Ивановича сочеталась с высокой требовательностью и справедливостью, а прийти человеку на помощь считалось у него первейшим долгом.

    Мне вспоминается случай, когда однажды поздним осенним вечером после расхождения «Советского Союза» с встречным толкачом пароходства «Волготанкер», следовавшим в Астрахань, с него поступило по рации тревожное сообщение, что у капитана острый сердечным приступ. Требовалась срочная медицинская помощь. Я немедленно доложил об это капитану. Андрей Иванович быстро поднялся на мостик и принял решение изменить курс судна и следовать на помощь.

    Несмотря на свежий ветер, ограниченные габариты судового хода, произведя сложные маневры по обороту судна, он ошвартовал дизель-электроход к борту толкача. Туда сразу же поспешила судовой врач Т. Андриящкина. Жизнь капитана была спасена. И подобных примеров взаимовыручки, когда «сам погибай, а товарища выручай'» за время совместной с ним работы я бы мог привести немало.

    Особенно же тепло, я бы сказал по-отечески, относился Андрей Иванович к молодым речникам. При общении с ним нас никогда не покидало радостное чувство уверенности, потому что, несмотря на строгость, «дедушка» (так мы называли его за глаза) был доступным человеком и мудрым наставником. При разборе случавшихся иногда служебных проступков он никогда не преследовал цель административного наказания, а всегда ставил прежде всего задачу предупреждения рецидива в будущем. В то же время капитан не терпел в экипаже неисправимых пьяниц и людей, способных на ложь и подхалимство. Нас привлекало его редкое умение работать с людьми, чувствовать натуру каждого, способность подобрать «ключик» к любому члену экипажа.

    Это был, конечно, опытнейший капитан и умудренный жизнью воспитатель. Андрей Иванович не только много знал и умел рассказать массу интересного о Волге и ее флоте, но просто вызывал восторг у подчиненных своим искусством судовождения. В самых сложнейших ситуациях, когда он, маневрируя, брался за ручки пульта управления судном, у штурманов создавалось впечатление, будто капитан вовсе и не маневрирует, а играет на клавишном музыкальном инструменте и притом настолько спокойно и уверенно, словно эта «игра» не представляла для него никаких трудностей .

    Учеников у капитана Белодворцева было много. Только лишь на «Советском Союзе» под его руководством прошли большую трудовую и жизненную школу многие речники. Среди них бывший капитан теплохода «Юрий Долгорукий», ныне ответственный работник Департамента речного транспорта Министерства транспорта РФ Ю. Мошнин, бывший заместитель директора ССРЗ им. 40-й годовщины Октября В. Балцун, капитаны теплоходов «Юрий Долгорукий» и «Федор Шаляпин» Г. Бурмистров и В. Махотин нынешний капитан дизель-электрохода «Советский Союз» В. Рогожин, диспетчер АО «Волжское пароходство» В. Главнов и многие другие работники речного флота. И каждый гордится тем, что может по праву называть себя учеником и воспитанником капитана Белодворцева.

    После ухода в 1977 году на заслуженный отдых Андрей Иванович не порывал тесных связей с родной Волгой и до последних дней жизни трудился в должности капитана-наставника пароходства. Именем известного капитана назван один из грузовых волжских теплоходов смешанного «река-море» плавания, экипаж которого достойно носит имя Андрея Ивановича Белодворцева.

  6. #116
    Человек и Пароход
    Регистрация
    10.02.2008
    Сообщений
    6,337

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Железный дорожник Посмотреть сообщение
    http://elefantmuller.users.photofile.../112702889.jpg
    т/х "Сергей Кучкин" (бывш. Георгий Димитров) во время стоянки на о. Валаам. Строительный номер - 2004, построен - 1979 г. верфь - Slovenske Lodenice Komarno (Комарно, ЧССР, объединение Skoda).
    Буквы, которыми набрано название, взяты с борта теплохода "Очарованный странник" после смены владельца и переименования.
    Теплоход.


    И человек. (скан статьи из "Речной Транспорт" 2/2009)

    полноразмерная страница http://photo.qip.ru/users/iriska2204...31/full_image/

  7. #117
    Капитан
    Регистрация
    22.06.2008
    Адрес
    Нижний Новгород, СОРМОВО
    Сообщений
    1,600

    По умолчанию 12 апреля - День космонавтики.

    В этом году не только в России, но и во всём мире отмечали 50-летие полёта в космос первого советского космонавта Юрия Гагарина.
    Многие СМИ писали об этом. Не остался в стороне и "Волго-Невский Проспект".



    Статью под названием "Его солнечная улыбка покорила мир" можно прочитать в № 7 (155) этого издания.

    Ну и конечно же как нельзя кстати в этой же статье была помещена вот такая подборка фотографий:








  8. #118
    Боцман Аватар для arbeit_adelt
    Регистрация
    26.08.2010
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    78

    По умолчанию

    Мне кажется, стоит упомянуть, что и теплоход проекта 92-016 "Феликс Дзержинский" первоначально должен был получить имя Юрия Гагарина.

  9. #119
    Капитан
    Регистрация
    22.06.2008
    Адрес
    Нижний Новгород, СОРМОВО
    Сообщений
    1,600

    По умолчанию Их когда-то звали так...

    Цитата Сообщение от Алекс Посмотреть сообщение
    Человек...


    Михаил Иванович Калинин.
    Фото 1920-х г.г. из фондов государственного музея политической истории России.

    Михаил Калинин родился в деревне Верхняя Троица Корчевского уезда Тверской губернии, в крестьянской семье. Юный Михаил Калинин закончил начальное земское училище, после чего поступил в услужение к соседу-помещику Д. П. Мордухай-Болтовскому. В 1889 году был увезён в Санкт-Петербург, работал у него лакеем, что позволило ему прочитать много книг из хозяйской библиотеки. В 1895 он поступает на работу токарем на машиностроительном заводе и участвует в нелегальных кружках. Детство и юность М. И. Калинина описаны в книге Марии Прилежаевой «С берегов Медведицы».
    Последующий канон большевистской биографии «днём слесарь, вечером подпольщик» списан явно с Калинина: на ближайшие 20 лет это становится формулой его жизни.
    В 1899 году вместе с другими членами организованного им марксистского кружка был арестован и после 10-месячного тюремного заключения выслан в Тифлис. Там он продолжал революционную борьбу в составе центральной группы тифлисской социал-демократической организации, за что был вновь арестован и в марте 1901 года выслан в Ревель (ныне Таллин), где работал слесарем на заводе «Вольта» и организовал подпольную типографию.
    В январе 1903 года Михаил Калинин арестован и отправлен в петербургскую тюрьму «Кресты». В июле 1903 года снова выслан в Ревель.
    В 1906 году женился на Екатерине Ивановне Лорберг (Калининой) (1882—1960), ткачихе из Ревеля, эстонке по национальности.
    Участвовал в революции 1905 года. На 6-й конференции РСДРП (1912) стал кандидатом для кооптации в ЦК РСДРП.
    В 1916 году арестован и приговорён к ссылке в Восточную Сибирь, но бежал из-под ареста и, перейдя на нелегальное положение, продолжал партийную работу в Петрограде.
    В Февральскую революцию был одним из руководителей разоружения охраны и захвата Финляндского вокзала.
    Калинин принимал непосредственное участие в подготовке и проведении Октябрьского переворота. После победы Октябрьской революции возглавил Комиссариат городских хозяйств Союза коммун Северной области и Петроградской трудовой коммуны.
    После смерти Я. М. Свердлова в 1919 году избран председателем ВЦИК. Ленин, рекомендуя Калинина на этот пост, говорил: «Это товарищ, за которым около двадцати лет партийной работы; сам он — крестьянин Тверской губернии, имеющий тесную связь с крестьянским хозяйством… Петроградские рабочие сумели убедиться, что он обладает умением подходить к широким слоям трудящихся масс…».
    Калинин избирался председателем президиумов всех восьми Съездов Советов СССР.
    Калинин принял активное участие в преодолении последствий голода в Поволжье 1921—1922 гг. Он лично посещал пострадавшие регионы, и Самарская областная клиническая больница до сих пор носит его имя. В 1926—1946 гг. член Политбюро ЦК ВКП(б).
    В 1925 году Калинин высказался резко против того, чтобы один из уездов назвали его именем, полагая, что оценка политических деятелей по праву принадлежит потомкам. Но уже в 1931 году он сам подписал постановление о переименовании Твери в город Калинин. Один из организаторов раскулачивания.
    С 1937 года Калинин — председатель Президиума Верховного Совета СССР, de jure первое лицо страны.
    В 1938 году была арестована его жена. Она была помилована и освобождена в июне 1945 года, за год до смерти «всесоюзного старосты». Калинин был одним из немногих видных старых большевиков, которые не были репрессированы ни в 1930-е, ни позже.
    Похоронен на Красной площади в Москве у Кремлевской стены.

    ... и пароход.


    Теплоход проекта 92-016 "Михаил Калинин" в Болгарах, 2007 (?) г.
    Фото А.Соснина.

    А вот в таком состоянии этот т/х сейчас:

    21 ноября 2009 г., затон ППК. Фото АЛЕКС.
    А сейчас этот теплоход носит другое имя.
    И после капитального ремонта 7 мая с.г. в 9 утра он отправился перегонным рейсом до Москвы. В пути следования он будет "доводиться до ума".

    Человек...


    Мстислав Леопольдович Ростропович
    Источник фото

    Мстисла́в Леопо́льдович Ростропо́вич (1927—2007) — советский и российский виолончелист, дирижёр.

    Народный артист СССР (1966), лауреат Сталинской второй степени (1951) и Ленинской (1964) премий СССР, Государственной премии РСФСР (1991), Государственной премии Российской Федерации (1995). Известен не только как музыкант, но и как общественный деятель, защитник прав человека и духовной свободы.

    Родился 27 марта 1927 года в Баку. Ростропович начал заниматься музыкой в раннем детстве с родителями — его отец Леопольд Витольдович Ростропович (1892—1942), происходивший из польских дворян (из Скотники недалеко от г. Сохачев), был известным виолончелистом, а мать Софья Николаевна Федотова — пианисткой. Дед Мстислава Ростроповича — Витольд Ганнибалович Ростропович, пианист, педагог, композитор, издатель и составитель сборников педагогических пьес для фортепиано.

    В 1932—1937 год Ростропович учился в Москве в Музыкальном техникуме имени Мусоргского (ныне — Детская музыкальная школа имени Мясковского). В 1941 году его семья была эвакуирована в город Чкалов (Оренбург). В 16 лет он поступил в Московскую консерваторию, где изучал виолончель у Семёна Козолупова и композицию у С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича. В 1945 году он получил известность как виолончелист, выиграв золотую медаль на Третьем всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей.

    Благодаря международным контрактам и турам Ростропович стал известен на Западе. В его исполнении прозвучал фактически весь репертуар виолончельной музыки, и впоследствии многие произведения были написаны специально для него. Им были исполнены впервые 117 произведений для виолончели и даны 70 оркестровых премьер. Как камерный музыкант выступал в ансамбле со Святославом Рихтером, в трио с Эмилем Гилельсом и Леонидом Коганом, в качестве пианиста в ансамбле с женой Галиной Вишневской.


    Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, 1965 г.

    По его собственному признанию, на формирование его личности огромное влияние оказали три композитора: Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Бенджамин Бриттен. Около 60 композиторов посвятили свои сочинения Ростроповичу, в том числе, помимо вышеуказанных, Арам Хачатурян, Лучано Берио, Альфред Шнитке, Леонард Бернстайн, Анри Дютийе, Витольд Лютославский, Кшиштоф Пендерецкий.

    Начиная с 1969 года Ростропович и его семья поддерживали Александра Солженицына, не только разрешив ему жить на своей даче под Москвой, но и написав открытое письмо Брежневу в его защиту. За этим последовала отмена концертов и туров, остановка записей. В 1974 году им были выданы выездные визы. Четыре года спустя Ростроповичи были лишены советского гражданства, которое им было возвращено только в 1990 году.

    С 1974 года Ростропович стал одним из ведущих дирижёров Запада. В течение 17 сезонов он был бессменным дирижёром и художественным руководителем Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, который под его руководством вошёл в число лучших оркестров Америки, и регулярным гостем Берлинской филармонии, Бостонского симфонического оркестра, Лондонского симфонического оркестра и Лондонской филармонии. Его последними записями были Концерт для виолончели с оркестром № 2 Шнитке и «Возврат в Россию» — уникальный документальный фильм о поездке Ростроповича в Москву с Национальным симфоническим оркестром в 1990 году.

    Во время августовского путча 1991 и событий октября 1993 выступал на стороне Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, одобряя его действия.

    В течение 26 лет Мстислав Ростропович преподавал в Московской консерватории, семь лет был педагогом Ленинградской консерватории.

    Ростропович известен и своей благотворительной деятельностью: он был президентом Благотворительного фонда Вишневской—Ростроповича, оказывающего помощь детским лечебным учреждениям Российской Федерации, а также одним из попечителей школы имени А. М. Горчакова, возрождаемой в духе и традициях Царскосельского лицея.

    Ростропович тяжело болел: в феврале и в апреле 2007 года он перенёс две операции в связи со злокачественной опухолью печени. Скончался в клинике в Москве 27 апреля 2007 года. Прощание с Ростроповичем состоялось 28 апреля в Большом зале Московской консерватории. Отпевание Ростроповича прошло в Храме Христа Спасителя. Похоронен Ростропович на Новодевичьем кладбище в Москве.


    Могила Мстислава Ростроповича на Новодевичьем кладбище в Москве.
    Источник статьи с двумя фотографиями.

    ... и пароход.




    Теплоход МСТИСЛАВ РОСТРОПОВИЧ (проект 92-016; год постройки - 1981; кап. ремонт - с 2007 по 2011 г.г.)
    на речном вокзале Нижнего Новгорода 6 мая 2011 года.
    Фото АЛЕКС

  10. #120
    Капитан
    Регистрация
    16.07.2009
    Адрес
    Иваново
    Сообщений
    1,059

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Алекс Посмотреть сообщение
    Ну и конечно же как нельзя кстати в этой же статье была помещена вот такая подборка фотографий:

    Вот что-то я не помню, чтобы редакция спрашивала разрешения на публикацию этой фотографии. Подозреваю, что и остальные фото цельнотянутые.
    Александр

+ Ответить в теме
Страница 12 из 13 ПерваяПервая ... 2 10 11 12 13 ПоследняяПоследняя

Похожие темы

  1. Пароход "РЕЗВЫЙ" (серия материалов "Утраченные пароходы")
    от Perished в разделе Речные круизы и судоходство
    Ответов: 4
    Последнее сообщение: 06.10.2013, 11:42
  2. Ответов: 46
    Последнее сообщение: 07.09.2013, 09:15
  3. Пароход "Достоевский" проект 737 (серия материалов "Утраченные пароходы")
    от Владислав Хасиков в разделе Речные пассажирские суда
    Ответов: 33
    Последнее сообщение: 20.07.2011, 22:31
  4. Ответов: 1
    Последнее сообщение: 21.12.2008, 14:06
  5. Ответов: 9
    Последнее сообщение: 28.04.2008, 14:03

Метки этой темы

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения