Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Дела давно минувших дней

Свернуть
X
Свернуть
Активные пользователи, которые сейчас просматривают эту тему: 0 (0 участника и 0 гостей)
 
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Дела давно минувших дней

    Вчера прочитал на одном из соседних форумов иллюстрированный рассказ одного из самых уважаемых форумчан о круизе на теплоходе Климент Ворошилов 1987 года по маршруту Москва-Астрахань-Москва. Автор был тогда ещё ребенком.
    Прочитал с огромным удовольствием, поскольку в нем очень точно подмечены особенности теплоходных путешествий того времени.
    Только с одним я согласиться не могу: в конце рассказа автор попытался сравнить круизы сегодняшние и советского периода по различным параметрам. Так вот, по его мнению, только по чистоте на теплоходе старые круизы могут конкурировать с новыми. По всем остальным параметрам (организация экскурсий, культурная программа, питание и т.п.) сегодняшние круизы на голову выше.
    Не могу с этим согласиться. Сам я начал "круизить в 1985 году по тому же маршруту, поэтому могу сравнивать...
    Если кому-то интересно, готов поделиться со всеми своими мыслями, повспоминать то, как все было на теплоходах советского времени, и попытаться сравнить с днём сегодняшним.
    Наверняка кто-нибудь захочет сам поделиться своими воспоминаниями о том времени.
    К сожалению, фотографиями того времени я не располагаю...
    "Мы - большие мастера абстрагироваться от печальной действительности; в основном, конечно, при помощи водки, но вот другой, более цивилизованный способ – купить билет на теплоход."

  • #2
    Что за соседних форум, инфофлотовский что-ли? На других вроде нет.

    Комментарий


    • #3
      Сообщение от vitalik76 Посмотреть сообщение
      Что за соседних форум, инфофлотовский что-ли? На других вроде нет.
      Именно там
      "Мы - большие мастера абстрагироваться от печальной действительности; в основном, конечно, при помощи водки, но вот другой, более цивилизованный способ – купить билет на теплоход."

      Комментарий


      • #4
        На самом деле интересно. Здоровый коллективизм, например. Что-то в этом было эдакое, чего нет сейчас, в эпоху потребительского индивидуализма
        Конкурс стенгазет по палубам какой-нибудь.
        Мой журнал.

        Комментарий


        • #5
          Этот рассказ уже был когда-то на другом форуме, а сейчас его на инфофлотовском просто повторили.

          P.S. Было бы весьма интересно прочитать и другие подобные исторические отчёты о круизах.

          Комментарий


          • #6
            Сообщение от Андрей Рассамахин Посмотреть сообщение
            На самом деле интересно. Здоровый коллективизм, например. Что-то в этом было эдакое, чего нет сейчас, в эпоху потребительского индивидуализма .
            Истинно так!
            "Мы - большие мастера абстрагироваться от печальной действительности; в основном, конечно, при помощи водки, но вот другой, более цивилизованный способ – купить билет на теплоход."

            Комментарий


            • #7
              Сообщение от Военпред Посмотреть сообщение
              ....Наверняка кто-нибудь захочет сам поделиться своими воспоминаниями о том времени.
              К сожалению, фотографиями того времени я не располагаю...
              Чтож можно и поделиться. Фотографии тоже есть, вернее можно поискать. Мы их точно не выкидывали. Единственное что они не оцифрованные и заниматься этим времени нет, да и лень матушка мешает))) Так сложилось что с 1977 по 1991 год мне удавалось сначала с родителями, потом самому, а в дальнейшем с женой, отдыхать на реке. Умышленно не употребил слово круиз, такого слова мы не знали)) Теплоходы были проектов 588, 301, Q40, Q65, 92-016. Маршруты были Москва - Астрахань и Москва - Ленинград. Выбор был прост. Астрахань это юг, арбузы, помидоры, баклажаны(их называли синенькие). Помнится после стоянки в Астрахани и Никольском теплоход как-бы проседал под тяжестью всего этого. И всю дорогу до Москвы народ с энтузиазмом перебирал свои покупки с целью не допустить порчи и гниения. В Ленинграде жило много родни, там были белые ночи, разводные мосты и Петергоф (тогда Петродворец). И самое главное. Путевку тогда надо было или выбить. Делалось это в профкоме. Или достать. За этим ездили на Петроверигский переулок, или переписав телефоны районных турбюро устраивался ежедневный их обзвон. В общем чем богаты тем и рады. Теперь о плюсах и минусах круизов тех лет. Мне пока не удалось прочитать отзыва на который ссылается уважаемый Военпред. Но мне кажется автор его прав. Тогда было по скромней. Разумеется я не учитываю суда возившие интур и работающие от 4-го Главного Управления (Чазов, кремлевская больница) там и тогда было все не хуже чем сейчас, а кое что и получше. Нам один раз удалось побывать на "Блоке" который тогда обслуживал четверку. Плюсов пожалуй было только два. Теплоходы были новые, построенные по последнему писку тогдашней моды. Помнится попав после "Сусанина" на борт "60 лет Октября" мы просто обалдели увидев диво дивное кондиционер в каюте. Про санузел с душем говорить даже не буду. А какие были на нем салоны. Особенно на шлюпочной палубе. С многозонным освещением, шикарными диванами, креслами. Второе преимущество было то что большинство туристов имело возможность путешествовать со значительной скидкой от профсоюзов, а то и бесплатно. А там где профсоюзов не было, как я уже писал, армии, органах и т.п. зарплаты позволяли без напряга покупать поездку за полную стоимость. А ну да, еще одно преимущество. Мы были молодые, солнце светило ярче, трава была зеленее, а Волга голубее. И что немаловажно ее берега небыли изуродованы трехэтажными коттеджами и трехметровыми заборами. Теперь о минусах. Каюты. Было чисто, но белье застилали сами, никто перед сном одеяло конвертиком не приоткрывал и карамельку на подушку не клал. Мыло и шампунь, тапочки, туалетная бумага это все свое. Фен, телефон, телевизор, холодильник. Да не было всего этого. Питание. На уровне хорошей заводской столовой. Разве что вместо раздачи, тетя Маша в белом халате и тапочках. Чай/кофе наливали сами из огромных чайников которые стояли недалеко от дверей. Суп в огромной супнице посреди стола. Разумеется кормились в две смены. При загрузке в районе 300-400 чел иначе никак. Первая смена всегда была более популярна, но мне нравилась вторая. С утра можно было поспать, и кроме того отправление из городов обычно совпадало с обедом/ужином первой смены, а поскольку за ней была вторая, вариант постоять полчасика посмотреть отход не приветствовался. И никаких "сто грамм за дам" боже упаси на ужин на халяву. Хорошо еще если закроют глаза на то что принесли с собой и разлили втихаря, в горбатые времена и это было низяя. Бар До появления кушек, его просто не было, слово это считалось буржуазным. Помню на "Сусанине" был буфет, на главной палубе, ближе к корме. Купить можно было конфетки, печенюшки, лимонад, пиво, сигареты. Работал он несколько часов в день. Ну кушках и 301-х появился бар. Ассортимент его был средний. Как в обычной московской кафешке. Напитки, алкоголь, пиво если повезет, пару видов коктейля, пироженки. Можно было курить, собственно курить можно было везде, в каютах, коридорах, салонах. В ресторане было нельзя. Работал бар только после ужина и до 23:00. В нем были музыкальные инструменты, но чтоб там была живая музыка, танцы не помню. Паспорта никто не спрашивал. Так что хаживали в бар на кофе с ликером и те кому не было 18)) Экскурсионка. Стандарт для всех. Выбора не было. Памятники старины, в основном храмы были в печальном состоянии. Во многих городах где сейчас автобусы была пещеходка или автобусно-пешеходная (Кострома, в Ипатий на катере возили, Ярославль, Саратов, Чебоксары, Астрахань). Из Гориц в Кириллов ехали стоя упаковенные в ПаЗике как шпроты в консервной банке. В Волгограде была фишка. Вместо автобусов могли посадить на экскурсионные троллейбусы. Но могло и счастье подвалить. Если начальник маршрута был фартовый экскурсионка начиналась в Волжском. Да и сами автобусы. Кондиционер, о чем вы, хорошо если не снятый с линии пропахший бензином ЛиАЗ. Развлекаловка Для тех кто постарше баян с "три притопа три прихлопа", для молодежи, дискотека на корме средней палубы под фонограмму. На солярии дискотеки были редко. Наверное чтобы не мешать судоводителям. На дискотеку приходила молодежь из команды. Обоего пола. Что скрывать бывали конфликты. Еще был телевизор в салоне, который сносно работал только на стоянке. Помнится как-то ходили делегацией к начальнику маршрута, он к капитану. И делали не плановую стоянку, смотрели футбол. Кино было. В кинозале на солярии. На 588 кинозал был покрыт брезентом, духота жуткая. Как было на кушках не помню. А на 301 кинозал имел сдвигающуюся крышу. Когда было совсем нечего дышать, нажималась кнопка и крыша с грохотом отъезжала и можно было смотреть на звезды. Путевая информация велась как правило очень грамотно и интересно. Было много зеленых стоянок сейчас уж даже и названий не упомню. Народ был не избалован Турциями с Тунисами, с удовольствием купались. На астраханском маршруте, в Никольском, устраивали день Нептуна. Начинался и заканчивался рейс на СРВ, заборов тогда не было. Но и машину дальше привокзальной площади не пускали, за такси тоже приходилось идти на Ленинградку, или стоять в очереди. А таксист тогда был князь)) Хочу везу не хочу не везу. Команда тоже вещи носить не помогала. По крайней мере мне этого видеть не приходилось. В общем вот такой рассказ получился. Не хочу сказать что было хуже. Здорово было. Но как-бы по проще немного. Наверное время такое было, и люди были такие. Во второй части, если она будет)) постараюсь рассказать о так скажем быте на борту.
              Последний раз редактировалось Михаил Дмитриевич Бубашкин; 01-08-2018, 15:53.
              C уважением Михаил.

              Комментарий


              • #8
                Сообщение от Военпред Посмотреть сообщение
                Только с одним я согласиться не могу: в конце рассказа автор попытался сравнить круизы сегодняшние и советского периода по различным параметрам. Так вот, по его мнению, только по чистоте на теплоходе старые круизы могут конкурировать с новыми. По всем остальным параметрам (организация экскурсий, культурная программа, питание и т.п.) сегодняшние круизы на голову выше.
                Не могу с этим согласиться.
                Автор еще одного похожего рассказа о круизе тех же времен на еще одном форуме с тобой солидарна. И говорит и о коллективизме, о котором Андрей выше упомянул, и об отсутствии "пассивной" анимации, которая характерна для современных круизов и которую она считает мраком и ужасом Хотя истина, по-моему, как всегда, где-то посередине.

                Комментарий


                • #9
                  Спасибо за воспоминания.
                  С Уважением, Владислав Викторович.

                  Комментарий


                  • #10
                    Сообщение от Михаил Дмитриевич Бубашкин Посмотреть сообщение
                    В общем вот такой рассказ получился. Не хочу сказать что было хуже. Здорово было. Но как-бы по проще немного. Наверное время такое было, и люди были такие.
                    Михаил Дмитриевич, я же говорю, что Вы всегда правы!!! Лучше и не скажешь!
                    У Вас память лучше чем у меня, про сдвигающуюся крышу на 301-х я и забыл.
                    На мой взгляд, сравнивать нынешние круизы с путешествиями на теплоходе (слово круиз, как Вы верно отметили, не применялось) не совсем корректно. Технический (и не только) прогресс делает свое дело. И люди из прошлого не могут попасть в будущее и наоборот. Поэтому правильнее говорить о том, как воспринимали раньше и как воспринимают сейчас люди свое пребывание на борту теплохода.
                    В своих воспоминаниях хочу рассказать о пяти круизах (будем их так называть для краткости): два состоялись в советское время - в 1985 и 1989 годах, один - в октябре 1991, два - в российские времена - 1993 и 1994 годы.
                    Сразу оговорюсь, что мой речной стаж начинался на одних из лучших теплоходов того времени: "Советская Россия" (1985) и "Русь" (1989). Оба теплохода обслуживали контингент 4-го Главного управления при Минздраве РСФСР. Замечу, что "Лев Толстой" работал с 4-м Главным управлением при Минздраве СССР.
                    Не подумайте, что на борту находились одни номенклатурные начальники. Например, в компании, которая сложилась у нас на Советской России, у нас были рядовые сотрудники Госплана РСФСР (два старших инженера и один начальник отдела).
                    Советской России исполнилось в 1985 году семь лет. Кстати, семилетие теплохода торжественно отмечалось экипажем на борту теплохода с приглашением туристов.
                    Чем же Советская Россия отличалась от других теплоходов 301 проекта? Да ни чем! Во время путешествия до Астрахани и обратно мы встречались и с Советской Украиной, и с Советской Конституцией, и с Владимиром Маяковским.
                    До своего первого круиза я ничего о теплоходных путешествиях не знал, круизных теплоходов никогда не видел, поэтому первое знакомство с Советской Россией повергло меня в шок! Я и представить себе не мог, насколько красив и шикарен может быть теплоход. Везде ковролин, ковровые дорожки, хромированные металлические детали, зеркала, панно, витражи, на окнах три вида занавесок и ЧИСТОТА!!! Первое время ходил по теплоходу, буквально открыв рот. А когда теплоход отправился в рейс, то в узких каналах поразила приливная волна, следующая за теплоходом. Очень меня удивила и каюта. Наверное многие сейчас покрутят пальцем около виска, ну чего там может быть хорошего в стандартной небольшой каюте да ещё на главной палубе.
                    Больше всего мне понравился санблок - небольшой, но хорошо продуманный. И прежде всего коврик, это было просто чудо! Он представлял собой решетку, сваренную из полых резиновых трубок, заваренных по концам. Когда вставал на него босыми ногами, ощущал себя стоящим на мягком ковре. А шторка в санблоке, защищающая дверь от воды во время приема душа! Она была закреплена к направляющей планке не колечками, а с помощью подвижных тележек на колесиках, поэтому шторка перемещалась очень легко и плавно, буквально двумя пальчиками. А взявшись рукой за лейку крана на раковине и потянув ее вверх, с удивлением наблюдал как из отверстия в раковине вытягивался гибкий шланг. Повесив лейку на кронштейн на стене, получал душевую установку. На окнах в каюте тюль и плотные шторки. Кроме того, окно можно было закрыть светопроницаемой черной шторкой, намотанной на барабан (как в ж/д вагонах).
                    Конечно, немецкие четырехпалубные теплоходы по своим интерьерам и удобствам были на голову выше старых 2-х и 3-х палубных теплоходов, а также 4-х палубных чехословацких собратьев проекта 92-016. Это особенно ощущалось, когда мы проходили через них будучи пришвартованными к одному причалу.
                    Все помещения теплохода были обеспечены кондиционированным воздухом, что мы особенно оценили в Астрахани...
                    Единственным местом, где отсутствовал кондиционер был кинозал. У него были сдвижные стеклянные стены.
                    Короче, ничего подобного я в свои тогдашние 33 года не встречал.
                    Да, чуть не забыл: а какие стулья были на палубе. На металлический каркас стульев была плотно намотана некая пластиковая лента. Когда вы садились на стул, и сиденье, и спинка стула принимала ваши собственные формы.
                    А какой был бар!!! О нем расскажу попозже...
                    Насколько мне известно, ГДР поставляла нам не только сами теплоходы, но и всю "начинку" к ним: мебель, столовую посуду, постельное белье и т.п.
                    Именовался наш теплоход - плавучий дом отдыха, а нас называли по радио не туристами, а отдыхающими.
                    Кормили нас прекрасно ( каюсь, в этом компоненте мы наверное и отличались от других теплоходов).
                    "Мы - большие мастера абстрагироваться от печальной действительности; в основном, конечно, при помощи водки, но вот другой, более цивилизованный способ – купить билет на теплоход."

                    Комментарий


                    • #11
                      Прочитал только что отзыв с которого начинал Виталий Борисович. В общем все в точку. Даже про то что реплоходы ходили быстрей. Разве что пара дежурных наездов на советское прошлое. Но насколько я успел понять автора, это его любимая мозоль)) А по сути темы отличный рассказ.
                      Последний раз редактировалось Михаил Дмитриевич Бубашкин; 01-08-2018, 17:50.
                      C уважением Михаил.

                      Комментарий


                      • #12
                        Очень интересные воспоминания. Сама не ходила, но с удовольствием почитала отзывы..Ну и память у вас, Михаил Дмитриевич и Виталий Борисович! Это ж надо в таких подробностях так всё описывать, ведь более 30 лет прошло(улыбнуло в отзыве Виталия Борисовича про рядового сотрудника Госплана - начальника отдела..)

                        Комментарий


                        • #13
                          Известные сейчас речные форумы образовались примерно в одно время - на рубеже 2010 года и более древних рассказов не содержат. А может кто расскажет как проходили круизы не в советское время, а в период середины 90х - начала 2000х? Когда теплоходы уже ушли в "свободное плаванье", но нынешних операторов большой тройки в том виде, в котором они сейчас, ещё не было. Как тогда приобретали билеты, чем кормили, какие были развлечения?

                          Комментарий


                          • #14
                            Сообщение от vitalik76 Посмотреть сообщение
                            А может кто расскажет как проходили круизы не в советское время, а в период середины 90х - начала 2000х? Когда теплоходы уже ушли в "свободное плаванье", но нынешних операторов большой тройки в том виде, в котором они сейчас, ещё не было. Как тогда приобретали билеты, чем кормили, какие были развлечения?
                            Расскажем обязательно, если не надоедим своими байками...
                            У Андрея Александровича в этот период богатая круизами биография.
                            "Мы - большие мастера абстрагироваться от печальной действительности; в основном, конечно, при помощи водки, но вот другой, более цивилизованный способ – купить билет на теплоход."

                            Комментарий


                            • #15
                              Сообщение от тявочка Посмотреть сообщение
                              ...улыбнуло в отзыве Виталия Борисовича про рядового сотрудника Госплана - начальника отдела...
                              Всю жизнь проходил в замах... Для меня все, кто работает в отделе - не начальники. Начальники - это на уровне управлений, департаментов и выше.
                              "Мы - большие мастера абстрагироваться от печальной действительности; в основном, конечно, при помощи водки, но вот другой, более цивилизованный способ – купить билет на теплоход."

                              Комментарий

                              Обработка...
                              X