Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Танкеры типа "Москва"

Свернуть
X
Свернуть
Активные пользователи, которые сейчас просматривают эту тему: 0 (0 участника и 0 гостей)
 
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Танкеры типа "Москва"

    Ещё из исторической серии ТМ

    27 июня 1942 года из исландского порта Рейкьявика вышел конвой РQ-17 из 37 морских транспортов и взял курс на наши северные порты. Среди судов каравана, охранявшегося большим отрядом кораблей британского военного флота, находились два советских танкера - "Азербайджан" и "Донбасс". Сведения о формировании конвоя стали известны немцам, и еще 17 июня ставка германского главнокомандующего утвердила разработанную заранее операцию по его перехвату и разгрому под кодовым названием "Ход конем". Для достижения поставленной цели фашисты выделили мощные надводные, подводные и воздушные силы, включавшие линкор "Тирпиц", тяжелые крейсеры "Лютцов" и "Адмирал Шеер", 23 подводные лодки и другие корабли.

    1 июля воздушная разведка немцев обнаружила караван, а спустя два дня начались ожесточенные атаки авиации. Три торпедоносца нацелились на "Азербайджан". Но заградительный огонь из орудий и пулеметов, открытый боевыми расчетами танкера, помешал им. Сброшенные торпеды прошли мимо...

    Когда британское адмиралтейство узнало о нападении на конвой, оно отдало приказ отряду ближнего прикрытия и эсминцам непосредственного охранения оставить транспорты. Караван распался, и немцы практически полностью уничтожили его - из 37 судов только 11 добрались до Архангельска и еще два вернулись в Исландию. Среди прибывших в Архангельск транспортов были "Азербайджан" и "Донбасс", несмотря на то, что танкеры, как наиболее важные объекты, уничтожались немцами в первую очередь.

    "Азербайджан" относится к типу средних черноморских танкеров, проектирование и постройка которых вошли в историю отечественного судостроения как один из важнейших этапов воссоздания нефтеналивного флота страны.

    Выйдя впервые на внешний нефтяной рынок в 1922 году и не имея флота, коммерческих связей, нефтехранилищ за рубежом, Нефтесиндикат вынужден был продавать продукты главным образом в черноморских портах. Нефть попадала в руки международных спекулянтов, которые наживали на перепродаже огромные деньги. Естественно, такое положение не могло быть более терпимо. И в 1924 году принимается решение переделать два не законченных в первую войну крейсера в наливные суда "Азнефть" и "Грознефть" грузоподъемностью по 5,5 тыс. т. Это задание выполнили судостроители Балтийского завода и Северной судостроительной верфи. Кроме того, в числе семи судов, к постройке которых Совет Труда и Обороны (СТО) предложил безотлагательно приступить, был и один танкер-десятитысячник "Эмбанефть", его спроектировали и построили на Николаевском судостроительном заводе.

    В марте 1925 года на заседании СТО обсуждался доклад Полномочной комиссии о морской политике страны, в котором особо подчеркивалась необходимость 50%-ного участия флота СССР в нефтеперевозках. Несколько позже, руководствуясь решениями СТО, Трансплан Наркомата путей сообщения разработал план ввода в строй наливных судов вплоть до 1933 года. Предполагалось строить и покупать за границей танкеры грузоподъемностью в 3,2; 8 и 10 тыс. т. К этому времени выявились и основные потребители советских нефтепродуктов - Англия, Италия, Франция и Германия; в разные годы на их долю приходилось от 60 до 70% нашего экспорта. В результате определились три главные линии для работы этих наливных судов. Первая, внутренняя линия охватывала Черноморское побережье страны, для ее обслуживания предназначался малый танкер. Две другие линии - международные: средние танкеры должны были доставлять нефтепродукты в порты Черного и Средиземного морей - Стамбул, Пирей, Салоники, Бордо, а большие - в Англию и страны северного побережья Европы. Из-за мелководья некоторые балтийские порты не могли принимать десятитысячники, поэтому их тоже обслуживали средние танкеры. На протяжении последующих лет судостроительная программа уточнялась, но три типа танкеров в ней неизменно сохранялись.

    Проектирование среднего и малого танкеров велось в Центральном бюро морского судостроения под руководством инженера Е. Толоцкого. В отличие от каспийских, которые предназначались только для транспортирования сырой нефти, черноморские наливные суда были приспособлены к одновременной перевозке различных нефтепродуктов. Поэтому их оборудовали дополнительными трубопроводами, позволявшими выкачивать груз из любого танка. Корпус среднего танкера был разделен перегородками на 18 главных танков, рассчитанных на прием тяжелых нефтепродуктов. При перевозке легких продуктов заполнялись также и 12 компенсационных танков. В носу расположен трюм, загружаемый маслом в таре.

    Регистр СССР одобрил проект, и в 1928 году Нефтесиндикат заказал два танкера Николаевскому судостроительному заводу, спустя год заказ увеличился еще на два судна. Три танкера - "Москва", "Азербайджан" и "Сахалин" - завод сдал заказчику до 1936 года, а вот четвертый, "Урал", оставался недостроенным вплоть до Великой Отечественной войны. Благодаря успешному завершению первой, а затем и второй пятилеток значительно выросла моторизация промышленности и сельского хозяйства страны. Увеличивалось количество нефти, которое шло на удовлетворение внутренней потребности, и экспорт нефтепродуктов с годами начал падать. Поэтому сократилась и потребность в танкерах. По этой же причине не был построен и крупнейший танкер тех лет грузоподъемностью 18,5 тыс. т, проект которого также был разработан конструкторами Судопроекта.

    И все-таки благодаря героическим усилиям рабочих, конструкторов, технологов морской нефтеналивной флот страны насчитывал на 1 января 1940 года 20 судов суммарным дедвейтом около 150 тыс. т. Тогда это справедливо считалось большим достижением.

    Танкер типа "Москва"
    Тип судна танкер
    Наибольшая длина 124 м
    Наибольшая ширина 16,6 м
    Осадка 7,95 м
    Водоизмещение 13250 т
    Дедвейт 8930 т
    Двигатель дизель
    Мощность 2 х 1400 л.с.
    Скорость 9,6 узла
    Дальность плавания 13 600 миль
    Команда 42 чел.
    Завод-изготовитель Николаевский судостроительный завод
    Годы постройки 1928-1941 гг.
    Количество 4
    ("Москва", "Азербайджан", "Сахалин", "Урал")

    - NO PAIN NO GAIN
    - RESPONSIBLE CARE IS OUR WAY
    - SHOW MUST GO ON...
Обработка...
X