Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Судьба теплоходов "Дагестан"(1933) и "Туркменистан"

Свернуть
X
Свернуть
Активные пользователи, которые сейчас просматривают эту тему: 0 (0 участника и 0 гостей)
 
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Судьба теплоходов "Дагестан"(1933) и "Туркменистан"

    О теплоходах "Дагестан"(1933) и "Туркменистан" известно, к сожалению, не много. Нет точных сведений об завершении их биографий и даже в некоторых их основных данных пока есть то, что вызывает вопросы. Тем не менее, ведь оба эти судна были, они занимают и целую главу в истории линейного пассажирского судоходства в Каспийском Море и несут несколько важных титулов в истории морского пассажирского флота СССР в целом.

    Оба судна были практически однотипные - теплоход "Туркменистан" был судном немного большим по тоннажу чем теплоход "Дагестан". Оба судна были построены по сконцептированной для Каспийского Моря модификации проекта судов типа "Абхазия"(1927) (т.е. т.н. "Крымчаков") и они вполне заслуживают наименования "Каспийские Крымчаки". И "Дагестан" и "Туркменистан" однако, существенно уступали по тоннажу классическим "Крымчакам" - судам типа "Абхазия"(1927).

    О теплоходе "Дагестан" известно то, что его тоннаж составлял 2575 тонн, длина - 90 метров, ширина - 12,8 метров, судно обладало двумя дизельными моторами и могло развивать скорость до 14 узлов. В некоторых источниках судоверфью постройки "Дагестана" значится судоверфь "Коломна" в городе Коломна, СССР - что вызывает ряд вопросов о том, могло ли быть такое крупное судно построено на указанной судоверфи и могло ли оно по реке Ока пройти к впадению Оки в Волгу. Год постройки и ввода в эксплуатацию теплохода "Дагестан" - 1933.

    О теплоходе "Туркменистан" известно то, что его тоннаж составлял 2825 тонн, длина - 90 метров, ширина - 12,8 метров, судно обладало двумя дизельными моторами и могло развивать скорость до 13,7 узлов. Судоверфь постройки - "Красное Сормово", Горький (ныне - Нижний Новгород), СССР. Год постройки и ввода в эксплуатацию теплохода "Туркменистан" - 1936. Есть сведения о том, что название "Туркменистан" было не первым названием судна. Возможно изначально оно называлось "Туркистан".

    Оба судна вошли в состав Совторгфлота Баку (позже - Каспийское Морское Пароходство), их портом-приписки стал Баку. И "Дагестан" и "Туркменистан" приступили к регулярным пассажирским рейсам на почтовой линии Баку - Красноводск. Нужно ли говорить о всей значимости этой линии в те годы - она являлась составной частью практически единственного пути, связывавшего западную часть СССР со Средней Азией.

    Если знаменитый турбоэлектроход "Вячеслав Молотов" (позже - "Балтика") стал последним морским пассажирским судном перед Войной 1941-1945, построенным для СССР заграницей, то теплоход "Туркменистан" стал последним крупным морским пассажирским судном, построенным перед Войной 1941-1945 в СССР. После этого в СССР не будут строить крупные морские пассажирские суда на протяжении как минимум двух десятилетий. И "Дагестан" и "Туркменистан" были одними из самых современных морских пассажирских судов, которыми обладал СССР к началу Войны 1941-1945. И к началу лета 1941 года - самыми современными и совершенными на Каспийском Море.

    Есть также предположения, что теплоход "Дагестан" мог обслуживать и другие линии в Каспийском Море, например Баку - Махачкала и Баку - Астрахань.

    Во время Войны 1941-1945 значение линии Баку - Красноводск и обоих судов, на ней работавших, ещё больше увеличилось, особенно в период 1942 - 1943 годов, когда эта была практически единственная относительно-безопасная дорога, связывавшее Закавказье с остальной страной. Суда перевозили военнослужащих, раненных, эвакуируемых, беженцев, доставляли почту и важные грузы.

    С ноября 1941 года по сентябрь 1944 года капитаном теплохода "Туркменистан" была прославленный Одесский Капитан Берта Яковлевна Рапопорт (1914-1967).

    На момент окончания Войны 1941-1945 теплоходы "Дагестан" и "Туркменистан" стали вместе с турбоэлектроходом "Вячеслав Молотов" (позже - "Балтика") и теплоходом "Крым" наиболее современными крупными морскими пассажирскими судами СССР, пережившими войну и двумя самыми современными в СССР, встретившими конец войны в эксплуатации.

    После окончания войны оба судна возвратились к обычному ритму работы, который был до войны. В основном они работали на традиционной для них линии Баку - Красноводск, иногда совершая рейсы и между другими портами Каспийского Моря. По одной из версий, ряд деталий этих судов мог послужить прототипом к созданию в 1959 году пассажирского теплохода "Киргизстан" - головного судна известной серии из девяти судов.

    Постепенно на Касийское Море пришли и новые суда более современной постройки. Это, во-первых и в 1959 году вышеупомянутый теплоход "Киргизстан", и пять железнодорожно-пассажирских паромов типа "Советский Азербайджан", построенных для обслуживания линии Баку - Красноводск и трансформации её в настоящую железнодорожно-пассажирскую паромную переправу. Начиная с 1962 года до конца 1960-х годов каждые два года новый паром этого типа вводился в эксплуатацию. И к середине 1960-х годов уже не требовалось наличие на линии Баку - Красноводск сразу двух судов - "Дагестан"(1933) и "Туркменистан", а к началу 1970-х годов уже не требовалось и их обоих.

    После середины 1960-х годов следы теплохода "Дагестан" теряются. Долгое время о том, как завершилась судьба этого судна не было известно вообще ничего. Теплоход "Туркменистан" находился в эксплуатации на Каспийском Море ещё как минимум до 1970-го года включительно. После 1970-го года следы теплохода "Туркменистан" также теряются. Долгое время о том, как завершилась судьба и этого судна не было известно вообще ничего. И лишь недавно, по неподтверждённой версии одного из источников, теплоход "Дагестан" был разделан на металлолом в Баку в 1960-х годах, а теплоход "Туркменистан" был разделан на металлолом в Баку в 1970-х годах.

    При этом следует указать то, что в северных регионах СССР на рубеже 1960-х - 1970-х годов существовало гражданское судно с названием "Дагестан" и того, что это был т.н. "Каспийский Крымчак", теплоход "Дагестан"(1933) исключать пока нельзя как и утверждать данный факт.

    Пока более точно о завершении судьбы обоих судов ничего сказать нельзя. Точно можно сказать лишь то, что по состоянию на 1979 год в составе гражданского морского флота СССР не существовало судов с названиями "Дагестан" и "Туркменистан".


    Вскоре здесь будут подключены фотографии судов "Дагестан" и "Туркменистан".

    Мы просим пополнить наши сведения всех, кому что-нибудь известно о двух данных судах - теплоходах "Дагестан"(1933) и "Туркменистан", и об их судьбе.


    ЯнПи
    Штутгарт, 16.02.2010
    Последний раз редактировалось yan; 22-02-2010, 14:05. Причина: коррекция грамматических опечаток

  • #2
    Сообщение от yan Посмотреть сообщение
    О теплоходах "Дагестан"(1933) и "Туркменистан" известно, к сожалению, не много.

    ....Вскоре здесь будут подключены фотографии судов "Дагестан" и "Туркменистан".

    .....Мы просим пополнить наши сведения всех, кому что-нибудь известно о двух данных судах - теплоходах "Дагестан"(1933) и "Туркменистан", и об их судьбе.
    ЯнПи
    Штутгарт, 16.02.2010
    Приветствую Ян.
    Как и обещал, фото теплоходов.
    "Дагестан"


    "Туркменистан"


    .....При этом следует указать то, что в северных регионах СССР на рубеже 1960-х - 1970-х годов существовало гражданское судно с названием "Дагестан" и того, что это был т.н. "Каспийский Крымчак", теплоход "Дагестан"(1933) исключать пока нельзя как и утверждать данный факт......

    Ян, все возможно. Были районы, где прошедшие 60 лет были закрытой зоной. Вот пример,- это Кольский п-ов.
    Сейчас по нему можно смело пройтись, но с паспортом.
    И вот что можно там обнаружить;
    фото в одной из многочисленных бухт Кольского.


    PS продолжение путешествия по Кольскому, в теме;
    "Осколки прошлого".

    Комментарий


    • #3
      Сообщение от alecs Посмотреть сообщение
      фото в одной из многочисленных бухт Кольского.
      На снимке вижу три буксира и семь эсминцев (предположительно), остальные части корпусов не могу идетифицировать.
      Дома посмотрю справочники, издаваемые для пассажиров в 60-70-х годах - если Дагестан или Туркменистан в те годы еще ходили - то вполне возможно они там есть. Это вполне допустимо, так как в пароходствах были и более старые суда - таже Кооперация, Петр Великий (ех Якутия), Нахимов и т.п.
      Ян, я лично вот на такой момент обратил внимание - суда очень похожи на т/х Кооперация. Причем не как суда того же времени, а как построенные по модифициованному проекту.

      т/х Кооперация в ММП

      Кстати такое вполне возможно, так как теплоходы этого типа были весьма удачными.
      Последний раз редактировалось Железный дорожник; 18-02-2010, 10:34.
      http://img-fotki.yandex.ru/get/4714/...29d44168_M.jpg

      Комментарий


      • #4
        Alecs!

        Можете смело исключать Дагестан работавший на Севере из списка каспийских крымчаков. тх Дагестан, тип Джанкой постройки ГДР рудовоз. Тип KEII VEB Warnowwerft

        т/х «ДАГЕСТАН»
        Строительный № 422.
        Построен в 1962 г. С 29.11.1962 г. в составе ММП.
        Первый капитан Сатар Бедалов
        В 1985 г. в рейсе из Баренцбурга в Мурманск вахту нес второй штурман. Капитан проложил курс суда и покинул мостик для подготовки диспетчерской информации. В результате неверных манипуляций с рулем вахтенный помощник посадил судно на мель.
        После ремонта судно28.11.1985 г. передан Главсеврыбе..
        24.06.1988 г. продан на металлолом.

        --------
        Железный дорожник.

        тх Кооперация никогда не работала в СМП

        БМП ММП ЧМП и окончила жизнь в СДП - плавгостиницей
        :boat: www.mmflot.com

        Комментарий


        • #5
          ПРошу прощения - исправил. ММП и СМП путаю с завидно регулярностью
          http://img-fotki.yandex.ru/get/4714/...29d44168_M.jpg

          Комментарий


          • #6
            Алекс, большое Вам спасибо за публикацию фотографий теплоходов "Дагестан" и "Туркменистан" !

            Пётр, проект теплоходов "Дагестан"(1933) и "Туркменистан" (т.н. "Каспийские Крымчаки") был разработан на основе проекта теплоходов типа "Абхазия"(1927) (т.н. "Крымчаки"). Проект судов типа "Алексей Рыков" (к которому принадлежит и "Кооперация") не являлся прототипом проекта "Дагестана"(1933) и "Туркменистана". Здесь решающим следует считатъ не похожесть размеров, а подобие корпусов и подобие конфигурации пассажирской надстройки.

            Комментарий


            • #7
              Ян, а нет информации о том, участвовали ли оба судна в бытность их на Каспии в эвакуции 1948 года после Ашхабадской Землятрясения или в доставке грузов в Красноводск?
              http://img-fotki.yandex.ru/get/4714/...29d44168_M.jpg

              Комментарий


              • #8
                Из переписки в аналогичной теме на Форуме Сообщества Круизник.РУ (www.kruiznik.ru)


                Юрий Трифонов, от 16 февраля 2010, 19:44 :

                Здравствуйте Ян! Небольшое дополнение по "Дагестану" и "Туркменистану".
                Экипаж теплохода «Дагестан» с первых месяцев войны перевыполнял план перевозки пассажиров и несколько месяцев подряд держал переходящее Красное знамя пароходства. В августе 1941 года «Дагестан» принимал участие в высадке десантных частей Красной Армии в Иране. В октябре 1941 года теплоходы «Дагестан» и «Туркменистан» были переданы медицинской службе КВФ. С 8 августа 1942 года они числились санитарными транспортами. Экипажи судов сумели увеличить грузоподъемность своих судов до 1600 т, обеспечив эвакоемкость транспортов в 200 человек. Команды своими силами в межрейсовый период проводили в 1942 году сложный ремонт арматуры, трубопроводов и двигателей.
                До расформирования в феврале 1943 года «Дагестан» выполнил 39 эвакорейсов из Баку в Красноводск, перевезя 29673 человека. Иногда на борт принималось до 1100 эвакуируемых и раненых. «Туркменистан» за это же время выполнил 21 эвакорейс из Баку, Астрахани и Махачкалы в Красноводск. Общее количество эвакуированных –9900 человек. В 1943 году теплоходы активно использовались в буксировке несамоходных барж с воинскими грузами. За 1943 год они неоднократно выполняли все показатели Всесоюзного социалистического соревнования и завоевали вымпелы ГКО и Наркомморфлота. Так «Туркменистан» в течение года завоевывал первенство пять раз, а в 1944 году четыре раза. После окончания войны, капитально отремонтированные теплоходы снова вышли на линию Баку – Красноводск. В 1953 году они вошли в состав Каспийского морского пароходства. Теплоход «Дагестан» в 1959 году принимал на борт в одной каюте люкс 1 пассажира, в 13 каютах 1-го класса 26, в 23 каютах 3-го класса 190, в помещениях 4-го класса 86 и 229 палубных пассажиров. В 1963 году он был выведен из эксплуатации. Однако списанное судно еще несколько лет не передавалось на слом, а использовалось в качестве плавучей гостиницы (общежития). Теплоход «Туркменистан» пошел на слом в 1970 году.
                С уважением Ю.Н.



                Ян Пичиневский, от 16 февраля 2010, 21:03 :

                Юрий, большое Вам спасибо !

                У меня вопрос. А есть ли утвердительные данные о том, что теплоход "Дагестан" был разделан на металлолом, и если есть, то где и примерно в каком году была произведена его разделка ?

                С уважением и дружеским приветом
                Ян



                Юрий Трифонов, от 17 февраля 2010, 18:40 :

                Здравствуйте Ян! По "Дагестану" есть только данные по его использованию в качестве плавгостиницы. Время и место его разделки мне не известно. С уважением Ю.Н.


                Ян Пичиневский, от 18 февраля 2010, 14:43 MEZ :

                Юрий !

                Большое Вам спасибо за интересную информацию о теплоходах "Дагестан" и "Туркменистан" и за малоизвестные подробности их судьбы !

                С уважением и дружеским приветом

                Ян
                Последний раз редактировалось yan; 18-02-2010, 17:32.

                Комментарий


                • #9
                  info

                  Сообщение от info Посмотреть сообщение
                  [COLOR="Red"]
                  Можете смело исключать Дагестан работавший на Севере из списка каспийских крымчаков. тх Дагестан, тип Джанкой постройки ГДР рудовоз. Тип KEII VEB Warnowwerft

                  т/х «ДАГЕСТАН»
                  Строительный № 422.
                  Построен в 1962 г. С 29.11.1962 г. в составе ММП.
                  О грузовом судне "Дагестан" в северных регионах мне было известно. Однако применительно к периоду конца 1960-х - начала 1970-х встречается и упоминание теплохода "Дагестан" в регионе зон ответственности ММП и СМП, причём исходя из контекста упоминаний нельзя установить однозначно того факта, что имеется в виду именно грузовое судно. Это усугубляется отсутствием точных сведений о разделке теплохода "Дагестан"(1933), или аналогичных сведений о его разделке, полученных из разных источников, и прекращением к этому времени его присутствия (на уровне зафиксированных наблюдений) в Каспийском Море.



                  Железный дорожник

                  Сообщение от Железный дорожник Посмотреть сообщение
                  Ян, а нет информации о том, участвовали ли оба судна в бытность их на Каспии в эвакуции 1948 года после Ашхабадской Землятрясения или в доставке грузов в Красноводск?
                  Никаких таких конкретных сведений пока нет.

                  Но в этот период времени на Каспийском Море более серьёзного пассажирского флота не было, а линию Баку - Красноводск обслуживали именно эти два судна. Учитывая то, что в определённом смысле в то время это был кратчайший невоздушный путь из Европейских регионов СССР в Туркмению, то, следовательно, принимали наверное участие, и притом серьёзное. Но подробностей пока нет - будем работать.

                  Спасибо тебе за интересное напоминание о возможности участия этих судов в ликвидации последствий того землетрясения.

                  Комментарий


                  • #10
                    Погрузка почты на теплоход "Туркменистан", уходящий в Красноводск. порт Баку 1965г.

                    Комментарий


                    • #11
                      Просто есть точные данные что 6 октября 1948 года из Москвы вылетел смолет с медиками (тряхнуло в ночь с 5 на 6 октября), И то, что чуть ли не ночью пятого числа из Баку повезли медиков. Поидее боле их не начем было везти. Тем более что паромной переправы не было - поезда шли или до Баку или до Красноводска (через Чарджоу).

                      Кстати в навигацию 1971 года теплоходов в рассписании нет. Есть паромы, Гурьев и Хаджибеков (кажется так назывался)
                      http://img-fotki.yandex.ru/get/4714/...29d44168_M.jpg

                      Комментарий


                      • #12
                        Северяне утверждают.что на Севере пасс. судов Дагестан и Туркменистан не было
                        :boat: www.mmflot.com

                        Комментарий


                        • #13
                          И так - передо мной расписание СовМорФлота на навигацию 1971 года.
                          Линии Северного Морского пароходства обслуживают теплоходы:
                          Соловки
                          Буковина
                          Татария
                          Юшар
                          Акоп Акопян

                          линии Каспийского Морского пароходства - теплоходы
                          Киргизстан
                          Азизбеков
                          Гурьев (на время мотоочистки и ремонта т/х Азизбеков)
                          Названия паромов не приводятся.

                          Тоесть ни в Каспийском ни в Северном пароходствах Дагестана и Туркменистана нет.

                          По Балтийскому пароходству информация не приведена.

                          НО! В "Справочнике пассажира" (Трансжелдориздат, 1963) есть теплоход "Туркменистан", тоесть в 1963 - 1964 году т/х Туркменистан работал в Каспийском пароходстве.
                          Работал на экспресной линии Баку - Красноводск. Линия действовала с мая по сентябрь
                          Отправление из Баку - 18-00, Прибытие следующим утром в Красноводск - 7-00, отправление из Красноводска - 18-00, и после ночного перехода прибытие в Баку в 7-00.
                          Отпправление из Баку:
                          май - сентябрь - по четным дням.
                          Стоимость билета до Красноводска:
                          класс I - 7р 50к
                          класс II - 6р 30к
                          класс III - мягкий - 5р, жесткий 4р 20к
                          класс IV - 3р 40к
                          про т/х Дагестан - увы - ни слова.
                          В справочники пассажира (Транспорт, 1989) оба теплохода отсутствуют.
                          Надеюсь, что приведенная информация хоть немного поможет.
                          http://img-fotki.yandex.ru/get/4714/...29d44168_M.jpg

                          Комментарий


                          • #14
                            Пётр

                            Большое тебе спасибо за сведения из расписаний !

                            Что интересно, в различных литературных источниках можно встретить упоминания о том, что ещё буквально до рубежа 1960-х - 1970-х годов "Средняя Азия начинается в Красноводске", или "Туркмения начинается в Красноводске". То есть, до рубежа 1960-х - 1970-х большинство путей из западной части СССР в западную часть Средней Азии вела в основном через морскую линию Баку - Красноводск. А до рубежа 1950-х - 1960-х наверное, практически каждое путешествие шло именно по этому маршруту. Причём, даже, например не только, скажем из Украины в Туркмению, но и даже из Москвы или Ленинграда в центральную часть Средней Азии. Почему так - для меня остаётся большим вопросом.

                            Но с середины 1930-х годов до 1959 года никаких других серьёзных судов на этой, вполне стратегической морской пассажирской линии, не было. У неё был даже статус почтовой линии. Так что в 1948 году любые экспрессные пассажирские или важные почтовые перевозки в Среднюю Азию через Баку могли осуществляться только обоими "Каспийскими Крымчаками" - теплоходами "Дагестан" и "Туркменистан".

                            Хотя не ясно, почему самолёт из Москвы не мог приземлиться в Ашхабаде, и почему с Туркменией не было нормального авиационного сообщения. Да и не ясно, почему и в более поздние годы для того чтоб добраться из Москвы в Туркмению нужно было на самолёте лететь в Баку затем теплоходом переплывать в море. Ведь должны же были быть и в Ашхабаде и в Красноводске какие-то аэропорты.


                            Семён

                            Сообщение от info Посмотреть сообщение
                            Северяне утверждают.что на Севере пасс. судов Дагестан и Туркменистан не было
                            Большое спасибо !

                            По теплоходу "Туркменистан" никаких вопросов нет - он был разделан на рубеже 1970-го - 1971-го года. Вопрос вызывает судьба теплохода "Дагестан"(1933) .

                            Комментарий


                            • #15
                              Аэропорт был, но маленький.
                              ..." В 1962г. в аэропорту Красноводск находилась 225ООАЭ «отдельная объединенная авиаэскадрилия». Командиром эскадрильи был Соловьяненко Александр Евсеевич, ветеран войны (майор запаса) Соловьяненко А.Е. был летчик (в те годы авиапредприятиями руководили только лица летного состава). Летал на самолетах Ан-2. Его «коронные» рейсы были (как подсмеивались в ООАЭ) Красноводск-Кули- Маяк и Красноводск-Киянлы. В те годы эти рейсы действительно были в расписании и выполнялись.."
                              Последний раз редактировалось evs62; 18-02-2010, 22:15.

                              Комментарий

                              Обработка...
                              X