Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Судьба пассажирских судов "Сулак" и "Худат"

Свернуть
X
Свернуть
Активные пользователи, которые сейчас просматривают эту тему: 0 (0 участника и 0 гостей)
 
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Судьба пассажирских судов "Сулак" и "Худат"

    Об этих двух однотипных судах вспоминают совсем редко и то, чаще всего как об однотипных судах более известного судна - теплохода "Сайма".

    Эта серия, состоящая из трёх небольших однотипных судов была сконцептирована в 1960-е годы для региональных пассажирских перевозок в прибрежных районах внутренних морей с возможностью подхода судов к причалам на мелководье (что особенно важно в малых населённых пунктах на побережье), а также с возможностью прохода по узким участкам рек/каналов до портов или пристаней, отстоящих от побережья на некотором растоянии. Такое водное сообщение было особенно полезно там, где наземного транспорта не было, где он был плохо развит или поездка на нём не была бы рациональной.

    Все три судна вступили в эксплуатацию на Каспийском Море:

    Теплоход "Сулак", 1963 год постройки, тоннаж судна - 1160 BRT, длина - 68,7 метров, ширина - 9,6 метров, осадка - 2,6 метра, скорость судна - 11,5 узлов

    Теплоход "Кара Богаз Гол", 1964 год постройки, тоннаж судна - 1160 BRT (1964 год), тоннаж судна - 1198 BRT (1970-е годы), длина - 68,6 метров, ширина - 9,6 метров, осадка - 2,5 метра, скорость судна - 10 узлов (1970-е годы)

    Теплоход "Худат", 1964 год постройки, тоннаж судна - 1160 BRT, длина - 68,7 метров, ширина - 9,7 метров, осадка - 2,5 метра, скорость судна - 11,3 узла

    Головным судном серии был теплоход "Сулак". Теплоход "Кара Богаз Гол" изначально планировалось назвать "Черноморец", и использовать, по всей вероятности в Черноморско-Азовском бассейне, но судно вошло в строй именно под своим названием "Кара Богаз Гол" на Каспийском Море.

    Об Каспийском периоде биографии судов известно не много кроме того что он завершился в 1968 -1970 годах. Известно то, что портом приписки теплоходов "Сулак" и "Худат" была Астрахань. Известно также и то, что теплоход "Худат" совершал пассажирские рейсы по маршруту Астрахань - Гурьев (на реке Урал в Казахстане, сегодняшнее название города - Атырау).

    В 1968 году с Каспийского Моря ушёл "Кара Богаз Гол", в 1969 году - "Сулак", и последним из этой серии, в 1970 году - "Худат". Причиной ухода судов этого типа стала, скорее всего их плохая коммерческая эффективность на внутренних пассажирских линиях Каспийского Моря в совокупности с постепенным прогрессом в развитии наземного транспорта в ряде регионов.

    Судьба теплохода "Кара Богаз Гол" известна - он переименовывается в "Сайма" и приступает к работе на международной морской пассажирской линии Ленинград - Лаппеенранта (в Финляндии). Портом приписки судна становится Ленинград. В этот период была проведена некоторая модернизация судна, повысившая его комфорт. Новый тоннаж становится равным 1198 BRT. На этой линии судно работало до начала 1980-х годов а затем стало учебным и несколько лет тому назад было обнаружено энтузиастами Речного флота на реке недалеко от Москвы. Название судна осталось неизменным - "Сайма".

    Если судьба этого судна известна, то с уходом с Каспийского Моря два других однотипных судна, "Сулак" и "Судат" скрылись в пелене неизвестности. После того как в 2000-е годы "Сайма" снова предстала общественности и появились её фотографии, были мысли, что и два других однотипных судна тоже могут быть где-то на каких-то реках; в дальних и малопосещаемых затонах они, может быть стоят и ожидают лучшего времени. Таковы были надежды, но точно ничего не было известно.

    И вот теперь всё прояснилось.

    Головное судно серии, теплоход "Сулак" после завершения работы на Каспийском Море в 1969 году был переведен на Балтийское Море и стал учебным судном. Судно было переименовано в "Юнга" а его портом приписки стал Таллин. Дальше сведения о судьбе судна несколько разнятся. По мнению одних энтузиастов в 1972 году судно получило новое название - "Лайне". Но "Германишер Ллойд" в своём перечне иностранного флота за 1979 год сообщает о том, что судно "Юнга" по-прежнему существует и приписан к Таллину. Однако впоследствие судно, скорее всего, действительно называлось "Лайне", по крайней мере в 1991 году. В период между 1991 и 1994 годами бывший "Сулак" несколько раз переименовывается, что скорее всего, сопровождалось и сменами владельцев судна. Наконец, в 1994 году теплоход снова получает одно из своих прежних названий, теперь уже написанное Латиницей - "Laine". В 2005 году теплоход "Laine" (бывший "Юнга" бывший "Сулак") был разделан на металлолом в Швеции.

    Третье судно серии, теплоход "Худат" завершил свою работу на Каспийском море последним из судов этого типа. Среди прочего он обслуживал регулярную пассажирскую линию Астрахань - Гурьев. В 1970 году судно переводится на Азовское Море в состав Азовского Морского Пароходства и получает новое название - "Миус". Портом-приписки становится город Жданов (ныне - Мариуполь). Какие функции выполнял "Миус" на Азовском Море - мне неизвестно. Такое положение дел продолжалось до 1988 года. В 1988 году судно получает новое название - "Акватория". Произошла ли при этом передача/продажа судна новому судовладельцу - мне также неизвестно. А в 1997 году теплоход "Акватория" (бывший "Миус" бывший Худат") был разделан на металлолом.

    Таким образом, находящийся на реке недалеко от Москвы в качестве учебного судна теплоход "Сайма" является последним сохранившимся в настоящее время судном из трёх судов типа "Сулак".


    ЯнПи
    Штутгарт, 22.02.2009
    Последний раз редактировалось yan; 18-03-2009, 15:23. Причина: Коррекция опечатки в одном из слов

  • #2
    Ян, добрый день. На эстонском "Лайне" я бывал в гостях и если увижу фотографию, скажу, этот ли пароход. Кстати, никто не развивает тему Каспийских судов, а ведь там, как мне помнится из рейсов в Иран в 1970-е годы, был очень интересный флот. В Баку приходилось видеть пароходики, на которых, как наши парни шутили, еще бакинских комиссаров возили расстреливать. Жаль, как-то фотографий я тогда с этих динозавров не сделал.
    Merimies merta rakastaa

    Комментарий


    • #3
      Здравствуйте, Виталис !

      Могли бы Вы сказать, в каких годах Вы посещали теплоход "Лайне" ?

      Комментарий


      • #4
        Это было в 1982 или 1983 году. Он стоял на ремонте в Локса, это городок в 60 км от Таллинна, где в то время был судоремонтный завод Эстонского пароходства. Кстати, в имеющейся у меня Регистровой книге морских судов СССР за 1977 год "Лайне" числится. Вот ее данные (лайне- по эстонски и фински - волна ) -год постройки -1963, СССР. Позывной УРЕФ. Регистровый номер- М-7633. Порт прип. - Таллинн. Длина-68,69; шир.-9,61; Н борта- 3,71; Т по л.г.в.- 2,55; скорость- 11,2 узл. Вал.вмест.1160 р.т.дедв.-301 т. 1 дизель 4т 1960 г. ГДР 8Х240 Х 360."Сулак" есть только рыбацкий не с аналог.ТТД. "Худат" тоже отсутствует. "Сайма" есть. ТТД как и у "Лайне". Построен в 1965 г. и приписан к Питеру был. Рег.номер М-7634.
        Последний раз редактировалось Vitalis Merta; 23-02-2009, 22:09.
        Merimies merta rakastaa

        Комментарий


        • #5
          Большое спасибо ! Значит уже в 1983 году судно называлось "Лайне". Остаётся понять, почему ряд энтузиастов считает что "Юнга" был переименован в "Лайне" в 1972 году, а Германишер Ллойд утверждает, что в 1979 гоу судно ещё называлось "Юнга".

          Как же разгадать эту загадку ?

          Напомню, что речь идёт о головном судне этой серии, бывшем теплоходе "Сулак", который был сначала переведен с Каспийского Моря на Балтийское Море в Таллин и переименован в "Юнга" а ещё позже - в "Лайне".
          Последний раз редактировалось yan; 23-02-2009, 22:02.

          Комментарий


          • #6
            >>Кстати, в имеющейся у меня Регистровой книге морских судов СССР за 1977 год "Лайне" числится

            Тогда, если в 1977 году уже было название "Лайне", то оно было и в 1979 году. Значит, действительно, правы те, кто утверждает, что "Юнга" (бывший "Сулак") был переименован в "Лайне" в 1972 году.


            >>"Худат" тоже отсутствует

            Это судно в 1977 году уже называлось "Миус"


            Виталис, ещё раз большое Вам спасибо за информацию !

            Комментарий


            • #7
              У меня к Вам тоже будет просьба. Очень интересуют паровые буксиры финской постройки, о них я знаю: основные ТТД, список построенных судов и где они работали. Сам в 1973 году проходил на одном из них мор.практику (Титан ) Все, что знаю о них- на страничке"морские паровые буксиры 1950-70-х годов". Если что-то знаете или узнаете об этих судах- разместите на этой страничке. Тема интересная, буксиры эти работали и на Черном море и в Арктике и на Дальнем Востоке. Были еще и "малые финны"- их было всего несколько на Онего. Один из этих судов уже будучи модернизированным в теплоход участвовал в фильме "Холодное лето 1953 года"- "Азов" ( по фильму "Красин" ). О них знаю совсем мало. Увы.
              P.S.: Да, "Миус" в книге есть. Приписан к Астрахани. Построен в 1965 году. Позывной УХЬЛ. Рег.номер М-7635. Систершип "Лайне".
              Последний раз редактировалось Vitalis Merta; 23-02-2009, 23:16.
              Merimies merta rakastaa

              Комментарий


              • #8
                >> Да, "Миус" в книге есть. Приписан к Астрахани.

                А у меня - к Жданову (Германишер Ллойд, 1979). Кроме того в одной из моих записей утверждается о том, что судно оставило Каспийский регион в 1970 году после завершения работы на линии Астрахань - Гурьев. Ещё есть дата переименования в "Миус" - 1970 год. Миус как раз находится ближе к региону Азовского Моря, в то время как Худат - в регионе Каспийского Моря. В логике этого переименования тоже есть определённый смысл. Я склоняюсь к мнению, что перевод судна должен был осуществиться в 1970 году и само переименование и его смысл были связаны именно с этим событием.


                >>Очень интересуют паровые буксиры финской постройки

                Довоенной постройки или постройки после окончания II Мировой Войны ?

                Комментарий


                • #9
                  У меня есть ещё вопрос по теплоходу "Лайне" (бывш. "Юнга" бывш. "Сулак").

                  Когда Вы посещали "Лайне", чьё это было судно, какому ведомству оно принадлежало ? Находилось оно в составе или в операторстве Эстонского Морского Пароходства ? Какие функции выполняло судно "Лайне", куда оно совершало плавания ?

                  Мне известно лишь то, что оно было учебным судном.

                  Комментарий


                  • #10
                    "Лайне" доковался в Локса. Принадлежал он ЭМП, хотя не помню, где работал. Попробую выяснить это у знакомого моряка, живущего сейчас в Локса. Если будет к-либо информация, сообщу. Что касается т/х "Миус", то в Рег. книге есть еще такая интересная аббревиатура: Владельцем указано АМУ. Возможно это Астраханское мор.училище. Но тогда бы было указано, что это учебное судно. А оно означено как пассажирское. В расшифровке в начале книги такой абб-ры нет. Есть АМП- Азовское морское пароходство. Но было еще Астраханское управление морского флота КМП, оно в книге тоже не упоминается. Вообще, книга-официальное издание Регистра СССР. Хотя мелкие неточности заметил. И еще. В СССР и нынешней России порт приписки и владелец часто не совпадают. Тот же "Титан" принадлежащий БОПу и базировавшийся на Беломорск был приписан к Архангельску. Многие суда река-море БОПа имели порт приписки и Ленинград и Калининград.
                    Последний раз редактировалось Vitalis Merta; 24-02-2009, 09:56.
                    Merimies merta rakastaa

                    Комментарий


                    • #11
                      По "большим финнам". Их строил А/О Крейтон-Вулкан в Турку, Суоми. Первый пароход "Челюскин" построен в 1946 году. Последние - в 1958 году ( "Кронштадт","Мингрелец" ). У меня на страничке "Морские паровые буксиры.." есть весь список этих судов. " Титан", на котором проходил практику на Белом море принадлежал БОПу. Но странно, что нигде нет никакой информации об этой серии . А их было построено 30 пароходов. "Малые финны" ( киношный "Красин", реальный "Азов") были на Онежском озере. Они не имели класса Регистра СССР, имели разряд"М" Речного регистра. В БОПе музей уничтожен, на сайте пароходства информация лишь о грузовых судах река-море. В газете "Водник Карелии " за 1981 год упоминаются следующие "малые финны": Таллинн, Игарка, Нарьян-Мар, Клайпеда, Азов, Владивосток. ( не закавычиваю ). Их в 1970 годы уже переделали в теплоходы. Если потребуется, могу дать некоторые ТТД.
                      Merimies merta rakastaa

                      Комментарий


                      • #12
                        Ян, только что мне ответили из Локса. "Лайне" принадлежал ОСВОДу Эстонской СССР и напомнили, что у него была ОСВОДовская, а не пароходская эмблема на носу.
                        Merimies merta rakastaa

                        Комментарий


                        • #13
                          Виталис, большое Вам спасибо за информацию !

                          По буксирам попробую посмотреть в справочнике.

                          Комментарий


                          • #14
                            Добавлю по "Худату". Германский Ллойд глубоко ошибается - в составе АМП это судно никогда не числилось (это подтверждает например Павлий опубликовавший в своем "Азовском морском альманахе" полный список судов АМП). Как уже писал выше Виталис под названием "Миус" судно было принадлежало АМУ пп.Астрахань. Я склоняюсь к мысли что это Астраханское морское училище, а почему не сменили класс - это загадка. В дальнейшем до конца своих дней судно числилось пассажирским, хотя в 1981 было переименовано в "Акваторию" и передано Институту водных проблем (Астрахань). И использовалось соответственно для научных исследований

                            Комментарий


                            • #15
                              parohod

                              >> Германский Ллойд глубоко ошибается

                              Я не совсем понял, почему Германский Ллойд (Германишер Ллойд) ошибается ?

                              Вот если бы Вы опирались на Ваши наблюдения - тогда дело другое. А Вы в Вашей версии опираетесь на литературный источник - также как и я. Тогда, непонятно, почему мой литературный источник ошибочнее Вашего или наоборот ?

                              В пользу того, что "Миус" (бывший "Худат") был в составе Азовскго Морского Пароходства указывает не только книга Германишер Ллойда. Благодаря Алексею Сёмину в моей коллекции есть открытка теплохода "Миус". Это - фирменная открытка Азовского Морского Пароходства. На её оборотной стороне присутствует эмблема пароходства и соответствующая надпись. Всё - оригинальная типографская печать. Таким образом, сразу два источника поддерживают мою точку зрения - Германский регистр и Советская открытка.

                              Далее. Как я уже писал, в 1988 году "Миус" был переименнован в "Акваторию". Вот где он был в качестве "Акватории" и какие функции выполнял, мне не было известно. Поэтому большое Вам спасибо за информацию !

                              Опять таки, по Вашей версии переименнование произошло в 1981 году. По моей - в 1988 году. Остаётся под вопросом, в каком конкретно, в 1981 году или в 1988 году. В этой ситуации очень помогли бы свидетельства очевидцев.

                              Комментарий

                              Обработка...
                              X