Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Обь-Енисейский канал.

Свернуть
X
Свернуть
Активные пользователи, которые сейчас просматривают эту тему: 0 (0 участника и 0 гостей)
 
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Обь-Енисейский канал.

    другое название Кеть-Касский канал

    "Обь-Енисейский соединительный водный путь" был признан памятником природы в 1991г. в целях сохранения этого уникального гидротехнического объекта. В Красноярском крае он расположен на территории Енисейского района и по праву мог бы стать крупнейшим архитектурно-инженерным сооружением Российской Федерации. Это своего рода «Суэцкий канал» (162 км) России, превосходивший знаменитого собрата по длине на несколько десятков километров.
    Обь-Енисейский канал начинается возле поселка Усть-Озерное на реке Кеть и заканчивается устьем реки Большой Кас в 40 километрах от поселка Ярцево в нашем регионе. Он проходит по Средне-Сибирской низменности, пересекая водораздел рек Обь и Енисей с запада на восток, площадь объекта 190 гектаров. Водное соединение идет по рекам Кеть – Озерная (16 км) – Ломоватая (39 км) – Язевая (35 км) – оз. Большое (оз. Водораздельное 5 км) – руч. Казанцевский (прокопанный канал 7,8 км) – Малый Кас (70 км) – Большой Кас (197 км).
    История Обь-Енисейского канала началась в 1800г., когда купцы организовали изыскания для соединения двух великих сибирских рек: Оби и Енисея. В течение 12 лет были обследованы водоразделы между таежными речками Тым и Сым, Вах и Елогуй, Кеть и Кемь, чтобы выбрать наиболее удобную трассу соединения. Но работы по строительству канала так и не были начаты.
    В 1875г. енисейский купец П.Е. Фунтусов на свои средства снарядил экспедицию, которая определила наиболее удобное соединение: приток Оби – Кеть, и приток Енисея – Большой Кас, с использованием находившегося на водоразделе озера.
    Экспедиция Министерства путей сообщения России подтвердила результаты исследований енисейцев, и в 1878г. был составлен проект канала. Он предусматривал расчистку и расширение рек, а также строительство 18 плотин и 29 шлюзов. Предполагалось, что здесь смогут проходить суда длиной 44 метра, шириной 7 метров и грузоподъемностью 300 тонн. Смета проекта составляла 7-8 миллионов рублей.
    Но министерство, в целях экономии средств, приняло решение построить канал для судов длиной 20 метров и грузоподъемностью около 80 тонн. В этом случае судоходство было возможным только весной, а летом могли проходить только небольшие баржи до 8 тонн. Стоимость проекта оценили в 680 тысяч рублей, а шлюзы в проекте не предусматривались.
    Сооружение канала началось в 1884г., здесь трудились 1200 человек, которые работали в невероятно тяжелых условиях необжитой труднопроходимой тайги. Руководил строительством объекта начальник Томского округа путей сообщения барон Б.А. Аминов.

    Со строительством канала из Енисея на баржах можно было выйти в Обь, а затем добраться до Томска, Барнаула и в другие сибирские поселения. До 1894г. по водному соединению перевезли всего 500 тонн груза, без учета перевозок для строительства. Почти сразу стало ясно, что без шлюзования здесь не обойтись, и к 1898г. на канале было построено 14 шлюзов для того, чтобы пропускать баржи с небольшими пароходами. Половина шлюзов находится на территории Красноярского края: Александровский, Безымянный, Георгиевский, Мокряки, Марьин, Налимный и Касовский. В настоящее время возле Касовского шлюза проживает несколько семей старообрядцев, а в поселке Александровский шлюз сохранился дом, где проживали инженеры, руководившие возведением объекта: Аминов, Бобьенский, Ченцов и другие. Затраты на возведение Обь-Енисейского соединения составили около 2 миллионов рублей. Но примыкающие к каналу реки Озерная и Большой Кас были только расчищены от топляков и находились в естественном виде, отчего суда в этих местах могли проходить только весной. Стены шлюзов и прокопанного канала и в наши дни поражают своей добротностью. Это многометровые лиственницы, плотно подогнанные друг к другу, они скреплены коваными вручную болтами, которые до сих пор не проржавели. С учетом того, что в конце XIX века в Сибири активно шло строительство Транссибирской магистрали, построенный канал очень скоро стал лишен практического значения и был заброшен. Не исключено, что если бы он был возведен согласно первоначальному проекту, канал использовали бы и сегодня. Тем более что он проходит в северных широтах двух регионов.
    В настоящее время «Обь-Енисейский соединительный водный путь» может быть использован для развития познавательного и этнографического туризма.

    Автор Марианна Долгополова.
    Q-065 навсегда...

    Моё видео на речную тематику.

  • #2
    Сообщение от Bog-Danoff Посмотреть сообщение
    В настоящее время «Обь-Енисейский соединительный водный путь» может быть использован для развития познавательного и этнографического туризма.
    Недавно В.В. Путин заявил, что можно соединить все большие реки РФ в одну сеть, т.е. сделать канал от Волги до Амура. Так что при наилучшейшем стечении обстоятельств и при хорошей памяти нашего Премьер-министра этот проект может осуществиться. Хотя и не очень вериться...
    Но с другой стороны это повышает вероятность появления (продажи) судов с сибирских рек на Волгу и в дальнейшем уменьшением судоходства на этих реках.

    Комментарий


    • #3
      это повышает вероятность появления (продажи) судов с сибирских рек на Волгу
      это повышает и обратнюю вероятность
      Q-065 навсегда...

      Моё видео на речную тематику.

      Комментарий


      • #4
        Прошли мы по каналу этим летом... Незабываемые впечатления конечно. Втроем на новой надувной лодке. На тертий день нагнулся движок и дальше плыли греблей. Особенно если учесть что опыта водных путешествий почти не было... Если что интересует про этот маршрут - спрашивайте. Фотографий тоже немеряно осталось.

        Комментарий


        • #5
          Ждем рассказа и фотографий, плиз.
          С Уважением, Владислав Викторович.

          Комментарий


          • #6
            Тема вообще многим интересна? Достаточно на форуме выложить или гдето еще стоит? Просто после того как я две недели писал отчет о майском автопутешествии Томск-Одесса-Томск. Я решил, что второй подобный отчет в этом году не выдюжу... А написать конечно есть о чём, хотя детали уже и выветриваются.
            Поскольку я на форумах и сайтах по водным путешествиям никогда не бывал, то я даже и не знаю где лучше разместить такой отчет.

            Комментарий


            • #7
              Сообщение от coloboc Посмотреть сообщение
              Тема вообще многим интересна?
              Конечно интересна! Пишите и размещайте на форуме в разделе "отзывы".
              http://photofile.ru/photo/fallen_ang...e/79651722.jpg

              Комментарий


              • #8
                Почитал немного ваш форум. Конечно наше лодочное путешествие к речныи круизам имеет довольно косвенное путешествие. И кстати понял чем вызван особый интерес к этой тематике - всвязи с планируемым вашим круизом по Енисею.
                Наш "заплыв" занял 13 дней. Схему почти совпадающую с нашим маршрутом взял у джиперов, которые проходили тракт в 2001 году:

                Томск-ж/д-Белый Яр-"рейсовый" автобус-Катайга-УАЗ-устье реки Ломоватая-лодка-Александровский шлюз-УАЗ-Новый городок-лодка-Фомка-моторная лодка-Ярцево-Теплоход "Александр Матросов"(во где попали в тему вашего форума!)-Енисейск-автомобиль-Томск
                Буду писать наверное в ближайшее время отчет, хотябы минимальный. А пока немного фотографий.

                Комментарий


                • #9
                  Надуваем лодку

                  Мост недалеко от устья реки Ломоватой, от которого стартовали.

                  Устье реки Ломоватой

                  Первый шлюз.

                  Сибирская река... глубока... - Ломоватая
                  Последний раз редактировалось coloboc; 04-02-2009, 08:18.

                  Комментарий


                  • #10
                    Около следующего шлюза

                    Вот такие завалы на шлюзах приходилось обносить

                    Без водки в нашем деле никак...

                    Баронский тракт

                    Ярна реке Ломоватой

                    Комментарий


                    • #11
                      рипер МПС

                      И вновь шлюзы, название сейчас не помню, карты нет под руками

                      Завал в устье Язевой. А воды тут по грудь.

                      Кладбище на Новом стане.

                      И вновь продолжается бой

                      Комментарий


                      • #12
                        Бурлаки на Язевой

                        Бурлаки на Язевой

                        Перетаскиваем лодку по обводному каналу шлюза.

                        Язевая, рыбу можно черпать.

                        Сумерки на водораздельном озере

                        Совсем уже сумерки... Пора и спать ложится (в лодке).
                        Последний раз редактировалось coloboc; 04-02-2009, 08:45.

                        Комментарий


                        • #13
                          А вот эта тот самый километр тины через который мы шли сутки... Прогалина в деревьях - вход в канал.

                          Утинный рай

                          Вдоль канала перенесли вещи, и на пустой лодке проплыли.

                          Остатки Касского шлюза и прямая нитка искусственного канала.

                          Малый Касс и малая пауза между дождями.
                          Последний раз редактировалось coloboc; 04-02-2009, 08:50.

                          Комментарий


                          • #14
                            давно уже плывем на веслах. А впереди ещё километров 200.

                            Почти как в Петербурге...

                            Слияние Малого Касса с Налимной.

                            Недалеко от Георгиевского шлюза

                            Георгиевский шлюз. Речка идет уже давно по другому руслу.

                            Последний раз редактировалось coloboc; 04-02-2009, 09:03.

                            Комментарий


                            • #15
                              Александровский шлюз... Шел второй день, как кончился спирт. В коробке продукты, не подумайте. И наконецто СВЕЖИЙ ХЛЕБ.

                              Остатки авиакатастрофы. Три года назад москвичи проходили на трех надувных лодках с моторами (не наш масштаб конечно). А на самолете прилетали к ним из Красноярска. Трупы увезли, а остатки самолета отсюда сложно вывезти...

                              лагерь на Большом Кассе недалеко от Нового городка

                              Бурлаки уже на Енисее. Прогресс! Это не сам Енисей, а лиш протока в которую впадает Большой Касс.

                              На моторке от Фомки до Ярцево. Ярцево младше Томска всего на год, а ведь это уже бассейн другой реки. Почемы мы вышли сразу на самое старое поселение русских на Енисее? Правильно, именно потому что мы шли теми же путями, что и казаки. (Хотя первые казаки попали в Енисей всетаки на северах)
                              Последний раз редактировалось coloboc; 04-02-2009, 09:15.

                              Комментарий

                              Обработка...
                              X