Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Беломорско-Онежское пароходство Министерства речного флота РСФСР (1940-1991)

Свернуть
X
Свернуть
Активные пользователи, которые сейчас просматривают эту тему: 1 (0 участника и 1 гостей)
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Беломорско-Онежское пароходство Министерства речного флота РСФСР (1940-1991)

    Нынешнее Беломорско-Онежское пароходство в Петрозаводске-иная судоходная компания. На этой страничке речь пойдет о БОПе периода 1940- 1991 годов. За указанный срок пароходство развилось от выделенного из Северо-Западного речного пароходства предприятия, имеющего 7 грузопассажирских судов, 70 буксиров и около 300 несамоходных судов, из которых только 47 были морскими лихтерами, до самого большого на северо-западе РСФСР специализированного пароходства, работающего на линиях река-море. Создание пароходства было обусловлено увеличением перевозок из пунктов Белого моря через построенный в 1933 году Беломорско-Балтийский канал в пункты Онежского озера и далее по всему северо-западу через Свирь и Ладогу-в Ленинград и через Мариинскую систему- в бассейн Волги.
    В 1930-х годах и Западная Двина и Верхняя Волга и бассейн Ладоги с Онего входили в границы СЗРП. ( Помним, что по Ладоге до марта 1940 года проходила государственная граница с Финляндией). В то же время Карельская АССР стала в 1940 году союзной Карело-Финской. Это также послужило одной из причин выделения самостоятельного пароходства из структуры СЗРП.
    Еще в 1934 году Беломорско-Балтийский комбинат НКВД вводит в строй Пиндушскую судоверфь в поселке Пиндуши в 7 километрах от города Медвежьегорска. Судоверфь начала строить деревянные лихтеры для перевозки лесных грузов по Беломорканалу и Онежскому озеру.
    В 1935 году началось строительство Сегежского целлюлозно -бумажного комбината. Сегежа-небольшое селение до начала строительства-превратилась благодаря комбинату в достаточно крупный для Карелии город с тем же набором экологических проблем, что и все города-спутники ЦБК в стране. Но расположена Сегежа на берегу Выгозера и поэтому завоз сырья для комбината осуществлялся Беломорско-Онежским пароходством.
    В годы первой пятилетки в столице автономной Карельской ССР городе Петрозаводске строится новый водный вокзал. К этому времени только на Онежском озере - 28 пристанских и портовых пунктов.
    В это же время в Кеми на Белом море строится новый лесопильный завод.
    В упоминавшихся уже Пиндушах постепенно осваивают строительство морских лихтеров. В июле 1934 года общий суммарный тоннаж построенных там лихтеров- 13 тысяч тонн.
    Автор издания о Беломорско-Онежском пароходствеГ.А.Титаренко. (Голубые дороги Карелии,Петрозаводск, 1974 год) приводит и такой аргумент в пользу выделения из СЗРП пароходства для КАССР: " Однако Северо-Западное речное пароходство слабо развивало перевозки в Карелии. Протяженность эксплуатационных линий здесь не увеличивалась, наоборот, появилась тенденция к сокращению пассажирских перевозок. Линии Петрозаводск - Уница обслуживалась ограниченными перевозочными средствами. Пригородное пассажирское сообщение осуществлялось нерегулярно и не приспособленными для этого пароходами." ( с.49)
    Флот в бассейне Онежского озера в течение нескольких лет не пополнялся. На малых озерах республики грузовые перевозки осуществляли суда Кареллеса, местных советов и других ведомств. К малым озерам Карельской АССР можно отнести Ковдозеро,Куйто, Сегозеро, Сямозеро,Топозеро и ряд других.
    Основным местом базирования флота КАССР в то время был отнюдь не столичный Петрозаводск, к пристани которого были приписаны лишь 5 пароходов. (Г.А.Титаренко,указ.раб.,с.49)
    Северо-Западное речное пароходство базировало флот бассейна Онежского озера в поселке Вознесенье, который даже административно относился и относится доныне к Ленинградской области.
    Пассажирские пароходы работали с большой перегрузкой. На линии Ленинград-Медвежья Гора не было ни одной оборудованной под условия перевозки пассажиров пристани. Только в Петрозаводске имелся специальный пассажирский причал.
    23 марта 1939 года Беломорско-Балтийский комбинат НКВД передал Беломорско-Балтийский канал в ведение Наркомвода СССР.Был создан Беломорско-Онежский эксплуатационный участок СЗРП с управлением в поселке Повенец. Этот поселок находится на южном склоне канала, у первого шлюза ББК. Флот участку достался мелкий и разнотипный. По данным Г.А.Титаренко 34 парохода работали на дровах,21-на угле, 39 судов-на жидком топливе. На Онежском озере работали 11 пароходов, на канале-27 пароходов и 11 теплоходов. грузы шли в Ленинград, Рыбинск, Кандалакшу, Череповец. Грузопассажирский флот представляли три парохода: "Карл Маркс", "Трамвай № 1 " и "Трамвай № 2". "Трамваи" были построены на новой верфи в Пиндушах.
    Навигацию 1939 года закончили провально. План выполнили только наполовину. Особенно сократились перевозки грузов с Белого моря.Сквозные перевозки через ББК в оба конца составляли лишь 10 процентов от общего грузооборота. В то же время отмечалось, что железная дорога не справляется с перевозками.
    31 марта 1940 года Карельская АССР преобразована в Карело-Финскую Советскую Социалистическую Республику. В состав новой союзной республики вошли территории, отторгнутые от Финляндии в результате Зимней войны 1939-1940 года. Любопытно отметить, что тогда в состав нового образования вошли города Выборг, Антреа ( ныне Каменногорск),Кексгольм (ныне Приозерск), которые в 1944 году были переданы Ленинградской области. В связи с изменение статуса республики, правительство КФССР обратилось в СНК СССР с просьбой создать Беломорско-Онежское пароходство с водной базой: все Онежское озеро, ББК с его акваторией, западная часть Белого моря в пределах от восточной границы республики до южного берега Кольского полуострова включительно, а также внутренние малые озера КФССР. 10 июня 1940 года вышел приказ Наркома речного флота СССР З.А.Шашкова № 226 о реорганизации СЗРП и создании Беломорско-Онежского пароходства. Начальником пароходства был назначен А.В.Тимофеев.
    Последний раз редактировалось Vitalis Merta; 21-06-2009, 14:29.
    Merimies merta rakastaa

  • #2

    Беломорье
    Merimies merta rakastaa

    Комментарий


    • #3
      Беломорско-Онежское пароходство в 1940-е годы Управление пароходства разместили на Онежской набережной Петрозаводска уже летом 1940 года. Флот передали из СЗРП. Семь грузопассажирских пароходов, 70 буксиров и одно судно для малых озер. По данным Г.А.Титаренко несамоходных судов было 265 и их суммарная грузоподъемность составляла 222648 тонн. Морских лихтеров было 47. Их грузоподъемнсть суммарно составляла чуть более 61 тысячи тонн. Первая навигация сложилась неудачно.План не выполнили. Тем не менее были открыты новые пассажирские линии: Вознесенье-Петрозаводск-Медвежья Гора, Петрозаводск-Шала, Медвежьегорск-Беломорск, Медвежьегорск-Выгозеро-Надвоицы. Две последние проходили по Беломорско-Балтийскому каналу. Линию Ленинград-Петрозаводск-Медвежьегорск обслуживали с началом навигации 1941 года два только что переданных из СЗРП пассажирских парохода :"Урицкий" и "Жданов".
      Главной ремонтной базой пароходства был Повенецкий судоремонтный завод. Весна 1941 года наступила позднее обычного. Как нередко бывало в Карелии, в начале июня разразилась снежная буря. На Онего и Белом море бушевал шторм. Несколько судов получили повреждения. К открытию навигации 1941 года в пароходстве было 82 судна. 6 июня пароход "Карл Маркс" под командованием капитана А.А.Бабкина вышел на Шалу- населенный пункт на восточном берегу Онежского озера. Забегая вперед, следует отметить, что линия Петрозаводск-Шала-Пудож-Подпорожье оказалась самой востребованной и существовала вплоть до конца 1980-х годов. Долгие годы ее обслуживала известная многим морякам и речникам "Ладога"-теплоход проекта 646, ныне выполняющий в Польше роль туристического отеля...
      В связи с отсутствием раций на большей части судов, о начале войны многие экипажи судов узнали не сразу. Часть судов пароходства была сразу же мобилизована в Военно-Морской флот. Оставшиеся суда также сразу же были объявлены работающими на нужды армии и флота.Мобилизованы были и многие работники плавсостава. Уже 23 июня на судостроительных и судоремонтных предприятиях КФССР началось переоборудование буксиров и пассажирских судов для пополнения военно-морского флота, для перевозки воинских грузов и личного состава армии и флота.
      Последний раз редактировалось Vitalis Merta; 24-06-2009, 03:08.
      Merimies merta rakastaa

      Комментарий


      • #4
        Примерный список судов пароходства на момент его создания, 1940 год. К сожалению, пока не удается привлечь к сотрудничеству бывших работников Беломорско-Онежского пароходства советского периода. Для воссоздания полного списка требуется достаточно долго поработать в государственном архиве российской Карелии в Петрозаводске. Вот список судов пароходства на момент его создания. Естественно он далеко не полный и ждет участия людей, интересующихся историей этого своеобразного и необычного для того времени предприятия водного транспорта.
        1. Андрей Жданов . грузопассажирский пароход, переданный БОПу в 1941 году и работавший на линии Ленинград-Петрозаводск-Медвежьегорск.
        2. пароход Анохин. По рассказам некоторых современников это тот пароход, на котором И.Сталин из Ленинграда прибыл на ББК в 1933 году.
        Этот факт подтверждает и Г.А.Титаренко.
        Впоследствии, уже в 1950-е годы в пароходстве появился другой "А.Жданов"-буксир финской постройки, о котором я упоминал на страничке о паровых буксирах 1950-х.
        3. пароход Баян
        4. пароход Винница.
        5. пароход Видлица .буксир
        6. пароход Вересаев
        7. пароход Гарибальди
        8. пароход Герцен
        9. пароход Грузия ( был приписан к пристани Шала, восточный берег
        Онежского озера)
        10. БП Ижорец - 20
        11. БП Ижорец - 30
        12. БП Ижорец - 38
        13. БП Ижорец - 48
        14. БП Ижорец - 53
        15. БП Ижорец - 65
        16. БП Ижорец - 82
        Конечно же "Ижорцев" в пароходстве было гораздо больше.
        17. пароход Кингисепп. Этот буксир во время войны работал на Белом
        море.
        18. пароход Камбала
        19. пароход Карл Маркс. Фотоснимок этого парохода мелькает повсюду,
        где рассказывается о строительстве ББК.
        На этом пароходе делегаты сессии Карельского
        ЦИК прошли Повенецкую лестницу- 1-9 шлюзы.
        20. пароход Красная Армия
        21. пароход Медвежьегорск
        22. пароход Металлист
        23. пароход Молоков
        24. пароход Нева
        25. пароход Огюст Бланки
        26. пароход Олонка
        27. пароход Осетр
        28. пароход № 12
        29. пароход № 50
        30. пароход № 52
        31. пароход Паша
        32. пароход Пролетарий
        33. пароход Пролетарский мир
        34. пароход Пятилетка
        35. пароход Рабочая надежда
        36. пароход Роза Люксембург ( потоплен в войну, поднят в 1945 г.)
        37. пароход Рошаль
        38. пароход Сакко и Ванцетти. буксир
        39. пароход Сиговец
        40. пароход Северная Коммуна (затонул в Выгозере зимой 1942 г. от сжа-
        тия льдов на озере)
        41. пароход Семга
        42. пароход Суна
        43. пароход Ударник
        44. пароход Урицкий. По данным Г.А.Титаренко- до национализации на-
        зывался "Сусанин" и работал на линии Петроград
        Повенец. Грузопассажирский, постройки 1912 года.
        С началом боевых действий летом 1941 года исполь-
        зовался как госпитальное судно на Ладоге, затем
        ушел на Волгу.
        45. пароход Фурманов. буксирный.
        46. пароход Чекист
        47. пароход Эскспортлес-12, буксирный
        48. пароход Экспортлес -14, буксирный
        49. пароход Ижорец-18 ( по данным сб. "Боевые вымпела над Онего", в период войны- канонерская лодка № 13 ;с.9 указ.соч.)
        50. пароход Мартиец-89 ( по данным сб."Боевые вымпела над Онего", в период войны-кан.лодка № 14)
        51. пароход Каляев ( по данным сборника "Боевые вымпела над Онего", в период войны-канонерская лодка № 12 ; там же)
        52."Дзержинский"- буксир
        53."Менжинский" - буксир
        54."Сергей Киров" - буксир
        55."орджоникидзе"- буксир
        Благодаря сайту "Военный флот России.Тральщики" удалось выяснить судьбу буксирных пароходов типа "Ижорец" Беломорско-Онежского пароходства, участвовавших во второй мировой войне в качестве тральщиков:
        1. "Ижорец-20"- 1935 года постр. Был тральщиком БФ. Возвращен в пароходство в 1944 году.
        2. "Ижорец-22" - 1935 г.п. Был тральщиком БФ.16.09.1941г. атакован самолетом и
        затонул.
        3. "Ижорец-23"- 1935 г.п. в составе БФ, при оставлении Ханко ушел в Швецию в сент.1941 г.
        4. "Ижорец-29"- 1936 г.п. в составе БФ, потоплен у Ханко в сентябре 1941 года.
        5. "Ижорец-33" - 1936 г.п. в составе БФ, дальнейшая судьба неизвестна.
        6. "Ижорец-34" - 1936 г.п. в составе БФ, в сентябре 1941 г. с Ханко ушел в Швецию.
        7. "Ижорец-38" - 1936 г.п. в составе БФ, ЛВФ. Возвращен в пароходство в 1944 году.
        8. "Ижорец-53" - 1937 г.п. в составе БФ, 30 ноября 1941 года атакован авиацией противника,
        затонул о устрова Гогланд
        9. "Ижорец-65" - 1938 г.п. в составе БФ, сел на камни у о.Лавенсаари, оставлен экипажем,
        после войны возвращен в пароходство.
        10."Ижорец-69"- 1938 г.п. в составе БФ, ЛВФ. Дальнейшая судьба неизвестна.
        11."Ижорец-83"- 1936 г.п. в составе БФ. В сентябре 1941 года с Ханко ушел в Швецию.
        12."Антикайнен"-1940 г.п. в составе БФ. Торпедирован у острова Лавенсаари, затонул.
        13."Фурманов" - 1939 г.п. в составе БФ. После войны возвращен в пароходство.
        Последний раз редактировалось Vitalis Merta; 03-07-2009, 14:21.
        Merimies merta rakastaa

        Комментарий


        • #5


          Тот самый, часто публикуемый снимок. Пароход "Карл Маркс" поднимается по Повенецкой лестнице Беломорканала летом 1933 года.
          Последний раз редактировалось Vitalis Merta; 07-04-2011, 22:12.
          Merimies merta rakastaa

          Комментарий


          • #6
            Беломорско-Онежское пароходство в 1941-1944 годах. Флот пароходства принимал активное участие в эвакуации населения и отступающих частей Красной Армии на восточный берег Онежского озера и в Вытегру. Финские самолеты интенсивно бомбили буксиры с баржами. Военные сводки тех дней отмечают мужество экипажа буксирного парохода "Кингисепп", сумевшего спасти 78 человек с буксируемой им баржи, в которую попала вражеская бомба. Пассажиры были доставлены в Шалу, а "Кингисепп" ушел по каналу в Беломорск. На Белом море он и трудился до окончания военных действий в Советской Карелии. Несколько пароходов были захвачены противником. Пассажирский пароход "Урицкий" по Свири ушел в Ладогу и там работал как госпитальное судно, вывозя раненых с западного берега озера, в частности из Сортавала.
            Из Петрозаводска судами пароходства по различным данным было вывезено через Онежское озеро около 300 тысяч человек и более 200 тысяч тонн различных грузов. Последним покинул город пароход "Роза Люксембург" в ночь с 29 на 30 сентября 1941 года. Начальник пристани Петрозаводск был дислоцирован о своим аппаратом и судами в Шале , а управление пароходства эвакуировали в Архангельск, откуда затем управленцы прибыли в Беломорск, где и оставались до окончания военных действий в КФССР. Суда, сосредоточенные в Повенце также нужно было каналом уводить в Беломорск, так как противник угрожал захватом Медвежьегорска, откуда до Повенца оставалось всего 17 километров. По каналу шли в сложных ледовых условиях. В Выгозере лед достигал толщины 20-30 сантиметров. Но пароходы "Карл Маркс", "А.Жданов", "Северная Коммуна","Сакко и Ванцетти" и другие продолжали движение. Возникли проблемы с топливом. Караван встал на зимовку в Горской Губе Выгозера. Весной продолжили путь и все же пришли в Беломорск.
            Вторую военную навигацию пароходство провело успешно. Плановое задание по перевозке 541930 тонн грузов выполнили. На зиму 1942-1943 годов получили задание: заготовить в лесу 10 тысяч кубометров дров. Кроме этого водники получили задание в зимний период выкатать на берег из плотов-гонок в Надвоицах и Сосновце, что находятся на северном склоне канала 15 тысяч кубометров леса.
            В 1943 году Беломорско-Онежское пароходство выполнило плановое задание на 146,5 процента.Передовые капитаны пароходства А.Ф.Ремешков и М.Д.Кукушкин освоили работу в условиях Белого моря и перевезли десятки тысяч кубометров древесины. На суда пароходства еще в самый канун войны пришло много девушек. Они успешно овладели профессиями матросов и рулевых. Нарком речного флота СССР за самоотверженный труд наградил в 1943 году значком "Отличник социалистического соревнования Наркомречфлота" рулевую парохода "Сакко и Ванцетти" Т.И.Богданову и рулевую парохода "Камбала" З.Г.Тимохину. ( Г.А.Титаренко. Указ.соч.,с68)
            В 1943 году орденом Трудового Красного Знамени был награжден начальник Беломорско-Онежского пароходства А.В.Тимофеев, орденом "Знак Почета" капитан парохода "Карл Маркс" А.А.Бабкин, директор Повенецкого судоремонтного завода И.Ш.Файзулин и главный диспетчер пароходства И.В.Чанов.
            В конце июня 1944 года войска Карельского фронта начали наступление , 28 июня отряд сторожевых и торпедных катеров Онежской флотилии вошел в Петрозаводскую губу и моряки высадились на причалы уже оставленного противником города. А через несколько дней в Петрозаводск приехали представители пароходства.
            Последний раз редактировалось Vitalis Merta; 25-06-2009, 22:38.
            Merimies merta rakastaa

            Комментарий


            • #7
              Беломорско-Онежское пароходство в послевоенный период второй половины 1940-х и 1950-е годы.
              После завершения военных действий в Петрозаводске туда переместили судоремонтный завод, ранее расположенный в Повенце. Собственно сам Повенец также был занят финскими войсками, но оборудование оттуда было эвакуировано и возвращено к началу зимнего судоремонта 1944-1945 годов в Петрозаводск. Судоремонтный завод в столице разместили на территории бывшей лыжной фабрики на берегу Петрозаводской губы Оежского озера.На этой территории и сейчас базируются судоремонтники и судостроители.
              Осенью 1944 года ввели в эксплуатацию слип. Подняли для восстановления пароходы "Яков Воробьев", "Роза Люксембург","Семга", поднятые со дна Онего. Всего уже в 1945 году подняли и отремонтировали в Петрозаводске 17 судов пароходства. Запустили слесарно-механический, электромонтажный, котельно-кузнечный и деревообрабатывающий цеха.
              В навигацию 1945 года в пароходстве работали 27самоходных судов. Из них-пять грузо-пассажирских. Навигационный план перевыполнили на 20 процентов, при том, что большинство лихтеров и барж находились в удовлетворительном и неудовлетворительном состоянии.
              Пароход "Урицкий"-единственный работал на линии Петрозаводск-Вознесенье-Шала-Медвежьегорск, то есть совершал круговые рейсы по Онежскому озеру, обслуживая труднодоступные районы на восточном берегу озера. На Сегозере и Выгозере в роли пассажирских выступали буксиры "Речной" и "Красный моряк".
              По-прежнему весной 1946 года не было сквозного сообщения по Беломорканалу. В первых числах декабря 1941 года, когда финские части вошли в Повенец, первые шесть шлюзов канала были взорваны отступающими и сто миллионов воды затопили поселок. Высота сброшенной воды достигала 4-х метров и это, естественно, в условиях 20-30 градусных морозов принесло конкретный результат: далее Повенца противник не продвинулся. Но после окончания боевых действий необходимо было восстановить 8 шлюзов, 19 плотин и дамб Повенецкой лестницы. Стоимость восстановительных работ по разным оценкам превысила сто миллионов рублей. Сквозное движение по каналу было открыто в июле 1946 года. Канал восстанавливал "Беломорстрой", привлекалось население ближайших поселков и Медвежьегорска. В книге "Медвежьегорск", вышедшей в издательстве "Карелия" в 1979 году с восторгом рассказывается об энтузиазме местных жителей, восстанавливающих южный склон канала во время субботников и воскресников. Ознакомившись со сборником петрозаводчанина Ивана Чухина "Каналоармейцы", вышедшем в Петрозаводске в 1990 году, осознаешь истоки этого энтузиазма..
              К концу сороковых годов значительно выросли перевозки лесных грузов на Белом море. Беломорск получил 500-сильные двухвинтовые пароходы, построенные в Финляндии:" Азов", "Владивосток", "Игарка", "Нарьян-Мар", "Клайпеда", "Сахалин". Из Финляндии же стали поступать стальные морские лихтеры грузоподьемностью тысяча и две тысячи тонн для перевозок леса из портов Белого моря в Сегежу, Кондопогу, Петрозаводск. В 1950 году в пароходстве было уже четыре водных вокзала и шесть залов ожидания. Однако все они нуждались в ремонте, так как располагались в приспособленных зданиях.
              Начали строить жилье. На эти цели по данным Г.А.Титаренко, выделили 10 миллионов рублей. Основную часть жилья построили в Петрозаводске. Специалистов для пароходства готовили через систему курсов. Позднее стали приезжать молодые специалисты из речных и мореходных училищ Ленинграда, Риги, Рыбинска, Горького.
              Довоенного уровня объема перевозок пароходство достигло лишь в 1954 году. В числе передовиков Г.А. Титаренко называет известных впоследствии капитанов- Ф.В.Манасеева, А.А.Дюжилова, П.А.Стрелкова, И.П.Менькова, В.М.Ишанина и других.
              В середине 1950-х годов пароходство получили судно, которое до появления в начале 1960-х годов судов типа река-море, было гордостью и флагманом - буксирный пароход "Титан", проекта 854. Это было тогда самое мощное: 800 лошадиных сил, и самое мореходное- неограниченный район плавания- судно. Пароход портом приписки имел Архангельск и базировался в Беломорске. Тогда же Беломорская пристань стала получать морские буксиры проекта 730, которые поморы окрестили "коньками"- 500 сильные паровики ленинградской постройки, последний из которых-"Ерофей Хабаров" был выведен из эксплуатации в 1973 году, то есть в среднем "коньки" прослужили пароходству на Белом море по 20 лет и только более экономичные дизельные буксиры были причиной отказа от паровиков.
              Во второй половине 1950-х годов паровой флот Беломорско-Онежского пароходства начали переводить на мазут. По-прежнему в Онежском озере трудились "Ижорцы". Но в середине 1950-х годов в пароходстве уже 8 процентов дизельных судов. Это грузовой теплоход "Капитан Демидов", пассажирский теплоход "Ладога", первые сухогрузы смешанного плавания типа "Беломорский".



              На Пиндушской судоверфи в 1930-е годы строили пароходы типа "Трамвай" для канала и Онежского озера.
              Последний раз редактировалось Vitalis Merta; 07-04-2011, 22:24.
              Merimies merta rakastaa

              Комментарий


              • #8

                "Петр Пахтусов" - буксир, полученный БОПом в 1950-х годах. Он был единственным судном типа БОР в пароходстве, хотя на Ладоге и в Финском заливе Северо-Западное пароходство эксплуатировало несколько десятков таких судов начиная с середины 1950-х годов. Много БОРов было на Волге и Каме. В 1958 году "Петр Пахтусов" отбуксировал из Шалы в Вознесенье тяжеловесный состав из трех озерных плотов-гонок. Это было рекордом того времени и буксировка одновременно 17 тысяч кубометров леса через Онего была отмечена партийными руководителями Карельской АССР. Дата вывода его из эксплуатации мне неизвестна, но в сводке выполнения плана судами БОПа за май 1978 года "Петр Пахтусов" присутствует и выполнил план на 137,3 процента. В сводках начала 1980-х этот пароход уже не присутствует...
                Последний раз редактировалось Vitalis Merta; 28-06-2009, 18:23.
                Merimies merta rakastaa

                Комментарий


                • #9

                  В 1954 году пароходство получило первый новый пассажирский теплоход проекта 646 "Ладога". Судно было построено на класс "М" Речного регистра СССР и сразу было поставлено на линию Петрозаводск-Пудож-Подпорожье, то есть обслуживало линию, связывающую столицу Карелии с восточным берегом Онежского озера. В связи с ростом количества туристов, приезжающих в Петрозаводск, чтобы побывать в Кижах, в выходные дни "Ладога" стала делать рейсы по Кижским шхерам.
                  Теплоход построили в ГДР, он имел пассажировместимость 276 человек.
                  "Ладога" верой и правдой служила в пароходстве до 1997 года и затем была продана в Польшу.

                  Добавлено через 21 минуту:

                  В 1958 году ремесленное училище №13 в поселке Пиндуши,что вблизи Медвежьегорска, ранее готовившее рабочих строительных специальностей, начинает готовить плавсостав для пароходства. Первоначально в училище было всего 4 группы общей численностью 112 человек. Готовили помощников шкипера, судовых машинистов, рулевых мотористов, кочегаров. Позднее стали выпускать судоводителей маломерного флота -200-тонников, штурманов-помощников механика на флот Беломорско-Балтийского канала, помощников механика на паровые буксиры. Количество учащихся росло и в последние годы работы училища превышало 500 человек. Долгое время училищем руководил опытный педагог и специалист водного транспорта Александр Федорович Подгайский.
                  Однако, в начале 1980-х годов, в связи с получением флота большого тоннажа и избытком специалистов, которых готовило открытое в начале 1960-х годов Петрозаводское речное училище, профтехучилище в Пиндушах закрыли. Среднее специальное учебное заведение- Петрозаводское речное училище существует и поныне и готовит техников-судоводителей по специальности [B]"Морское судовождение" [/и техников -судомехаников B]для судов река-море с выдачей морских и речных дипломов.В период своего расцвета в 1970-1980-е годы пароходство пополнялось также инженерными кадрами из ВУЗОВ системы водного транспорта страны. Начальником Петрозаводского речного училища долгое время был безвременно ушедший из жизни в 1981 году Дмитрий Павлович Бенберя.Долгое время одним из самых любимых преподавателей в училище был преподаватель мореходной астрономии, опытный моряк Владимир Александрович Басаргин.
                  Последний раз редактировалось Vitalis Merta; 30-06-2009, 21:10.
                  Merimies merta rakastaa

                  Комментарий


                  • #10


                    Во второй половине 1950-х годов Беломорско-Онежское пароходство получило новый речной линейный ледокол "Нева" для работы в весенний и осенний период на Онежском озере. "Нева"-один из тринадцати ледоколов проекта 16, построенных начиная с 1950-го года имел мощность дизель-электрической силовой установки 1800 л.с. и ежегодно начинал навигацию на Онежском озере. В бассейновой газете "Водник Карелии" ежегодно можно было прочесть информацию, подобную этой: "Ледокол "Нева", первым начавший навигацию на Онежском озере, к утру 30 марта достиг 113 квадрата на озере. Ледокол прокладывает дорогу в тяжелых льдах, толщина которых достигает 80 сантиметров...Экипаж ледокола стойко и мужественно несет ледовую вахту". ( "Водник Карелии" №37 от 31 марта 1979 года)
                    Последний раз редактировалось Vitalis Merta; 07-04-2011, 22:17.
                    Merimies merta rakastaa

                    Комментарий


                    • #11



                      Ветеран Онежского озера- пароход "Дзержинский". В 1960-х годах работал как буксирное и обстановочное судно Онежского технического участка Управления Беломорско-Балтийского канала. О том, что ранее пароход был БОПовским пока данных нет.Еще несколько буксиров пароходства выставлены на соседней страничке-"Морские паровые буксиры.." и дублировать их здесь не считаю необходимым. Буксирный флот БОПа в 1950-1960-годы -это морские и озерные паровые буксиры, работающие на Белом море и Онежском озере, а также речные буксиры, работающие на трассе Беломорско-Балтийского канала. Список буксиров в настоящее время не полный и подлежит уточнению.
                      P.S. У военных моряков на страничке о тральшиках нашел некоторую информацию про "Дзержинского" и его sisterships. Хотя некоторые факты вводят в сомнение, а фотографий нет, возможно речь идет именно об этом пароходе.Смущает информация, что "Дзержинский" имел одну машину. Насколько помнится, их было две по 200 л.с. Место постройки "Дзержинского" - ленинградский завод "Петрозавод". В то же время год постройки-1934-й и основные технические характеристики приемлемы для этого парохода:
                      водоизмещение полное-470 тонн
                      длина - 38,12 метров
                      ширина - 7,61 метра

                      осадка - 3,0 метра
                      паровая машина мощностью 450 л.с.
                      топливо - уголь- 75 тонн ( в 1960-х пароход работал на мазуте )
                      максимальная скорость - 9 узлов
                      Сообщается, что в Беломорско -Онежском (РЕЧНОМ- хотя в официальном названии пароходства это слово никогда не присутствовало) пароходстве были четыре однотипных парохода 1934 года постройки, призванные в ВМФ в 1939-м году, а затем в 1941 году.
                      Это пароходы:
                      "Дзержинский"- затем ТЩ-34 (номера в течение войны менялись). Воевал в составе БФ, после войны возвращен БОПу.
                      "Сергей Киров"- затем ТЩ-74 ( ТЩ-91,ТЩ-42, ТЩ-41). В составе БФ 22 сентября 1941 года потоплен финскими торпедными катерами.
                      "Орджоникидзе"- включен в состав Ладожской ВФ как ТЩ-75 ( ТЩ-92,ТЩ-43, ТЩ-42,Т-42). После войны возвращен БОПу.
                      "Менжинский" - включен в состав БФ ( ТЩ-73, ТЩ- 42, ТЩ-41, ТЩ-35). При эвакуации гарнизона Ханко на переходе в Кронштадт подорвался на мине и затонул, погибло 305 человек.
                      Такова судьба этих четырех БОПовских буксиров. Возможно на фото-один из них.
                      Последний раз редактировалось Vitalis Merta; 07-04-2011, 22:37.
                      Merimies merta rakastaa

                      Комментарий


                      • #12
                        Огромное спасибо за тему. На судах БОПа прошли, как я считаю, самые лучшие мои годы. Работал там с 1986 по 1990 гг.
                        Небольшое уточнение в 1990 г. Пиндушеская "Академия" № 13 еще работала.

                        Комментарий


                        • #13
                          Газета "Ленинское знамя" от 23 января 1953 года :
                          "Первой в Беломорско-Онежском пароходстве перешла на часовой график работы команда буксирного парохода "Мезень", возглавляемая капитаном, депутатом Верховного Совета республики И.П.Меньковым.Ее примеру последовали команды пароходов "А.Жданов", "Вересаев", "Порт-Артур" и другие. Прогрессивные методы труда коллектива пароходства позволили повысить технико-экономические показатели и успешно выполнить план перевозок народнохозяйственных грузов в 1951-1952 годах."
                          Merimies merta rakastaa

                          Комментарий


                          • #14


                            В 1959 году в Беломорско-Онежском пароходстве появился первый теплоход смешанного плавания. Это был сухогруз "Беломорский -1". Грузоподъемность судна составляла 1000 тонн, основные размеры: длина- 80,82 метра, ширина-11,28 метра, осадка-2,4 метра. Теплоход имел два двигателя суммарной мощностью 600 л.с.. Серию этих судов строила Финляндия. Именно "Беломорский" вошел в историю пароходства как первое судно заграничного плавания. В 1963 году теплоход "Беломорский -14" под командованием капитана Ю.А.Антонова совершил экспериментальный рейс с пиломатериалами в финляндский порт Котка. Теплоход вышел из небольшого портопункта Шала на восточном берегу Онежского озера и после полной подготовки в загранрейс в Петрозаводске, 15 октября продолжил плавание. Рейс длился две недели. Конечно, с точки зрения сегодняшнего дня можно лишь улыбнуться информации о таком загранрейсе. Особенно, если посмотреть на карту и найти "загранпорт Котка". Но это было новое для пароходства направление. "Беломорский-14" ранее ходил и подальше.В предыдущую навигацию 1962 года он перевозил лесные грузы на линиях Архангельск-Котлас-Кандалакша, Архангельск-Калининград и Архангельск-Рига. Но в историю пароходства этот теплоход вошел как первое судно загранплавания. На линии Шала-Котка "Беломорский-14" работал вплоть до 1968 года, затем его по распоряжению Минречфлота РСФСР как и большинство других теплоходов этой серии отправили работать на реки Сибири.
                            Кроме "Беломорского-14" в БОПе работали "Беломорский-6", "Беломорский-1" и, возможно, еще один "Беломорский". К сожалению, я не записал подробности рассказа нашего преподавателя Петрозаводского речного училища Владимира Александровича Басаргина о спасении теплохода "Беломорский" в Кандалакшском заливе Белого моря. В то время В.А.Басаргин был капитаном-наставником пароходства и на спасательном судне БОПа "Титан" участвовал в спасении "Беломорки", которую в акватории полигона Умба разрезала стабилизатором атомная подлодка, проходившая там испытания.
                            Последний раз редактировалось Vitalis Merta; 16-11-2010, 21:35.
                            Merimies merta rakastaa

                            Комментарий


                            • #15


                              В 1963 году флот Беломорско-Онежского пароходства пополнился четырьмя теплоходами смешанного река-море плавания, построенными на класс ЛР 4/1 С морского Регистра СССР.
                              Главные размерения судна и некоторые его технические характеристики следующие:
                              длина наибольшая - 96,0 метров
                              ширина габаритная - 13,02 метра
                              высота борта - 5,5 метра
                              грузоподьемность - 2000 тонн
                              водоизмещение полное - 3119 тонн
                              осадка средняя в грузу- 3,3 метра
                              мощность двух главных двигателей - 2 х 600 л.с.
                              численность экипажа -17 человек
                              автономность - 15 суток
                              Первыми "Балтийскими" в пароходстве были:
                              "Балтийский-5"
                              "Балтийский -6"
                              "Балтийский - 9"
                              "Балтийский -10"
                              Указанные теплоходы были поставлены на линии, связывающие порты Белого моря и Балтики через Беломорско-Балтийский канал.
                              Теплоход "Балтийский -5" был долгое время знаменит в пароходстве тем, что во второй половине 1960-х годов ( точно год назвать уже не могу), возвращаясь из Калининграда в Ленинград, наскочил на всплывшую мину времен второй мировой войны. Обычно "бревноносцы", доставлявшие лес из портов Белого моря в Калининград, в обратный путь до Ленинграда загружали песком для питерских строек. Был загружен песком и "Пятый". Третий штурман получил НАВИМ о закрытом районе в Финском заливе, но по непонятным причинам информацию до сведения капитана не довел. И "Балтийский-5" нашел мину, которую уже вовсю искали вояки. Нашел методом контакта.Рвануло. Экипаж ретировался на шлюпках дружно и быстро.Был ясный летний день, штиль. Теплоход осел на нос, но оставался на плаву. Подошел тральщик ВМФ: "Во, дают, большие корабли тонут, а тут какая-то баржа.." "Балтийский" так и не затонул. Спас его груз песка и большой запас непотопляемости: двойное дно и двойные борта. Судно отбуксировали в Питер, отрезали носовую часть, развороченную взрывом и приварили аналогичную от "Волго-Нефти", сломанной штормом на Каспии. "Балтийский-5" еще очень долго бороздил реки и моря.
                              В 1969 году в Беломорско-Онежском пароходстве было уже 36 судов типа "Балтийский". Эти суда вышли на международные линии и успешно осваивали перевозки на Балтике, Северном море, в Средиземноморье, на Каспии и Севере. Особенно резко вырос объем перевозок в этих и аналогичных судах типа "Волго-Балт" и "Сормовский" после сдачи в эксплуатацию 27 октября 1964 года Волго-Балтийского водного пути, заменившего 39 тесных шлюзов старой Мариинки семью современными большими шлюзами.
                              Еще до официальной сдачи Волго-Балта в эксплуатацию в 1964 году по каналу прошло более 3600 большегрузных судов. В конце июля из Мурманска в Баку через новый водный путь прошел БОПовский "Балтийский-18", доставивший в порт на Каспии 2000 тонн апатитов и установивший первый рекорд дальности плавания судов типа река-море.
                              Последний раз редактировалось Vitalis Merta; 16-11-2010, 21:36.
                              Merimies merta rakastaa

                              Комментарий

                              Обработка...
                              X